Print This Post

Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион рассказал корреспонденту газеты «Коммерсант» начинающемся 16 августа 2012 года визите Предстоятеля Русской Православной Церкви в Польшу.

– Патриарх впервые посещает Польшу. Почему до Патриарха Кирилла никто из Предстоятелей Русской Православной Церкви не был в Польше?

– Польская Православная Церковь – это сравнительно молодая автокефальная Церковь: она обрела каноническую самостоятельность только в 1948 году. Поэтому о возможности визита Московского Патриарха в Польскую Церковь можно говорить только в период после этой даты. Так сложилось, что осуществлению визита в Польшу препятствовали обстоятельства самого разного характера: это и положение Церкви в нашей стране в XXвеке, и состояние здоровья Предстоятелей обеих Церквей, и неблагоприятные политические ситуации, и трудности в отношениях с Римско-Католической Церковью, и другие причины.

– Какова цель визита? Кто был его инициатором, как долго шла подготовка?

– В Православной Церкви имеется традиция, согласно которой новоизбранный Предстоятель навещает своих собратьев – Глав других Поместных Православных Церквей. В период после своего избрания Святейший Патриарх Кирилл уже совершил ряд подобных визитов: в 2009 году посетил Константинопольский Патриархат, в 2010 году – Александрийский, в 2011 году – Антиохийский, а в апреле 2012 года – Болгарский Патриархаты. В июне 2012 года состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Кипрскую Православную Церковь. Нынешний визит в Польшу продолжит серию мирных визитов Святейшего в Поместные Православные Церкви.

Приглашение посетить Польскую Православную Церковь было передано Патриарху Кириллу Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой во время его пребывания в Москве на торжествах по случаю 65-летия Его Святейшества в ноябре 2011 года. Тогда же началась и подготовка визита.

Может ли поездка Патриарха в католическую Польшу стать прорывом во взаимоотношениях с Римско-Католической Церковью?

– Поездка Патриарха в Польшу – его первый с момента избрания официальный визит в страну западноевропейской культуры – стала возможной в результате заметного улучшения православно-католических отношений. Православные и католики учатся теснее и эффективнее взаимодействовать друг с другом, в первую очередь, в вопросах защиты христианского наследия Европы и традиционных нравственных ценностей, основанных на Евангелии.

Все мы сейчас являемся свидетелями того, как на разных континентах, но особенно в Европе, на протяжении многих веков взращенной и воспитанной под благодатной сенью христианской веры, агрессивно насаждается секуляризм и все более ощутимы попытки вытеснить христианство из публичной сферы, изолировать от общества.

Верующие России и Польши, пережившие период господства атеистической власти, помнят, что такое отношение к религии приводит ко многим трагедиям; в наших странах сегодня существует ясное понимание положительной роли христианства в жизни общества. Христиане наших стран могут свидетельствовать, что изъятие христианской духовной традиции из контекста жизни людей и из общественной дискуссии разрушительно для самого общества и народа, отринувшего фундаментальные нравственные ценности. Мы можем предостеречь жителей Европы, напомнить им, что нельзя порывать с собственной духовной традицией во имя либеральных ценностей, ведь именно на христианском понимании человека как образа и подобия Божия изначально основывается достоинство личности, ценность прав и свобод человека.

Полагаю, что если Россия и Польша смогут вместе отстаивать христианское наследие Европы, это послужит убедительным примером плодотворности межхристианского сотрудничества.

Что за послание будет подписано во время визита в Польшу, в чем суть данного документа, как он готовился?

– Будет подписано обращение Святейшего Патриарха Кирилла и председателя католической Епископской конференции Польши митрополита Юзефа Михалика к народам обеих стран. Над текстом работала группа представителей обеих Церквей в течение нескольких лет. Его смысл – в призыве к примирению наших народов. Это совсем не значит, что наши народы сегодня живут в состоянии вражды, но вражда имела место в истории. Обращение представляет собой религиозное осмысление примирения, суть которого – не в забвении прошлого, а в прощении обид в духе христианской любви. Церкви призывают народы своих стран подойти к этой теме с христианских позиций, осознавая ответственность перед Европой и перед всем миром в настоящем и будущем.

В документе говорится о важности сближения народов двух стран перед лицом вызовов воинствующего секуляризма и навязывания в нравственной сфере либеральных стандартов, все более разрушающих основы бытия и самоидентификации европейских народов.

Были ли трудности при подготовке документа?

Работа над этим обращением не была легкой, но она велась в духе искреннего и открытого соработничества. Это нашло свое выражение в тексте обращения, которое определяет задачи и цели нашего взаимодействия и призывает не останавливаться на драматических страницах прошлого, а вместе идти дальше по пути христианской любви и прощения.