Митрополит Волоколамский Иларион: Россия и Польша должны сгладить взаимные обиды и перезагрузить отношения
О предстоящем визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу рассказал в интервью ИТАР-ТАСС председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
– В середине августа ожидается эпохальное событие: впервые в истории Предстоятель Русской Православной Церкви посещает Польшу – страну с преобладающим католическим населением. Какова цель этого визита?
– Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится по приглашению Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Саввы.
Это так называемый мирный визит, то есть первое официальное посещение Его Святейшеством Польской Православной Церкви с момента избрания на Патриарший престол. Святейший Патриарх Кирилл уже посетил ряд Поместных Православных Церквей: в 2009 году – Константинопольский, в 2010 году – Александрийский, а в 2011 году – Антиохийский Патриархаты. В апреле сего года состоялся визит Его Святейшества в Болгарский Патриархат, а в июне – в Кипрскую Православную Церковь.
Патриарх встретится с Предстоятелем и иерархами Польской Православной Церкви, посетит крупнейшие православные храмы и монастыри, а в праздник Преображения Господня вместе с Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой совершит Божественную литургию на Святой Горе Грабарке.
Запланированы также встречи с Президентом Польской Республики Брониславом Коморовским и с Маршалом Сената Богданом Борусевичем.
Поскольку Польша является страной с преобладающим католическим населением, в программу визита вошли встречи со священноначалием Римско-Католической Церкви. Вместе с председателем Католической Епископской Конференции Польши митрополитом Юзефом Михаликом Предстоятель Русской Православной Церкви подпишет Совместное послание народам России и Польши. Это послание станет свидетельством о благом намерении христиан России и Польши жить в мире, сообща утверждая непреложную ценность христианской веры словами и делами.
– Многие рассматривают этот визит как своего рода «народную дипломатию» и надеются, что он послужит примирению и прощению исторических обид, накопившихся за многовековую историю между Россией и Польшей. А, что, на Ваш взгляд, является объединяющим для наших народов?
– Тесные связи России – и шире, стран, входивших исторически в состав Руси, – и Польши предопределены уже их географическим положением: мы являемся соседями. Русско-польские контакты возникли еще во время формирования наших государств. Наши отношения бывали добрососедскими, однако в определенные периоды омрачались противостоянием и насилием.
История наших взаимоотношений с Польшей очень непроста. На протяжении истории русский и польский народы боролись за главенство в Восточной Европе. Между тем у наших народов есть то, что нас объединяет, – это общие христианские и славянские корни.
Оба наших народа понесли неимоверные потери в ходе исторических катастроф ХХ века. Как русские, так и поляки пережили ужасы репрессий.
Огромные жертвы, понесенные Россией и Польшей в ХХ веке, дают основание провести, как сейчас принято говорить, перезагрузку наших отношений, сгладив взаимные обиды.
Обе наши страны прошли через эпоху коммунизма. Сейчас руководители Польши встречаются с Папой Римским в Ватикане и даже присутствуют на церемонии причисления к лику святых христианских подвижников. В прошлом году Бронислав Коморовский впервые принял участие в православных торжествах на святой горе Грабарке в праздник Преображения Господня. Есть ли надежда, что именно христианские основы наших стран будут в дальнейшем играть существенную роль в межгосударственных отношениях?
Наши народы на протяжении многих столетий исповедуют веру в Христа Спасителя. Христианство в значительной мере сформировало национальную культуру и менталитет русских и поляков. Благодаря этому в общественной жизни наших стран важную роль играют нравственные ориентиры, основанные на Священном Писании. Мы духовно близки, нам проще находить общий язык, достигать взаимопонимания, ибо базовые этические принципы у нас общие.
Говоря о роли христианских Церквей в отношениях между двумя странами, необходимо принимать во внимание, что и в России, и в Польше Церковь отделена от государства. Однако она не может быть отделена от народа. Ценности, исповедуемые людьми, несомненно, оказывают воздействие на выстраивание политического курса государства, как внутреннего, так и внешнего. И политики не могут не принимать во внимание эти ценности, не считаться с ними.
Сейчас, к сожалению, распространяется тенденция вытеснения религии на периферию общественной жизни, отдаления религиозных деятелей от обсуждения актуальных вопросов современности. Соответственно и в межгосударственных контактах значение религиозного фактора пытаются преуменьшить. Это ошибочный курс.
– Христианская культура. В России любят фильмы Анджея Вайды, Кшиштофа Занусси, музыку Шопена, знакомы и с творчеством современных композиторов Кшиштофа Пендерецкого и Миколая Гурецкого. Недавно в Москве прошел творческий вечер Занусси, который вел председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. Как Вы себе представляете развитие польско-российских культурных связей, в том числе при участии Церкви?
– Одной из важных скреп в отношениях между русским и польским народами является культура, имеющая общие славянские корни и возросшая на плодородной почве христианской традиции. Даже в тяжкие годы государственного атеизма лучшие произведения деятелей искусства двух стран говорили людям о таких фундаментальных ценностях, как любовь, правда и справедливость, традиция, семья, самопожертвование ради ближних.
В последние годы успешно развиваются российско-польские отношения в культурной сфере: проходят фестивали российских фильмов в Польше и польских – в России, творческие вечера мастеров культуры двух стран, художественные экспозиции и фотовыставки, осуществляются совместные музыкальные проекты. Возобновлена традиция проведения фестивалей российской песни в Зеленой Гуре. 6 июня нынешнего года в городе Билгорай состоялось торжественное открытие первой в Польше библиотеки русской литературы. Также в 2012 году на польском и русском языках был издан сборник «Антология польской поэзии».
Значимым является религиозный аспект культурного обмена между Россией и Польшей. Одним из последних к настоящему времени событий в этой сфере стал концерт хора калининградского кафедрального собора в варшавской католической церкви святой Анны. Российские любители музыки имеют возможность услышать произведения классиков современной музыки Кшиштофа Пендерецкого и Миколая Гурецкого, творчество которых наполнено глубоким духовным содержанием и неразрывно связано с богослужебной традицией. Следует упомянуть, что на площадке Российского центра науки и культуры в Варшаве регулярно проводятся тематические вечера, посвященные православным праздникам, звучат лекции о традициях Православия. Большое значение для сближения наших народов имеют мероприятия в рамках Дней славянской письменности и культуры.
И Католическая Церковь, объединяющая большинство жителей Польши, и Польская Православная Церковь хранят культуру близкого нам по духу народа. Культурные связи помогают жителям России и Польши лучше понять друг друга, осознать сложные моменты общей истории и в дальнейшем плодотворно развивать отношения между нашими народами и государствами. Они также помогают нам объединить усилия для совместной защиты и поддержки в современной Европе христианских ценностей, являющихся фундаментом общеевропейской культуры.
– На встрече с польскими католическими иерархами планируется подписание совместного православно-католического документа. В чем его суть?
– Речь идет об Обращении к народам России и Польши с призывом к примирению. Вопросы вероисповедания в нем не рассматриваются. Символично, что с инициативой развития братских отношений выступают
именно христианские Церкви – Русская Православная и Польская Римско-Католическая. Суть этого воззвания заключается в осознании нашей общей христианской ответственности и необходимости решать одни и те же задачи на современном этапе. В Обращении говорится также о вызовах современности, которые порождает религиозная индифферентность, воинствующий секуляризм и безнравственность. Кроме того, в нем сделан акцент на необходимости общими усилиями хранить христианские ценности, в особенности семейные, а также традиционный жизненный уклад. Не замалчивая трудности, имевшие место в истории наших народов, Церкви призывают народы своих стран простить друг друга в духе христианской любви и сплотиться ради выполнения тех задач, справиться с которыми мы можем только сообща.
– Будут ли обсуждаться с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой вопросы развития паломничества и контактов в сфере образования?
– Наши Церкви традиционно поддерживают очень тесные и многогранные контакты, в том числе в сфере паломничества и образования. Обе эти темы, конечно, обязательно будут подниматься в ходе переговоров Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Митрополитом Саввой. Контакты между Русской и Польской Православными Церквами имеют давнюю традицию, которая служат прочным основанием для их дальнейшего развития.
Многие из польских православных иерархов совершенствовали свои богословские познания в стенах духовных школ Московского Патриархата, а в Русской Православной Церкви есть иерархи и клирики, обучавшиеся в Христианской богословской академии в Варшаве. Развитию студенческого обмена благоприятствует то обстоятельство, что в большинстве приходов Польской Православной Церкви богослужения совершаются на церковно-славянском языке, а проповеди произносятся на русском языке, который в значительной степени является и языком церковного образования.
Важной стороной нашего сотрудничества с польскими братьями является также православное паломничество, большой вклад в расширение которого вносит Братство православной молодёжи Польши.
Святыни Польской Православной Церкви регулярно посещают паломники из стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата – иерархи, клирики и миряне. Особенно важным для себя мы считаем выявление новых возможностей для общения православной молодёжи, ведь паломничество можно рассматривать и как особый вид религиозного образования.