Митрополит Иларион: Таланты и способности людей, которые решили посвятить свою жизнь Богу, принесут многократный плод
[gallery ids="109946,109937,109939,109948,109938,109949,109940,109941,109942,109943,109950,109944,109945,109947,109935,109936"]
28 сентября 2014 года, в неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке в Москве. Владыке сослужили проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма, учащиеся ОЦАД в священном сане.
За Литургией пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.
После сугубой ектении митрополит Иларион прочитал молитву о мире на Украине.
За Литургией митрополит Иларион рукоположил в сан священника диакона Алексия Сафонова, заведующего Учебно-методическим отделом Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иоанн (Копейкин).
По окончании Литургии митрополит Иларион совершил славление перед Крестом.
Затем владыка Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В этот воскресный день, когда продолжается празднование Воздвижения Креста Господня, мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о талантах. В ней говорится о том, как одному человеку господин вручил пять талантов, то есть пять денежных единиц, дабы тот употребил их в дело. Другому человеку господин дал два таланта, а третьему – один талант. Те, которым были даны пять и два таланта, свои таланты употребили в дело, и когда господин вернулся, отчитались перед ним. "Ты дал мне пять талантов – я приобрел благодаря им еще пять", − сказал первый, а тот, которому было дано два таланта, отметил, что благодаря им приобрел еще два (см. Мф. 25. 20-23). Человек, которому был дан один талант, сказал господину, который вернулся к нему за отчетом: "Я твой талант зарыл в землю, потому что знал, что ты человек жестокий: жнешь, где не сеял, собираешь там, где не расточал. Поэтому я сохранил твой талант и возвращаю его тебе" (см. Мф. 25. 24-25).
Эта притча говорит нам о том, как мы должны распоряжаться тем, что Господь дал нам. Неслучайно существует поговорка: «Не зарывай свой талант в землю». Если изначально в притче под «талантом» понималась денежная единица, то в расширительном смысле талантом мы называем все то, что получили от Господа, в том числе способности, которые Бог нам для чего-то дал.
Порой мы спрашиваем себя, почему Господь дает разные способности, таланты: кому-то одни, кому-то – другие, одному больше, а другому − меньше? Вовсе не потому, что Он кого-то выделил, а кого-то обделил, не потому, что Господь одного возлюбил больше, а другого − меньше. Это происходит потому, что каждому из нас Господь дал некий "начальный капитал" для того, чтобы мы вложили его в дело, дабы этот капитал наших талантов, способностей, возможностей принес, по крайней мере, двукратный плод.
Господь никого не обделил талантами − нет людей неталантливых. Люди начинают свой жизненный путь в разных жизненных ситуациях, исходные позиции бывают разные, но очень многое зависит от того, какую жизненную установку ставит перед собой сам человек. Если он себе говорит: я готов принести все, что дал мне Бог, Ему в жертву, я готов употребить все свои таланты и способности для того, чтобы принести тот плод, который от меня ожидает Господь, то таланты этого человека будут чудесным образом умножаться. Тогда он сможет сделать даже то, чего совсем не ожидал от себя, что превосходит его человеческие силы и возможности, потому что Сам Господь будет ему в этом помогать, будет благословлять его труды, его усилия и весь его жизненный путь.
А бывает, человек говорит себе: "Бог дал мне меньше, чем другим людям. Вот тому он дал два таланта, этому − пять, а у меня есть только один. Что я могу с ним делать? Я могу его только держать при себе, а потом в нужный момент, если потребуется, я его верну Тому, от Кого его получил". Иначе говоря, человек живет, не ставя перед собой никаких жизненных целей: он не идет вперед, а просто стоит на месте. Вот с такого человека очень строго спросит Бог в день суда. Тогда именно Господь будет спрашивать с человека, а не человек с Господа, мол, почему Ты мне дал не два таланта, не пять и не десять. Господь каждому дает столько, сколько ему необходимо для того, чтобы полученные таланты употребить в дело. Весь вопрос заключается в том, как человек распоряжается тем, что ему дал Господь.
Есть немало людей, которые получили от Бога большие способности, но не употребили их на добрые дела, на пользу ближних и в результате растеряли и растратили свои таланты. Они погубили собственную жизнь и, может быть, еще нанесли вред окружающим людям. А пусть даже скромные таланты и способности тех людей, которые жизнь свою решили посвятить Богу и ориентируются в своих действиях на Божественные заповеди, несомненно, принесут двукратный и многократный плод еще в этой жизни, а в жизни будущей Господь примет их как своих верных рабов.
Нужно помнить о том, что все, что мы получили от Господа, является Его даром нам. Мы должны возвращать это Богу через наши добрые дела, через наш христианский образ жизни. В любой момент Бог может отъять у нас возможность делать добро, распоряжаться своими талантами, употреблять в дело свои способности. Господь дает − Господь забирает; Он определяет как время нашего прихода, так и время ухода нашего из этого мира. Господь помогает нам во всем добром, что мы делаем. Но если мы отворачиваемся от Бога, то благословение Его перестает распространяться на наши дела. И тогда, сколько бы ни было у нас талантов, они не будут приносить плода, потому что без благословения Божия человек ничего не может достигнуть.
Мы должны каждый день ставить перед собой вопрос: какие у меня сегодня есть возможности совершить добрые дела, что я могу сегодня сделать, дабы хоть еще на шаг приблизиться к тому, чего Господь от меня ожидает. Каждый из нас знает, что у нас есть задачи перед ближними, перед членами семьи, перед людьми, которые нас окружают, и что у нас есть долг перед Богом.
Будем просить Господа дать нам ясное и четкое осознание того, что необходимо для того, чтобы идти по пути ко спасению. Будем просить у Него сил для того, чтобы, отвергая все злое, нечистое и греховное, что в каждом из нас есть, взращивать и возгревать в себе все самое лучшее.
Будем обращаться ко Господу с молитвой о том, чтобы Он силою Честнаго и Животворящего Своего Креста укрепил нас на жизненном пути».
Обратившись со словом наставления рукоположенному в этот день иерею Алексию Сафонову, владыка подчеркнул:
«Сегодня ты, дорогой отец Алексий, получил от Бога талант − великий дар священства. Этот дар дан тебе для того, чтобы ты ежедневно употреблял его в дело, чтобы талант, который ты получил, каждый день приносил многие и добрые плоды. Господь ставит тебя на служение, которое является самым высоким доступным для человека служением на этой земле.
Нет более высокого служения, чем служение священника. Ты от лица народа будешь предстоять перед престолом Божиим и возносить Бескровную Жертву. Ты от лица Господа будешь отпускать людям грехи, приносить им благословение и все то, что Господь через тебя как священнослужителя и носителя апостольского служения будет передавать людям.
Неси это служение достойно, помня о словах присяги, которую ты сегодня произнес перед крестом и Евангелием. Пусть Господь благословляет твое служение, и пусть оно будет долгим и благодатным».
Служба коммуникации ОВЦС