Выступление митрополита Илариона в МДАиС "Эпоха нового мученичества. Дискриминация христиан в разных регионах мира"
21 февраля 2012 года председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия митрополит Иларион посетил Московские духовные школы, где выступил с лекцией перед учащимися и преподавателями.
Ваше Высокопреосвященство, дорогие члены профессорско-преподавательской корпорации Московской Духовной академии, братья и сестры!
Тема моей лекции связана с положением христиан в тех странах, где они составляют меньшинство. Сегодня эта тема приобрела особую остроту и актуальность. Нашу эпоху справедливо называют эпохой нового мученичества, ибо в целом ряде стран христиане подвергаются массовым преследованиям, гонениям и дискриминации.
30 ноября - 1 декабря 2011 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» была проведена конференция «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан». Я выступил на этом форуме с докладом, в котором привел многочисленные факты дискриминации христиан в разных странах.
На прошлой неделе интернет-сайт Седмица.ru открыл специальную новостную рубрику «Гонения на христиан»[1], которая призвана в режиме реального времени знакомить читателей с фактами насилия над христианами в разных уголках мира.
Я также хотел бы перечислить несколько интернет-ресурсов на английском языке. В основном это сайты правозащитных организаций, которые специализируются на мониторинге ситуации, связанной с положением христиан, обеспечении материальной и юридической помощи преследуемым христианам.
1) Международная организация по защите преследуемых христиан «Всемирная христианская солидарность («Christian Solidarity Worldwide») поддерживает интернет ресурс (http://www.csw.org.uk), где представлена статистика гонений по регионам, аналитические материалы, многочисленные видеоролики. Эта организация, штаб-квартира которой находится в Великобритании, оказывает также юридическую поддержку преследуемым христианам в странах, где исповедание христианства в той или иной форме запрещено законом.
2) Американская правозащитная организация International Christian Concern поддерживает интернет-ресурс, который называется «Преследование» - «Persecution» (http://www.persecution.org). Это важный информативный ресурс, который включает подробный обзор по регионам мира и отдельным странам.
3) Международная организация «Barnabas Fund» (http://www.barnabasaid.org) также публикует последние новости о фактах убийств и преследований христиан в мире. Здесь, в частности, помещена очень объемная подборка новостей по последним событиям в Сирии и Египте. Эта организация – одна из немногих, кто организует постоянную помощь христианам в Сирии, положение которых ухудшается с каждым днем в связи с действиями боевиков.
4) Международная организация «Open Doors» (http://www.opendoorsuk.org) размещает на своем сайте подробные обзоры по странам и континентам. Недавно здесь размещен ежегодный список 50 стран, где христиане подвергаются наибольшей дискриминации, т.н. «World Watch List». Страны разделены на четыре группы, согласно степени давления, оказываемого в них на христианские общины.
Христианская Церковь начала подвергаться гонениям с первых лет своего существования. Церковь – организм богочеловеческий; она одновременно присуща миру горнему и миру дольнему. С её неотмирной сущностью не может смириться враг рода человеческого. Господь Иисус Христос не раз говорил, что христиан в мире будут гнать и преследовать. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20).
Господь предсказал гонения на христиан в мире: «возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое…» (Лк. 21,12).
В своем докладе «Преследования и дискриминация христиан в современном мире: причины, масштабы, прогнозы на будущее», который прозвучал на упомянутой мною выше конференции в Москве 30 ноября 2011 года, я привел немало фактов гонений на христиан, поэтому в том обзоре ситуации в мире, который я хотел бы сделать сегодня, я остановлюсь в основном на фактах, имевших место за прошедшее с того момента время.
Наибольшую озабоченность вызывает недавний рост антихристианских выступлений в двух странах, где христиане составляют не менее 10% населения, а именно в Египте и Сирии.
По данным на 2007 год в Египте проживало 107 млн. человек, большинство из них арабы – 91, 9%. Почти все они (90% населения страны) исповедуют ислам. Христиане проживают в основном в Каире, Александрии и других крупных городах; они составляют около 10% населения.
После событий января-февраля 2011 года в этой стране проявилась отчетливая тенденция сделать шариат единственной правовой системой в стране. Следует учесть, что те, кто сегодня требует введения норм шариата, как правило, являются носителями радикальных воззрений, согласно которым христиане приравниваются к язычникам и подлежат обращению в ислам. Считаю, что нормы шариата должны относиться только к мусульманам – они никоим образом не должны распространяться на христиан. Уверен, что и христиане, и мусульмане должны обладать одинаковым объемом прав и гарантий, которые предоставляет государство.
В течение 2011 года христиане в Египте постоянно являлись объектами атак. В своих выступлениях я приводил много примеров такого рода. Власти этой страны вместо того, чтобы защитить христиан, иногда сами становились источниками насилия против них. 9 октября в столице Египта копты организовали мирную демонстрацию, однако вооруженные силы, находившиеся в подчинении Военного совета Египта, разогнали демонстрацию, в результате чего были убиты более 20 христиан и более 200 ранено. Христиан буквально давили военной техникой.
После прошедших в январе этого года парламентских выборов, в результате которых большинство мест в парламенте получили «Братья-мусульмане» и салафиты, положение христиан стало еще хуже. Партия свободы и справедливости («Хизб аль-хурийя ва-ль-адаля») – политическое крыло организации «Братья-мусульмане» – получила в парламенте 230 мест из 498. Салафитская Партия света («Хизб ан-Нур») заняла второе место, обеспечив себе в общей сложности около 120 мест. Надо отметить, что «Братья-мусульмане» в последнее время пытаются проводить политику защиты коптов. Так, на рождественские и новогодние праздники этого года молодые члены «Братьев-мусульман» создавали на местах комитеты защиты христианских храмов от нападений салафитов, которые празднование Рождества и Нового года считают антиисламским.
Салафиты же, обращаясь к христианам, объявили, что те в соответствии с шариатом должны будут либо платить «джизью» (подушную подать), как полагается людям со статусом немусульман, либо покинуть страну. Салафиты разрушали церкви, уничтожали дома христиан, убивали их самих. Они создали Комитет по поощрению добродетели и предотвращению порока в Египте, подобный действующему в Саудовской Аравии. В сентябре 2011 года в докладе египетского Союза за права человека (Egyptian Union for Human Rights) было сказано, что в период с января по сентябрь 2011 года из-за запугиваний салафитов страну покинули 100 тыс. коптов.
Если до указанных выборов имели место хотя и достаточно многочисленные, но нескоординированные антихристианские вылазки радикалов, то придя к власти, радикалы приступили к реализации «очищения» от христиан целых населенных пунктов. Приведу примеры.
27 января копты округа аль-Америя близ Александрии были атакованы примерно 3 тысячами мусульман под предводительством салафитских лидеров, которые подожгли их дома и магазины. 30 января толпа мусульман атаковала деревню Шарбат во второй раз, предав огню 3 дома христиан на глазах у представителей правопорядка. После этого исламские представители потребовали, чтобы состоятельный предприниматель-копт Луис Сулейман был изгнан из деревни, обвинив его и его сыновей в том, что они открыли пальбу в воздух, когда их дом поджигали. Семья Сулеймана отрицает, что использовала оружие, тем более, что ранен никто не был. Тем не менее, полиция выписала ордер на арест сыновей Сулеймана. 1 февраля салафиты потребовали, чтобы несколько коптских семей было выдворено из аль-Америи, а также предложили распродать имущество семьи Сулейман под надзором салафитского шейха Шерифа аль-Хавари. В противном случае, согласно их угрозам, деревня будет атакована повторно, и тогда будут сожжены уже все дома коптов.
В феврале толпа во главе с представителями салафитов подожгла коптскую христианскую церковь и дома христиан в деревне Меет Башар к северо-востоку от Каира[2]. В очередном акте насилия против христиан приняли участие около 2 000 исламских экстремистов. В результате инцидента была сожжена церковь св. Марии в деревне Меет Башар в Загазиге, провинция Шаркия (около 50 км к северо-востоку от Каира).
В Сирии на протяжении веков мирно сосуществовали мусульмане и христиане разных конфессий: православные, римо- и сиро-католики, марониты, армяне. Сирия до недавнего времени являла пример благополучия в плане межрелигиозного сосуществования: здесь не было межрелигиозных конфликтов, бок о бок во взаимопонимании жили мусульмане и христиане, священные места христиан были открыты для паломничества. Сирия приняла более двух миллионов беженцев из Ирака, несколько тысяч из которых являются христианами. Они надеялись укрыться здесь от преследований на своей родине.
Сегодня Сирия переживает трудное время. Внешние силы пытаются разжечь межобщинный, межрелигиозный конфликт. Особенно заботит нас судьба религиозных меньшинств в Сирии, в первую очередь – православных христиан, которые представляют древнейшую из религиозных общин, существовавших на сирийской земле.
Уже сейчас можно говорить о внешнем военном вмешательстве в эту страну: тысячи боевиков-экстремистов под видом оппозиционных сил развязали гражданскую войну в этой стране. Экстремистские группы, т.н. джамааты, состоящие из боевиков-ваххабитов, вооруженных и подготовленных на средства иностранных держав, целенаправленно убивают христиан.
15 января двое христиан были убиты в очереди за хлебом. Сорокалетний христианин был застрелен тремя вооруженными людьми, когда вез на машине двух своих маленьких детей. Глубокую скорбь в Русской Церкви вызвало сообщение о трагической гибели клирика Эпифанийской епархии Антиохийской Православной Церкви иеромонаха Василия (Нассара) 25 января этого года и об обстреле 29 января из переносного орудия древней Сейднайской обители.
На прошлой неделе в городе Хомс было убито не менее 200 христиан, включая малолетних детей. Похищение христиан и других представителей несуннитского населения приняло значительные масштабы. Два христианина, одному из которых было 28, а другому – 37 лет, были похищены и позже найдены мертвыми – один был найден повешенным с многочисленными ранами на теле, тело другого расчленили и бросили в реку. У последнего осталась беременная жена. Еще четыре христианина были похищены, и их также угрожают убить, если в срок не будет уплачен выкуп.
Эти последние сообщения об антихристианском насилии очень сильно напоминают те, что стали уже обычными в Ираке с момента вторжения войск США в 2003. Все это вызывает серьезные опасения за будущее христиан в Сирии.
После недавнего принятия, несмотря на протесты России, Генеральной ассамблеей ООН резолюции, направленной против нынешнего правительства Сирии, открылась возможность введения в эту страну иностранных военных сил, как это было в Ливии. В этом случае может начаться крупномасштабная гражданская война, которая продлится многие годы и будет сопровождаться десятками тысяч невинных жертв. Иностранное вмешательство будет ассоциироваться у многих мусульман с вмешательством христианского мира, а местные христиане, как это было в эпоху крестовых походов, должны будут отвечать, иногда своими жизнями, за действия агрессоров. Христиане станут заложниками и первыми жертвами такого военного конфликта.
Как сообщают СМИ, уже несколько сотен мирных христиан стали жертвами вооруженных экстремистов, участились случаи похищения христиан с целью выкупа. Есть опасность, что дальнейшая дестабилизация драматическим образом отразится на судьбе религиозных меньшинств, прежде всего сирийских христиан.
12-13 ноября 2011 года Сирию посетил Святейший Патриарх Кирилл. В ходе встреч с политическими лидерами, с Блаженнейшим Патриархом Игнатием, с Верховным муфтием Сирии Ахмедом Бадр-ад-Дином Хасуном и министром вакуфов Мухаммадом Абд-ас-Саттаром Саидом он особо подчеркивал, что решение нынешних проблем сирийского народа возможно только посредством мирного диалога. При этом недопустимы любые проявления экстремизма и насилия.
Обратимся к ситуации в странах, в которых в результате вмешательства внешних сил межрелигиозный баланс был нарушен. После свержения режима Муаммара Каддафи в Ливии и прихода к власти Переходного национального совета Ливия стала местом, откуда христиане активно вытесняются. До начала иностранного вмешательства в эту страну христиане (копты, православные, католики, англикане, представители других протестантских деноминаций) составляли здесь около 3% населения. По информации правозащитной организации «Open Doors», 75 % христиан Ливии, которые в большинстве своем были иностранными рабочими, покинули страну в ходе вооруженного конфликта.
До 2003 г. в Ираке проживало более полутора миллионов христиан. В настоящее время почти девять десятых из них бежали или были убиты, а те, кто остались, – ежедневно опасаются за свою жизнь. Среди иракских христиан есть чада Ассирийской Церкви Востока, халдо-католики, армяне, сиро-католики и православные. Еще десять лет назад христиане в Ираке могли себя чувствовать относительно спокойно. С иностранной военной интервенцией исламские боевики начали террор против христиан. Последние оказались самой беззащитной прослойкой населения.
Сотни христианских семей бежали в северные курдские области Ирака или в соседние страны. Недавно я встречался с представителями руководства иракского шиитского религиозно-политического «Движения Садра-Второго». Они заверили меня, что христиане, проживающие на территориях, контролируемых движением, – а это южные районы страны и некоторые кварталы Багдада – защищены представителями этого движения.
В сентябре прошлого года по моему благословению сотрудник ОВЦС посещал Северный Ирак (города Эрбиль, Духук, Семеель, Эль-Куш и другие). В этническом отношении 6-миллионный Северный Ирак населен преимущественно курдами и езидами. Численность христианских народов в этом регионе незначительна, но она увеличилась в последние годы за счет миграции христиан с юга страны, из арабских областей. Например, в городе Духук число христиан – ассирийцев и халдеев – составляет 30 000 человек, т.е. 10% от общего населения города. Власти Северного Ирака, который де-факто является самоуправляемой территорией, стараются обеспечить безопасность христиан. Наш представитель встречался с христианами-беженцами с юга страны, которые рассказывали, как врывавшиеся к ним исламисты требовали от них крупных денежных сумм на покупку оружия для борьбы с американскими агрессорами, избивали всех членов семьи, некоторых убивали или похищали. Нападавшие скрывали свои лица под масками, из чего следовало, что это были соседи или знакомые. В последние годы стали особенно частыми похищения католических священнослужителей, после чего похитители требовали, чтобы Ватикан заплатил за них выкуп в размере нескольких сот тысяч долларов. За похищение простых людей назначались суммы в 10-15 тысяч долларов.
Волна насилия против христиан в Ираке за последние месяцы, к сожалению, не спадает. 5 декабря 2011 года, после проповеди одного имама, возбужденные его словами исламисты разрушили десятки магазинов, домов и других объектов, принадлежавших христианам, в Закхо, городе с населением 200 000 человек. После погромов христиан в Закхо насилие вскоре распространилось и на другие близлежащие города.
В иракском городе Мосул, являющемся одним из центров христианского меньшинства в стране, в декабре 2011 г. члены исламистской группировки расстреляли супружескую пару христиан. За несколько дней до этого в северных иракских городах Закхо и Духук группа вооруженных боевиков устроила пожар в христианских магазинах. По меньшей мере 30 человек получили ранения. 11 января произошла террористическая атака на резиденцию халдо-католического архиепископа в иракском Киркуке.
В Иране проживает не менее полумиллиона христиан, в основном ассирийцев и армян. Эти христиане имеют здесь свои храмы и возможность исповедовать свою веру. Терпимым является отношение правительства к другим религиозным меньшинствам, например, к зороастрийцам. Почти 70 лет в Тегеране действует православных храм, находящийся в юрисдикции Русской Православной Церкви. Однако и здесь имеются случаи дискриминации христиан, в частности, широкую известность получило решение суда Исламской Республики Иран от 22 сентября 2010 года, приговорившего к смерти пастора-евангелика 32-летнего Юсефа Надархани за отречение от ислама и переход в христианство. Надархани был арестован в 2009 году. Задержанию пастора предшествовало его обращение к властям, в котором он оспорил закон провинции Гилян, согласно которому все школьники, в частности его сын, обязаны изучать Коран. По данным следствия, пастор проводил в своем доме церковные службы, проповедовал Евангелие и крестил других людей, которые также переходили в христианство. Он руководил деятельностью 400 домашних церквей в Иране. После вынесения приговора Надархани подал апелляцию в Верховный суд Ирана. В июне 2011 года суд распорядился отложить казнь, а само дело отправил обратно в Гилян на пересмотр. Пастору Надархани многократно предлагали отречься от христианской веры, чтобы избежать казни, однако он отказался. В настоящее время решение судьбы Надархани зависит от Верховного руководителя страны аятоллы Хаменеи, который должен вынести официальный вердикт.
Пакистан являет собой пример полного бесправия христианского населения. Из приблизительно 162 млн. пакистанцев христиане, половина из которых католики, составляют лишь 2,45% населения. По оценке организации «Open Doors», в этой стране проживает 5,3 млн. христиан. Согласно опубликованным в январе этого года данным правительства Пакистана число христиан в Пакистане равняется примерно 3,9 млн человек. Их положение сегодня можно назвать катастрофическим.
В 1986 г. в Пакистане был принят закон о богохульстве, который стал орудием преследования религиозных меньшинств. Этот закон часто используется для сведения личных счетов и как средство захвата чужой собственности. Упомянутый закон стал орудием жестоких преследований религиозных меньшинств и, в первую очередь, христиан. По меньшей мере 161 человек был обвинен в прошлом году в соответствии с законом «о богохульстве» в Пакистане. 9 человек, обвиняемых в «богохульстве» и «оскорблении ислама», были убиты без суда и следствия. Даже мусульманские ученые-юристы признают, что 95 % всех обвинений в «богохульстве» являются ложными.
Бесправность христиан в свете упомянутого закона заключается в том, что мусульманин может объявить об оскорблении ислама, не предоставляя свидетелей и доказательств. Закон о «богохульстве» требует немедленного осуждения обвиняемого. Недавно был подтвержден смертный приговор Асии Биби, которая на вопрос о ее вере ответила, что она христианка, и была обвинена в «богохульстве». К 1 февраля 2012 года петицию с просьбой к пакистанскому правительству освободить Асию Биби подписали более 580 000 человек из 100 стран мира. В настоящее время ее здоровье находится в критическом состоянии.
В 2011 году в пакистанской тюрьме умер 30-летний христианин Аслам Масих, также арестованный по обвинению в «богохульстве». В течение нескольких месяцев ему отказывали в медицинской помощи «по соображениям безопасности». Недавно еще два христианина пострадали от ложных обвинений: протестантский епископ Джозеф Первез и пастор Джорж Бабер. Они вынуждены были бежать за границу после предъявленных им обвинений в «богохульстве» и угроз со стороны экстремистов. Оба христианина планировали создать организацию для защиты христианской общины в Пакистане.
Радикально настроенные мусульмане не останавливаются даже перед насилием в отношении детей. В ноябре 2011 года они совершили нападение на школу в пакистанском Пешаваре. Два человека убиты и 14 получили ранения, в том числе 7 детей. В январе 2012 года пакистанские власти разрушили церковное и благотворительное здания в Лахоре, принадлежавшее католической общине, близкой к «Каритас».
Многие христианки в Пакистане насильно выдаются замуж за мусульман и принуждаются к смене веры. В 2011 году в докладе Азиатской комиссии по правам человека сообщается, что около 700 пакистанских девушек-христианок каждый год вынужденно принимают ислам в связи с давлением или нежелательной беременностью. Подобные преступления чаще всего остаются безнаказанными. После убийства в начале этого года за отказ принять ислам 18-летней девушки-католички генеральный викарий Фейсалабада Халид Рашид заявил в интервью агентству Fides, что «случаи, подобные этому, происходят в Пенджабе каждый день». Так недавно европейские СМИ писали о 20-летней христианке Сони Биби, избитой и изнасилованной группой мусульман, и о 12-летней Ребекке Биби, потерявшей зрение после избиения своим работодателем-мусульманином.
В настоящее время в Пакистане, по данным Конференции католических епископов этой страны, ежегодно фиксируется более 700 случаев принудительного обращения в ислам. Доклад под названием «Мониторинг прав человека 2011 г.» фиксирует многочисленные случаи нарушения прав и дискриминации в отношении христиан и представителей других религиозных меньшинств в Пакистане. В январе 2012 года в стране был арестован католический священник, который совершал служение в Пакистане в течение восьми лет[3].
По данным организации «Open Doors», из 28,4 миллионов жителей Афганистана примерно 10 тысяч исповедуют христианство. Последний общедоступный христианский храм в Афганистане был снесен в марте 2010 года. Большинство современных христиан в стране – городские жители, крестившиеся до введения в эту страну войск США, или молодежь, познакомившаяся с христианским вероучением во время поездок за рубеж и контактов с иностранцами-христианами в Афганистане. Они вынуждены скрывать свои убеждения, не имеют легальной возможности открывать храмы, а церковные службы проводят на территории частных домов. Большинство христиан-афганцев – католики и протестанты. Переход из ислама рассматривается как тяжкое преступление, и христиане часто подвергаются преследованиям экстремистов.
В 2010 году состоялся суд над афганским христианином Саидом Мусой, отцом большого семейства, работником медицинского центра Красного Креста в Кабуле, арестованным за участие в христианских обрядах. Суд над Саидом Мусой – не первый за последние годы публичный процесс над христианином. Следствию удалось добиться от него публичного отречения от веры, которое было показано по афганскому телевидению, но недавно в руки правозащитников попало его письмо, из которого следует, что он все еще находится под арестом в одной из кабульских тюрем, подвергаясь побоям и сексуальному насилию со стороны сокамерников. В своем письме Саид заявляет, что глубоко сожалеет о своем отречении от Христа.
Обратимся к ситуации в других странах Африки.
В Алжире власти в последние пять лет не дают разрешений на открытие христианских храмов. С недавних пор здесь стал применяться «закон о богохульстве», аналогичный пакистанскому. По официальным данным, в 36-миллионном Алжире проживает около 11 тысяч христиан, большинство из которых – католики. По неофициальным данным количество тайных христиан в разы превосходит это число. Закон, принятый в 2006 году, запрещает миссию среди мусульман. В 2011 году власти алжирской провинции Беджая объявили о закрытии 7 христианских храмов. В течение последних месяцев в Алжире все чаще отмечаются случаи религиозной нетерпимости по отношению к христианам. В начале февраля 2012 года в городе Уаргле, расположенном в 700 км от столицы страны, неизвестные под покровом ночи атаковали евангелическую церковь. Взломщики проникли на церковную территорию, разрушили чугунное распятие на крыше-террасе церкви и повредили входные ворота. При этом, по данным пастора, нападавшие громко выкрикивали угрозы[4].
В Северном Судане, от которого летом 2011 года отделился Южный, постоянно происходят акты насилия в отношении христиан. Новые власти страны заявляют, что теперь в Судане «шариат и ислам станут основой новой конституции, ислам будет официальной религией, а арабский – официальным языком». Из Северного Судана приходят сообщения о многочисленных целенаправленных нападениях на христиан, которые вынуждены бежать в Южный Судан.
Власти не предпринимают мер для защиты христиан. Почти год назад в Северном Судане исламскими экстремистами была похищена 15-летняя девочка-христианка. Мать девочки рассказала, что не один раз обращалась в полицию с просьбой завести дело и начать поиски её дочери, однако в ответ получала лишь требования принять сначала ислам, а потом обращаться за помощью к исламским полицейским. 8 июня 2011 года вооруженные экстремисты обстреляли католический храм во время мессы.
Радикалы стоят за преследованиями христиан и в другой африканской стране –150-миллионной Нигерии. Сегодня эта наиболее многонаселенная страна Африки переживает очередной кровавый кризис. Страна практически разделена на две половины – мусульманский север и христианский юг. На Севере Нигерии из 70-миллионного населения 27 миллионов составляют христиане, которые подвергаются планомерному уничтожению радикальными группировками.
С момента введения в 2000 году в 12-ти северных штатах законов шариата в результате многочисленных столкновений в последние годы уже погибли тысячи человек. В захваченных районах учреждаются шариатские суды и вершится шариатское «правосудие». Боевики местных экстремистских организаций, наиболее известной из которых является группировка Боко Харам, регулярно совершают нападения на поселения христиан. Летом 2011 года радикалы сожгли дотла христианские храмы и дома, ограбили хозяйства христиан. В августе 2011 года 24 христианина были убиты в результате нападений вооруженных исламистов на христианские деревни в центральной части страны. В начале ноября 2011 года более 150 человек погибли в результате терактов в городах Майдугури и Даматуру. Из этих районов вынуждены были бежать почти все христиане. В Рождественскую ночь 25 декабря 2011 года был совершен очередной чудовищный теракт. Число христиан, погибших в нигерийском городе Джос, превысило 80 человек. Кроме того, в результате 9 прогремевших в городе взрывов ранено более 200 человек.
22 января этого года в Нигерии вновь взорваны бомбы в двух христианских церквях. Одна из них — католический приход в штате Баучи в северной Нигерии. Все большее число христиан вынуждено бежать из Северной Нигерии в другие регионы страны. Около 35 000 христиан бежали из Северной Нигерии в течение последних недель после того, как Боко Харам выдвинула ультиматум, потребовав, чтобы христиане уехали с территорий, где преобладает мусульманское население. На севере Нигерии в 2011 году боевиками Боко Харам были убиты, по крайней мере, 700 человек. Всего же последние 10 лет в результате межрелигиозных столкновений в Нигерии погибло более 13 000 человек, абсолютное большинство из которых – христиане.
В Сомали христиане, по некоторым данным, составляют 1% от общего населения (примерно 5 тыс. человек). Большая часть этих христиан либо сами были в прошлом были мусульманами, либо таковыми были их родители. Поэтому большинство относится к ним как предателям своей веры. Здесь нет организованных христианских общин; христиане живут в постоянном страхе и атмосфере террора. Особенно опасно воспитывать детей в христианской традиции. Радикальная группировка Аш-Шабаб, которая контролирует почти всю территорию страны, открыто заявила о своих намерениях полностью уничтожить христианство в Сомали. Официальное правительство, хотя и провозглашает право на религиозную свободу, ничего не предпринимает, чтобы защитить христиан. За прошлый год было убито немало христиан. В январе 2012 года по приговору суда женщина-христианка была приговорена к 40 ударам плетьми. Экзекуция происходила на глазах у тысяч зрителей, в результате она потеряла сознание, однако осталась жива и была выдана семье[5].10 февраля экстремистами из Аш-Шабаб недалеко от столицы этого государства Могадишо был убит 26-летний христианин[6].
В Сомали жила одна из мучениц наших дней Мурта Фарах. Эта 17-летняя девушка в конце ноября 2010 года была застрелена за переход в христианство всего в 200 метрах от дома, где она проживала у родственников. Ранее Мурта убежала из дома после того, как ее родители, узнав о том, что она приняла христианство, жестоко били и пытали ее, заставляя вернуться в ислам. Родители Мурты, пытаясь заставить ее отречься от Христа, днем привязывали молодую девушку к дереву, а по ночам сажали в тесное темное помещение. Но их усилия были тщетны. Тогда родители Мурты решили, что она сошла с ума, и пытались «лечить» ее специальными медикаментами, но в мае 2010 года ей удалось от них убежать к родственникам, после чего она была убита.
На полуавтономном острове Занзибар, входящем в состав Танзании, христиане живут под постоянным давлением со стороны исламской общины. Множество христиан насильно обращают в ислам, им отказывают в устройстве на работу. В начале этого года христианин, в доме которого нашли Библию, был приговорен к 8 месяцам тюрьмы.
В странах Аравийского полуострова христианство повсеместно под запретом. В Саудовской Аравии исповедание христианства запрещено. Христианами являются иностранные рабочие, в основном из Филиппин, которых в стране насчитывается не менее полутора миллионов. Они подвергаются преследованиям. Кроме того, имеются христиане, перешедшие из ислама, тщательно скрывающие свою веру. По оценке организации «Open Doors» эта страна находится на третьем месте в мире по уровню преследования христиан. В 2011 году прошла серия арестов христиан за совместные молитвы в частных домах. В январе 2011 года были арестованы христиане Йохан Нес и Васанта Сехар Вара. Полиция жестоко избила их и они были помещены в ужасающие условия содержания.
35 эфиопских христиан были арестованы в ходе полицейского рейда городе Джидда в декабре 2011 года, когда христиане собрались на совместную молитву. Информационные агентства сообщают, что эти христиане до сих пор находятся в заключении, где их принуждают к переходу в ислам. Правозащитная организация «Human Rights Watch» распространила информацию о том, что они подвергаются в тюрьме насилию и оскорблению со стороны надзирателей. Женщин подвергли унизительному личному досмотру, мужчины были избиты. Судьба этих христиан еще не решена, в связи с чем по всему миру проходят демонстрации перед посольствами Саудовской Аравии.
Обратимся к ситуации в странах Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В Северной Корее, по информации организации «Open Doors», в настоящее время около 70 тыс. христиан отбывают наказание в 30 трудовых лагерях. Из 24 млн. жителей этой страны около 400 тыс. составляют христиане. Государственная статистика отмечает, что 4 тыс. из них являются католиками. Остальные – преимущественно протестанты разных деноминаций.
Религиозная свобода остаётся табуированной на Мальдивах. Суннитская форма ислама была объявлена официальной государственной религией Мальдивских островов конституцией 1997 года. Это положение было также подтверждено конституцией 2008 года. Запрещена проповедь иных религий, кроме ислама. За хранение Библии можно получить тюремный срок. С одной стороны, островное государство позиционирует себя как центр мирового туризма и старается привлечь туристов со всего мира, а с другой проводит политику нетерпимости и религиозной дискриминации, арестовывая невиновных людей.
Большие опасения вызывает ситуация в Бангладеш, где происходит захват земель и имущества христиан в горном районе Рангамати и в районе Гулишахали. Согласно информации Fides, чаще всего подобные преступные действия со стороны мусульман, которые численно преобладают в стране, никак не наказываются – ни полиция, ни гражданские власти не гарантируют защиту прав этнических и религиозных меньшинств.
Активизировались антихристианские силы и в Индонезии. Эта страна в настоящее время является самой многонаселенной мусульманской страной. Из 228,5 миллионов человек, населяющих сегодня Индонезию, 86% являются мусульманами, 6% – приверженцы различных направлений протестантизма, 3% исповедуют католицизм. Имеется несколько десятков православных приходов. Начиная с 2006 года в Индонезии подверглись нападению 200 христианских храмов. Причем 14 из них были атакованы только за первые пять месяцев 2011 года. 24 февраля 2011 года нападению экстремистов подвергся православный храм святой Екатерины в Божолали на острове Ява.
На Филиппинах большинство населения исповедует католицизм. Однако в 1990-е годы на островах Холо и Минданао, где проживают мусульмане, появилось движение «Абу Сайяф», установившее связи с «Аль-Каидой». За последние 10 лет на Минданао в результате деятельности террористических групп 120 тысяч человек погибли, а 500 тысяч стали беженцами.
Около 70% жителей Лаоса исповедуют буддизм, чуть меньше – 30% – являются язычниками, 1,5% – христиане. Христиане лишены прав занимать в стране государственные посты, а также имеют мало шансов для поступления в высшие учебные заведения. В 2009 году руководитель провинции Салаван собрал всех деревенских жителей и объявил им «о запрете христианства». Он также заявил, что единственно приемлемым для них культом является «культ духов». По его же распоряжению у местных христиан был конфискован скот. Репрессии продолжаются и в настоящее время.
В одной из самых густонаселенных стран мира – Индии, христиане страдают от радикально настроенных индуистских организаций. Общее население Индии составляет более 1,1 миллиарда человек. Более 2% жителей являются христианами. Всего в Индии 23-24 миллиона христиан разных направлений. 70% христиан Индии являются выходцами из касты неприкасаемых. В штате Орисса, где проживает большой процент неприкасаемых, в последнее десятилетие наблюдался значительный рост обращений в христианство. В некоторых областях штата доля христиан за это время увеличилась в два раза. В 2008 году в штате Орисса произошли массовые убийства христиан, погромы храмов и домов христиан, которые продолжались два месяца.
Во время погромов в Индии в 2008 году были убиты 500 христиан. Оппозиционная Индуистская националистическая партия «The Bharatiya Janata Party» (BJP), которая фактически руководит несколькими штатами, активно борется с христианством. В начале этого года в индийском городе Батала, в штате Пенджаб, 20-21 февраля 2011 года прокатилась волна столкновений между индуистскими экстремистами и христианским меньшинством. Представители христианских общин в Индии по-прежнему подвергаются нападениям со стороны организованных групп радикальных индусов.
В Индии в 2011 году зафиксирован 2141 случай насилия в отношении христиан. Согласно докладу, представленному «Catholic Secular Forum», нападения на христиан со стороны экстремистских индуистских группировок в настоящее время происходят почти во всех индийских штатах. Авторы доклада предполагают, что реальное число случаев антихристианского насилия в Индии за прошедший год должно быть в три раза больше. Представленная же статистика основана на данных, ставших известными благодаря СМИ. В 2012 году в Индии отмечены новые случаи дискриминации по отношению к христианам и нападения на христианские учебные заведения. В начале февраля около 100 индуистских радикалов совершили нападение на кампус иезуитского института св. Иосифа в Анекале недалеко от Бангалора (штат Карнатака).
Следует сказать о причинах усиления гонений на христиан в последние годы.
С семинарской скамьи вы помните, что причины гонений на христиан в древние времена делились на три группы: общественные, религиозные и политические. В значительной степени эти причины остались прежними, с определенными оговорками.
Под общественными причинами понимается плохо мотивированная ненависть толпы. Языческие писатели и христианские апологеты единогласно свидетельствуют, что появление и распространение христианства было встречено со стороны населения Римской империи единодушной ненавистью — как со стороны низших слоев общества, так и образованного класса. «Чем мы вредим вам, Эллины? Почему вы ненавидите, как самых отъявленных злодеев тех, которые следуют слову Божью?» — вопрошал Тертуллиан. «Сколько раз враждебная к нам чернь, — говорит тот же христианский писатель третьего века, — нападала на нас, бросала камни и сжигала наши дома. Не щадят христиан даже мертвых, вытаскивают трупы из гробов, чтобы над ними надругаться, чтобы растерзать их на куски»[7]. Ненависть народной толпы против христиан особенно возрастала во время общественных бедствий. В некотором смысле события повторяются: психология толпы, если эта толпа охвачена истерией, не меняется от того, к какой религии принадлежат люди, ее составляющие. Толпе нужен враг, на котором можно сорвать злобу; инаковость христиан вызывала и вызывает ненависть «мира сего».
Религиозные причины в древности были связаны с восприятием языческим обществом христианства как недозволенной религии, последователи которой бросают вызов господствующей религиозной или квазирелигиозной идеологии.
Сегодня наиболее непримиримым отношением к христианам характеризуются страны, где установлены законы шариата. По данным американской комиссии по религиозной свободе в мире из десяти стран, где положение христиан является наиболее тяжелым, девять составляют мусульманские страны.
Политические причины ухудшения положения христиан являются, на мой взгляд, основными. В первые века бытия Церкви христиан преследовали потому, что они воспринимались как враги кесаря, поскольку не воздавали ему религиозного поклонения. Правовой порядок Римской империи предъявлял к исповедникам такие требования, которые последние не могли выполнить, оставаясь христианами. Такие же неприемлемые для христиан требования сегодня выдвигаются в некоторых странах, где приняты законы «о богохульстве». Согласно этому закону, само исповедание Христа Богом объявляется богохульством, а христиане оказываются перед выбором: остаться христианами и пострадать, может быть даже до смерти, или отречься от своей веры.
Христиане сегодня становятся заложниками большой политической игры, связанной с геостратегическим переделом Ближнего Востока и Африки. Богатейшие страны Аравийского полуострова, такие как Саудовская Аравия и Катар, вкладывают миллионы долларов в дестабилизацию ситуации в других странах этих регионов. Радикальный ислам ваххабитского толка экспортируется в страны, для которых он никогда не был характерен. Фактически, ваххабизм – это политическая доктрина, которая использует религиозную лексику. Это политический экстремизм и идеология ненависти, прикрываемая религией.
Существует множество книг и интернет-ресурсов, созданных теми людьми, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий, в частности, христиан. Они, несмотря на имеющиеся в Коране запреты насилия над христианами, как «людьми Книги», присваивают себе авторитет и право решать, кто из последователей Христа заслуживает смерти. Идеологи «радикальных организаций призывают к тотальному истреблению всех христиан. В лучшем случае им, согласно воззрениям экстремистов, позволят жить на положении людей третьего сорта, при условии выплаты специального налога за право жить на земле мусульман. Показательно, что жертвами этих людей становятся не только христиане, но и мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются «отступниками» или «лицемерами».
Экспорт салафизма – одного из направлений радикального ислама, начался в 1970-е годы с Аравийского полуострова в соседние регионы, а впоследствии и в более отдаленные страны. К 2000 году его приверженцы распространились по всему миру, и сегодня салафизм играет важную роль в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Катаре, Судане и Афганистане. Сторонники этого движения стремятся к достижению политической цели – построению всемирного исламского государства (халифата), к тому, чтобы жизнь общества строилась исключительно на постулатах шариата, причем самой крайней школы – ханбалитской. Отличительными особенностями политической доктрины салафизма стали непримиримость к гражданскому светскому обществу и стремление к замене его исламским, устроенным по законам шариата, недопустимость раздельного существования религии и государства, противопоставление исламского мира остальным цивилизационным моделям, отрицание всех неисламских законов, стремление к уничтожению христианства, которое приравнивается к язычеству. В 1990-е годы в массовом порядке и практически во всех зонах распространения ислама появились салафитские группировки. К настоящему времени появилось не менее полутысячи таких объединений, самые известные среди которых — «Аль-Каида», египетский «Джихад», палестинский «Исламский джихад», действующая в Ираке «Ансар аль-ислам», развернувшая активную деятельность в Малайзии и Индонезии «Джемаа Исламийя» и проч.[8]
Сегодня эта религиозно-политическая идеология распространяется с помощью современных информационных технологий: социальных сетей и т.д. На мой взгляд, радикализм порождается невежеством. Когда люди плохо знают свою веру и еще хуже веру своих соседей, это дает почву для агрессии против христиан. Люди имеют греховную природу, они подвержены влиянию агрессивного начала, и чтобы дать ему выход используются религиозные мотивы. Наиболее уязвимыми перед ваххабизмом – другим радикальным исламским направлением, оказались исламские сообщества с низким уровнем религиозной образованности.
Традиционный ислам указывает своим последователям на необходимость борьбы с агрессивными эмоциями. Ваххабизм же не случайно назван авторитетным российским исламоведом А.А. Игнатенко идеологией ненависти, т.к. поострен на постулате культивирования ненависти, которая якобы предписана свыше.
К сожалению, исламское сообщество пока не нашло способ эффективной борьбы с распространением религиозного экстремизма. В некоторых странах представители этого направления приходят к власти, и тогда начинаются гонения и даже тотальное истребление религиозных меньшинств.
Однако неправильно было бы возлагать ответственность за происходящее только лишь на темных, невежественных фанатиков-экстремистов, действующих стихийно, неорганизованно, чуть ли не в одиночку. Часто за спинами погромщиков стоят силы, основной целью которых является получение прибыли из ситуации хаоса и неразберихи. Успех таких людей оплачен кровью.
Другим политическим фактором, ухудшающим положение христиан, является вмешательство в дела региона со стороны стран Запада. Системы, сдерживавшие радикализм в последние десятилетия, разрушаются с помощью военной силы США и НАТО, как это было в Ираке и Ливии, или с помощью инспирированных революций, как в Египте и других арабских странах.
Кроме перечисленных выше, есть и другие причины усиления дискриминации христиан в последние годы. Нельзя не сказать о том, что одной из причин обострения отношений между христианами и мусульманами в ряде стран, прежде всего африканских, стала практика агрессивного миссионерства, применяемая евангелическими церквами, проповедники которые активно работают с местным мусульманским населением с целью обращения его в христианство. Если же в проповеди допускается уничижение ислама, это еще больше подливает масла в огонь. Кроме того, иностранные миссионеры, как мы знаем по опыту нашей страны, могут преследовать и политические цели.
Очевидно, что мы также должны учитывать различные побудительные мотивы, которыми руководствуются гонители христиан в каждой из стран. Например, если в Египте на христиан нападают, убивают, поджигают их храмы и дома, то в Ираке их чаще всего похищают, требуют выкуп или берут в заложники, хотя нередко приходится слышать и о взрывах христианских храмов в этой стране.
Одной из косвенных причин начала массовых гонений на христиан является отказ Европы от своей христианской идентичности. Процесс секуляризации привел к тому, что большинство европейцев перестали соотносить свою жизнь с Евангелием, стали жить по светским стандартам «общества потребления». В глазах же традиционных обществ, как, например, народов исламских стран, такая «постхристианская» цивилизация теряет какую-либо значимость и ценность. Мусульмане стали переносить на всех христиан обвинения, которые к христианству не имеют отношения, а связаны с политикой США в странах Ближнего Востока или пагубным влиянием «общества потребления». Речь идет об усиленном навязывании носителям традиционных культур секулярных стандартов и норм жизни. Протест против этого понуждения иногда выливается в антихристианские выступления.
Ещё одной причиной антихристианских настроений является то, что на Западе у части протестантов, особенно харизматического направления, произошло глубокое искажение христианства. К сожалению, часто мусульмане отождествляют их представления с общехристианскими. Мы видим сегодня, как лидеры различных харизматических сект, именующие их христианскими церквами, провоцируют людей на необдуманные поступки ради собственного, как сейчас модно говорить «пиара». Это ведёт к искажению образа христианства, подобно тому, как и действия исламских сект представляют ислам в извращённом виде.
Общественные и государственные организации Европы уделяют в последние годы определенное внимание проблеме дискриминации христиан в мире, хотя оно, на наш взгляд, недостаточно.
В июне прошлого года в Будапеште я познакомился с представителем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) профессором из Италии Массимо Интровинье, который уже несколько лет исследует эту тему. Осенью прошлого годы мы пригласили его в Москву для участия в конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан». Совсем недавно в Риме была создана «Обсерватория по наблюдению за религиозной свободой», которая в этом году проведет конференцию, посвященную защите религиозных меньшинств в разных странах мира.
20 января 2011 года была принята резолюция ПАСЕ «О положении христиан в свете защиты свободы религии», осуждающая убийства или дискриминацию христиан в разных странах, в частности, в Египте, Нигерии, Пакистане, Иране, Ираке, на Филиппинах. Резолюция, адресованная правительствам и парламентам этих стран, была принята большинством голосов. За нее проголосовали представители всех политических партий, присутствующих в Европейском парламенте. Депутаты решили учредить постоянно действующий орган при Европейской службе внешних действий, который будет следить за развитием ситуации с религиозной свободой в мире и ежегодно информировать органы ЕС и широкую общественность о случаях ущемления свободы совести властями или общественными силами разных стран.
Резолюция Европарламента является важной в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, европейские политики в полный голос высказались по проблеме, которая до сих пор получала лишь периферийное звучание. Таким образом, существование гонений на христиан в мире было признано одним из основных политических органов Европейского союза. Во-вторых, впервые было обращено пристальное внимание на работу лиц, которые занимаются сбором объективных сведений о гонениях на христиан в мире. В-третьих, в своей резолюции Европарламент предложил конкретные способы воздействия на ситуацию. Их принцип прост: деньги и бизнес в обмен на соблюдение прав человека. Экономические соглашения между странами Евросоюза и государствами, имеющими зафиксированные нарушения религиозной свободы христиан и других религиозных меньшинств, должны заключаться только при условии улучшения положения ущемленных в правах религиозных групп. В-четвёртых, в принятой резолюции много внимания уделяется необходимости соблюдения религиозной свободы, которая закреплена основополагающими международными и европейскими документами, а также содержится предложение по созданию механизмов ее мониторинга. Вместе с тем эти важные и своевременные призывы приведут к искомым результатам лишь в том случае, если за ними последует создание эффективного и регулярного механизма диалога религиозных общин с национальными и международными структурами.
22 сентября 2011 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал противостоять дискриминации в отношении христиан, подчеркнув, что предубеждения в отношении тех или иных лиц, основанные на религиозной идентичности, недопустимы.
Комитет по политическим вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), собравшийся 15 ноября 2011 года в Париже, принял заявление в связи с актами насилия против христиан в Египте. Поводом для заявления послужили события 9 октября 2011 года в Каире: «Это насилие, которое было осуждено председателем Ассамблеи, абсолютно недопустимо, и первые заявления египетских властей и их последующее бездействие не в состоянии убедить, что они действительно способны эффективно справиться с нарастающей межрелигиозной рознью».
Мы убеждены, что на базе имеющихся международных механизмов защиты религиозных меньшинств необходимо создать постоянно действующие эффективные центры сбора и изучения информации о преследованиях на религиозной почве, в задачу которых будет входить не только мониторинг ситуации в этой области, но и подготовка соответствующих решений для исполнительных органов международных структур. ООН может и обязана добиться от правительств ряда государств – ее членов, соблюдения общепризнанных норм религиозной свободы. Это должно распространяться не только на христиан, но и на верующих любой другой религии, чья свобода совести и вероисповедания нуждается в законодательном обеспечении и защите от посягательств экстремистов.
Наша Церковь говорит о преследованиях христиан в мире не первый год. В мае 2011 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был принят документ, в котором наша Церковь не только осудила гонения на христиан, но и призвала мировую общественность обратить пристальное внимание на эту проблему и сообща выработать меры по борьбе с дискриминацией христиан.
Русская Православная Церковь выступала и продолжает решительно выступать против любых форм ксенофобии, религиозной нетерпимости и экстремизма. Мы с пониманием относились к негодованию мусульман в связи с публикацией в одном из скандинавских журналов карикатур на Мухаммеда. Мы поддерживали их после принятия во Франции закона, запрещающего ношение женщинами-мусульманками хиджаба в государственных учреждениях. Мы с искренним интересом готовы обсуждать с мусульманскими братьями вопросы общественной нравственности, сотрудничать с ними по наиболее актуальным направлениям, словом, развивать открытый и честный диалог.
Одним из способов борьбы с дискриминацией христиан является активизация межрелигиозного и межкультурного диалога. Ему принадлежит важная роль в создании необходимых условий нормализации межрелигиозных отношений в проблемных регионах мира.
В России накоплен уникальный опыт мирного сосуществования религий, являющихся для нашей страны традиционными. И этот опыт может быть полезен и для других стран и народов.
Ведя диалог с последователями других религий, мы трудимся ради преодоления межнациональных, политических и межрелигиозных конфликтов. Такой диалог позволяет лучше понять друг друга, преодолеть ложные стереотипы, которые зачастую порождают ненависть и агрессию в отношении представителей иной религии.
Препятствовать проявлениям экстремизма на религиозной почве, который, в частности, порождает конфронтацию и конфликты между приверженцами различных религий, можно только сообща. Нельзя не принимать в расчет тот факт, что преследования на религиозной почве происходят не только в отношении христиан, но и носителей других традиционных религий – мусульман и иудеев. Защищая одних, мы не должны забывать и о других, где бы те или иные верующие не нуждались в такой защите.
Сегодня часто приходится слышать, что христианам, подвергающимся преследованиям, нужно создать условия для свободной эмиграции в третьи страны. Убежден, что такие усилия будут на руку тем, кто их преследует. Их цель как раз и состоит в том, чтобы выдавить христианское население, вынудить его к эмиграции. Напротив, все те, кто считает себя людьми доброй воли и мира, должны оказывать содействие тому, чтобы христиане чувствовали себя в безопасности, живя на земле своих предков, и вносили свой посильный вклад в дело процветания своей родины. Они не должны ощущать себя гражданами второго сорта или «пятой колонной» Запада. Христианской молодежи в этих странах нужно дать понять, что ее будущее целиком и полностью связано с родной землей, что они живут на ней не как нежеланные гости, существование которых большинство просто терпит, но как полноправные сыновья и дочери.
Нужно отметить, что предпринятые совместные действия Церквей, международных и общественных организаций, направленные на улучшение положения христиан в странах, где они составляют меньшинство, уже приносят свои плоды.
Мы убеждены, что все государства призваны обеспечить людям гарантированную возможность свободно исповедовать свою религию, воспитывать детей в христианской вере и открыто представлять и защищать свою позицию в публичной сфере, не подвергаясь гонениям.
Русская Церковь также искренне надеется, что правительства европейских стран, чья культура и традиции сформировались на основе христианских ценностей, будут требовать от властей государств, где христиане подвергаются гонениям, соблюдения международных принципов религиозной свободы и ее должного обеспечения. Так же как и в европейских странах, права религиозных меньшинств должны неизменно находиться под защитой закона.
Мы также обращаемся к руководству государств, входящих в каноническую юрисдикцию Русской Православной Церкви, с просьбой учитывать тему дискриминации христиан в отношениях с теми странами, где такая дискриминация имеет место.
На недавней встрече премьер-министра и кандидата в президента России В. В. Путина с руководителями традиционных конфессий России я выразил пожелание, чтобы одним из направлений российской внешней политики была систематическая защита христиан, проживающих в тех землях, где они сейчас подвергаются гонениям. Я сказал премьер-министру о том, что сильная Россия – эта та Россия, которая защищает христианские меньшинства в этих странах, в том числе, требуя гарантий соблюдения их прав в обмен на политическую поддержку или экономическую помощь. Отвечая на эти слова, Владимир Владимирович сказал: «Не сомневайтесь, что так оно и будет. Сомнений никаких нет». И призвал к дальнейшей активизации межрелигиозного диалога.
Все это я вам рассказал, дорогие братья и сестры, для того, чтобы вы понимали, что ситуация в современном мире очень непростая и что мы с вами в нашей стране живем в относительно спокойных условиях. Но мы должны знать, что происходит в других регионах – не только потому, что это необходимо для нашего общего развития, а потому, что мы должны понимать, что сегодня мир является единым целым. Процесс глобализации зашел так далеко, что сегодня процессы, происходящие в одном регионе, невозможно отделить от процессов, происходящих в других регионах.
Для нас очень важно экспортировать наш собственный опыт межрелигиозного взаимодействия, опыт, который наша страна накапливала в течение многих веков, в другие страны. Мы можем показать людям, что наличие разных конфессий в одной стране не означает обязательной предрасположенности к конфликтам. И мы должны понимать, что борьба с экстремизмом, радикализмом должна проходить не только на уровне межрелигиозного диалога, но и внутри каждой религиозной конфессии. Это та задача, которая стоит перед всеми нами.
Благодарю за внимание.
________________________________________
http://www.sedmitza.ru/tag/гонения%20на%20христиан
По сообщению агентства AsiaNews.
http://www.sedmitza.ru/news/2759192.html
Сообщение радио «Ватикан».
По данным International Christian Concern.
По данным Compass Direct News
Цит. по: Поснов М.Э. История Христианской Церкви. М., 1991. С. 87.
См.: Игнатенко А.А. Расколотая умма в ожидании Судного дня (Новый взгляд со старых позиций) // Отечественные записки. 2003. № 5 (14).