Митрополит Иларион: Целью нашего духовного путешествия является Царство Небесное
14 апреля 2019 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили проректор ОЦАД по воспитательной и социальной работе протоиерей Михаил Немнонов, клирики храма.
Накануне председатель ОВЦС совершил в храме Всенощное бдение.
За богослужением владыка Иларион совершил хиротесию иподиакона Ивана Николаева во чтеца.
Во время Литургии на сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. Далее Владыка совершил молитву о мире на Украине.
В храме присутствовали участники VI Международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада», которая проходила 11-13 апреля в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к молившимся в храме с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В 5-ю неделю Великого поста мы слышим чтение из Евангелия от Марка, как Господь Иисус Христос уже не в первый раз предсказал Своим ученикам о том, что Он будет предан в руки грешников, отдан язычникам, что над Ним поругаются, что Его будут избивать, распнут на Кресте и что в третий день Он воскреснет.
Какой была реакция учеников на то, что они услышали? Евангелист не передает нам это, но рассказывает историю, которая произошла то ли сразу после того, как Иисус сказал эти слова, то ли чуть позже. В Евангелии говорится, что двое из двенадцати учеников, Иаков и Иоанн, подошли к Иисусу и сказали: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10. 37). Ведь Иисус все время им говорил о каком-то Царстве. Он начал Свою проповедь с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17), и затем в притчах постоянно говорил о Царстве Небесном. Эта тема была на слуху у учеников, только они совершенно не понимали, о каком Царстве идет речь. Они думали, что Иисус придет в Иерусалим и станет там царем, и хотели, чтобы в этот момент Его славы Учитель о них не забыл, чтобы из двенадцати выделил их двоих – Иакова и Иоанна – и посадил одного по правую руку, а другого по левую. А остальные апостолы пусть рассядутся на оставшихся местах.
Читая Евангелие, мы замечаем, что многое из сказанного Спасителем оставалось непонятным для людей и непонятым ими. И ученики, постоянно слышавшие поучения Иисуса, постоянно реагировали на них непониманием. Иисус обращался к ним: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16. 6), а они говорили: «Это значит, что хлебов мы не взяли» (Мф. 16. 7). Иисус произносил притчи, а ученики не осознавали значение этих притч. Иисус предсказывал им о Своей смерти, Своих страданиях, а они вместо того, чтобы вдуматься и вслушаться в эти слова, думали каждый о своем.
И вот эти два брата в тот момент, когда Господь предсказывал Свои страдания, думали, как бы им в Его славе оказаться на первом и втором месте, как бы кто-то из двенадцати апостолов не оказался ближе к Царю, чем они.
Эта история рассказывается также в Евангелиях от Матфея и от Луки. В повествовании евангелиста Матфея не сами эти братья подходят к Иисусу, а их мама, она за них ходатайствует и говорит: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20. 21). Может быть, это был другой случай, а может, тот же самый. Возможно, вместе с двумя учениками была их мать. Или сначала она обратилась к Иисусу, а потом Иоанн и Иаков сами подошли, потому что, наверное, она также ничего не поняла из того, что Господь ответил, вот они еще раз пришли попытать счастья.
А в Евангелии от Луки эта история рассказывается в связи с Тайной вечерей, во время которой Господь Иисус Христос говорит двенадцати ученикам о том, что один из них предаст Его. «И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим» (Лк. 22. 23-24).
Вот мы видим рассказы евангелистов о том, как два ученика пожелали воссесть рядом со Своим Учителем в Его Царстве. Но Господь отвечает им: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10. 38).
О какой чаше Он говорит? Речь идет о той чаше страданий, которую в самом скором времени Христу надлежит испить, о которой Он будет молиться в Гефсиманском саду: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26. 39).
О каком крещении Он говорит? О крещении кровью. О том крещении, которое Господь Иисус претерпит, когда Его Тело будет пригвождено ко Кресту и Кровь Его будет проливаться на землю.
Но ученики не знают этого и не понимают, а предсказания Господа о том, что Он будет страдать, предпочитают не слышать. Тогда, наконец, Господь говорит им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10. 39-40). То есть эти два апостола, как и другие апостолы, должны были всей жизнью засвидетельствовать любовь к Своему Учителю. И большинство апостолов, как мы знаем из церковной истории, закончили свою жизнь мучениками, то есть они испили ту же самую чашу, которую Господь испил, и крестились тем же крещением, которым Господь крестился. А вот как рассадить их в Царстве Небесном, зависит от Самого Небесного Отца.
Мы знаем о том, что на протяжении всей истории Церкви были мученики, которые пили чашу страданий и крестились крещением кровью. Но были и те бескровные мученики, которые распинали свою плоть, по выражению апостола Павла, со страстьми и похотьми (см. Гал. 5. 24), брали на себя подвиг воздержания, уединения. И среди них была та, которую мы вспоминаем сегодня, – преподобная Мария Египетская. Ее житие мы недавно слышали. Мы знаем о ней как о примере покаяния, как о примере человека, который из бездны греха взошел к вершинам святости. И произошло это, потому что она взяла на себя добровольный подвиг мученичества. Мария Египетская не спрашивала, где она воссядет в Царстве Небесного Отца, потому что видела свои грехи и хотела эти грехи замолить. Поэтому она ушла в пустыню, поэтому она питалась тем, что пустыня могла принести, поэтому ее тело иссохло, поэтому она на протяжении многих лет находилась вдали от людей. Это бескровное мученичество она совершала для того, чтобы приблизиться к Царству Небесному.
В отличие от учеников, о которых мы сегодня слышали, Мария Египетская не только не была среди очевидцев евангельской истории, но даже само Евангелие не успела прочитать прежде, чем ушла в пустыню. Однако после многих лет духовных подвигов она знала не только Евангелие, но и другие книги Библии, потому что Господь ее вразумил и умудрил особым чудодейственным способом.
Мы взираем на нее как на пример покаяния, и в дни Великого поста Церковь неслучайно приводит нам на память подвиг преподобной Марии Египетской. И неслучайно через евангельское чтение Церковь сегодня напоминает нам о двух братьях, которые возжелали воссесть одесную и ошуюю Своего Учителя. Все это призвано напомнить нам, что целью нашего духовного путешествия является Царство Небесное, что по пути к этой цели нас могут ожидать страдания, скорби и испытания, что от нас требуется подвиг, в том числе и подвиг воздержания. А вот каков будет результат этих наших трудов, мы предугадать и предсказать не можем, потому что спасение человека зависит от милости Божией. Когда ученики спросили Иисуса: «Так кто же может спастись?» (Мф. 19. 25), Иисус ответил им: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26).
Вот и мы верим, что Богу возможно все, что Господь может спасти и нас, и наших близких, что Он может простить наши грехи и открыть нам Царство Небесное, если только мы будем к этому стремиться, этого хотеть и все делать для того, чтобы приобщиться к Царству Небесному не только в будущем веке, но уже в нашей земной жизни.
Будем просить в молитве преподобную Марию Египетскую, чтобы она наставила нас на путь покаяния. И будем готовиться к Страстной седмице, когда мы услышим, как Господь испил Свою чашу страданий и крестился тем крещением кровью, которое предсказывал Своим ученикам. Страстная седмица приведет нас к светлому Христову Воскресению, а путь покаяния приведет нас к Царству Небесному. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС