I. Достоинство человека как религиозно-нравственная категория.

I.1. Базовым понятием, на которое опирается теория прав человека, является понятие человеческого достоинства. Именно поэтому возникает необходимость изложить церковный взгляд на достоинство человека.

Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена Им свойствами по Его образу и подобию (см. Быт. 1, 26). Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством. Святитель Григорий Богослов, соотнося человеческое достоинство с актом Божественного творения, писал: «Так щедро всех людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным раздаянием даров Своих показать и одинаковое достоинство нашей природы, и богатство благости Своей» (Слово 14, «О любви к бедным»).

Воплощение Бога Слова засвидетельствовало, что и после грехопадения достоинство не было утрачено человеческой природой, ибо в ней остался неистребимым образ Божий, а значит, и возможность восстановления человеческой жизни в полноте ее изначального совершенства. Это запечатлено и в богослужебных текстах Православной Церкви: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений… Древле убо от не сущих создавый мя, и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися» (тропари по непорочных из чина погребения). Восприятие Господом Иисусом Христом полноты человеческой природы кроме греха (см. Евр. 4, 15) показывает, что достоинство не распространяется на искажения, возникшие в этой природе в результате грехопадения.

I.2. Если к образу Божию в Православии возводится неотъемлемое, онтологическое достоинство каждой человеческой личности, ее высочайшая ценность, то подобающая достоинству жизнь соотносится с понятием подобия Божия, которое по Божественной благодати достигается через преодоление греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей. А поэтому человек, носящий в себе образ Божий, не должен превозноситься этим высоким достоинством, ибо это не его личная заслуга, но дар Божий. Тем более он не должен оправдывать им свои слабости или пороки, но, напротив, осознавать ответственность за направление и образ своей жизни. Очевидно, что в самом понятии достоинства неотъемлемо присутствует идея ответственности.

Таким образом, в восточной христианской традиции понятие «достоинство» имеет в первую очередь нравственный смысл, а представления о том, что достойно, а что недостойно, крепко связано с нравственными или безнравственными поступками человека и с внутренним состоянием его души. Учитывая помраченное грехом состояние человеческой природы, важно ясно различать достойное и недостойное в жизни человека.

I.3. Достойной является жизнь согласно изначальному призванию, заложенному в природе человека, сотворенного для участия в благой жизни Бога. Святитель Григорий Нисский утверждает: «Если Бог – полнота благ, а человек – Его образ, то образ в том и имеет подобие первообразу, чтобы быть исполненным всякого блага» («Об устроении человека», гл. 16). Поэтому жизнь человека состоит в «уподоблении Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека» («Точное изложение православной веры»), как замечает преподобный Иоанн Дамаскин. В святоотеческой традиции это раскрытие образа Божия называется обожением.

Богоданное достоинство подтверждается наличием у каждого человека нравственного начала, которое опознается в голосе совести. Об этом пишет святой апостол Павел в Послании к Римлянам: «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2, 15). Именно поэтому присущие человеческой природе нравственные нормы, как и нравственные нормы, содержащиеся в Божественном откровении, обнаруживают замысел Божий о человеке и его предназначении. Они являются путеводными для благой жизни, достойной богозданной природы человека. Величайший образец такой жизни явил миру Господь Иисус Христос.

I.4. Недостойной для человека является жизнь во грехе, так как она разрушает самого человека, а также наносит вред другим людям и окружающему миру. Грех переворачивает иерархию отношений в природе человека. Вместо того, чтобы дух властвовал над телом, во грехе он покоряется плоти, на что обращает внимание святитель Иоанн Златоуст: «Мы извратили порядок и зло усилилось до того, что мы заставляем душу следовать пожеланиям плоти» (Беседа 12 на Книгу Бытия)Жизнь по закону плоти противна Божиим заповедям и не соответствует нравственному началу, заложенному Богом в природу человека. В отношениях с другими людьми под влиянием греха человек действует как эгоист, заботящийся об удовлетворении своих потребностей за счет ближних. Такая жизнь опасна для личности, общества и окружающей природы, ибо нарушает гармонию бытия, оборачивается душевными и телесными страданиями, болезнями, уязвимостью перед последствиями разрушения среды обитания. Нравственно недостойная жизнь онтологически не разрушает богоданного достоинства, но помрачает его настолько, что оно становится малоразличимым. Именно поэтому требуется большое напряжение воли, чтобы увидеть, а тем более признать природное достоинство тяжкого преступника или тирана.

I.5. Для восстановления в человеке соответствия своему достоинству особое значение имеет покаяние, в основе которого лежит осознание греха и желание изменить свою жизнь. Раскаиваясь, человек признает несоответствие своих мыслей, слов или поступков богоданному достоинству и свидетельствует перед Богом и Церковью о своем недостоинстве. Покаяние не унижает человека, но дает ему мощный стимул для духовной работы над собой, для творческой перемены своей жизни, для сохранения чистоты богоданного достоинства и возрастания в нем.

Именно поэтому святоотеческая и аскетическая мысль, литургическая традиция Церкви более говорят о недостоинстве человека, обусловленном грехом, чем о его достоинстве. Так, в молитве святого Василия Великого, читаемой православными христианами перед причащением Святых Христовых Таин, говорится: «Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения, окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду».

Согласно православной традиции, сохранение человеком богоданного достоинства и возрастание в нем обусловлено жизнью в соответствии с нравственными нормами, ибо эти нормы выражают первозданную, а значит истинную природу человека, не омраченную грехом. Поэтому между достоинством человека и нравственностью существует прямая связь. Более того, признание достоинства личности означает утверждение ее нравственной ответственности.

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Католикосу Великого Дома Киликийского Араму I с 30-летием интронизации

28 июня в 15:00

Завершилось участие делегации Московского Патриархата в заседании Центрального комитета ВСЦ в ЮАР

24 июня в 21:10

Делегация Московского Патриархата участвует в работе Центрального комитета ВСЦ в ЮАР

18 июня в 13:00

Председатель ОВЦС прибыл в Южно-Африканскую Республику

16 июня в 19:10

Состоялся визит в Россию Патриарха Ассирийского Мар Авы III 

14 июня в 19:00

Общецерковную аспирантуру посетила делегация Ассирийской Церкви Востока во главе с Католикосом-Патриархом Мар Авой III

10 июня в 21:00

Ассирийский Патриарх посетил Санкт-Петербург

09 июня в 17:00

Патриарх Ассирийский встретился с главой Санкт-Петербургской митрополии и губернатором Санкт-Петербурга

03 июня в 20:00

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с Ассирийским Патриархом

31 мая в 23:50

Представитель Отдела внешних церковных связей принял участие во Всероссийской научной конференции в Институте востоковедения РАН

30 мая в 15:45

В Россию прибыл с визитом Предстоятель Ассирийской Церкви Востока

30 мая в 13:00

Выставка «Путешествие в Ассирию. Наследие христианской Месопотамии» открывается в Москве

29 мая в 20:00

Паломники из Англиканской церкви посетили Троице-Сергиеву лавру

27 мая в 14:30

Делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила христианские святыни Египта

24 мая в 13:20

В день памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Волоколамский Антоний возглавил Литургию в Бари

22 мая в 16:45

Митрополит Ювеналий (Поярков) выразил представителю Антиохийской Церкви соболезнования в связи с терактом в храме св. Илии в Дамаске

25 июня в 16:00

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви назвал жертв теракта в храме Дамаска «мучениками религии и нации»

25 июня в 15:00

Управляющий Патриаршими приходами в США и Канаде принял участие в торжествах прославления в лике святых праведной Ольги Кветлукской (Аляскинской)

24 июня в 10:40

Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн совершил панихиду по убиенным в храме святого пророка Божия Илии

24 июня в 10:10

МИД России выразил соболезнования в связи с терактом в храме пророка Илии в Дамаске

23 июня в 13:40

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви в связи с терактом в храме пророка Илии в Дамаске

22 июня в 22:20

Сербский иерарх возглавил торжества престольного праздника белградского Подворья Русской Православной Церкви

12 июня в 14:00

Патриарх Иерусалимский Феофил призвал к миру между Россией и Украиной и восстановлению церковного единства

12 июня в 10:30

В день Святого Духа Патриарх Иерусалимский Феофил возглавил богослужение в Русской духовной миссии в Иерусалиме

10 июня в 09:00

В эмирате Абу-Даби совершено богослужение в праздник Живоначальной Троицы

09 июня в 16:00

В праздник Святой Троицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

08 июня в 18:00

В Белграде состоялась встреча председателя Российской ассоциации защиты религиозной свободы с епископом Липлянским Досифеем

08 июня в 11:00

В Королевстве Бахрейн совершено богослужение в честь праздника Святой Троицы

07 июня в 16:00

Представитель Русской Православной Церкви посетил монастырь Саедная в Сирии

04 июня в 21:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Польской Православной Церкви с годовщиной интронизации

31 мая в 11:00

Начальник РДМ сослужил Патриарху Иерусалимскому в монастыре пророка Божия Елисея

27 июня в 23:00

Представитель Русской Православной Церкви выразил соболезнование Блаженнейшему Патриарху Иоанну в связи с терактом в храме Дамаска

26 июня в 13:00

Начальник РДМ сослужил Патриарху Иерусалимскому Феофилу в монастыре преподобного Онуфрия Великого

25 июня в 23:00

В Дамаске прошла встреча представителя Русской Православной Церкви с послом РФ в Сирии

25 июня в 18:20

Заупокойная служба по жертвам теракта 22 июня совершена в храме священномученика Игнатия Богоносца в Дамаске

25 июня в 18:00

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид посетил мероприятие, приуроченное к Дню памяти и скорби

25 июня в 12:00

В Пекине отметили день памяти китайских мучеников

24 июня в 11:11

МИД России выразил соболезнования в связи с терактом в храме пророка Илии в Дамаске

23 июня в 13:40

Митрополит Волоколамский Антоний совершил Литургию в Йоханнесбурге

22 июня в 15:00

Председатель ОВЦС встретился с послом России в ЮАР

17 июня в 23:00

Представитель ОВЦС принял участие в открытии заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом

17 июня в 14:00

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид посетил торжественное мероприятие в Посольстве России

16 июня в 20:00

В Пакистане совершены православные богослужения

14 июня в 15:00

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с авиакатастрофой на западе Индии

12 июня в 20:00

В день Пятидесятницы в храме Живоначальной Троицы Пхеньяна совершено торжественное богослужение

11 июня в 14:00

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب