Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение на белградском подворье Русской Православной Церкви
15 ноября 2014 года, в канун Недели 23-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Свято-Троицком храме — подворье Русской Православной Церкви в Белграде.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Виталий Тарасьев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям.
В алтаре храма молились митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний.
За богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил помазание елеем многочисленных прихожан храма Святой Троицы.
По окончании богослужения Святейшего Владыку тепло приветствовал протоиерей Виталий Тарасьев. Настоятель подворья отметил большое значение визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Белград и выразил радость в связи с освящением Иверской часовни на Русском кладбище. Отец Виталий преподнес Его Святейшеству факсимильное издание, в котором воспроизведены некоторые страницы мемориальной книги, которая ведется со времени основания Русского некрополя, и список Иверской иконы Божией Матери.
Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый отец Виталий, уважаемые господа послы, представители государственных властей, братья и сестры!
Всякий раз, переступая порог этого храма, я чувствую некую духовную сопричастность четырем поколениям русских людей, которые покинули родину в годы страшного лихолетья и приехали сюда, на гостеприимную сербскую землю. Этот храм был свидетелем и слез, и радости тысяч и тысяч людей. Для многих русских людей именно этот храм был частицей Руси. Можно себе представить, с каким чувством они взирали на святые иконы, которые так напоминали им иконы, находившиеся там, на далекой родине, перед которыми они с детства молились. Что чувствовали они, слыша знакомые песнопения? Как воспринимали они саму возможность стоять рядом, рука об руку, являя некий образ той Руси, которую они покинули?
Говоря так о четырех поколениях русских эмигрантов, мы можем сказать то же самое и о современных россиянах, как на родине, так и за ее пределами живущих. Храм Божий соединяет нас не просто с прошлым. Это не просто исторический памятник и некая архитектурная и художественная конструкция, которая делает нас сопричастниками культурной традиции народа. Храм — это нечто большее, потому что в храме как нигде актуализируется прошлое. Церковь — единственная сила, способная прошлое соединять с настоящим. Кто такой Александр Невский для светского человека? Персонаж истории. Кто такой Александр Невский для нас? Святой, к которому мы обращаемся с молитвой. К мертвому с молитвой обращаться невозможно. Александр Невский жив для нас. Взирая на его образ, мы реально соединяемся с ним, с человеком далекого XIIIвека, потому что он принадлежит сегодня к той же Церкви, к которой принадлежим мы; но он там, на Небесах, в Церкви прославленной, в Церкви небесной, а мы пока здесь, в Церкви земной, странствующей. Но это одна Церковь, под Одним Главой — Господом и Спасителем.
Я привел в пример Александра Невского, это яркая героическая личность. Но ведь то же самое можно сказать о любом святом угоднике, в том числе не принадлежащем России и Руси. Разве Иоанн Златоуст, отдаленный от нас полутора тысячелетиями, является для нас мертвым? Нет, он жив! Он живет в нашей молитве, он живет в Божественной литургии, потому что мы до сих пор молимся, совершая Литургию его словами.
Церковь — это великая духовная сила, в которой прошлое оживает и перестает быть просто экспонатом, архивным материалом или документом, но остается живым. В этом великая сила Церкви, и не только духовная, но также культурная и общественная сила. Вот почему всякий раз, когда какие-то силы затевают слом общественной и государственной жизни, который получил названия «революция», «мятеж», они направляют свой удар на Церковь. Не было ни одной революции, которая бы не гнала Церковь, потому что для Церкви прошлое не мертво и это для нее не предмет борьбы. В Церкви живет всё то, что в прошлом принадлежало вечному, потому что сама Церковь принадлежит вечности.
И сегодня для очень многих жителей России, Украины, Беларуси, других стран, где существует Русская Православная Церковь, храмы в дальнем зарубежье имеют очень большое значение для сохранения нашего национального самосознания, но самое главное — для сохранения нашей веры и живой связи с нашим народом, с нашими родителями, с нашими дедами, прадедами и пращурами. Поэтому мы сегодня и строим храмы, и не только на Руси, но и за границей.
Сегодня насчитывается более 800 русских православных храмов в более чем 60 странах мира. Все они наполняются народом Божиим. Но среди этих храмов особое место занимает храм Святой Троицы в Белграде, потому что кроме чисто приходских функций, он еще имеет и важное служение, представляя Патриарха Московского и всю Русскую Церковь пред Святейшим Патриархом Сербским, пред Сербской Церковью и пред Сербским народом, являясь своего рода мостом, духовно соединяющим два народа».
В память о посещении подворья Русской Православной Церкви в Белграде Святейший Патриарх Кирилл передал в дар в Свято-Троицкому храму набор евхаристических сосудов.
В благодарность за усердные труды на благо Церкви, в том числе в деле восстановления Русского некрополя и Иверской часовни в Белграде, Предстоятель Русской Церкви удостоил настоятеля Свято-Троицкого храма протоиерея Виталия Тарасьева права ношения креста с украшениями.
Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды мирянам, потрудившимся в деле восстановления Русского некрополя.
Всем прихожанам храма были розданы иконки с образом преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением.
***
Подворьем Русской Православной Церкви в Белграде является храм Святой Троицы, построенный русскими эмигрантами в 1924 году по проекту русского архитектора Валерия Сташевского c разрешения Правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев и по благословению Патриарха Сербского Димитрия.
В 1946 году храм получил статус подворья Русской Православной Церкви в Белграде и находился в составе ставропигиального благочиния русских православных приходов на территории Югославии. В 1954 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви благочиние упразднили, а все входившие в него храмы, кроме Троицкого в Белграде и приписанной к нему Иверской часовни на Русском кладбище, были переданы в юрисдикцию Сербской Православной Церкви.
В 1957 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий I посетил подворье и совершил в нем Божественную литургию.
Троицкий храм пострадал в период бомбардировок НАТО в 1999 году. К 2007 году он был капитально отремонтирован, после чего храм освятил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).
С 1950 года настоятелем Троицкого подворья являлся видный деятель русской эмиграции протоиерей Виталий Тарасьев, преемником служения которого после его кончины в 1974 году стал его сын Василий Тарасьев. С 1998 года настоятелем подворья является протоиерей Виталий Тарасьев — внук первого настоятеля храма.
В храме до настоящего времени сохранился иконостас, созданный князем М.С. Путятиным.
В Троицкой церкви находится гробница генерала П.Н. Врангеля. На территории подворья действует экспозиция, посвященная истории русской эмиграции в Югославии.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/
Служба коммуникации ОВЦС
Фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси