Митрополит Иларион: Наша Церковь вошла в 2020 год еще более консолидированной, чем прежде
6 января 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Поздравляю Вас с Рождеством Христовым!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Я поздравляю Вас взаимно с Рождеством Христовым и всех наших телезрителей также поздравляю с этим величайшим христианским праздником!
Е. Грачева: Хотелось бы тоже начать с первого вопроса о Рождестве. Замечаете ли Вы тренд последнего времени, что в российских семьях Рождество в некотором смысле отвоевывает позицию у Нового года и уже многие не относятся к Рождеству просто как к застолью, а встречают этот праздник именно на службе в храме?
Митрополит Иларион: Празднование Нового года было введено в Советском Союзе, в том числе, для того, чтобы изгнать праздник Рождества Христова из жизни людей и их быта. Это в какой-то степени удалось, но лишь частично. Даже в советское время верующие люди продолжали праздновать Рождество, а сейчас Рождество вполне естественным образом возвращает свои позиции, потому что это один из двух главных праздников.
Очень часто с Рождеством бывают связаны какие-то обычаи, но не всегда люди сознают, чье, собственно, Рождество они празднуют. А ведь это Рождество Христово. Это праздник, установленный в честь пришествия в мир Воплотившегося Бога, то есть в центре этого празднования стоит личность Иисуса Христа, Которого более двух миллиардов на земле почитают Богом, ставшим человеком. Именно присутствие Бога среди нас, именно тот факт, что Бог решил стать одним из нас и что Он продолжает жить в Своей Церкви, в Своей общине, и является главным содержанием праздника Рождества Христова.
Рождество начинают праздновать 6 января. Богослужение, которое совершается в этот день утром, – это богослужение, в просторечье именуемое Рождественским сочельником. Слово «сочельник» происходит от слова «сочиво» – постное блюдо, которое вкушали после той самой утренней службы, поскольку она начинает празднование Рождества Христова, но ею не завершается Рождественский пост. Рождественский сочельник – это служба, когда мы празднуем Рождество, когда мы читаем о Рождестве Христовом и когда в храме читаются ветхозаветные отрывки, которые воспринимаются как прообразы Рождества.
Затем совершается всенощное бдение, которое на практике обычно длится около трех часов. Это богослужение начинается в пять или в шесть часов вечера, а затем по сложившемуся уже обычаю совершается ночная Литургия.
Эта ночная Литургия, которую Патриарх совершает в Храме Христа Спасителя, транслируется нашими центральными телеканалами, вся страна смотрит это богослужение, – является, собственно, главным богослужением Рождества Христова. После этого богослужения в два или в три часа ночи люди возвращаются домой и происходит, опять же, по традиции, разговение, то есть окончание Рождественского поста, когда вся семья собирается за праздничной трапезой.
Но Рождество будет продолжаться и дальше – это период так называемых «святок», который длится вплоть до праздника Богоявления, Крещенского сочельника. В этот период мы прославляем родившегося Христа и продолжаем праздновать Рождество Христово.
Е. Грачева: Владыка, мы говорили с Вами в нашей прошлой программе о том, какие события были главными для Русской Православной Церкви. Мне хотелось бы еще спросить, какие проблемы были главными для Русской Православной Церкви в 2019 году? Какие удалось преодолеть, а с какими внутрицерковными проблемами Русская Православная Церковь входит в 2020 год?
Митрополит Иларион: Мне как председателю Отдела внешних церковных связей, прежде всего, приходится иметь дело не с внутренними, а внешними проблемами. Но я думаю, что все-таки главной проблемой, с которой столкнулась Церковь в прошлом году, была проблема, навязанная нам извне. Это не проблема, выросшая внутри Русской Православной Церкви. А именно – это предоставление так называемой «автокефалии» Константинопольским Патриархом группе украинских раскольников.
Этот вызов Русская Православная Церковь приняла с большим смирением и большим достоинством. Мы ответили так, как только могли ответить, то есть мы прекратили евхаристическое общение с Константинополем не для того, чтобы, как некоторые греческие комментаторы говорят, использовать Евхаристию в качестве средства давления или манипулировать причастием, а для того, чтобы оградить наших верующих от раскола, потому что, согласно церковным канонам, те, кто вступает в общение с раскольниками, и сами становятся раскольниками. Наша Церковь вошла в 2020 год, наверное, еще более консолидированной, еще более крепкой, чем была прежде.
Е. Грачева: Владыка, в 2019 году в мировом рейтинге гендерного равенства наша страна уступила даже Никарагуа и Руанде. Мы на 81-м месте, то есть это очень плохо. А по количеству женщин в парламенте – 112-я строчка. Как Вам кажется, нужно ли увеличивать число женщин в нашем парламенте?
Митрополит Иларион: Я не думаю, что мы должны как-то искусственно увеличивать число женщин, потому что, в первую очередь, нас интересует качество работы. У нас и среди парламентариев, и среди министров есть женщины, но я думаю, что они туда избраны или назначены не потому, что они женщины, а потому, что они качественно работают.
Пусть существует здоровая конкуренция, в том числе, между мужчинами и женщинами. Если женщина работает лучше, то почему она не может быть министром, членом Совета Федерации, или депутатом Государственной Думы? Я думаю, что так это происходит. Но если у нас появятся какие-то квоты на участие женщин в органах власти, то это может отрицательно сказаться на качестве не потому, что женщины работают хуже, чем мужчины, а просто потому, что на какие-то места будут принимать людей не по принципу качества работы, а по принципу квоты.
Е. Грачева: Владыка, журнал Forbes опубликовал рейтинг самых высокооплачиваемых youtube-блогеров, и на третьем месте оказалась пятилетняя Настя Радзинская из Краснодарского края. Впечатляет, что за года она заработала 18 миллионов долларов. Я не знаю, сколько зарабатывают ее родители, но, наверное, это справедливо можно назвать совокупным доходом всей семьи Насти Радзинской. Я знаю, что у Вас тоже есть Youtube-канал. Какого рода материалы, ролики выкладываете туда Вы? Сколько у Вас подписчиков? И зарабатываете ли Вы на своем Youtube-канале?
Митрополит Иларион: Я ничего не зарабатываю на Youtube-канале, но, действительно, с некоторых пор он существует. Сейчас у него около 3,5 тысячи подписчиков. Еще есть Youtube-канал портала «Иисус», который мы создали чуть больше года назад, у этого Youtube-канала сейчас около 40 тысяч подписчиков. На обоих Youtube-каналах мы выкладываем ролики, которые я стараюсь делать еженедельно, они объединены общим названием «Коротко – о главном».
Идея каждого такого ролика (он длится в среднем примерно 7 минут) заключается в том, чтобы очень кратко, тезисно изложить какие-то основополагающие вещи, которые касаются вероучения, христианской нравственности, церковного строя, богослужения. Например, ролик «Что нужно знать о Боге. 10 тезисов», в котором я говорю: первое, второе, третье, четвертое и так далее. У этих роликов очень разное количество просмотров: какие-то набирают несколько сотен тысяч просмотров, например, видеоролик «Православие и католичество», где объяснены основные различия между Православием и католичеством.
Мне очень и очень далеко до Насти Радзинской. Я, кстати, посмотрел этот Youtube-канал, готовясь к нашей передаче. Там очень интересная история. Девочка родилась с диагнозом ДЦП. Родители этой девочки начали ее снимать еще в младенческом возрасте, чтобы те действия, которые она совершала, были видны для ее родственников. С этого все началось. А потом девочка благодаря этому позированию перед телекамерой начала развиваться и сейчас никаких признаков болезни не видно – это нормальная, здоровая девочка. Она рассказывает о своей жизни, показывает свои игрушки, дом, в котором она живет. Это, конечно, людям очень интересно. В том числе, думаю, что для многих родителей, у которых рождаются дети с такого рода проблемами, это тоже какой-то лучик надежды: они видят, что произошло с этой девочкой, и стараются еще больше внимания уделять собственным детям, развивать их физически, чтобы они избавлялись от этой тяжелейшей болезни.
Е. Грачева: Дай Бог Насте Радзинской здоровья. К сожалению, у нас в стране остается много маленьких пациентов с такими диагнозами, как муковисцидоз, которым сейчас точно не до съемок Youtube-роликов. Ко всем верующим с открытым письмом обратилась глава благотворительного фонда «Кислород» Майя Сонина после того, как в страну был запрещен ввоз препаратов – антибиотиков для больных с этим страшным диагнозом – муковисцидоз. Майя пишет: «Я прошу священников, православных и любых конфессий, как только это возможно, служить молебны о наших детях и взрослых, болеющих муковисцидозом, и об их сродниках, которым сейчас не менее тяжело и страшно быть в России. Для них сейчас снова возвращается ад. И о вразумлении тех чиновников, от которых зависит теперь их судьба, и о том, чтобы у властей нашлись деньги для оплаты того лечения, которое нашим детям и взрослым жизненно необходимо, потому что без него они будут тяжело и рано погибать. Бог это видит? Слышит?..» Что бы Вы могли ответить Майе и как бы Церковь могла в эту ситуацию вмешаться?
Митрополит Иларион: Муковисцидоз – это очень тяжелая генетическая болезнь, она практически неизлечима. Эта болезнь появляется вследствие определенной мутации генов, когда поражается печень, поджелудочная железа и особенно легкие. Поэтому у детей, которые больны этой болезнью, бывает одышка, у них очень часто заболевание легких, они простужаются и многие из них вообще не выживают.
Мы в нашем приходе на Ордынке уже много лет работаем с такими детьми, собираем для них средства, проводим ярмарки, в том числе и совместно с фондом «Кислород», который возглавляет Майя. Но я думаю, что нынешняя ситуация возникла из-за темы импортозамещения, которая, на мой взгляд, и – и мы с Вами уже говорили об этом в нашей передаче, – не должна касаться лекарств. Хотя сейчас говорят о том, что есть отечественные аналоги тех зарубежных лекарств, которые пользуются больные муковисцидозом, родители утверждают, что это не так. Я думаю, что здесь необходимо, прежде всего, прислушаться к голосу родителей.
Я хотел бы через нашу передачу обратиться в Минздрав, лично к министру Веронике Игоревне Скворцовой с просьбой пересмотреть это решение и не допустить того, чтобы дети не получали тех лекарственных препаратов, от которых зависит их жизнь.
Хотел бы в завершение нашей передачи вернуться к тому, с чего мы начали – к празднику Рождества Христова. Это праздник для всех. Это праздник для детей и взрослых. Это праздник для больных и здоровых. Это праздник для тех, кому хорошо, и для тех, кому плохо. Я хотел бы пожелать всем нашим телезрителям, чтобы каждый в своей собственной жизни ощутил присутствие Бога и ощутил, как Бог помогает нам, в том числе, в наших житейских делах и в наших скорбях. Пусть Рождество будет праздником для всех без исключения.
Е. Грачева: Спасибо большое, владыка!
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: В разных Евангелиях по-разному описывается родословная Спасителя. Пытался разобраться, но так и ничего не понял. Можете объяснить в двух словах, с чем связаны разночтения?
Митрополит Иларион: Этому вопросу я посвятил отдельную главу в своей книге об Иисусе Христе. Это первый том из шеститомного исследования под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Также этого вопроса я касаюсь в книге «Иисус Христос», которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей».
Если объяснить разницу в двух словах, то две родословные, одна из которых содержится в Евангелии от Матфея, а другая – в Евангелии от Луки, по некоторым позициям сходятся, а по некоторым позициям отличаются. Есть два предположения относительно причин этого различия. Одно предположение связано с тем, что в древнем Израиле существовал так называемый закон левирата, согласно которому если у одного брата, который умер, не было потомства, то его вдова становилась женой другого брата, и другой брат должен был, как говорилось в Ветхом Завете, «восставить семя брату своему» (Быт. 38. 8). Так вот, из тех лиц, которые упомянуты в этих родословных, одни были реальными отцами своих детей, а другие – законными отцами своих детей, из-за этого возникли разногласия и путаница. Это одно объяснение.
Другое объяснение заключается в том, что Евангелие от Матфея содержит родословие Иосифа, который был законным отцом Иисуса, но не был, как сейчас говорят, Его биологическим отцом. А Евангелие от Луки содержит родословие Девы Марии, Которая была Его Матерью. Такие объяснения существуют в христианской традиции.
Вопрос: Почему мы называем Бога Христом, ведь такого имени Божия не существует?
Митрополит Иларион: Иисус Христос – это одно из Лиц Святой Троицы. Бог, согласно христианскому вероучению, един, но Он существует в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Иисус – это то имя, которое было дано Богу, когда Он воплотился, то есть когда стал человеком. Это Его человеческое имя. Слово «Христос» в переводе с греческого означает «Помазанник» – этим словом ранние христиане называли Иисуса как Бога и человека в одном лице. Мы употребляем имя Христос не в отношении Триединого Бога, а в отношении Бога, Который стал человеком, то есть когда Бог воплотился, Он принял имя Иисус и прозвище Христос.
Вопрос: Какие есть доказательства существования Бога? Я не нашел ни одного.
Митрополит Иларион: Доказательства существования Бога бывают разные. Например, латинский богослов Фома Аквинский находит пять доказательств бытия Божия. Одно из них заключается в том, что все в мире движется, а для того, чтобы что-то двигалось, должен быть некий перводвигатель, и этим перводвигателем является Бог. Другое доказательство исходит из того, что у каждого предмета должна быть некая причина, а, соответственно, все предметы должны восходить к некой первопричине.
Но эти доказательства, конечно, не могут убедить скептика, они не могут убедить человека неверующего, потому что если человек не хочет видеть присутствие Бога в мире или в событиях собственной жизни, то нет такого доказательства, которому он бы мог поверить. Самое сильное доказательство – это то, что происходит в жизни человека, когда Бог иной раз вторгается в жизнь даже людей неверующих и они оказываются в такой ситуации, когда понимают, что Бог находится рядом или что Бог вмешался в их жизнь, или что они без Бога не могут ничего сделать.
В качестве примера могу привести некоторых людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. Эти люди не верили в Бога, они отрицали бытие Божие, но потом оказались в такой ситуации, когда поняли, что своими силами они не могут справиться с болезнью. И они себе сказали: я обращусь к Богу за помощью, я буду и сам бороться, но буду и Бога призывать в помощь. И они, исцеляясь от своей зависимости, одновременно исцелились и от неверия.
Такие события происходят с очень многими людьми. Если мы прочитаем Евангелие, то увидим, что чудеса, которые совершал Иисус Христос, имели целью не столько физическое исцеление людей, сколько то, чтобы люди поверили в Бога, в Его присутствие в их жизни, в Его милосердие и в Его силу. Вера является некой тайной. Это тайна, которая существует между конкретным человеком и Богом. Мы никогда точно не знаем, почему два человека могут жить в одинаковых обстоятельствах, в одинаковых условиях, с ними происходят похожие вещи, но один за этими событиями видит присутствие Божие, а другой не видит.
Есть у человека и определенная ограниченность. Есть люди, которые свое собственное сердце закрывают для Бога. Они не хотят, чтобы Бог вошел в их сердце, отказываются слышать проповедь о Боге. А есть и такие ситуации, когда Бог по каким-то одному Ему известным причинам Себя не открывает конкретному человеку.
Многие люди сейчас не называют себя атеистами, агностиками. Это слово происходит от приставки «а», означающей «не», и слова «гнозис», означающего «знание». То есть буквально агностик – это человек, который не знает и сознается в своем незнании того, есть Бог или нет. Такая позиция является честной, потому что мы действительно многого не знаем. Но когда человек агрессивно отрицает бытие Божие, когда он нападает на веру, на Церковь, когда он закрывает свое сердце для Бога, то это духовно опасная ситуация, которая вредит не только ему, но и окружающим людям.
Я хотел бы завершить эту передачу словами из 13 псалма: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13. 1).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!
Служба коммуникации ОВЦС