Митрополит Волоколамский Иларион посетил Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон
[gallery order="DESC"]
16-17 декабря 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и сопровождающие его лица посетили Русский на Святой горе Афон монастырь святого великомученика Пантелеимона.
По дороге в обитель паломники посетили келию святителя Модеста Иерусалимского, где были с радушием приняты начальником келии иеромонахом Авраамием с братией. Келия святого Модеста относится к греческому монастырю Симонопетра; в настоящее время в ней проживает 12 насельников, большая часть из которых — русскоязычные.
В ночь на 17 декабря, память святой великомученицы Варвары и преподобного Иоанна Дамаскина, митрополит Иларион молился за полунощницей, читал шестопсалмие и канон на утрени в Покровском храме Пантелеимонова монастыря, а затем совершил Божественную литургию с архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, наместником Троице-Сергиевой Лавры, в сослужении братии обители и паломников в священном сане.
Обратившись к молящимся, председатель ОВЦС передал им приветствие Патриарха Кирилла, который пожелал братии монастыря процветания, помощи Божией и просил неустанных молитв за святую Русскую Православную Церковь.
Затем митрополит Иларион произнес проповедь:
«Связи, которые существуют между Россией, между Русской Православной Церковью и обителью святого Пантелеимона, очень глубоки. Существуют они на протяжении многих веков. И не случайно ежедневно возносится здесь молитва за всю Русскую Православную Церковь.
Мы, паломники из России, приезжаем сюда, на Святую Гору, в этот монастырь, чтобы приобщиться к тому многовековому преданию, которым живет Афон, чтобы поклониться святыням Афонской горы, святыням этого монастыря: облобызать честные мощи святого великомученика целителя Пателеимона, честную главу преподобного Силуана Афонского и поклониться другим святыням обители. И, хотя пребывание наше здесь всегда бывает по необходимости кратким, поскольку наши основные послушания ожидают нас там, где каждому из нас Господь судил трудиться, всякий раз мы с радостью приезжаем на Святую Гору Афон и с печалью покидаем ее, понимая, что жизнь, которую ведут монахи здесь, является образцом и идеалом монашеской жизни.
Сегодня мы праздновали память преподобного Иоанна Дамаскина, одного из великих отцов Церкви, просиявшего монашескими подвигами. Преподобный Иоанн Дамаскин происходил из очень богатой семьи, и, как сказано в каноне, который читался сегодня на утрене, «богатство свое он расточил, дав взаймы Богу». То есть когда человек свое богатство расточает, отдает бедным, он как бы дает взаймы Богу (это слова святителя Григория Богослова, которые использовал автор канона, посвященного преподобному Иоанну Дамаскину).
Всю свою жизнь преподобный Иоанн Дамаскин трудился, защищая Христову истину. Жил он в то время, когда в Церкви подняли голову иконоборцы и когда речь шла о том, какой дальше быть Православной Церкви. Ведь если бы тогда победили иконоборцы, то не было бы у нас таких прекрасных церквей, а были бы наши храмы подобны протестантским: ни икон, ни христианских символов, разве что где-то допускался бы крест без распятия. Иконоборчество было, действительно, ересью – ведь речь шла не о благоукрашении церковных стен, а о том, как мы воспринимаем нашу православную веру.
И те святые отцы, которые встали на защиту икон, встали на защиту всего предания Церкви, неотъемлемой частью которого является иконописание и почитание икон. Церковь – школа для каждого человека, так же, как монастырь – духовная школа для каждого монаха. И в этой школе все должно назидать: и богослужение, и чтение, и келейная молитва, а также и то, что изображено на стенах. И не случайно отцы Церкви периода иконоборчества говорили, что росписи храмов являются «Евангелием для неграмотных».
Эти росписи, в особенности образ Господа Иисуса Христа, свидетельствуют о реальности боговоплощения, о том, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Именно поэтому невидимый Бог, Который стал видим, может изображаться на иконах, о чем неустанно писал в своих творениях и проповедях преподобный Иоанн Дамаскин. Пока Бог был невидим, Его нельзя было изображать, но когда Он стал видимым и пришел к нам в человеческом облике, когда Он стал одним из нас, то таким, каким мы Его увидели, мы можем и должны изображать Его на иконах, поклоняясь не иконам, а Тому, Кто на них изображен.
Преподобный Иоанн Дамаскин всю свою жизнь поучался в законе Господнем день и ночь. После него остались богословские творения, насыщенные духовной мудростью. Если кто из вас еще не прочитал их, – «Точное изложение православной веры», «Источник знания» и другие его творения (а они почти все переведены на русский язык), – сделайте это и получите духовную пользу.
Преподобный Иоанн Дамаскин был не только писателем богословских трактатов, но и гимнографом, и многие каноны и песнопения, которые и сегодня исполняются в Православной Церкви, написаны им. Когда мы участвуем в богослужении, то поучаемся через эти каноны, тропари и церковные гимны, поучаемся тайнам богословия и тайнам духовной жизни. Поэтому очень важно и для монаха, и для всякого участвующего в богослужении, чтобы это участие было разумным: чтобы мы вслушивались в слова, которые читаются и поются, чтобы старались понимать смысл этих слов. Смысл этот не всегда бывает понятен, и не только из-за того, что мы иной раз плохо знаем славянский язык и не всегда понимаем славянские выражения, а чаще всего из-за того, что мы плохо знаем богословскую традицию нашей Церкви и то, о чем в этих канонах говорится очень кратко, мы не можем понять, поскольку не знаем, что за этим стоит.
Поэтому задача монаха заключается в том, чтобы всю жизнь учиться. Нет такого монаха, который мог бы сказать: я постиг все, что мне необходимо, я больше уже не могу учиться, я знаю все, что нужно для спасения. Вся монашеская жизнь и все монашеское общежитие устроены таким образом, чтобы помогать монаху учиться в этой школе ежедневно, каждый день узнавая все новое и новое. Мы это узнаем и через богослужение, и через творения святых отцов. Не случайно в каждом Афонском монастыре есть богатая библиотека, чтобы иноки могли пользоваться духовными книгами и приобщаться к премудрости, которой на протяжении веков жила Церковь.
Я хотел бы всем вам, дорогие братья, пожелать, чтобы ни один день у вас не пропал даром, чтобы вы через богослужение, через чтение Священного Писания и книг святых отцов поучались в законе Господнем день и ночь. Пожелать, чтобы каждый из вас хорошо знал православное церковное предание и православное богословие и умел отличить православие от ереси, как это делали святые отцы, в их же числе преподобный Иоанн Дамаскин».
После богослужения на общей трапезе председатель ОВЦС обратился к братии с приветственным словом, призвав ее следовать по стопам преподобного Иоанна, сочетая монашеский подвиг и молитвенное делание с чтением творений святых отцов и изучением богословия.
Паломники поклонились честной главе великомученика и целителя Пантелеимона и другим святыням, хранящимся в обители.
Митрополит Иларион посетил также монастырскую библиотеку и ознакомился с издательскими планами Пантелеимонова монастыря.
В память о посещении Святой горы подарил монастырю три последних тома «Православной энциклопедии», недавно вышедших из печати, в том числе и том со статьей о преподобном Иоанне Дамаскине.
Служба коммуникации ОВЦС