Доклад митрополита Волоколамского Илариона на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года.
Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Преосвященные собратья-архипастыри!
В жизни Церкви есть немало примеров того, как почитание святого, подвизавшегося или скончавшегося вдали от своего отечества, приходило на его родину из тех мест, где он прославил Бога. Так, из земель Святой Руси в иные земли перешло почитание таких угодников Божиих, как святитель Московский Киприан, Патриарх Константинопольский Афанасий, преподобные Антоний Римлянин и Максим Грек, происходивших из разных стран, но завершивших свой земной путь на Руси.
В свою очередь, и в Русской Православной Церкви некоторые подвижники были прославлены ввиду их особого почитания в тех местах, где им довелось потрудиться во славу Божию и где они оставили по себе добрую память. В качестве примеров можно привести имена святителя Николая Японского, прославленного по ходатайству Японской Автономной Православной Церкви, или святителя Иннокентия, митрополита Московского, канонизированного по инициативе Православной Церкви в Америке.
Эти святые предстоят у Престола Божия, молясь и о своем земном отечестве, и о тех народах, среди которых им довелось подвизаться. Говоря словами святого апостола Павла, это — посланники церквей, слава Христова (2 Кор. 8:23).
Украшением многовековой истории братских отношений Русской и Болгарской Православных Церквей стала жизнь архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Владыка Серафим принадлежит к числу иерархов Русской Православной Церкви, которые в трагической обстановке послереволюционных лет вынуждены были покинуть родину и нести свое служение за рубежом. Последние 29 лет жизни Владыка Серафим провел в Болгарии, где мирно преставился ко Господу 26 февраля 1950 года, окруженный искренней любовью паствы.
К гробнице покойного архипастыря, расположенной в крипте Русского Свято-Никольского храма в Софии, настоятелем которого он являлся, с самого момента его кончины притекает множество православных верующих, обращающихся к нему с горячими молитвами об утверждении в вере и об исцелении от телесных недугов, об избавлении от страстей и о помощи в трудных жизненных обстоятельствах. Поток этот не иссякал даже в годы коммунистического режима и превратился в настоящее паломничество. Русский иерарх, отдавший свое сердце болгарской пастве, уже не одним поколением воспринимается в Болгарии как общенациональный святой.
Вопрос о возможности прославления архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) изучался Синодальной комиссией по канонизации святых в 2007 и 2015 годах.
В 2007 году Комиссия под председательством Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, рассмотрев собранные к тому времени материалы об архиепископе Серафиме, пришла к выводу о необходимости их восполнения и систематизации и приняла решение продолжить исследование этого вопроса.
После того, как исследовательская работа была завершена, обсуждение вопроса канонизации архиепископа Серафима возобновилось, и 10 марта 2015 года Синодальная комиссия по канонизации святых под председательством Преосвященного епископа Троицкого Панкратия приняла решение об отсутствии препятствий для канонизации архиепископа Серафима.
Принимая во внимание то обстоятельство, что почти тридцать лет жизни архиепископ Серафим провел в Болгарии, а также неоднократно высказывавшееся Болгарской Православной Церковью пожелание о его прославлении, 5 мая 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту с предложением о создании совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей для изучения вопроса о возможном прославлении архиепископа Серафима в лике святых.
Состав комиссии был утвержден на заседаниях Священных Синодов Русской Православной Церкви (журнал № 73 от 22 октября 2015 года) и Болгарской Православной Церкви (протокол № 22 от 25 сентября 2015 года).
Заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима состоялось 3-4 декабря 2015 года в Софии. Были заслушаны доклады о различных аспектах деятельности архиепископа Серафима, дана оценка его богословских трудов. Особое внимание было уделено факту почитания иерарха в Болгарской Православной Церкви, систематизации и документальному подтверждению чудес, совершившихся по его молитвам. Члены комиссии приняли единодушное решение об отсутствии препятствий к канонизации архиепископа Серафима.
Заслушав итоги заседания в Софии, Священный Синод Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года (журнал № 94) принял решение вынести вопрос о канонизации архиепископа Серафима на рассмотрение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
По благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита на настоящее заседание прибыли иерархи Болгарской Православной Церкви –сопредседатель Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) Преосвященный митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн и член комиссии Преосвященный епископ Знепольский Арсений.
Несмотря на сложившееся почитание в Болгарии, архиепископ Серафим известен в самой Русской Православной Церкви гораздо меньше, его жизненный путь, протекавший в обстоятельствах трудной и противоречивой исторической эпохи, заслуживает того, чтобы на нем остановиться более подробно.
Николай Борисович Соболев родился 1 декабря 1881 года в Рязани, окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 году, на 4-м курсе академии, Николай Соболев принял монашеский постриг, в том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха; по окончании академии трудился на поприще духовного образования, встретив октябрьскую революцию в должности ректора Воронежской духовной семинарии, закрытой в 1918 году большевиками.
На юге России архимандрит Серафим вошел в подчинение Временного высшего церковного управления (ВВЦУ). Его хиротонию во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, состоявшуюся по решению ВВЦУ 14 октября 1920 года в Симферополе, возглавил митрополит Антоний (Храповицкий). Уже через месяц епископ Серафим был вынужден покинуть Россию вместе с ВВЦУ.
В условиях утраты связи с московской церковной властью иерархи, оказавшиеся за границей, подчинились переехавшему за границу ВВЦУ, которое в тот момент не рассматривало Зарубежную Церковь в качестве отдельной от московской церковной власти структуры, а свое автономное существование рассматривало, как временное. Епископ Серафим также признал над собой власть Зарубежного ВЦУ (с 1922 года — Архиерейского Синода РПЦЗ).
В 1921 году епископ Серафим был назначен настоятелем Никольского храма в Софии и управляющим русскими православными общинами в Болгарии.
Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима и его назначение в Болгарию, что подтверждают списки законных иерархов, тайно пересылавшиеся по его благословению из Москвы, а в 1921 году изменил его титул на «Богучарский». В 1934 году решением Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Серафим был возведен в сан архиепископа.
В начале своего пребывания в Софии Владыка Серафим участвовал в монархическом движении, но вскоре совершенно отошел от политики и целиком сосредоточился на церковных делах, не поддерживая связей с политическими организациями ни монархического, ни националистического, ни фашистского, ни коммунистического толка.
Критически относясь к позиции Священноначалия Русской Православной Церкви в СССР, он, тем не менее, признал избрание митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший Престол. В годы Второй мировой войны архиепископ Серафим не благословлял верующих на участие в военных действиях против СССР. В 1945 году архиепископ Серафим с семью приходами перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, предвосхитив более чем на 50 лет историческое дело воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом.
Архиепископ Серафим выступил с критикой учения митрополита Антония (Храповицкого) об искуплении, а также софиологической концепции протоиерея Сергия Булгакова, посвятив ее опровержению ряд сочинений, за одно из которых, «Новое учение о Софии Премудрости Божией», в 1938 году был удостоен ученой степени магистра богословия Ученым комитетом РПЦЗ.
Отрицая возможность наличия полноты истины в вероучении других религий и конфессий, Владыка Серафим никогда не осуждал социальные контакты и богословский диалог с инославием.
Архиепископ Серафим пользовался искренней любовью паствы. Иерарх Болгарской Православной Церкви митрополит Доростольский Иларион (1913-2009), духовно окормлявшийся архиепископом Серафимом в юношеские годы, вспоминал: «Многие считали владыку духовно прозорливым. Почитание и сыновняя преданность к архиепископу Серафиму были велики в то время и у русских, и у болгар». Прозорливость и иные духовные дары архиепископа Серафима засвидетельствованы также другими священнослужителями Болгарской Церкви, в частности, епископом Левкийским Парфением. Иерарх вошел в память болгарского народа как заботливый пастырь, подвижник и молитвенник, посвятивший свою жизнь служению Богу и ближним, богомыслию и благоустройству церковной жизни.
Архиепископ Серафим скончался 26 февраля 1950 года и был погребен в крипте русского Никольского храма в Софии, в котором прослужил 29 лет. Гробница иерарха является местом паломничества тысяч верующих, которые обращаются к нему с молитвой, а также оставляют в крипте храма обращенные к подвижнику многочисленные записки с просьбой о помощи.
Молитвенное ходатайство архипастыря православные христиане ощущали как в период его земной жизни, так и после блаженной кончины. Так, раб Божий Иоанн, житель Софии, рассказал, что после его горячей молитвы на могиле архиепископа Серафима супруга неожиданно обрела веру и стала причащаться, а бесчадие, от которого страдала супружеская чета, вскоре чудесным образом разрешилось. Раба Божия Людмила, прежде имевшая 1-ю группу инвалидности, после молитв на могиле Владыки Серафима не только почувствовала облегчение, но и сверхъестественным образом получила способность самостоятельно перемещаться без костылей. Раба Божия Лидия по молитве к Владыке обрела здравие обездвиженной руки. Этот перечень можно было бы продолжать, поскольку количество таких свидетельств исчисляется десятками. Многие из них подтверждены документально.
Почитание архиепископа Серафима в Болгарии является подлинно всенародным; в Русской Православной Церкви его можно сравнить по масштабу только с почитанием блаженной Матроны Московской. Пастырский подвиг архиепископа Серафима на болгарской земле с особой силой выявил духовную близость между народами, окормляемыми Русской и Болгарской Православными Церквами, сделав для наших Церквей насущной потребность единеми усты и единем сердцем прославить архиепископа Серафима в лике святых вместе с другими угодниками Божиими.
От лица Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима предлагаю Освященному Собору прославить сего угодника Божия в лике святых как святителя Серафима, архиепископа Богучарского.