Митрополит Иларион: Матерь Божия всегда приходит нам на помощь, всегда слышит наши молитвы
7 апреля 2014 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.
Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма игумен Филарет (Тамбовский).
По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствовавшим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходит к нам в Великом посту − как вы знаете, этот праздник установлен по солнечному календарю, поэтому его дата не меняется, тогда как Пасха и Великий пост совершаются по лунному календарю. Если Пасха бывает очень ранней, то Благовещение может даже совпасть с ней или с первыми днями Светлой седмицы, если Пасха позже, то праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на дни Страстной седмицы, а если еще позже – то на Великий пост. Как правило, в силу этого обстоятельства праздник Благовещения в церковном уставе всегда сочетается с еще какими-нибудь литургическими событиями. Если, например, Благовещение приходится на Великую пятницу, то служба 12 Евангелий дополняется тринадцатым – «Благовещенским» − Евангелием. Много есть других и особенностей в церковном уставе, которые всегда придают празднику Благовещения какое-то дополнительное содержание.
Вот сегодня на вечерне, с которой началась Литургия святого Иоанна Златоуста, мы слышали рассказ из книги Бытия о том, как престарелый Исаак благословлял двух своих сыновей. Ревекка – жена Исаака − больше любила младшего сына, поэтому, зная о старости, немощи и слабости своего мужа, она подговорила Исаака прикинуться старшим сыном, прийти, накормить, ублажить своего отца и получить его благословение. Хотя отец заподозрил, что это не Исав, которому он хотел преподать благословение, человеческая хитрость возобладала и благословение было преподано младшему сыну. Когда затем пришел старший сын и обман обнаружился, Исав спросил отца: «Неужели у тебя не найдется другого благословения и для меня тоже?» (см. Быт. 27. 36), а Исаак сказал: «То благословение, которое я дал ему, не может перейти на тебя». Он дал этому сыну другое благословение, но именно Иаков оказался над Исавом, из-за чего потом между двумя братьями, как и между их потомками, была долгая вражда. И продолжается она до сих пор.
Этот рассказ говорит нам о том, как через человеческую немощь и слабость иной раз действует благодать Божия. Господь избрал Иакова для того, чтобы тот стал наследником своего отца, и даровал ему двенадцать сыновей, от которых пошел весь израильский народ. Из рода Иакова были и царь Давид, и царь Соломон. Из рода Иакова была Пресвятая Богородица, через которую произошло спасение мира.
Все это в промысле Божием было предуготовано уже тогда, когда немощный и престарелый Исаак, не сознавая, что делает, возложил руку на одного сына вместо того, чтобы возложить ее на другого, которого хотел благословить. Богу было угодно, чтобы благословение перешло на младшего сына, потому что через его дом Господь хотел спасти все человечество, ибо от его рода произошла Пресвятая Богородица. Неслучайно в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы мы поем тропарь, который начинается словами: «Днесь спасения нашего главизна…», то есть начало нашего спасения произошло в тот момент, когда Ангел явился Богородице и сказал ей о том, что от Нее произойдет Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос.
В Божественном промысле это событие было предуготовано еще тогда, когда Господь создавал человека и когда три Лица Святой Троицы совещались между собою: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (см. Быт. 1. 26). Уже тогда спасение Христом человека было таинственным образом предуготовано. Судьба самого человечества не была предопределена, потому что с того самого момента, когда Господь сотворил человека и даровал ему свободную волю, судьба того складывалась, по крайней мере, из двух составляющих: из воли Божией о спасении человека и из человеческой воли, которая иной раз входила в противоречие с волей Господа, как это было с Адамом и Евой, которые не исполнили заповедь Божию, как это было со многими другими согрешавшими людьми, о которых рассказывается в Библии. Тем не менее, воля Божия вела человечество ко спасению, и Богу было угодно, чтобы от Пресвятой Богородицы, которая произошла из дома Иакова, был рожден Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
О происхождении Господа Иисуса Христа из рода Иакова пророчествовал Валаам: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24. 16-17).
Вся предшествующая история человечества была приуготовлением к пришествию Спасителя, потому и Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса Христа: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его…» (см. Мф. 1. 2). Имя Иакова упоминается в этом священном повествовании для того, чтобы напомнить нам, как действует благословение Божие в человеческом роде. Господь избрал Пресвятую Деву, чтобы Она стала вместилищем Невместимого, Божественным Чертогом, тем незасеянным полем, которое засеял Сам Господь, − чтобы Она принесла нам Спасителя мира.
Событие Боговоплощения, которое мы празднуем ровно через девять месяцев после праздника Благовещения (а датой праздника именно поэтому был выбран день за девять месяцев до Рождества Христова), явилось плодом не только промысла Божия, не только Божественного действия, но и человеческого в нем участия, человеческого в нем содействия. Потому апостол Павел называет Христа Новым Адамом (см. 1 Кор. 15. 45), а святые отцы именуют Богородицу Новой Евой, что Христос в своей человеческой судьбе исполнил все то, что Адам не смог исполнить в своей судьбе, а Пресвятая Богородица по-человечески исполнила то, чего Ева не смогла или не захотела исполнить. Поэтому благословение Божие, которое было передано человеческому роду через Воплощение Сына Божия, произошло не только благодаря промыслу Божию, но и благодаря человеческому содействию, которое имело место в лице Пресвятой Богородицы, когда Она, услышав глас Архангела и, поначалу смутившись и спросив: «Как это возможно, когда я мужа не знаю» (см. Лк. 1. 34), потом приняла все сказанное как волю Божию и сказала: «Се, раба Господня. Да будет мне по глаголу твоему» (см. Лк. 1. 38).
Таким таинственным образом благословение Божие передается человечеству через людей. Иной раз это благословение действует вопреки человеческой воле, вопреки человеческой немощи. Ведь даже когда Адам и Ева согрешили и были изгнаны из рая, это было не концом человеческой истории, а, по сути, ее началом. И Господь установил смерть для людей не как наказание и не как проклятие, а как благословение, потому что смерть избавляет человека от всех несовершенств земной жизни. Смерть – это мост, через который земные люди переходят в невечерний день Царствия Божия, где солнце никогда не заходит и где Сам Господь всегда над всеми любящими Его.
Благословение Божие таинственным образом было передано человеческому роду и через престарелого Исаака, даже если он не вполне осознавал то, что делает.
Вся последующая история тоже была историей многих и великих благословений и благодеяний Божиих. В истории человечества сбылось и то, что сказал Исаак своему сыну Исаву: «Иаков будет господствовать над тобою, но когда-нибудь ты свергнешь с себя его иго» (см. Быт. 27. 40). Это было не благословением, а пророчеством. Мы знаем, что дом Иакова, дом Израиля как земное царство не удержался – это царство пало, потомки Исава завладели и этим царством, и многими другими царствами и народами. По сей день эта вражда между потомками Исава и духовными потомками Иакова продолжается. Переданное дому Иакова благословение Божие, которое перешло на новый Израиль – Церковь Христову, − продолжает действовать. Но и вражда дома Исавова тоже продолжается против Церкви Христовой, против нового дома Иаковля.
Мы вспоминаем сегодня все эти таинственные дела Божии, вплетенные в человеческие дела и в судьбу человека. Мы знаем, что Пресвятая Богородица принесла нам особые благословения − через Нее мы имеем беспрепятственный доступ к нашему Господу. Матерь Божия всегда приходит нам на помощь, всегда слышит наши молитвы. В самые трудные моменты нашей жизни Она останавливает нас от безумных поступков, от грехов, от всяких глупостей. Даже когда мы забываем о Боге или Пресвятой Богородице, Она не забывает о нас.
Нужно помнить, что если мы почитаем и любим Пресвятую Богородицу, это защитит нас от многих бед, от многих скорбей и многих зол. Пресвятая Богородица придет к нам на помощь, даже когда мы Ее не ждем и Ее не призываем.
Поэтому мы обращаемся к Ней сегодня и во все дни нашей жизни как к нашей Небесной Заступнице, как к нашей Небесной Матери и просим о том, чтобы Она вновь и вновь приносила благословение Божие каждому из нас, нашим близким, всей нашей Церкви, всему нашему новому дому Израилеву и всему человечеству.
С праздником вас!»
Служба коммуникации ОВЦС