Нарушение религиозных прав и свобод: нетерпимость, дискриминация и преследование
Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на V Европейском православно-католическом форуме.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
досточтимые отцы и братья, уважаемые организаторы и участники форума!
Сердечно приветствую всех собравшихся сегодня для участия в V Европейском форуме-диалоге между Православными Церквами и Советом епископских конференций Европы.
Наше заседание проходит на фоне значительного прогресса, достигнутого в православно-католических отношениях. После предшествовавших долгих дискуссий в сентябре прошлого года в ходе XIV пленарной сессии Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью был принят важный документ – «Соборность и первенство в первом тысячелетии: на пути к общему пониманию для служения единству Церкви». Это создало предпосылки для дальнейшего развития богословского диалога между нашими традициями. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем приступить к рассмотрению ключевого вопроса, составляющего предмет нашего разделения – темы соборности и примата в Церквах Востока и Запада во втором тысячелетии, включая обсуждение болезненной темы униатизма.
Важным событием ушедшего 2016 года стала встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска 12 февраля в Гаване – первая в истории встреча между Папой Римским и Патриархом Московским. На наш взгляд, она открыла новую страницу не только во взаимоотношениях между Московским Патриархатом и Святым Престолом, но и, в целом, в православно-католическом взаимодействии. По итогам этой встречи было принято совместное заявление, в котором нашло отражение общее видение глобальных проблем, волнующих наши Церкви и все человечество. Папа и Патриарх, которые и ранее, каждый в отдельности, затрагивали озвученные в заявлении темы, в Гаване высказались единым голосом. И этот голос был услышан.
Мы ясно осознаем необходимость совместных усилий для консолидированного ответа на вызовы современности, в числе которых преследование христиан, проживающих в ближневосточном регионе, секуляризация западного общества, нарушения прав верующих, кризис семейных и других традиционных ценностей, подрыв нравственности в личной и общественной жизни.
Наиболее остро сегодня стоит вопрос о преследованиях и дискриминации христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Положение христианских общин этих регионов можно охарактеризовать как критическое. Террористы в лице «Исламского государства» и других группировок совершают настоящий геноцид последователей Христовых.
В Совместном заявлении Папы Франциска и Патриарха Кирилла сказано: «Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни – осквернению, памятники – уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами».
Ныне мы наблюдаем ужасающую картину: двухтысячелетнее христианское присутствие на Ближнем Востоке и в Африке стремительно исчезает. По оценкам Центра изучения мирового христианства, только в 2016 году было убито 90 тысяч христиан, то есть каждые 6 минут за веру умирает христианин. От 500 до 600 млн. христиан испытывают притеснения и ограничения за свое вероисповедание. Это говорит о том, что мировое сообщество не сумело усвоить уроки разрушительных войн XX века и по-прежнему ставит политические интересы выше фундаментальных прав человека.
Сегодня христианские церкви не только свидетельствуют о мученическом подвиге последователей Христовых, но и развивают сотрудничество между собой в целях консолидации совместных усилий по оказанию им действенной помощи. Ведь, по слову апостола Павла, в Церкви Христовой «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26). Практически сразу после встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе состоялась серия совместных мероприятий, в рамках которых представители Римско-Католической и Русской Православной Церквей посетили Сирию и Ливан. Объединённая делегация встретилась с христианскими лидерами этих стран, посетила лагеря беженцев, реализовала ряд гуманитарных проектов.
В рамках данной инициативы 12 октября 2016 года в Брюсселе и 13 октября того же года в Женеве высокопоставленные иерархи Антиохийской Православной, Сиро-Яковитской и Мелькитской Церквей передали послания сирийских детей руководству Европейского Союза и верховным комиссарам ООН. Наша совместная работа на данном направлении будет продолжаться.
Русская Православная Церковь видит в межрелигиозном диалоге важный инструмент борьбы с экстремизмом и терроризмом. Мы находимся в тесном контакте с мусульманскими и иудейскими братьями, вместе боремся за нравственную чистоту общества, защищаем интересы верующих перед государством. В этом нам помогает Межрелигиозный совет России – площадка, где почти 20 лет лидеры традиционных религий России собираются и обсуждают актуальные проблемы общественного развития.
Авторитетные религиозные лидеры и христианства, и ислама призваны вместе выступить против терроризма. Мы стремимся к тому, чтобы постоянно звучал тезис о том, что христиане на Ближнем Востоке являются коренными жителями региона. Помогают нам в этом исторические и современные примеры мирного и созидательного сосуществования христиан и мусульман.
Московский Патриархат не прекращает обращаться к международному сообществу с призывом защитить страждущих христиан Ближнего Востока. Уже в 2011 году Русская Православная Церковь провела в Москве международную конференцию «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан». На этот форум собрались религиозные деятели и эксперты со всего мира. Они обсудили случаи преследований христиан и выразили озабоченность сложившейся ситуацией.
Проблематика гонений на последователей Христовых регулярно поднимается нами в ходе международных мероприятий. Московский Патриархат добиваются включения этой темы в итоговые документы международных конференций и форумов.
Положение ближневосточных верующих обсуждается с политическими лидерами и представителями дипломатического корпуса разных стран мира. За последние годы, в том числе благодаря совместным усилиям христианских церквей и государств, удалось добиться признания на международном уровне гонений на христиан Ближнего Востока.
Мы доносим как общую картину, так и конкретные нужды наших братьев и сестёр во Христе до сведения высшей государственной власти России, парламентариев, Министерства иностранных дел страны. Московский Патриархат поддержал действия России, направленные на борьбу с международным терроризмом. Я процитирую слова Патриарха Кирилла, сказанные им в ходе визита в Великобританию в октябре 2016 года: «Сегодняшняя война с терроризмом… должна быть общей – это не дело только России, это дело всех стран, и мы должны сплотиться, чтобы победить это зло».
Мы осознаём, что потеря христианского присутствия на Ближнем Востоке обернется далеко идущими последствиями не только для данного региона, но и для всего мира. Вытеснение христианства станет долгосрочным фактором нестабильности и приведёт к краху современной международной правовой системы. Поэтому сегодня как никогда важно солидарное свидетельство церквей перед окружающим миром о необходимости принятия безотлагательных мер, направленных на защиту ближневосточного христианского населения. Глобальная система политических и международных отношений ныне претерпевает серьезные изменения, а потому у нас есть шанс закрепить в ней место для защиты прав и интересов христиан Ближнего Востока и Африки.
Другой волнующей нас проблемой является массовое уничтожение нерожденных детей в разных странах мира. В Совместном заявлении Папы Франциска и Патриарха Кирилла об этом сказано: «Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови не родившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4. 10)».
Проблема абортов для России особенно актуальна. К сожалению, наша страна находится в числе лидеров по убийствам нерожденных детей. Русская Православная Церковь и другие традиционные конфессии прилагает немало усилий для того, чтобы изменить в российском обществе отношение к искусственному прерыванию беременности. 2 июня 2016 года Межрелигиозный совет России по инициативе Русской Церкви принял заявление «О защите жизни нерожденных детей». В этом документе говорится: «Считаем необходимым изменение информационной политики в пользу утверждения ценностей семьи, многодетности и чадородия. Чрезвычайно важно, чтобы СМИ, культура и реклама, подчас оказывающие решающее влияние на массовое сознание, воспитывали в юном поколении уважительное отношение к священному дару жизни, идеалам целомудрия, верности, взаимной любви и жертвенности, демонстрировали привлекательный образ полноценной и счастливой семьи». Лидеры традиционных религий призвали государство к выработке комплексной политики поддержки рождаемости и противодействия абортам.
Нас глубоко беспокоит маргинализация христианства в странах Европы и в некоторых других регионах. Об этом Папа и Патриарх сказали: «Нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними… Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни».
Причины указанных явлений коренятся в ослаблении веры в человеческом сообществе, повсеместном распространении потребительского отношения к жизни и окружающему миру, что, в свою очередь, приводит к торжеству секуляризма. Складывается парадоксальная ситуация – христиане, как представители религиозного большинства, все чаще становятся жертвами нетерпимости и дискриминации в Европе. Христианские церкви и общины, отдельные верующие подвергаются общественной обструкции и посмеянию.
Такое отношение к христианству было чуждо отцам-основателям современной объединённой Европы. Так, первый федеральный президент ФРГ Теодор Хойс заявлял, что Европа покоится на трёх холмах – на Акрополе, который дал ей ценности свободы, философии и демократии, на Капитолии, давшем римское право и общественное устройство, и на Голгофе, то есть на христианстве¹.
Иной подход предложили в начале 2000-х годов авторы проекта Европейской Конституции, в котором было упомянуто греко-римское наследие и наследие Эпохи Просвещения, но вся двухтысячелетняя история христианства в Европе была обойдена молчанием.
Приоритетом государственной политики во многих странах Европе стала не поддержка и продвижение христианских ценностей, а защита прав различных меньшинств, прежде всего сексуальных. Со временем такая защита приобрела формы агрессивной борьбы в ущерб большинству. Одними из первых под удар попали христианская семья и брак. Будучи союзом мужчины и женщины, призванным к совершенствованию супругов во взаимной любви друг к другу, рождению и воспитанию детей, христианский брак столкнулся с агрессивным наступлением однополых сожительств.
В результате в настоящее время гомосексуальные союзы легализованы в восьми странах Европейского Союза – Бельгии, Дании, Франции, Люксембурге, Нидерландах, Испании, Швеции и Великобритании. Миллионные акции протеста, проходившие в Париже в 2013 году против легализации однополых партнёрств, не были приняты во внимание политиками. Люди несли плакаты «Любить друг друга и давать жизнь», «Семья священна», «Папа и мама – то, что нужно ребенку». В ряде случаев мирные демонстрации разгонялись полицией с применением слезоточивого газа и водомётов.
В одном русле с такой непропорциональной реакцией французских властей находятся слова Президента Соединённых Штатов Америки Б. Обамы. Сразу после завершения визита Папы Франциска в США в 2015 году глава американского государства заявил, что права гомосексуалистов важнее религиозной свободы².
Факты вандализма, осквернения, грабежа и поджогов христианских храмов, разрушения священных изображений, крестов, оскорблений и нападений на священнослужителей и верующих в Европе исчисляются десятками и сотнями. Многие из них совершены иммигрантами из стран Ближнего Востока и Африки, но некоторая часть актов вандализма – дело рук этнических европейцев.
В разговоре о нарушениях религиозной свободы и прав верующих нельзя обойти стороной Украину. В этой стране каноническая Украинская Православная Церковь подвергается регулярным нападкам различных радикальных группировок, которые поддерживаются как на местном, так и на государственном уровне. За 2014-2016 годы в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Львовской, Черновицкой, Хмельницкой, Житомирской, Черкасской, Херсонской и Луганской областях было захвачено 40 храмов Украинской Церкви. Организаторы таких беззаконий устраивают фиктивный «референдум» жителей населённого пункта, в ходе которого решается вопрос о переходе общины, как правило, в раскольническую структуру. При этом прихожане храма в такой процедуре оказываются в меньшинстве, а судьба молитвенного здания находится в руках чаще всего малорелигиозных, а то и вообще неверующих людей.
Один из наиболее вопиющих случаев в 2015-2016 годах – конфликт вокруг Успенского храма в селе Птичья Ровенской области. Так называемыми «активистами» со стороны раскольничьей группировки, именующей себя «Киевским патриархатом», были предприняты неоднократные попытки захвата сельского храма вопреки судебным решениям четырёх инстанций. Имели место многочисленные факты нанесения телесных повреждений духовенству и верующим с использованием травматического оружия, неоднократное блокирование верующих в принадлежащем им храме без доступа к пище, питью и медикаментам.
Большую обеспокоенность вызывают законодательные инициативы, продвигаемые в Верховной Раде Украины. В их числе законопроект, направленный на легализацию рейдерских захватов храмов, а также дискриминационные инициативы, имеющие целью поставить Украинскую Православную Церковь в более зависимое положение от государства по сравнению с другими христианскими общинами страны, и даже лишить её исторического названия. Принятие подобных новаций угрожает окончательно сформировать поле масштабного межконфессионального конфликта на Украине.
На этом фоне вызывает недоумение и боль враждебная по отношению к Православной Церкви риторика руководства украинских греко-католиков. С крайним раздражением была воспринята в Украинской Греко-Католической Церкви встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла. По поводу их совместного заявления глава УГКЦ архиепископ Святослав Шевчук сказал: «Мы пережили не одно подобное заявление, переживем и это».
Когда в июле 2016 года православные верующие из разных городов шли крестным ходом к Киеву, чтобы вместе встретить день памяти святого князя Владимира, архиепископ Святослав заявил, что Всеукраинский крестный ход — это политическая пророссийская акция. Глава УГКЦ сравнил крестный ход с «живым щитом из гражданских лиц» и предупредил, что «если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского Патриархата на Украине». Не остановился архиепископ и перед утверждением, что среди духовенства Московского Патриархата «очень много фактов поведения, не совместимых со званием гражданина Украины, и Служба безопасности Украины должна ими заняться».
По поводу данных высказываний Отдел внешних церковных связей был вынужден сделать публичное заявление, в котором подчеркнул: «Эти высказывания главы УГКЦ, недостойные не только архиепископа, но и вообще христианина, направленные на разжигание межконфессиональной розни, выдержанные в жанре политического доноса, не могут не вызывать возмущения и омерзения в сердцах православных верующих. Уния, насаждавшаяся огнем и мечом на протяжении многих столетий, и сегодня демонстрирует свою враждебность по отношению к Православию. Вновь и вновь, вопреки договоренностям, достигаемым ценой больших усилий на высоком уровне между Православной и Католической Церквами, уния напоминает о себе как силе, сеющей вражду и ненависть, систематически и последовательно препятствующей примирению между Востоком и Западом».
Вот почему мы считаем, что обсуждение темы унии, начатое, но не завершенное в ходе богословского диалога между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, должно быть продолжено и доведено до своего логического завершения.
В условиях современных беспрецедентных вызовов и угроз христианству нашим церквам необходимо солидаризироваться в противостоянии им, совместно действовать как в информационном поле, в области юридической поддержки, так и в продвижении общехристианских ценностей в общественной среде и на международном уровне. Необходимо подумать о разработке учебных программ в наших церковных образовательных учреждениях по подготовке специалистов в области правовой защиты христиан, развивать сотрудничество церковных правозащитных организаций и мониторинговых центров, наладить обмен опытом между церквами в сфере противодействия агрессивному секуляризму.
Слова Господа нашего Иисуса Христа вселяют надежду, что наши труды не останутся бесплодными «...В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16. 33).
_______
¹Berger, R. Europas Werte, Europas Wirtschaft. — Frankfurter Allgemeine Zeitung, 21 июля 2013 года (www.faz.net).
²Obama Warns Christians: Gay Rights More Important Than Religious Freedom (www.breitbart.com).