Print This Post

Проповедь председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в Храме Христа Спасителя за Патриаршей Божественной литургией  в Великий Четверг 13 апреля 2017 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Великий Четверг мы совершаем воспоминание спасительной Тайной вечери Господа нашего Иисуса Христа, на которой Господь под видом хлеба и вина преподал ученикам Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь.

Это особый день для Церкви, потому что именно тогда Господь установил Таинство, которое соединяет всех членов Церкви во единое тело и соединяет нас с Богом. Это то самое Таинство, благодаря которому мы становимся, по слову святого апостола Петра, «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1. 4). Это то самое Таинство, которое соединяет нас в Единое Тело Христово, а Глава этого Тела – Сам Господь наш Иисус Христос, о чем говорит в своем послании святой апостол Павел (ср. Еф. 1. 22-23).

Всякий раз, когда готовимся к этому Таинству, мы читаем Последование ко Святому Причащению. Оно состоит из молитв, которые были составлены святыми отцами – Василием Великим, Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскином. Одна из них надписана именем преподобного Симеона Нового Богослова – человека, который жил в X – начале XI века. Он известен своими духовными писаниями, в том числе книгой, называемой «Гимны Божественной любви». И именно из той книги, из отдельных стихов «Гимнов» преподобного Симеона, создана эта молитва.

Она начинается словами: «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой, и не презри моих ни словес, ниже образов, ниже безстудия…». И дальше автор молитвы говорит о блуднице, которая помазала ноги Иисуса драгоценным миром (об этом рассказывается в Евангелии от Луки). Она принесла Христу покаяние, и именно покаяние  соединило ее с Господом. Читая эту молитву, мы призываемся к тому, чтобы подходить к Святым Таинам с покаянием, помнить, что мы, по слову апостола Павла, первые из грешников. «Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз» (1 Тим. 1. 15), –  писал апостол.

Мы должны приступать к этому Таинству с чувством глубокого сокрушения и покаяния, потому что если приступим с иными чувствами, то Господь может не принять нас. И тогда это святое Таинство будет для нас в суд и осуждение, как было в суд и осуждение участие в Тайной вечере для Иуды предателя. Неслучайно, приступая к Святой Чаше, мы всякий раз вспоминаем этого человека и говорим: «Ни лобзания Ти дам яко Иуда», потому что для всякого человека, который недостойно причащается, плохо подготовился, существует опасность, что причастие будет для него не в соединение с Богом, не в исцеление души и тела, но в суд или во осуждение.

В своей молитве преподобный Симеон Новый Богослов напоминает нам слова Спасителя: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне убо сей пребывает, в нем же и Аз есмь» (Ин. 6. 56). Эти слова были произнесены Господом в беседе с иудеями, которым Он говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6. 53). Эту беседу Иисуса Христа, содержащуюся в 6-й главе Евангелия от Иоанна, мы читаем, зная, что Господь говорил это о Таинстве Святой Евхаристии, зная о плодах сего великого Таинства и том действии, которое оно оказывает на нас. Но те, кто слушал тогда беседу, ничего этого не знали – они были смущены и шокированы словами Господа Иисуса Христа о том, что люди должны есть Его Плоть и Пить Его Кровь. И евангелист Иоанн говорит, что после той беседы «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6. 66). Господь спросил двенадцать учеников: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6. 67). И тогда апостол Петр сказал: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6. 68).

Ученики еще не знали, что ожидает их в Таинстве Святой Евхаристии, но осознавали, что если Господь что-то говорит, то это слово истинно. И в молитве преподобного Симеона Нового Богослова говорится: «Истинно слово всяко Владыки и Бога моего: божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим мир».

Таинство Святой Евхаристии соединяет нас с Богом совершенно особым образом. Господь говорит нам, что через это Таинство Он в нас пребывает, а мы пребываем в Нем. И это не одно и то же, потому что ребенок может быть в утробе своей матери, но мать не может быть в утробе своего ребенка. Господь Своей Божественной любовью объемлет всех нас, и благодаря этой любви мы в Нем пребываем. Но для того, чтобы Господь пребывал в нас, существует только один особый, сверхъестественный способ – тот самый, который Господь установил на Тайной вечере: когда Он входит в наше тело Своим Телом, когда Его Кровь входит нашу кровь и начинает течь в наших жилах. Вот тогда и происходит то Божественное соединение между Богом и человеком, от которого даже ангелы приходят в изумление и трепещут.

Преподобный Симеон говорит об этом: «сия вперяют мя», то есть все это окрыляет меня, «и дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся трава сый». Святое Тело Господа Иисуса Христа и Его Кровь – огонь, который входит в наше тело, но не попаляет его.

И, как сказано в той же молитве, это Святое Тело и эта Святая Кровь является Божественным Светом, который внутрь нашего тела входит и нас просвещает и обоготворяет. В одном из своих гимнов преподобный Симеон рассказывает о том, как он пришел в келью после того, как совершил Литургию и причастился Святых Христовых Таин. И увидел преподобный Симеон, что вся его келья и весь он, все его тело были озарены светом. И он говорит: и рука моя, и нога моя, и все мое тело – все сияет Божественным светом благодаря причащению Святых Христовых Таин.

Мы с вами не видим этого Божественного света, когда причащаемся. И когда мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, на вкус ощущаем причастие как хлеб и вино. Также и вид хлеба и вина остается у Святых Даров. Но вера наша говорит нам, что это не простой хлеб и не простое вино, а истинное и спасительное для нас Тело Господа Иисуса Христа, и это истинная и животворная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

С этой верой, с этими чувствами, с этой любовью Господа будем причащаться Святых Христовых Таин, помня о том, что причастие может и попалить нас, если мы недостойно причастимся и если плохо подготовимся, потому что это огонь. Но будем верить и надеяться, что, несмотря на наши грехи, Господь помилует и спасет нас, как Он спас блудницу, пришедшую к Нему со слезами и с драгоценными миром, как Он спас через причащение Святых Христовых Таин тысячи и миллионы людей, приступавших к этому  Божественному Таинству в разные годы и века. Аминь.