Митрополит Иларион: Сегодня мы прославляем жен-мироносиц и всех женщин, которые на протяжении истории являли верность Богу своим трудом, молитвой, любовью
[gallery]
18 апреля 2010 года, в Неделю третью по Пасхе, святых жен-мироносиц, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке.
По окончании литургии настоятель храма митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе!
В этот воскресный день, когда мы продолжаем праздновать воскресение Христово, ибо празднование Пасхи продолжается 40 дней, мы совершаем особую память тех людей, которые в последние часы земной жизни Христа, а также сразу после Его крестной смерти проявили особую любовь и верность Ему. Это святой праведный Иосиф Аримофейский, который после того, как Христос умер на кресте, пришел к Пилату и попросил Тело Его для того, чтобы похоронить Его в новом гробе. Это Никодим, который был тайным учеником Иисуса и вместе с Иосифом участвовал в погребении Спасителя. Это жены-мироносицы – те женщины, которые в течение всего земного пути Спасителя, всей Его проповеднической миссии следовали за Ним. Они не убоялись, что их признают за учениц Христа и последовали за Ним до креста, до Голгофы, и которые после Его смерти спешили на гроб для того, чтобы помазать Его Тело благовониями и ароматами. Что чувствовали эти женщины, когда стояли возле креста Иисусова? Они чувствовали, что Тот, кого они любили, кому они верили, на кого они возлагали надежды, уходит от них навсегда. Вряд ли они верили в то, что Он воскреснет, вряд ли они могли осознать, что страдания и смерть Спасителя являются путем ко спасению всего человеческого рода.
Мы не знаем, о чем думали эти женщины, но мы знаем, что они чувствовали – безмерную любовь к Спасителю, Который умирал на кресте. Они чувствовали безмерное сострадание. Они чувствовали, что они должны помочь, хотя помочь они никак и ничем не могли. И когда Он умер, эти женщины, пребывавшие в скорби, думали только о том, что они еще могут сделать для Иисуса. И ничего другого они не могли сделать, кроме как прийти к Его гробнице, поплакать у нее и, может быть, если найдется кто-то, кто отвалит камень от двери гроба, помазать Тело благовониями и ароматными веществами. Но когда они пришли к этому гробу, они увидели, что камень уже отвален и в гробу нет тела Человека, которого они любили, которого почитали и в которого верили. И именно им, тем, которые раньше всех, пока еще не взошло солнце, пришли ко гробу Иисуса, была открыта великая тайна воскресения Господа Иисуса.
Евангелие ничего не говорит нам о том, где в этот момент была Пресвятая Богородица, но Святая Церковь устами святителя Григория Паламы провозгласила, что Пресвятая Богородица была вместе с женами-мироносицами, что Она пришла ко гробу и что Она первой услышала весть о воскресении Христа, так же как Она первой услышала весть о Его воплощении, о том, что от Нее родится Тот, Кто станет Спасителем мира.
Жены-мироносицы – это те женщины, которые своей любовью, своим трудом, своей верностью Богу созидали Церковь Христову на протяжении веков, вплоть до настоящего времени. Господь возложил апостольское служение на мужчин, на своих учеников, и они в день Пятидесятницы получили особую харизму, особый благодатный дар, который помогал им дерзновенно проповедовать Христа Восресшего, который дал им силы быть священнослужителями и поставлять священнослужителей для всей Церкви, который дал им силы обойти все концы земли и проповедовать Воскресение Христово. Им Господь вручил служение апостольское и в последствии их преемникам - всегда мужчинам - Господь вручал служение епископское и служение священническое; служение диаконское, как мы сегодня слышали в чтении из Деяний святых апостолов, было вручено тоже лицам мужского пола. Как это было, так это и остается до ныне, так это будет всегда в канонической Церкви, основанной Господом Иисусом Христом. Но есть та сила любви, на которую способны только женщины, та силы верности и способности следовать за Христом, которая присуща была женщинам на протяжении всех веков. Без нее Церковь существовать не может, без нее Церкви не будет. Без жен-мироносиц невозможно то служение и та спасительная миссия, которые осуществляет Церковь Христова.
Господь не вверил женщинам служение священства, иерархическое служение. Вся церковная иерархия состоит из мужчин, но женщина является не просто помощницей мужчины в созидании Тела Христова Церкви, женщина является помощником Самого Бога, Самого Спасителя. И многие женщины в течение истории Церкви просияли не только тем подвигом, которым прославились жены-мироносицы, но и подвигом апостольским, подвигом проповедническим. Мы знаем, что были женщины, которые удостоены имени равноапостольных, потому что по своим трудам они сравнялись с апостолами – это и святая Нина, просветительница Грузии, это и святая царица Елена, это и равноапостольная великая княгиня Ольга. Это многие другие женщины, те, которые были царицами и правительницами, как и поминаемая сегодня грузинская царица Тамара. Это и все простые женщины, которые незаметным своим трудом созидали Церковь.
Сегодня, если мы посмотрим на тех людей, которые приходят в наши храмы, то, как правило, мы увидим, что среди прихожан больше женщин, чем мужчин. Много есть этому причин. Причины в том, что мужчины больше работают, может быть, они больше заняты, а может быть дело в том, что у женщин больше любви и верности. И когда мужчина сошлется на то, что он занят, что он устал, что он изнемог, что у него другие дела, женщина, не меньше его уставшая, не меньше его потрудившаяся, найдет в себе силы, чтобы прийти в храм Божий и не только помолиться Богу и услышать слово Божие, как это делала Мария, но и потрудиться для храма Божия, как это делала Марфа. Мы слышим о том, как Господь принял служение обеих женщин – Марфы и Марии – одной, которая заботилась о пропитании, заботилась о телесных нуждах, и другой, которая безмолвно слушала Его слова, сидя у Его ног. И то, и другое служение является служением женским, и то, и другое служение вместе взятые, являют собой полноту того служения, к которому Господь призвал женщину. А наипаче Господь призвал женщину к тому, чтобы быть создательницей малой Церкви, то есть семьи, к тому, чтобы давать жизнь и воспитание детям, заботиться о продолжении человеческого рода. Как без женщины не мог бы продолжаться род человеческий, точно также без женщины, без ее труда, молитвы, любви не могла бы продолжаться жизнь в христианской Церкви.
Сегодня мы прославляем жен-мироносиц, и вместе с тем мы воссылаем благодарение Богу за всех женщин, которые на протяжении всей истории являли верность Богу своим трудом, молитвой, любовью, и за всех женщин, которые сегодня приходят в храмы Божии, которые сегодня исполняют в них служение Марфы и Марии и которые сегодня своим трудом, молитвой, любовью продолжают созидать Тело Христово.
Я всех вас, дорогие братья и сестры, и мужчины и женщины, поздравлялю с этим нашим общим праздником и желаю, чтобы Господь, воскресший из мертвых и даровавший всем нам вечную жизнь, всех нас вел по пути ко спасению. Аминь.
Христос воскресе!»
Служба коммуникации ОВЦС