Митрополит Иларион: Каждый из нас призван подражать святым в меру своих сил
23 июня 2019 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока игумен Арсений (Соколов), клирик кафедрального собора святителя Николая в Вене иерей Вячеслав Шибанов, клирики храма.
После сугубой ектении иерарх вознес молитву о мире на Украине.
По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы празднуем память Всех святых. Так установила Церковь, чтобы в первый воскресный день после праздника Пятидесятницы воспоминались все святые, которые просияли и в ветхозаветные времена, и после пришествия Господа Иисуса Христа в разных странах и на разных континентах, в разные эпохи и при разных обстоятельствах.
Мы знаем, что очень условно святые «подразделяются» на разные лики святости. Это мученики, отдавшие свою жизнь за Христа. Это апостолы, которых Господь Иисус Христос избрал на служение; в большинстве своем они тоже закончили жизнь мучениками. Это равноапостольные мужи и жены, подражавшие апостолам в подвиге проповеди об Иисусе Христе. Это святители – святые, которые имели епископский сан и утверждали Церковь Божию, защищали ее от ересей своими устными проповедями и письменными трудами. Это преподобные отцы и матери, которые подвизались в пустынях, монастырях, они стяжали дары прозорливости, чудотворения и многие другие. Это и благоверные цари, князья и княгини. Это и блаженные, юродивые Христа ради. Это все, кто в разные эпохи угодил Господу Иисусу Христу и явил нам пример святости.
Святые – особое достояние христианской Церкви. Есть в мире немало религий и религиозных традиций, но ни в одной из них не существует того представления о святости, которое есть в нашей христианской религии.
Если мы возьмем иудаизм, то увидим, что для иудейской традиции святость – это непричастность тому, что считается скверной, то есть невкушение определенных видов пищи, неприкосновение к тому, что считается нечистым, будь то мертвое тело или какое-нибудь нечистое животное, это нежелание соприкасаться с чем-либо или кем-либо, что считается нечистым, в том числе с иноплеменниками. Эту ментальность, это представление о святости мы хорошо знаем из Евангелия на примере книжников, фарисеев, законников. Оно сохраняется и в современном иудаизме.
Если говорить о мусульманской религии, там есть представление о правильности, но оно очень сильно отличается от того, что мы понимаем под святостью. Потому что для нас святость – это такой образ жизни, при котором человек достигает соединения с Богом. И происходит это не в будущем веке, не после смерти, а здесь, при жизни.
Мы можем привести множество примеров из житий святых, когда они достигали великих и благодатных даров, потому что еще в сей земной жизни соединялись с Богом. Преподобный Серафим Саровский – один из величайших русских святых – уже при жизни настолько приблизился к Нему, что люди видели, как он сиял Божественным светом, чувствовали неземное благоухание, разливавшееся вокруг, когда преподобный беседовал с ними. И они понимали, что перед ними не простой человек, а угодник Божий, достигший особых духовных даров.
А каким образом в христианской Церкви достигается святость? Сказать, что она достигается при помощи подвигов и усилий, значит упомянуть лишь часть того, что необходимо. Святость даруется человеку Богом, и человек черпает ее не из собственных качеств, не из собственного мира, а от Бога. Все мы, когда приходим в храм, когда причащаемся Тела и Крови Христовых, прикасаемся к этому Источнику святости, Источнику жизни и впитываем Его в себя. Но в отличие от нас, грешных людей, святые, принимая, как и мы, в причастии Святых Христовых Таин святость от Бога, сопровождали это присутствие Божие в себе особыми делами и особыми подвигами: кто-то – подвигом мученичества, кто-то – подвигом исповедничества, кто-то – подвигом стояния за веру и борьбы с ересями, кто-то – подвигом молитвы за себя и за весь мир. И каждый из них прошел до доступного ему предела по тому пути, которым Господь заповедал идти всем нам.
Все христиане призваны к святости. И неслучайно, читая послания апостола Павла, мы видим, что он всех христиан называл словом «святые». Это не только те, кто достиг святости, но и те, кто к ней призван, те, кто идет по пути к ней. Не все доходят до возможного для них предела этого пути. Предела совершенству нет, как говорили святые отцы. Пределом совершенства является Сам Бог, и каждый человек может только в свою меру приблизиться к этому пределу. Тем не менее, каждому из нас этот путь заповедан, для каждого этот путь открыт.
У каждого крещеного человека есть святой, имя которого он носит. И если мы получили имя в честь какого-то святого, значит, этому угоднику Божию по мере сил мы должны подражать в своей жизни. У каждого из нас есть святые, которых мы особенно любим по той или иной причине – потому ли, что они откликнулись на наши молитвы и помогли нам на жизненном пути, потому ли, что их образ особенно близок и дорог нам. В меру своих скромных сил мы призваны подражать этим святым.
Есть святые, которые просияли в древности, а есть те, которые совершали свой жизненный подвиг в недавнее время, – их дети, внуки и правнуки, может быть, еще живы. Это многочисленные новомученики и исповедники Церкви Русской; они стали жертвами гонений и по человеческим меркам претерпели ужасную и трагическую смерть, но подвиг их воссиял как слава Церкви.
Один из таких святых был священником нашего храма – это священномученик Константин Любомудров, которого мы поминаем за каждым богослужением. Он, как и многие другие священники, был расстрелян на Бутовском полигоне. Но мы помним священномученика Константина и его подвиг, чтим его святую память.
В день Всех святых будем молиться им, а особенно тем угодникам Божиим, кто нам дорог и близок, а также тем, чьи имена мы носим. Будем в молитве просить, чтобы они помогали нам идти по пути к святости и совершенству, которым ведет нас Сам Господь Иисус Христос. Будем молиться Господу, чтобы Он научил нас идти, никуда не сворачивая, по пути, который всех нас приведет в Царствие Небесное. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС