
Московского Патриархата
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie
Святейший Патриарх Кирилл направил приветствие участникам и гостям XVIII Международного симпозиума по православной духовности в монастыре Бозе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам и гостям XVIII Международного симпозиума по православной духовности на тему «Общение и уединение», который проходит в монастыре Бозе (Италия). Текст приветствия приводится ниже полностью.
Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки!
Уважаемые организаторы и участники симпозиума!
Сердечно приветствую всех участников XVIII Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе и посвященного теме: «Общение и уединение». Данная тема затрагивает две основные и равно необходимые формы духовной жизни, свойственные любой религиозной традиции.
Уединение, отделение себя от окружающего мира, и в то же время открытость к другим и создание сообщества на основе определенных духовных принципов всегда осознавались как необходимые составляющие на пути к спасению. Сам Спаситель показал нам пример гармоничного сочетания общинной жизни и уединения, когда, проповедуя Евангелие со Своими учениками-апостолами, Он удалялся для личной молитвы «в пустынное место» (Лк. 5, 16). И Своим ученикам Господь также советовал молиться в уединении: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6, 6).
Своеобразная диалектика общения и уединения наиболее ярко проявила себя в истории христианского монашества. Как известно, монашеская жизнь зародилась в самом начале IV столетия в форме отшельничества, и само слово «монах» означает «одинокий». Первые монахи Египта и Палестины, такие как преподобные Павел Фивейский, Антоний Великий, Макарий Великий, Симеон Столпник, были одинокими подвижниками пустыни, которые удалялись из мира ради духовных подвигов и Богосозерцания. Однако тот свет Божественной благодати, который стяжали эти подвижники, привлекали к ним тысячи последователей, искавших духовного совершенства. Не случайно, само определение монаха уже в древности приобрело черты парадоксальности, в которой соединялись противоположности: «монах это тот, кто, от всех отделяясь, со всеми состоит в единении». Покидая мир с его суетой и страстями, монахи своими подвигами творили новую, духовную общность, в которой все человечество объединялось узами молитвы и любви во Христе.
Возникшее вслед за отшельничеством общежительное монашество получило особое распространение на Руси. Отшельничество практиковалось и в Русской Церкви, и многие русские преподобные начинали свой подвиг в строгом одиночестве. Однако преподобные Сергий Радонежский, Пафнутий Боровский, Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие никогда не замыкались на этой форме духовной жизни, но, желая разделить свой аскетический опыт с братьями, основывали монастыри с общежительным уставом. В русском монашестве всегда присутствовало стремление уравновесить общинную жизнь и уединение, что исходило из осознания равной важности и необходимости индивидуальных аскетических и социальных начал в жизни христианина.
Особенно это проявило себя в русском «старчестве», соединившем в себе драгоценный опыт отшельничества, жизни в монастыре и духовного наставничества в миру. Жития преподобного Серафима Саровского, святителя Феофана Затворника и Оптинских старцев предлагают нам великие примеры сочетания уединения и общения, ставшего благотворным и даже спасительным для многих душ. Великие русские мыслители А. Хомяков, И. Киреевский, Ф. Достоевский и В. Соловьев посещали Оптину пустынь в поисках мудрого духовного совета. Через них старцы оказали влияние не только на жизнь отдельных лиц, но и на русскую религиозную культуру в целом, напитав ее чистыми образами подлинно христианской святости. Духовные сокровища русской культуры, которые и сегодня привлекают к себе людей во всем мире, явились, таким образом, добрым плодом гармоничного сочетания уединенного аскетического подвига и открытости к общению ради спасения многих.
Пример русских старцев мне представляется сегодня особенно актуальным. Современная культура, подверженная опасности стать совершенно секулярной и лишенной духовного начала, нуждается в благотворном влиянии христианского подвижничества наших дней. Мир должен увидеть, что дары Духа Святого, преображающие жизнь человека, сегодня столь же обильны среди тех, кто стремится жить согласно Евангелию Христову, как и среди подвижников древности. Живые христианские образы, являющие силу благодати Божией, не могут не вдохновить всех ищущих истину и стремящихся к нравственному совершенствованию.
Желаю успехов работе XVIII Международного симпозиума по православной духовности.
С любовью о Господе
+ КИРИЛЛ,
Патриарх Московский и всея Руси
Патриарх
22 марта в 10:00
21 марта в 10:00
20 марта в 13:00
Председатель Отдела
18 апреля в 18:00
17 апреля в 21:20
17 апреля в 21:00
04 апреля в 21:00
Проповеди
17 октября 2021 в 22:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20
18 апреля в 18:00
17 апреля в 21:20
10 апреля в 13:00
06 апреля в 20:00
29 марта в 12:00
28 марта в 22:00
22 марта в 11:00
22 марта в 10:59
22 марта в 10:00
21 марта в 10:00
20 марта в 13:00
18 апреля в 18:00
17 апреля в 21:20
17 апреля в 21:00
10 апреля в 13:00
08 апреля в 20:00
06 апреля в 20:00
04 апреля в 21:00
23 марта в 10:00
22 марта в 09:59
21 марта в 09:59
17 октября 2021 в 22:00
14 октября 2021 в 22:00
03 октября 2021 в 20:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
14 февраля 2021 в 19:34
09 февраля 2021 в 19:02
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20