В праздник Сретения Господня митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в монастыре Ватопед
14 февраля председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, совершающий паломническую поездку на Афон, прибыл в монастырь Ватопед. В храме обители Владыка и сопровождающие его лица поклонились поясу Пресвятой Борогодицы, чудотворным иконам Царицы Небесной «Отрада и утешение» и «Всецарица», честным главам святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Перед праздничным бдением гостей принял игумен монастыря архимандрит Ефрем, который рассказал о последних событиях монастырской жизни. Игумен обратил особое внимание на благие перемены в жизни Русской Православной Церкви, связанные с ростом числа ее епархий. В ходе беседы также поднимался вопрос о положении христиан в Сирии.
По окончании беседы митрополит Иларион и сопровождающие его лица проследовали в Благовещенский собор обители для совершения всенощного бдения.
15 февраля, в день Сретения Господня, митрополит Волоколамский Иларион в сослужении митрополита Зихнийского и Неврокопийского Иерофея (Элладская Православная Церковь), архимандрита Ефрема и братии монастыря в священном сане совершил праздничную Божественную литургию.
По окончании службы, в соответствии с уставом обители, была совершена трапеза с Чином о Панагии.
За трапезой митрополит Иларион обратился к братии монастыря со словами приветствия и назидания, отметив:
«Господь сегодня сподобил нас с вами встретиться и совершить вместе Божественную литургию в праздник Сретения Господня. Этот праздник напоминает нам о цели христианской жизни и о цели жизни монашеской. Цель христианской жизни заключается в том, чтобы еще на своем земном пути человек встретил Христа; цель монашеской жизни – встречать Христа каждый день через все, что мы делаем, − через послушания, которые исполняем, через молитву и богослужения, в которых участвуем.
Праведный Симеон жил очень долго, ибо ему было обещано, что не познает он смерти, пока не увидит своими глазами Христа, Сына Господа. Нам с вами, дорогие братья, тоже обещано Господом, что мы увидим Его в нашей земной жизни, но не так, как праведный Симеон или апостолы, которые видели Его своими физическими очами − мы можем увидеть так, как увидел Его апостол Павел и многие другие святые, которым Господь являлся и призывал их на путь служения. Ни один из нас не пришел бы в монастырь, если бы Сам Господь Иисус Христос в какой-то момент жизни не коснулся нашего сердца и не сказал бы, подобно тому, как говорил апостолам: «Приди и следуй за Мною» (Мф. 19, 21; Лк. 18. 21), и вопрошавшим Его о смысле жизни: «Отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23.).
Мы, монахи, отвергли радости земной жизни для того, чтобы принести их в жертву Богу, чтобы наша жизнь была наполнена иной радостью – радостью от встречи со Христом. Мы встречаем Христа в Божественной литургии, когда вместе собираемся в храм, прославляем Господа и принимаем внутрь себя Его Пречистое Тело и Честную Кровь.
Божественная литургия − самое главное сокровище, которое имеет Церковь, ибо его нам оставил Сам Господь Иисус Христос. Это и есть та жемчужина, ради приобретения которой человек может продать все (Мф. 13. 45-46). Мы с вами оставили все для того, чтобы приобрести эту жемчужину – Самого Христа, Которого мы приемлем в причастии Святых Тела и Крови Господних.
Через причащение Святых Христовых Таин мы не только видим Спасителя, как видел Его праведный Симеон, не только берем Его на руки, но принимаем внутрь себя, как приняла Его в момент Благовещения Пресвятая Богородица, когда чудесным и неизреченным образом, не потеряв своего девства, зачала Своего Божественного Сына, и Он возрастал в Ее утробе и наполнял Своим Божественным присутствием, Своей Божественной благодатью. Так и в нас действует Христос, Которого мы принимаем внутрь себя в Пречистых Таинах. Он наполняет нашу жизнь смыслом и освящает все наше человеческое естество − не только духовное, но и душевное, и телесное.
Мы знаем по опыту, что всякий наш грех, всякое уклонение от единения со Христом вредит этому единству и лишает нас сокровища, ради приобретения которого мы уже отдали все. Обратного пути для нас нет, и то, что продали, мы не вернем. Но драгоценную жемчужину мы можем очень легко потерять, если не будем постоянно за ней следить, постоянно ее оберегать, если не будем воспитывать свою мысль в том, чтобы постоянно прилепляться ко Христу.
Для этого дано нам другое сокровище – сокровище молитвы Иисусовой. В этой молитве мы можем не только ежечасно, но и ежеминутно и по многу раз в минуту, произнося имя Господа нашего Иисуса Христа, встречаться с Ним. Подобно тому, как человек, желая сохранить и не потерять свою жемчужину, держит ее в драгоценном крепко запертом ларце, и мы, приняв внутрь себя сокровище Самого Господа Иисуса Христа в причастии Святых Христовых Таин, должны соблюдать его в ковчеге молитвы Иисусовой. Эта молитва является надежным хранилищем для духовного единства со Христом, которое мы приобретаем всякий раз, когда причащаемся.
Но не только жемчужину, но и ларец может человек потерять, если не будет за ним следить. Для того, чтобы сохранить и ларец, и жемчужину, нужно этот ларец держать в надежно запертом сейфе, а сейф – в надежно запертой комнате. Этим сейфом и этой комнатой является весь уклад монашеской жизни, который на протяжении многих веков соблюдался монахами и здесь, на Святой Афонской Горе, и во многих других священных обителях. Именно ради того, чтобы сохранить и не потерять это духовное сокровище – Самого Христа, – монахи рано встают, поздно ложатся, мало спят и едят, много времени проводят на богослужениях и в келейной молитве, исполняют тяжелые послушания. Именно для того, чтобы сохранить Христа, монахи отрекаются от своей воли и вверяют ее Богу через волю игумена.
Монашескую жизнь неслучайно называют подвигом − она требует напряжения всех физических, духовных и душевных сил человека. Но и христианская жизнь тоже является подвигом, потому что Господь требует от нас абсолютной любви и абсолютной верности. Он не хочет нас ни с кем делить, Он хочет, чтобы мы всецело принадлежали Ему.
Будем в этот праздник Сретения Господня просить Бога дать нам силы быть истинными монахами, чтобы мы шли по тому пути, который Он Сам открыл для нас, на который призвал нас − пути, идя по которому, не сворачивая, мы достигнем Царствия Небесного. Аминь».
В тот же день председатель ОВЦС вместе с президентом ОАО «Российские железные дороги», председателем Попечительского совета Фонда святого апостола Андрея Первозванного В.И. Якуниным принял участие в награждении игумена монастыря Ватопед архимандрита Ефрема международной премией «Вера и верность», учрежденной фондом.
В приветственном слове, обращаясь к игумену и братии монастыря, митрополит Иларион рассказал о деятельности Фонда святого апостола Андрея Первозванного, особо подчеркнув историческое значение принесения в пределы Русской Православной Церкви пояса Пресвятой Богородицы, которое состоялось при содействии фонда.
Служба коммуникации ОВЦС