Митрополит Иларион: Президент Черногории пошел против собственного народа
23 мая 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте, это программа «Церковь и мир» на канале «Россия-24». Мы задаем вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону, председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Владыка, здравствуйте!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Мы с вами по-прежнему общаемся удаленно, потому что оба находимся в Москве, но регионы России постепенно выходят из режима самоизоляции. В некоторых регионах открываются и кафе, и непродовольственные магазины, и даже салоны красоты. Конечно, всех верующих интересует, когда они смогут посетить храмы, принять участие в литургии. Как будет приниматься решение – «федеральным центром», то есть Патриархом, или как в случае со светскими властями принимать решение будет каждый регион, каждая епархия отдельно?
Митрополит Иларион: Решения будут приниматься в соответствии с эпидемической ситуацией в каждом конкретном месте и мы, принимая решение, будем следовать рекомендациям санитарных властей. Как мы знаем, ситуация в разных регионах по-прежнему разная, но даже в городе Москве, где мы с вами продолжаем сейчас соблюдать режим самоизоляции, уже много машин на улицах, уже множество людей ездят в метро, уже открылись стройплощадки, то есть говорить о том, что режим самоизоляции в полной мере продолжается, сейчас уже невозможно. И, конечно, верующие задают справедливый вопрос: когда же станет возможно посещать храм?
Я очень надеюсь, что в самое ближайшее время, в самые ближайшие дни мы получим разрешение от санитарных властей города Москвы, по крайней мере, открывать храмы во внебогослужебное время для того, чтобы верующие могли приходить в храм, ставить свечки, подавать записки, общаться со священником. Следующим шагом будет открытие храмов для богослужений с тем, чтобы наши прихожане могли посещать храмы, но, наверное, будут установлены определенные нормы: во-первых, дистанция между верующими, во-вторых, чтобы общее количество верующих не превышало определенного количества. То есть решение, конечно, будут принимать не церковные власти, а власти светские, и в зависимости от тех решений, которые будут приниматься в каждом конкретном регионе, главы церквей в этих регионах будут определять меры по выходу из карантина. В Москве это будет Патриарх, в других епархиях это будут епархиальные архиереи, за границей это будут главы епархий в тех странах, где они находятся.
Е. Грачева: На момент записи нашей программы по-прежнему тройку лидеров по числу заболевших коронавирусом держит Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Из Северной столицы на днях пришла такая новость: там запретили прощание с умершими вне зависимости от причины смерти. Теперь всех без исключения хоронят в закрытых гробах. Как объясняют врачи, в морге и те, кто переболел коронавирусом, и погибшие от других причин находятся в одном помещении вместе. Как Вам кажется, этот шаг оправдан или все-таки люди имеют право проститься с усопшими как они посчитают нужным?
Митрополит Иларион: Я думаю, когда городские власти принимают такие решения, они основываются на экспертизе, но очень важно, чтобы людям объясняли причины, по которым принимаются те или иные решения. До сих пор, например, никто внятно не объяснил, передается ли коронавирус через усопших, то есть остается ли вирус на человеке, который был носителем этого вируса при жизни, и если да, то сколько времени он остается. Может быть, это точно неизвестно, но и об этом следовало бы сказать. Я думаю, все эти меры, которые сейчас принимаются, чтобы спасти жизни людей, чтобы минимизировать риск заражения, оправданы. К ним нужно относиться со смирением, терпеливо.
Е. Грачева: Владыка, вот еще новость: Всемирный русский народный собор, который возглавляет Святейший Патриарх Кирилл, обратился в Следственный комитет с требованием расследовать причины пандемии, особое внимание обратив на сферу производства вакцины. Авторы этого обращения обеспокоены тем, что вирус мог быть создан умышленно, и тем, что вакцина может быть создана за пределами России и не контролироваться российскими властями. Вообще говоря, это уже вмешательство Церкви на политическую территорию. Разделяете ли вы эти беспокойства, может ли вообще пандемия быть инструментом политических игр и причем тут Церковь?
Митрополит Иларион: Во-первых, Всемирный русский народный собор – это не Церковь, а общественная организация. Патриарх возглавляет ее потому, что его пригласили ее возглавить. Так же, как, например, Патриарх возглавляет Общество русской словесности, но это не значит, что Общество русской словесности является Церковью.
Если говорить об озабоченности Всемирного русского народного собора, я думаю, эта озабоченность оправдана, и мы действительно должны получить ответ на вопрос о происхождении вируса. Сейчас существуют разные теории. Есть, например, теория, что этот вирус был изобретен в Китае и специально запущен для того, чтобы ударить по экономике других стран. Есть противоположная теория, которая, в частности, существует в Китае, что этот вирус была изобретен в Америке и что утечка была оттуда.
Всемирная организация здравоохранения призвала расследовать происхождение вируса. Я думаю, если в нашей стране будет проведено собственное расследование, то это всем поможет. Мы действительно должны знать, откуда произошел вирус, в том числе и для того, чтобы понимать, как и когда будет создана вакцина от вируса, потому что, если он возник естественным путем – это одна история, если он был создан искусственным путем – это другая история. Кроме того, сейчас многие говорят о том, что вообще этот вирус, может быть, новое биологическое оружие, и, может быть, кто-то испытывает это биологическое оружие на людях. Опять же, и такая теория должна быть расследована.
Но я вот о чем хотел бы сказать. Помимо возможностей биологической войны, существует еще и возможность биопсихологической войны. То есть это когда люди напуганы тем, что происходит, напуганы разгулом вируса и той опасностью, в которой оказались они и их близкие, начинают терять иммунитет из-за того, что они концентрируются на негативе, из-за того, что они не концентрируются на позитиве – это очень опасная психологическая ситуация, об этом все больше и больше сейчас говорят психологи.
Вот почему вне зависимости от расследования возможных причин этого вируса я хотел бы призвать всех наших телезрителей как можно больше внимания уделять своему собственному духовному, душевному и физическому здоровью. Для того, чтобы победить вирус, нам всем нужен очень сильный иммунитет, а этот иммунитет приобретается нами не только на физическом уровне, но также и на духовном и на душевном уровне.
Е. Грачева: Владыка, перейдем к другим международным новостям, здесь тоже хочется разобраться: здесь имеет место политика или она здесь ни при чем. Полиция Черногории отпустила православного епископа Иоанникия и других священников Сербской Православной Церкви, которые, напомню, были задержаны за организацию массового собрания в период пандемии. Арест и уголовное дело против духовенства привели к массовым протестам и священников освободили, но им по-прежнему грозит уголовный срок до года тюрьмы. На Ваш взгляд, это законное требование Минздрава или карантин – лишь повод для нападок на Сербскую Православную Церковь в Черногории, которые уже имели место ранее?
Митрополит Иларион: Мы должны ясно это понимать и мы должны ясно об этом заявить: президент Черногории Джуканович пошел против собственного народа и то, что он выступает открыто против Церкви, пытается там создать некую новую церковь, это свидетельствует о том, что он не понимает, во-первых, сути того, что такое Церковь, а, во-вторых, он не понимает собственный народ. Сербская Православная Церковь в Черногории – это не какая-то иностранная организация, это Церковь черногорского народа. Если господин Джуканович, который является, насколько я знаю, человеком некрещеным и неверующим, пытается создать собственную церковь, то это очень большая ошибка. Такую ошибку уже допустил бывший президент Украины Порошенко: он пытался воспользоваться той ситуацией, которая сложилась, он пытался разыграть церковную карту для того, чтобы набрать очки в своей предвыборной борьбе. Как мы знаем, эта авантюра привела его к позорному и постыдному поражению на выборах. Я уверен в том, что господина Джукановича ждет такая же печальная участь, если он не пересмотрит свою позицию, если он не откажется от гонений на каноническую черногорскую Православную Церковь, я подчеркиваю, черногорскую Православную Церковь не по названию, а по тому, что это Церковь черногорского народа, и если господину Джукановичу это непонятно, то пусть он посмотрит на те толпы людей, которые вышли для того, чтобы показать свою солидарность с епископом, заточенным в тюрьму.
Я думаю, что самый лучший способ нарушить все коронавирусные ограничения – это взять православного епископа и посадить в тюрьму, потому что тогда люди непременно выйдут на улицы. И нарушения будут не на совести Церкви: Церковь не организовывала эти протесты. Нарушения будут на совести тех, кто создал эту ситуацию, прежде всего, на совести самого господина Джукановича. Я надеюсь, то, что я сейчас сказал, дойдет до него. Я знаю, что то, что я говорил в наших прошлых передачах, до него доходило. Я очень надеюсь на то, что он пересмотрит свою позицию.
Е. Грачева: Будем надеяться, что он смотрит нашу программу.
Митрополит Иларион: Не знаю, смотрит ли он, но наверняка смотрит посол Черногории в Москве, который ему расскажет, о чем мы с Вами говорили.
Е. Грачева: В завершение очень хотелось бы попросить Вас прокомментировать такую новость. Патриарх Кирилл на неделе отстранил от управления епархиями сразу двух епископов, официальная причина не называется. Только телеграмм-каналы эту тему как-то муссируют, но чтобы нам не ориентироваться на неофициальные источники, расскажите Вы от лица Церкви, за какие такие правонарушения их отстранили?
Митрополит Иларион: Не могу Вам ничего рассказать, потому что в Церкви существует очень четкое правило, которое мы все соблюдаем: неразглашение подробностей до тех пор, пока человек не будет осужден. Есть такое понятие, как «презумпция невиновности», а есть еще и такое понятие, как тайна следствия. Эти понятия существуют, в том числе, в церковном судопроизводстве. Эти епископы отстранены до решения общецерковного суда, и когда суд примет решение, тогда в судебном решении будут сформулированы обвинения в их адрес.
Некоторые сейчас спрашивают: а как Патриарх мог единолично отстранить архиереев от управления? Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Патриарх принимает единоличное решение такого рода в том случае, если тот или иной архиерей подпадает под юрисдикцию церковного суда, то есть это означает, что решение принимается в экстренном порядке, что решение требует принятия до того, как будет созвано заседание Священного Синода. Конечно, Священный Синод будет рассматривать ситуацию после того, как свое решение вынесет общецерковный суд.
Я хотел бы напомнить, что, включая этих двух архиереев, уже пять архиереев в этом году были отстранены от управления епархиями. Двое – решением Священного Синода, и трое – решением Патриарха. О чем это говорит? Это, конечно, говорит о том, что есть определенные личные проблемы у некоторых людей, в том числе занимающих высокие посты в Церкви. Но это говорит еще и о том, что в Церкви очень хорошо налажена система контроля, и если до церковного центра доходит новость о том, что человек не справляется с управлением, совершает безнравственные поступки или ведет аморальный образ жизни, то ни у кого нет иммунитета: ни у епископа, ни у митрополита. Каждый отвечает не только перед Богом и своей совестью, но отвечает также перед церковным судом, а если совершено правонарушение или преступление, то и перед судом светским.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Владыка, какую музыку Вы рекомендуете слушать верующим людям и какая музыка Вам нравится больше всего? Кто Ваш любимый композитор?
Митрополит Иларион: Я рекомендую верующим, а также и неверующим людям слушать классическую музыку. Классическая музыка – это замечательный мир не только музыки, но и чувств, переживаний, эмоций. Это искусство, которое облагораживает душу человека, которое способно оказать влияние на человека любого возраста, любого воспитания, говорящего на любом языке. Для того, чтобы понимать язык музыки, не нужно изучать иностранные языки, нужно просто иметь открытое сердце и учиться слушать классическую музыку, потому что слушание классической музыки требует определенных навыков так же, как, например, чтение поэзии, чтение научной литературы. Если вы никогда не слушали классическую музыку, вы не сразу войдете в этот мир, но нет такого человека, который не смог бы этот мир освоить, и для того, чтобы эту музыку слушать, не нужны специальные знания.
Из композиторов, которых я люблю больше всего, на первое место я бы, конечно, поставил Иоганна Себастьяна Баха. Это человек, который не только всегда писал очень красивую музыку, но его музыка отличается особой духовной глубиной. Я, например, во время карантина стараюсь регулярно слушать Баха, и эта музыка поднимает мне настроение.
Вопрос: Поясните, пожалуйста, почему Русская Церковь предоставила автокефалию Американской Православной Церкви, если сам вопрос о праве предоставления автокефалии не прояснен в Православии? На каком основании наша Церковь это сделала?
Митрополит Иларион: Это было сделано 50 лет назад, в 1970 году, на том основании, что, во-первых, православие в Америку было принесено русскими миссионерами и долгое время (более целого столетия) Русская Православная Церковь была единственной Православной Церковью на Американском континенте.
Еще в XVIII веке монахи Валаамского монастыря пришли на Аляску и основали там миссию. В начале XX века Православную Церковь на Американском континенте возглавлял епископ Тихон (Белавин), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Потом уже, в 20-е и 30-е годы, в Америке начали создаваться другие православные юрисдикции, но юрисдикция, которая была основана русскими и управлялась русскими архиереями, оставалась на Американском континенте, и именно она получила автокефалию от Русской Православной Церкви.
Почему автокефалия была предоставлена в одностороннем порядке? Потому что на тот момент во многих Поместных Православных Церквах существовало убеждение, что дарование автокефалии является прерогативой той Церкви, которая основала ту или иную Церковь. Потом, уже в 90-е и 2000-е годы, была попытка на общеправославном уровне решить вопрос о том, как будет предоставляться автокефалия в дальнейшем. Был фактически согласован документ о том, что автокефалия в дальнейшем будет предоставляться только с согласия всех Поместных Православных Церквей, но этот документ так и не был ратифицирован, потом он был заблокирован в Константинополе, был снят с повестки дня Критского собора, на котором должен был обсуждаться согласно изначальной программе. А теперь уже Константинопольский Патриархат говорит об этих договоренностях как о вообще не имевших место, и, в частности, в одностороннем порядке он предоставил автокефалию украинским раскольникам.
Поэтому вопрос о том, как будет предоставляться автокефалия в дальнейшем, не решен на общеправославном уровне. Но на тот момент, когда предоставлялась автокефалия Православной Церкви в Америке, видение этого процесса было именно такое, каким я его сейчас вам представил.
В этом году исполняется 50 лет со дня предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке. За это время она прошла большой путь, выросла в самостоятельную большую национальную Церковь, где служат в основном коренные американцы – и архиереи, и абсолютное большинство священников, а богослужение совершается на английском языке. В этой Церкви есть замечательный образовательный центр – Свято-Владимирская духовная семинария, которая тоже была основана в свое время русскими эмигрантами, но где преподавание уже давно, много десятилетий, ведется на английском языке.
Я хотел бы завершить эту передачу словами Господа Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна. Это слова о единстве христиан: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17. 21).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!
Служба коммуникации ОВЦС