Приложение. История и характеристика богословских диалогов с инославием

упления Русской Православной Церкви в диалог с инославным христианством относится к началу XVIII века. Во второй половине XIX века начинается богословский диалог между Русской Православной Церковью и инославными христианами – англиканами, старокатоликами и дохалкидонитами. Контакты с Англиканской Церковью активизировались в 60-е годы XIX века в Северной Америке, где православные приходы находились в тесном соприкосновении с Епископальной Церковью в США. В очередной раз вопрос о сближении англикан и православных был поставлен на переговорах в 1895–1897 гг., а затем в начале ХХ века при участии святителя Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. Важными для выработки богословских оснований для диалога с инославными были переговоры между Русской Православной Церковью и Старокатолической Церковью в рамках Петербургско-Роттердамской Комиссии (1892–1914). Начавшаяся Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 г. прервала официальный диалог Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами. При этом диалог с инославием продолжался силами русской православной диаспоры. Русская Православная Церковь смогла возобновить богословские диалоги только в пятидесятые годы. Так, Русская Православная Церковь вступила в диалоги на двустороннем уровне с Церковью Англии (1956), Евангелической Церковью в Германии (1959), Римско-Католической Церковью (1967), Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии (1970). Русская Православная Церковь участвует в богословском диалоге с инославием и на общеправославном уровне – с Англиканской Церковью (1976), со Старокатолической Церковью (1975), с Римско-Католической Церковью (1979), с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами (1985), со Всемирной Лютеранской Федерацией (1981), со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей (1986).

Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) церквами
Русская Православная Церковь принимает участие в диалоге с дохалкидонскими церквами на всеправославном уровне с 1961 г., сначала в ходе неофициальных встреч, а с 1985 в официальном богословском диалоге в лице своих представителей, входивших в состав Смешанной богословской комиссии. Результатом многолетних трудов по обсуждению причин и характера разделения, существующего между Православной Церковью и церквами, не принявшими определений IV Вселенского (Халкидонского) Собора, стало «Второе общее заявление и предложение Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990).

В отношении промежуточных итогов всеправославного диалога с дохалкидонскими церквами и выработанного в его ходе документа действует решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 г. «Рассмотрев информацию о ходе диалога между Православной и Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими), приветствовать дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами во «Втором общем заявлении и предложениях Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990 год). «Заявление» не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках. В этой связи выразить надежду на то, что христологические формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточно-православной традиции». Исходя из вышеприведенного решения Архиерейского Собора Священным Синодом в заседании 30 марта 1999 г. было принято решение продолжить богословский диалог Русской Православной Церкви с дохалкидонскими церквами на двустороннем уровне.

Отношения с Римско-Католической Церковью
Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Богословский диалог с Римско-Католической Церковью должен развиваться параллельно с обсуждением наиболее насущных проблем двусторонних отношений. Важнейшей темой диалога сегодня остается тема унии и прозелитизма.

В настоящее время и в ближайшем будущем одной из наиболее перспективных форм сотрудничества с Римско-Католической Церковью является укрепление существующих региональных связей с епархиями и приходами РКЦ. Другой формой сотрудничества может стать установление и развитие уже существующих связей с католическими Епископскими Конференциями.

Отношения Русской Православной Церкви с англиканами имеют особый характер, обусловленный и их давностью, и особым духом заинтересованности и взаимного уважения и внимания, в котором они традиционно велись. Диалог с англиканами, прерванный революционной сменой власти в России, был возобновлен в 1956 г. на богословском собеседовании в Москве, когда обсуждались темы «Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью», «О Священном Писании и о Священном Предании», «доктрина и ее формулировка», «Символ веры и Соборы», «Таинства, их сущность и количество», «Православные обычаи». С 1976 г. Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с англиканами. В 1976 г. было принято согласованное заявление по семи разделам 1) Богопознание, 2) Боговдохновенность и авторитет Писания, 3) Священное Писание и Священное Предание, 4) Авторитет Вселенских Соборов, 5) Filioque, 6) Церковь как евхаристическая община, 7) Призывание Святого Духа в евхаристии. В результате диалога англиканскими его участниками было принято решение об использовании Символа веры без «Filioque». В продолжившемся диалоге обсуждались такие темы как Таинство Церкви, признаки Церкви, общение и интеркоммунион, расширение управления в Церкви, свидетельство, евангелизация, служение, Триадология, молитва и святость, участие в благодати Пресвятой Троицы, молитва, молитва и Предание, богослужение и передача веры, общение святых, иконопочитание. Существенный урон успешному и прогрессировавшему развитию диалога нанесло появление у англиканской стороны практики рукоположения женщин в священный и епископский сан, чуждой традиции Церкви. Но несмотря на возникшие трудности, снизившийся уровень и церковное значение диалога, он должен быть продолжен с более тщательным вниманием к раскрытию духовных основ православной Традиции. Третье Предсоборное Всеправославное совещание в своем постановлении сочло «удовлетворительной работу, проделанную Смешанной богословской комиссией по диалогу между Православной Церковью и Церковью Англии, несмотря на проявленные англиканами тенденции к снижению значения этого диалога. Комиссией составлены общие тексты по темам триадологии и экклезиологии, а также жизни, богослужения и Предания Церкви. Вместе с тем совещание отмечает, что подписанное в Москве (1976) соглашение относительно изъятия Филиокве из Символа веры еще не встретило широкого отклика. Точно так же, несмотря на состоявшиеся в Афинах (1978) и других местах обсуждения и заявления православных, выступивших против хиротонии женщин, некоторые Церкви англиканского сообщества продолжали совершать подобные хиротонии. Эти тенденции могут отрицательно сказаться на дальнейшем ходе диалога. Серьезную трудность для нормального ведения этого диалога представляют также нечеткие и растяжимые экклезиологические предпосылки англикан, которые лишают конкретности содержание совместно подписываемых общих богословских текстов. Аналогичной является трудность, возникающая в результате различных крайних заявлений по вопросам веры отдельных руководящих деятелей англикан. Относительно тематики диалога совещание, в частности, рекомендует подчеркивать согласие, которое может иметь место по догматическим вопросам, разделяющим обе Церкви. Также можно было бы включить в тематику и вопросы духовности, пастырского попечения и служения нуждам современного мира».

Диалог Русской Православной Церкви со старокатоликами также отличается своей богатой историей и богословским значением, а также весьма серьезными результатами, отмеченными на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг. Третье Предсоборное Всеправославное совещание (28.11–6.11.1986) приняло следующую резолюцию по результатам диалога со старокатоликами: «Уже составлено и совместно принято двадцать текстов; такое же число богословских, экклезиологических, сотериологических тем, включая темы о Богоматери и некоторых таинствах. Смешанной Богословской Комиссии предстоит рассмотреть и на следующем заседании, изучив вопросы, касающиеся учения о таинствах, эсхатологии, а также условий и следствий церковного общения. Совещание считает, что для более полной оценки результатов этого диалога следовало бы иметь в виду следующее: а) соблюдение Старокатолической Церковью давней практики общения в таинствах с Церковью Англии, а также появившиеся в Германии позднейшие тенденции к общению в таинствах с Евангелической Церковью, поскольку все это снижает значение совместно подписываемых в диалоге общих экклезиологических текстов; б) трудности воплощения и раскрытия богословия совместно подписываемых общих богословских текстов во всей жизни Старокатолической Церкви. Оба этих вопроса нуждаются в оценке компетентных богословов Православной Церкви с точки зрения экклезиологических и церковных последствий, с тем чтобы ускорить установление церковных предпосылок для восстановления церковного общения со старокатоликами. Успешное завершение этого богословского диалога благоприятно отразится и на результатах других диалогов, поскольку упрочит доверие к ним».

Русская Православная Церковь ведет диалог с лютеранами как на двустороннем, так и на всеправославном уровне. В диалоге с Евангелической церковью Германии (ФРГ) обсуждались темы Священного Писания и Предания, Искупления, Пневматологии, мира, таинств Крещения и Евхаристии. В диалоге с Лютеранской Церковью Финляндии темами для дискуссии являются Евхаристия, Спасение, Оправдание, Обожение. Велся также диалог Русской Православной Церкви с лютеранами ГДР, в ходе которого изучались вопросы понимания двумя традициями Царства Божия, освящающего действия Божественной Благодати. На всеправославном уровне темой для дискуссии является «Участие в таинстве Церкви».

Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с реформатами. Темами этого диалога являлись Священное Предание, Евхаристия, духовные ценности и социальное служение. Несмотря на все трудности данного диалога, он также должен быть продолжен с особым вниманием к экклезиологической тематике, а также теме Предания Церкви.

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с главой Маронитской Церкви

17 мая в 23:50

Архиепископ Подольский Аксий встретился с Католикосом и Верховным Патриархом всех армян Гарегином II

15 мая в 15:00

Патриарх Киликийский Арам I встретился с представителем Русской Православной Церкви

13 мая в 14:00

В ассирийском храме Москвы состоялся традиционный Пасхальный прием

13 мая в 13:00

В Египет прибыла монашеская делегация Русской Православной Церкви

12 мая в 10:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Папе Льву XIV с избранием на престол Римско-Католической Церкви

09 мая в 17:00

Представительница иконописного факультета Московской духовной академии приняла участие в иконографическом съезде в Индии

06 мая в 23:00

Поздравление Предстоятеля Русской Церкви Святейшему Map Игнатию Ефрему II с 60-летием со дня рождения

03 мая в 11:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Сирийской Ортодоксальной Церкви с 60-летием

03 мая в 10:59

Председатель ОВЦС присутствовал на погребении Папы Римского Франциска

26 апреля в 18:25

Представители Русской Церкви присутствовали на мероприятиях, посвященных 110-летию геноцида армян

26 апреля в 13:00

Председатель ОВЦС принял участие в прощании с Папой Римским Франциском

25 апреля в 17:30

Начался визит председателя ОВЦС в Италию и Ватикан

24 апреля в 23:29

Заместитель председателя ОВЦС оставил запись в книге соболезнований Апостольской нунциатуры в Российской Федерации

24 апреля в 18:30

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной Папы Римского Франциска

21 апреля в 18:10

Председатель ОВЦС посетил Захлейскую и Бейрутскую митрополии Антиохийского Патриархата

18 мая в 08:00

Митрополит Гор Ливанских Силуан встретился с представителем Русской Православной Церкви

15 мая в 19:00

Журналы Священного Синода от 15 мая 2025 года

15 мая в 15:00

Епископ Покровский и Новоузенский Фома посетил монастыри и храмы Грузии и поклонился святыням

14 мая в 22:30

Патриарх Иерусалимский Феофил: Мы готовы предложить нашим братьям и сестрам в Эстонии любую помощь

14 мая в 18:25

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил престольный праздник на подворье Русской духовной миссии в Яффе

12 мая в 19:00

Иерарх Антиохийской Церкви совершил паломничество в пределы Московского Патриархата

12 мая в 17:00

Председатель ОВЦС встретился с иерархом Антиохийской Православной Церкви

12 мая в 14:00

Болгарский иерарх совершил Литургию в престольный праздник Подворья Русской Православной Церкви в Софии

09 мая в 18:00

День памяти святого великомученика Георгия Победоносца молитвенно отметили в Ливане

07 мая в 13:30

Представитель Русской Церкви принял участие в торжествах по случаю 1160-летия Крещения Болгарии и 1170-летия создания славянской азбуки

05 мая в 18:30

Епископ Тартуский Даниил совершил Литургию на Гробе Господнем

05 мая в 17:00

В Мюнхене отметили 50-летие служения митрополита Берлинского и Германского Марка в священном сане

05 мая в 16:00

Митрополит Кириак возглавил Божественную литургию на подворье Русской духовной миссии в Магдале

05 мая в 10:10

Иерархи Эстонской Православной Христианской Церкви приняли участие в Литургии на Гробе Господнем

02 мая в 20:20

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Ливана

17 мая в 23:30

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид выступил с лекцией перед аргентинскими студентами и преподавателями

15 мая в 17:00

Представитель Русской духовной миссии принял участие в мемориальном акте в честь Дня Победы

13 мая в 22:10

Настоятель прихода в Рио-де-Жанейро принял участие в чествовании памяти воинов Великой Отечественной войны

13 мая в 22:00

Архиепископ Корейский Феофан совершил Литургию в храме преподобного Антония Великого в Инчхоне

11 мая в 19:00

В Рейкьявике прошли акции «Бессмертный полк» и «Диктант Победы»

11 мая в 15:15

В День Победы в Тегеране совершены панихиды на могилах советских воинов

11 мая в 15:00

В Анталье прошли масштабные торжества в честь 80-летия Победы

11 мая в 14:30

Состоялась паломническая поездка Патриаршего хора Храма Христа Спасителя по святыням древней Византии

11 мая в 14:00

Огонь памяти доставлен в Анталью

11 мая в 13:45

В Берлине прошли торжественные мероприятия по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

11 мая в 13:30

Представитель Русской Православной Церкви посетил прием в российском посольстве в Дамаске

11 мая в 13:15

В День Победы «Бессмертный полк» прошел по Палестине

11 мая в 13:00

Духовенство Русской духовной миссии в Иерусалиме возложило венок к монументу «Свеча памяти»

11 мая в 12:30

Духовенство Русской духовной миссии посетило организованное Посольством России в Израиле мероприятие в честь Дня Победы

10 мая в 12:15

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب