Print This Post

11 ноября 2009 года в ходе встречи с иностранными журналистами архиепископу Волоколамскому Илариону были заданы вопросы, касающиеся актуальных проблем жизни современного общества.

Так, представителей СМИ интересовал взгляд Церкви на некоторые проблемы биомедицинской этики, в частности, на вопрос о необходимости продления жизни человека, находящегося на искусственном жизнеобеспечении.

«Это очень сложный вопрос. Мы в Православной Церкви не считаем, что во что бы то ни стало нужно искусственными средствами продлевать жизнь человека. Мы считаем, что человек рождается, когда это угодно Богу, и умирает он тоже тогда, когда это угодно Богу, – сказал Владыка Иларион, отвечая на вопрос. – Сложности возникают тогда, когда аппараты искусственного поддержания жизни вводятся в употребление в какой-то критической ситуации, когда есть надежда на выздоровление человека, на его возвращение к нормальной жизни, а потом организм человека как бы приспосабливается к этим аппаратам, но человек не возвращается в сознание, он продолжает жить в вегетативном состоянии, и вот здесь, действительно, возникает сложная дилемма: кто и как может отключать эти аппараты, по сути дела, убивая тем самым человека? Я думаю, что однозначного ответа на эти вопросы, наверное, сегодня быть не может, и в каждом конкретном случае ситуация должна решаться по-разному». Архиепископ Иларион также подчеркнул, что в решении сложных этических вопросов очень важно взаимодействие медицинских работников и Церкви.

Комментируя по просьбе журналистов заявление Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, касающееся генерала А.А.Власова, архиепископ Волоколамский Иларион отметил, что это заявление вызвало очень много споров и искреннее негодование большого числа верующих Московского Патриархата. «Думаю, что мы в России никак не можем ассоциироваться с таким заявлением, потому что предательство есть предательство, и никакая историческая переоценка не сможет поставить на один уровень людей, которые отдавали жизнь за свою страну, и тех людей, которые совершили государственную измену», – заявил Владыка Иларион.

«Это не означает того, что мы отрицаем преступления сталинского режима», – сказал далее архиепископ Иларион, напомнив, что, тем не менее, не гитлеровская Германия, а именно Советский Союз получил в годы войны поддержку Соединенных Штатов, Великобритании и многих других стран. «Все понимали, что фашизм – это античеловеческая идеология, которая, если победит, поставит народы Европы и даже всего мира в тяжелейшее положение», – отметил председатель ОВЦС и подчеркнул, что переоценка этих событий недопустима.

С другой стороны, продолжил он, следует помнить о том, что в ту трагическую эпоху люди с обеих сторон зачастую являлись жертвами и заложниками своих собственных режимов. «В этой ситуации оценка Церковью тех событий должна быть оценкой с позиции ценности и значимости человеческой жизни. Но, повторю, это не значит, что мы можем теперь оправдать любое совершенное тогда преступление – предательство или государственную измену», – заключил Владыка Иларион.

Одной из тем, затронутых в ходе встречи, была тема модернизации России, о необходимости которой неоднократно говорилось в выступлениях представителей государственного руководства страны.

«Задачей Церкви является всегда способствовать духовному благосостоянию народа, – сказал Владыка. – Поэтому, когда речь идет о модернизации, очень важно помнить, что эта модернизация не должна происходить путем ломки исторически сложившихся реалий или моделей поведения – того, что мы называем духовно-цивилизационным кодом».

Напомнив, что предпринятая в свое время Петром I модернизация России хотя и приблизила ее к Западу, но была реализована ценой слома устоявшихся традиций, Владыка Иларион подчеркнул: «Это способствовало расслоению общества на людей с очень разными мировоззренческими установками, и по сути дела, предопределило те процессы, которые двести лет спустя привели к большевистской революции. Поэтому всякая модернизация должна происходить так, чтобы от этого не страдали люди, чтобы благосостояние людей повышалось, а не было бы тех побочных эффектов, которые могут свести на нет все положительные плоды этой модернизации».

Один из вопросов, заданных представителями иностранных СМИ на встрече с председателем ОВЦС, касался церковной миссии среди молодых людей.

«Церковь сегодня очень открыта к молодежи и здесь тон задает сам Святейший Патриарх Кирилл, который регулярно встречается с многочисленными молодежными аудиториями. Последняя такая встреча состоялась 4 ноября в Манеже, ранее подобные встречи прошли  в Санкт-Петербурге, на Украине, в Беларуси, – сказал архиепископ Иларион. – Думаю, этот пример мобилизует силы не только молодого, но и среднего и даже старшего поколения духовенства».

Он напомнил, что Святейший Патриах Кирилл призывает священнослужителей быть открытыми к носителям молодежных субкультур. «Сегодня представители Церкви не могут замыкаться только в рамках своей приходской деятельности: совершения богослужений и проповеди тем людям, которые приходят на эти богослужения, – продолжил Владыка. – Мы должны быть очень открытыми к обществу, в том числе к молодежи и к молодежной субкультуре, и должны использовать в том числе и те способы ведения миссии, которые до недавнего времени не были характерны для Православной Церкви».

Председателя ОВЦС также спросили о позиции Церкви по вопросу преподавания Основ православной культуры.

«Позиция Церкви остаётся неизменной – мы считаем, что Основы православной культуры должны преподаваться юным гражданам России», – сказал Владыка Иларион, добавив, что этот предмет школьники должны изучать на добровольной основе в рамках учебной программы. «Если школьник не хочет изучать Основы православной культуры, то он может изучать основы исламской культуры или основы светской этики; иными словами, должен быть выбор между такими предметами, но это не должен быть факультатив наподобие кружка рисования или кройки и шитья», – добавил архиепископ Иларион.

Служба коммуникации ОВЦС