Московского Патриархата
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie
Митрополит Иларион: Руководство УГКЦ лишь усугубляет проблему раскола
20 апреля в Харькове прошел "собор" Харьковско-Полтавской епархии раскольнической структуры "Украинская автокефальная православная церковь" (УАПЦ(о), предварительно одобривший ее вхождение в состав Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). Заявлено, что на территории Харьковской, Полтавской и Сумской областей предполагается создание "персональной епархии" УГКЦ, а приходы УАПЦ(о), расположенные на других территориях, перейдут в непосредственное управление главы УГКЦ. Это решение приветствовал Синод УГКЦ. Ее глава архиепископ Святослав (Шевчук) заявил, что будет лично прилагать все усилия для того, чтобы это дело увенчалось успехом. О возможных последствиях такого решения в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
– Владыка, как сообщают официальные источники, обсуждавшиеся в Харькове "Предложения относительно вхождения Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ в единство с УГКЦ" были приняты практически единогласно. Однако затем появились сведения, что члены этой группировки стали массово переходить в другие раскольнические юрисдикции, причиной чего называется именно это "соборное" решение. Как можно объяснить такое противоречие?
– Действительно, в печати появились сведения о том, что наблюдается массовый выход из УАПЦ(о) (УАПЦ (обновленная) – Харьковско-Полтавская епархия, образовавшаяся в результате раскола внутри УАПЦ в 2003 году – "ИФ") относящихся к ней общин. Большинство из них – около 20 из примерно 30 – переходят в раскольничью "Украинскую автокефальную православную церковь", от которой в 2003 году и отделилась нынешняя Харьковско-Полтавская епархия во главе с так называемым "архиепископом" Игорем Исиченко.
Известны случаи перехода в унию отдельных раскольников, но идея объединения целой их группы с греко-католиками беспрецедентна и не так прозрачна, как кажется на первый взгляд. Изначально украинские автокефалисты, к которым причисляют себя сторонники Исиченко, позиционировали себя в качестве борцов за образование "независимой" "Поместной Украинской Православной Церкви" и признание ее в качестве таковой мировым Православием. Украинская Греко-Католическая Церковь, возглавляемая сегодня архиепископом Святославом (Шевчуком), является одной из Восточных Католических Церквей, которые сохранили свою автономию, богослужебный обряд и язык, но находятся в единстве с Папой Римским. И в этом свете реакция большей части бывших последователей Исиченко на итоги "собора" становится понятной. Для них такое объединение будет означать не что иное, как переход в католичество.
– Известна ли позиция самого Ватикана по этому вопросу?
– Святой Престол не делал каких-либо официальных заявлений относительно затрагиваемой нами темы. Однако полагаю, что руководство Римско-Католической Церкви вполне понимает авантюрный характер данного проекта УГКЦ, равно как и пагубность его последствий для будущего межхристианских отношений. Ведь в данном случае речь идет о возможности принятия униатами самозванцев. "Епископская хиротония" Игоря Исиченко восходит к одной из наиболее сомнительных "иерархий" среди украинских неканонических организаций на Украине, не получившей признания не только в Поместных Православных Церквах, но даже в других ответвлениях раскола. Одним из ее устроителей является Викентий Чекалин – бывший диакон Русской Православной Церкви, ушедший в раскол и лишенный сана за аморальное поведение и еще в советское время привлекавшийся к уголовной ответственности за развратные действия в отношении несовершеннолетних. Этот авантюрист успел сменить множество юрисдикций. В 1990 году он обманом добился архиерейской хиротонии в УГКЦ, однако она не была утверждена Святым Престолом. Впоследствии он продолжил свои криминальные похождения и сегодня находится в Австралии. Теперь уже Исиченко надеется получить столь желаемое признание своего несуществующего "апостольского преемства" при помощи УГКЦ.
Конечно, возглавляемая Исиченко структура очень мала, и ее слияние с униатами будет практически незаметно на пестрой конфессиональной карте Украины. Однако самим фактом их приема может быть создан опасный прецедент, суть которого в следующем. Сегодня, несмотря на весьма значительные расхождения в богословской сфере, православными не оспаривается наличие апостольского преемства в иерархии Римско-Католической Церкви. Это, в частности, выражается в чине приема тех клириков, которые переходят из католичества в православие. Если же в УГКЦ "в сущем сане" будут приняты самосвяты, в рамках Католической Церкви появится структура, чью иерархию Московский Патриархат признавать не сможет. Это неизбежно скажется на православно-католических отношениях в целом.
– А как может сближение УАПЦ(о) и УГКЦ отразиться на церковной ситуации на Украине? И какую цель преследуют униаты, идя на подобный шаг?
– В Совместном заявлении, принятом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском 12 февраля этого года в Гаване, в частности, сказано, что "раскол среди православных верующих Украины" должен быть "преодолен на основе существующих канонических норм, а католические общины страны будут этому способствовать" (п. 27). К сожалению, подобными шагами руководство УГКЦ не только не содействует урегулированию проблемы раскола, но лишь усугубляет ее.
Не секрет, что одним из важнейших факторов сближения униатов и автокефалистов является радикальный национализм. Не случайно "собор" в Харькове приветствовали лидеры экстремистских группировок, таких как "Организация украинских националистов", "Свобода" и "Правый сектор".
Альянс между наиболее одиозными представителями украинского раскола и УГКЦ вносит разлад и в общеправославно-католический диалог. Униатское руководство не учитывает или не желает видеть тот факт, что за прошедшее время существенно изменился климат в отношениях между Православной Церковью и Католической Церковью. Никто из нас не хочет возвращаться в прошлое, когда православные и католики воспринимали друг друга не как братья, а как соперники. Сегодня активно развиваются многие направления межцерковного сотрудничества. Их новые перспективы обозначила историческая встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване. Если УГКЦ не хочет и далее оставаться камнем преткновения в православно-католических отношениях, ее руководству следует учитывать существующие реалии.
Патриарх
05 ноября в 13:00
04 ноября в 19:40
Председатель Отдела
03 ноября в 18:50
31 октября в 21:40
Проповеди
17 октября 2021 в 22:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20
09 ноября в 23:30
09 ноября в 22:30
05 ноября в 14:10
05 ноября в 13:00
04 ноября в 19:40
04 ноября в 11:00
02 ноября в 15:30
01 ноября в 12:30
30 октября в 15:15
30 октября в 14:30
29 октября в 21:00
28 октября в 12:00
27 октября в 13:10
24 октября в 17:30
12 ноября в 13:50
11 ноября в 19:20
11 ноября в 12:30
08 ноября в 21:00
06 ноября в 17:00
04 ноября в 10:59
03 ноября в 18:50
02 ноября в 14:00
01 ноября в 21:30
01 ноября в 12:30
31 октября в 21:40
17 октября 2021 в 22:00
14 октября 2021 в 22:00
03 октября 2021 в 20:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
14 февраля 2021 в 19:34
09 февраля 2021 в 19:02
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20