Print This Post

Не признавать новую Церковь на Украине призывает Священный Синод Элладской Церкви Пирейская митрополия. В ее заявлении приводятся причины, в силу которых она считает, что подобное действие является антиканоническим, одновременно говоря и о том, что Православие движется к великому расколу».

В частности, в заявлении говорится: «Томос об автокефалии был, в конечном итоге, дан в день Богоявления 2019 года Вселенским Патриархом Варфоломеем новому раскольническому образованию (во главе с новоизбранным «митрополитом» Епифанием), которое появилось в результате так называемого объединительного собора, состоявшегося 15 декабря 2018 года в Киеве. Вселенский Патриархат не внял горячим призывам и просьбам многих Поместных Православных Церквей, указывавших, что единственным возможным путем решения украинской проблемы является диалог и, в особенности, в рамках Собора с Всеправославным участием всех Поместных Церквей. Русская Церковь уже прервала всякое церковное общение со Вселенским Патриархатом, а Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прекратил поминать Патриарха Константинопольского Варфоломея. Теперь уже очевидно, что после одностороннего решения Вселенского Патриархата предоставить статус автокефалии «церкви», которая является ничем иным, как сборищем раскольников – запрещенных и саморукоположенных, мировое Православие быстрыми шагами движется к новому великому расколу, возможно, второму великому расколу после того, который произошел в 1054 году, причем с неисчислимыми церковными последствиями для всеправославного единства и к огромной радости его врагов.

Украинская автокефалия (имеется в виду предоставление автокефалии – прим. пер.) представляет собой нечто оригинальное, являясь, несомненно, особым случаем, не имеющим аналогов в истории нашей Церкви до сего дня. А произошло это потому, что в данном случае была проигнорирована воля канонической Поместной Церкви во главе с Митрополитом Онуфрием, которая не просила автокефального статуса. С точки зрения количества, эта Поместная Церковь является выразителем 4/5 украинского народа. А об автокефалии просили, с одной стороны, правительство во главе с президентом Петром Порошенко, а с другой стороны – небольшая группа запрещенных и саморукоположенных «епископов», которые и стали реальными получателями автокефалии.

Не следует также сбрасывать со счетов и еще один аспект этого вопроса, объясняющий тот парадокс, почему было проигнорировано мнение канонической Поместной Церкви и подавляющего большинства украинского народа. Как обнаружилось из церковных и политических новостей, за предоставлением автокефалии стоят политические и геостратегические цели. Это ясно показывает не только благодарность, направленная президентом Украины Петром Порошенко в адрес Соединенных Штатов Америки за «энергичную поддержку в процессе предоставления автокефалии», но и официальные заявления пресс-секретаря Государственного департамента США Хедер Науэрт о том, что «США поддерживают предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви»».

Как мы уже отмечали в своих прежних заявлениях, этим вопросом во всей его совокупности занимались такие выдающиеся личности и исследователи-специалисты, как наш Высокопреосвященный митрополит Серафим [см. его монументальное исследование под названием: «Υφίσταται εν τη Ορθοδόξω Καθολική Εκκλησία δικαιοδοτική αρμοδιότης εφ’ όλης της Εκκλησίας εκτός της αρμοδιότητος της Οικουμενικής Συνόδου;», (18.10.2018)], протопресвитер Анастасий Гоцопулос, настоятель храма свт. Николая в Патрах [(см. его не менее важную работу под названием: «Μικρή συμβολή στο διάλογο για το Ουκρανικό ‘Αυτοκέφαλο’. Υπάγεται η Ουκρανία στη δικαιοδοσία του Οικουμενικού Θρόνου;», (8.1.2019)], протопресвитер Феодор Зисис, заслуженный профессор богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля (см. его крайне важное исследование под названием «Το Ουκρανικό Αυτοκέφαλο», Θεσσαλονίκη 2018, εκδ. «Το Παλίμψηστον»), и др., которые подробно разобрали его и с помощью крайне весомых аргументов доказали, что:

1) Восстановление на основании священных канонов Синодом Вселенского Патриархата изверженных Московским Патриархатом украинских раскольников в их иерейском или архиерейском сане невозможно по той причине, что в данном случае право т.н. «экклитона» в отношении самодостаточных Патриарших Синодов не действует, поскольку находится [в компетенции] только Вселенского собора. Так, Вальсамон по этому поводу говорит следующее: «Решения патриархов не подлежат апелляции (Новелла 123-я, 22 ВГ 1, 38); «Блаженнейший Патриарх того диоцеза среди них да будет выслушан и пусть постановит то, что согласно с церковными правилами и законами, если никакая из сторон не высказывается против его мнения»; в «Эпанагоге» 11, 6 (JGR. том II. 260) «Решение патриарха не подлежит апелляции и не пересматривается другим патриархом, будучи началом всего в Церкви, ибо от патриарха все суждения исходят и им отменяются».

2) Предоставление автокефалии Украине является вторжением на каноническую территорию Русской Церкви, к которой актом Вселенского Патриарха Дионисия IV с 1686 года перешёл Киев. Антисоборное поведение Вселенского Патриархата в украинском вопросе и его сотрудничество с раскольническими группировками, а не с канонической Церковью Украины и Церковью России, юрисдикции которой принадлежит первая, ставит под сомнение его роль координатора, способствующего единению.

3) Тщательное изучение и исследование так называемых Синтагматиев, в которых описаны [границы] канонических юрисдикций престолов, является источником авторитетных свидетельств и неоспоримым доказательством того, кому в церковном плане подчиняется Украина. Это исследование совершенно ясно показывает, что с XVII века и далее ни в одном списке «Синтагматия» Украина не упоминается в числе церковных епархий, входящих в юрисдикцию Вселенского Патриархата! Также в «Синтагме божественных и священных канонов» Г. Раллиса-М. Потлиса, где публикуется «Порядок престолов Восточной Православной Церкви», Украина включена не в состав епархий Вселенского Патриархата, а в состав «Автокефальной Русской Церкви». Помимо этого, и ежегодно публикуемые «Календари» или «Ежегодник Вселенского Патриархата» вплоть до 2018 года пишут, что Украинская Церковь находится в канонической юрисдикции Русской Церкви.

4) Всеправославное церковное сознание, зафиксированное в том виде, в каком оно отражено в ежегодно издаваемых «Календарях», «Диптихах» или «Ежегодниках» Поместных Православных Церквей», единогласно свидетельствует о том, что Украинская Церковь находится в канонической юрисдикции Русской Церкви. Все Патриархаты и автокефальные Поместные Православные Церкви считают единственным каноническим Митрополитом Киевским Онуфрия, который подчиняется Русской Церкви. Только с ним и с его Священным Синодом на протяжении веков имели и до сегодняшнего дня имеют церковное общение все Православные Церкви в рамках [проводимых] по временам всеправославных совместных богослужений и Межправославных комиссий. Это единодушное согласие является выражением всеправославного церковного сознания, которое теперь странным образом и вопреки священным канонам Вселенский Патриархат оспаривает и отменяет одним росчерком пера, по сути, приходя в вопиющее противоречие с самим собой!

А между тем церковные СМИ сообщают нам о том, что события не стоят на месте, и церковная ситуация продолжает ухудшаться, поскольку, вместо уврачевания, раскол разрастается все больше. После неканонического предоставления автокефалии на Украине началось беспрецедентное гонение на каноническую Православную Церковь во главе с митрополитом Онуфрием. Епископов, священников, монахов и простых верующих обливают грязью, захватывают монастыри и храмы, изгоняют общины канонической Церкви, которая была переименована в «Русскую Православную Церковь». Происходит совершенно беспрецедентное гражданское противостояние. И в то время, когда на Украине свирепствуют гонения, Вселенский Патриархат в своем письме № 119 от 24 декабря 2018 года просит тринадцать Поместных Церквей признать автокефалию и новую «Церковь» Украины. Но уже три Автокефальные Церкви — Сербии, Польши и Чехии — не признают раскольнического «митрополита» Епифания, одновременно сурово обличая Патриарха Варфоломея. Ожидается, что этой же линии будут придерживаться Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская и Болгарская Поместные Церкви. Мы узнали, что проблема предоставления автокефалии занимала и Священный Синод Элладской Церкви, на заседании которого 8 января 2019 года было зачитано  вышеупомянутое письмо Вселенского Патриарха Варфоломея касательно «избрания первого предстоятеля новой Автокефальной Церкви Украины», а также соответствующее письмо «нового предстоятеля Украинской Церкви Епифания» и послание «Блаженнейшего Патриарха Московского Кирилла». В итоге Священный Синод постановил направить вопрос на рассмотрение предстоящего Архиерейского собора.

Поэтому по случаю вышеупомянутого заявления Священного Синода Элладской Церкви и ввиду предстоящего созыва Архиерейского собора, с чувством тревоги и ответственности за всеправославное единство нашей Церкви, мы хотели бы обратиться с призывом к нашим достопочтенным иерархам и выразить свою обеспокоенность по этому крайне важному вопросу. Мы горячо просим наших собратьев-иерархов исполнить свой долг с высоким чувством ответственности. Мы просим их рассмотреть этот вопрос трезво, со страхом Божиим и любовью к Церкви, принимая во внимание священные каноны и все то, что мы отметили выше, служа общеправославному единству и интересам Церкви.

Мы также просим их принять их во внимание тот факт, что:

а) президент Украины Порошенко является униатом, поскольку недавно была опубликована фотография, где он «причащается» у украинского униатского «епископа»;

б) раскольнический «митрополит» Епифаний просил униатов о сотрудничестве!

в) «монах Филарет Денисенко, будучи клириком Московского Патриархата и митрополитом Киевским, в 1992 году был извергнут из высокого архиерейского сана, после чего предан анафеме за учинение раскола и другие антиканонические действия. У второго [представителя] и вовсе нет канонического рукоположения, поскольку он ведет свое происхождение от «иерархии», представляющей собой разновидность «живой Церкви» советского строя, образованной в 1921 году», как отмечает Высокопреосвященный митрополит Пирейский Серафим.

г) в своём патриаршем письме № 1203 от 29 августа 1999 года покойному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Вселенский Патриарх Варфоломей соглашался, когда писал: «В ответ на телеграмму и письмо Вашего весьма возлюбленного и дорогого Блаженства по возникшей проблеме в Вашей братской Святейшей Русской Церкви, каковая сподвигла Ваш Священный Синод по известным ему причинам к принятию решения о лишении сана некогда одного первенствующих членов Синода Митрополита Киевского Филарета, желаем братски довести до сведения Вашей Любви, что наша Святая Христова Великая Церковь, полностью признавая в этом вопросе исключительную компетенцию Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает принятые синодально решения о вышереченном, нисколько не желая доставлять какие-либо затруднения Вашей братской Церкви».

Мы хотим верить, что наши иерархи окажутся на высоте обстоятельств и не признают новую раскольническую «Церковь» во главе с «митрополитом» Епифанием, следуя священным канонам, которые они, возложив на себя страшные клятвы в день своего архиерейского рукоположения, обещали соблюдать».

Отдел по ересям и парарелигиям