Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона участникам III внеочередной Генеральной ассамблеи Синода католических епископов на тему «Пастырские проблемы семьи в контексте евангелизации» (Ватикан, 16 октября 2014 г.)
В Ватикане проходит III чрезвычайная Генеральная ассамблея Синода епископов Католической Церкви, созванная Папой Римским Франциском для обсуждения темы «Задачи пастырского попечения о семье в контексте евангелизации». 16 октября 2014 года перед участниками ассамблеи выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Ваше Святейшество!
Ваши Блаженства, Высокопреосвященства и Преосвященства!
Позвольте прежде всего приветствовать вас от имени предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Тема семьи является сегодня одной из самых острых и животрепещущих. Она - индикатор нравственного состояния общества, в котором мы живем.
Мы с тревогой наблюдаем, как в последние годы с помощью манипуляции понятиями свободы и толерантности происходит демонтаж базовых ценностей, укорененных в религиозных традициях. Все более агрессивно проповедуются идеи нравственного релятивизма, распространяемые также и на священный для всего человечества институт семьи.
В целом ряде стран Европы и Америки, несмотря на многочисленные протесты, происходит одобрение и признание на государственном уровне однополых союзов. Где-то уже законодательно закреплено и практически осуществляется право однополых партнёров на усыновление и удочерение, в том числе через использование технологий «суррогатного материнства».
При этом традиционные семьи, которые связаны с пониманием брака как союза мужчины и женщины, все менее прочны. Вместо заботы об их укреплении идет пропаганда так называемых свободных отношений. Понятия верности, взаимного уважения и ответственности супругов вытесняются насаждением гедонизма, призывами жить для себя.
Дети больше не рассматриваются как желанный плод взаимной любви супругов. Повсеместно распространено почти ничем не ограниченное право на аборт, узаконивающее уничтожение миллионов жизней. Остро стоит проблема существования сирот при живых родителях, в том числе брошенных и одиноких детей-инвалидов.
Влиянию идей нравственного релятивизма подверглись и многие христиане, на словах исповедующие церковное учение о семье, но на практике ему не следующие.
Утверждая принцип святости брака, основанный на словах Самого Спасителя (см. Мф. 19, 6; Мк. 10, 9), Римско-Католическая и Православная Церкви традиционно ставят ответственность человека перед ближними выше его эгоистических интересов. Воспитание такой ответственности в христианине – перед семьей, обществом, окружающим миром – важнейшая задача для Церквей сегодня. Защита достоинства человека и утверждение высокого значения любви, реализуемой в семье, – неотъемлемая составляющая евангельской вести, которую мы должны нести людям.
В ноябре 2013 года Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Папский совет по делам семьи под руководством архиепископа Винченцо Пальи провели в Риме конференцию «Православные и католики вместе в защиту семьи». В заключительном заявлении мы подчеркнули «наше убеждение в общей ответственности за то, чтобы брак и семейная жизнь были путем к святости для христианских семей».
Пришло время для христиан объединить усилия и выступить единым фронтом ради благой цели защиты семьи перед вызовами секулярного мира ради сохранения будущего цивилизации. Это то поприще, на котором наш альянс мог бы стать действительно востребованным.
Мы должны совместно отстаивать наши позиции как в рамках диалога с законодательной и исполнительной властью отдельных стран, так и на площадках международных организаций, таких как ООН и Совет Европы. Определенный опыт такого сотрудничества уже имеется – достаточно вспомнить известное дело «Лаутси против Италии».
Нужно не просто ограничиваться благими призывами, но и всемерно добиваться законодательной защиты семьи. Необходимо вернуть нашему обществу понимание того, что свобода немыслима без ответственности за свои поступки.
Православная Церковь последовательно проповедует идеал единственного, раз и навсегда заключенного брачного союза. В то же время, снисходя к немощи человеческой природы, в исключительных случаях Православная Церковь допускает вступление в новый церковный брак в случае распада первого брака. В этом наша Церковь следует принципу «икономии», будучи движима любовью к грешнику, которого не хочет лишить средств к спасению. В современном мире, где неукоснительно строгое соблюдение церковных предписаний становится все более редким, практика «икономии», существующая в Православии в течение многих столетий, может стать ценным опытом при решении пастырских проблем семьи.
Православная Церковь накопила богатый опыт пастырского попечения о семье. В ней всегда сохранялся институт брачного духовенства. Семьи священников, как правило, являются многодетными, и дети в них воспитываются в духе христианского благочестия и верности церковному учению. Священник, сам имеющий опыт семейной жизни и воспитания детей, может лучше понять проблемы семейных отношений и оказать своим духовным чадам необходимую пастырскую помощь. Полагаю, было бы полезно обратить внимание на этот опыт, присутствующий также и в Католических Церквах восточного обряда.
Говоря о Церквах восточного обряда, хотел бы несколько отклониться от тематики форума и затронуть вопрос, который сегодня стал камнем преткновения в отношениях между Православной и Католической Церквами. Речь идет о проблеме унии, резко обострившейся в связи с последними событиями на Украине. К сожалению, конфликт в этой стране, уже унесший тысячи жизней, с самого начала приобрел религиозное измерение.
В его зарождении и развитии существенную роль сыграла Украинская Греко-Католическая Церковь. С первых же дней конфликта греко-католики однозначно встали на одну из сторон противостояния. Вопреки принятому между Католической и Православной Церквами уважению канонических норм греко-католики вступили в активное взаимодействие с раскольниками.
Смешанная комиссия по православно-католическому диалогу еще в 1993 году в Баламанде признала, что уния не является путем к единству. Мы благодарны нашим католическим братьям за откровенное признание ошибочности унии. И мы с сожалением сегодня вновь констатируем, что уния не сближает православных с католиками, а наоборот, разъединяет их.
От имени Русской Православной Церкви обращаюсь к присутствующим в этом зале представителям Украинской Греко-Католической Церкви с просьбой отказаться от любых заявлений на политические темы и от любых видимых форм поддержки раскола, а также от призывов к созданию «единой Поместной Церкви Украины». Ибо за этим призывом кроется простая истина: православных верующих Украины хотят оторвать от Матери-Церкви, Московского Патриархата, с которым она связана многовековыми кровными узами.
Основная миссия Церкви – служить делу спасения людей. Мандат, данный нам Богом, не предполагает вмешательства в политические и гражданские конфликты. В мире, где столько разделений, где сегодня под угрозой находятся сами основы существования человеческой цивилизации, в том числе институт семьи, христиане призваны быть «солью земли» и «светом миру» (Мф. 5, 13-14), приводя всех к любви друг с другом и к единству во Христе.
Мы многое можем сделать вместе, в том числе и для защиты тех христиан, которые сегодня стали жертвами гонений. В Ираке и Сирии, а также в ряде других стран Ближнего Востока и Африки христиане подвергаются геноциду. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы остановить убийства христиан, остановить их массовый исход из тех мест, где они жили веками, привлечь внимание всего мирового сообщества к их бедственному положению.
Желаю всем вам, дорогие братья, благословения Божия и успехов в трудах!