Приложение. История и характеристика богословских диалогов с инославием

упления Русской Православной Церкви в диалог с инославным христианством относится к началу XVIII века. Во второй половине XIX века начинается богословский диалог между Русской Православной Церковью и инославными христианами – англиканами, старокатоликами и дохалкидонитами. Контакты с Англиканской Церковью активизировались в 60-е годы XIX века в Северной Америке, где православные приходы находились в тесном соприкосновении с Епископальной Церковью в США. В очередной раз вопрос о сближении англикан и православных был поставлен на переговорах в 1895–1897 гг., а затем в начале ХХ века при участии святителя Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. Важными для выработки богословских оснований для диалога с инославными были переговоры между Русской Православной Церковью и Старокатолической Церковью в рамках Петербургско-Роттердамской Комиссии (1892–1914). Начавшаяся Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 г. прервала официальный диалог Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами. При этом диалог с инославием продолжался силами русской православной диаспоры. Русская Православная Церковь смогла возобновить богословские диалоги только в пятидесятые годы. Так, Русская Православная Церковь вступила в диалоги на двустороннем уровне с Церковью Англии (1956), Евангелической Церковью в Германии (1959), Римско-Католической Церковью (1967), Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии (1970). Русская Православная Церковь участвует в богословском диалоге с инославием и на общеправославном уровне – с Англиканской Церковью (1976), со Старокатолической Церковью (1975), с Римско-Католической Церковью (1979), с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами (1985), со Всемирной Лютеранской Федерацией (1981), со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей (1986).

Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) церквами
Русская Православная Церковь принимает участие в диалоге с дохалкидонскими церквами на всеправославном уровне с 1961 г., сначала в ходе неофициальных встреч, а с 1985 в официальном богословском диалоге в лице своих представителей, входивших в состав Смешанной богословской комиссии. Результатом многолетних трудов по обсуждению причин и характера разделения, существующего между Православной Церковью и церквами, не принявшими определений IV Вселенского (Халкидонского) Собора, стало «Второе общее заявление и предложение Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990).

В отношении промежуточных итогов всеправославного диалога с дохалкидонскими церквами и выработанного в его ходе документа действует решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 г. «Рассмотрев информацию о ходе диалога между Православной и Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими), приветствовать дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами во «Втором общем заявлении и предложениях Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990 год). «Заявление» не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках. В этой связи выразить надежду на то, что христологические формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточно-православной традиции». Исходя из вышеприведенного решения Архиерейского Собора Священным Синодом в заседании 30 марта 1999 г. было принято решение продолжить богословский диалог Русской Православной Церкви с дохалкидонскими церквами на двустороннем уровне.

Отношения с Римско-Католической Церковью
Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Богословский диалог с Римско-Католической Церковью должен развиваться параллельно с обсуждением наиболее насущных проблем двусторонних отношений. Важнейшей темой диалога сегодня остается тема унии и прозелитизма.

В настоящее время и в ближайшем будущем одной из наиболее перспективных форм сотрудничества с Римско-Католической Церковью является укрепление существующих региональных связей с епархиями и приходами РКЦ. Другой формой сотрудничества может стать установление и развитие уже существующих связей с католическими Епископскими Конференциями.

Отношения Русской Православной Церкви с англиканами имеют особый характер, обусловленный и их давностью, и особым духом заинтересованности и взаимного уважения и внимания, в котором они традиционно велись. Диалог с англиканами, прерванный революционной сменой власти в России, был возобновлен в 1956 г. на богословском собеседовании в Москве, когда обсуждались темы «Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью», «О Священном Писании и о Священном Предании», «доктрина и ее формулировка», «Символ веры и Соборы», «Таинства, их сущность и количество», «Православные обычаи». С 1976 г. Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с англиканами. В 1976 г. было принято согласованное заявление по семи разделам 1) Богопознание, 2) Боговдохновенность и авторитет Писания, 3) Священное Писание и Священное Предание, 4) Авторитет Вселенских Соборов, 5) Filioque, 6) Церковь как евхаристическая община, 7) Призывание Святого Духа в евхаристии. В результате диалога англиканскими его участниками было принято решение об использовании Символа веры без «Filioque». В продолжившемся диалоге обсуждались такие темы как Таинство Церкви, признаки Церкви, общение и интеркоммунион, расширение управления в Церкви, свидетельство, евангелизация, служение, Триадология, молитва и святость, участие в благодати Пресвятой Троицы, молитва, молитва и Предание, богослужение и передача веры, общение святых, иконопочитание. Существенный урон успешному и прогрессировавшему развитию диалога нанесло появление у англиканской стороны практики рукоположения женщин в священный и епископский сан, чуждой традиции Церкви. Но несмотря на возникшие трудности, снизившийся уровень и церковное значение диалога, он должен быть продолжен с более тщательным вниманием к раскрытию духовных основ православной Традиции. Третье Предсоборное Всеправославное совещание в своем постановлении сочло «удовлетворительной работу, проделанную Смешанной богословской комиссией по диалогу между Православной Церковью и Церковью Англии, несмотря на проявленные англиканами тенденции к снижению значения этого диалога. Комиссией составлены общие тексты по темам триадологии и экклезиологии, а также жизни, богослужения и Предания Церкви. Вместе с тем совещание отмечает, что подписанное в Москве (1976) соглашение относительно изъятия Филиокве из Символа веры еще не встретило широкого отклика. Точно так же, несмотря на состоявшиеся в Афинах (1978) и других местах обсуждения и заявления православных, выступивших против хиротонии женщин, некоторые Церкви англиканского сообщества продолжали совершать подобные хиротонии. Эти тенденции могут отрицательно сказаться на дальнейшем ходе диалога. Серьезную трудность для нормального ведения этого диалога представляют также нечеткие и растяжимые экклезиологические предпосылки англикан, которые лишают конкретности содержание совместно подписываемых общих богословских текстов. Аналогичной является трудность, возникающая в результате различных крайних заявлений по вопросам веры отдельных руководящих деятелей англикан. Относительно тематики диалога совещание, в частности, рекомендует подчеркивать согласие, которое может иметь место по догматическим вопросам, разделяющим обе Церкви. Также можно было бы включить в тематику и вопросы духовности, пастырского попечения и служения нуждам современного мира».

Диалог Русской Православной Церкви со старокатоликами также отличается своей богатой историей и богословским значением, а также весьма серьезными результатами, отмеченными на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг. Третье Предсоборное Всеправославное совещание (28.11–6.11.1986) приняло следующую резолюцию по результатам диалога со старокатоликами: «Уже составлено и совместно принято двадцать текстов; такое же число богословских, экклезиологических, сотериологических тем, включая темы о Богоматери и некоторых таинствах. Смешанной Богословской Комиссии предстоит рассмотреть и на следующем заседании, изучив вопросы, касающиеся учения о таинствах, эсхатологии, а также условий и следствий церковного общения. Совещание считает, что для более полной оценки результатов этого диалога следовало бы иметь в виду следующее: а) соблюдение Старокатолической Церковью давней практики общения в таинствах с Церковью Англии, а также появившиеся в Германии позднейшие тенденции к общению в таинствах с Евангелической Церковью, поскольку все это снижает значение совместно подписываемых в диалоге общих экклезиологических текстов; б) трудности воплощения и раскрытия богословия совместно подписываемых общих богословских текстов во всей жизни Старокатолической Церкви. Оба этих вопроса нуждаются в оценке компетентных богословов Православной Церкви с точки зрения экклезиологических и церковных последствий, с тем чтобы ускорить установление церковных предпосылок для восстановления церковного общения со старокатоликами. Успешное завершение этого богословского диалога благоприятно отразится и на результатах других диалогов, поскольку упрочит доверие к ним».

Русская Православная Церковь ведет диалог с лютеранами как на двустороннем, так и на всеправославном уровне. В диалоге с Евангелической церковью Германии (ФРГ) обсуждались темы Священного Писания и Предания, Искупления, Пневматологии, мира, таинств Крещения и Евхаристии. В диалоге с Лютеранской Церковью Финляндии темами для дискуссии являются Евхаристия, Спасение, Оправдание, Обожение. Велся также диалог Русской Православной Церкви с лютеранами ГДР, в ходе которого изучались вопросы понимания двумя традициями Царства Божия, освящающего действия Божественной Благодати. На всеправославном уровне темой для дискуссии является «Участие в таинстве Церкви».

Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с реформатами. Темами этого диалога являлись Священное Предание, Евхаристия, духовные ценности и социальное служение. Несмотря на все трудности данного диалога, он также должен быть продолжен с особым вниманием к экклезиологической тематике, а также теме Предания Церкви.

В ОВЦС состоялось заседание Совета Христианского межконфессионального консультативного комитета

26 ноября в 12:45

В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

25 ноября в 15:02

«Особый уровень братских чувств»: как развиваются отношения Русской Православной и Маланкарской Церквей?

25 ноября в 10:00

Состоялся паломнический визит делегации представителей монашества Русской Православной Церкви в Египет

16 ноября в 13:00

Заместитель председателя ОВЦС принял участие во встрече «Национальной духовной трапезы»

11 ноября в 22:40

В Египет прибыла монашеская делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием

09 ноября в 12:30

Социальное служение религиозных общин обсудили в рамках рабочей группы «Религии» Форума «Петербургский диалог» в Алма-Ате

06 ноября в 16:00

Представители ОВЦС посетили межрелигиозный симпозиум, посвященный 60-летию декларации «Nostra Aetate»

31 октября в 20:00

Журналы Священного Синода от 30 октября 2025 года

30 октября в 20:40

В Риме завершился форум «Осмелиться на мир»

28 октября в 21:30

В ходе конференции в Санкт-Петербургской духовной академии обсудили наследие I Вселенского Собора

27 октября в 12:00

Представители Эфиопской Церкви приняли участие в фестивале современного церковного искусства «Видеть и слышать»

27 октября в 11:00

Секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям выступил с лекцией в Казанской духовной семинарии

21 октября в 12:00

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий встретился с делегацией Коптской Церкви

08 октября в 08:00

Начался визит в Ливан митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора

05 октября в 22:00

Иерарх Антиохийской Церкви посетил святыни Тверской земли

25 ноября в 15:00

Иерарх Антиохийской Церкви принял участие в богослужении в Покровском ставропигиальном монастыре Москвы

24 ноября в 14:00

Представители Русской духовной миссии поздравили Патриарха Феофила с 20-й годовщиной интронизации

23 ноября в 13:30

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с двадцатой годовщиной интронизации

22 ноября в 10:00

Председатель ОВЦС поздравил Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III с двадцатой годовщиной интронизации

22 ноября в 09:55

В Москве открылась конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

19 ноября в 20:30

Иерархи Русской и Грузинской Церквей совершили панихиду по первому директору Музея Рублева Д.И. Арсенишвили

19 ноября в 15:00

Президент России подписал указ о награждении Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила орденом Дружбы

18 ноября в 11:00

Синод Православной Церкви в Чешских землях и Словакии выразил солидарность с преследуемыми на Украине верующими канонической Церкви

17 ноября в 15:00

Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн принял представителя Русской Православной Церкви

16 ноября в 14:00

Иерарх Антиохийской Православной Церкви призвал к молитве о митрополите Святогорском Арсении

11 ноября в 18:00

Представитель Русской Православной Церкви посетил Успенский Патриарший монастырь в сирийской провинции Латакия

09 ноября в 10:40

В праздник Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

04 ноября в 20:00

В Султанате Оман совершена Литургия в день памяти апостола и евангелиста Луки

31 октября в 22:00

Журналы Священного Синода от 30 октября 2025 года

30 октября в 20:40

Таиландская епархия приняла участие в оказании помощи жертвам наводнения в Таиланде

03 декабря в 19:00

В германском городе Крефельд прошел семинар для преподавателей воскресных школ

03 декабря в 18:00

Филиппинско-Вьетнамская епархия оказала помощь пострадавшим от тайфуна во Вьетнаме

02 декабря в 21:15

Председатель ОВЦС встретился с почетным председателем «Фонда мира Сасакавы»

02 декабря в 14:50

В Аргентине проходит региональный этап ХХХIV Международных Рождественских образовательных чтений

02 декабря в 12:00

Сотрудники Духовно-просветительского центра апостола Марка посетили Кению

01 декабря в 21:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию на Подворье Русской Православной Церкви в Токио

30 ноября в 10:30

Председатель ОВЦС встретился с послом России в Японии

29 ноября в 15:00

Председатель ОВЦС встретился с Предстоятелем Японской Православной Церкви

28 ноября в 14:05

Управляющий Западноевропейским экзархатом встретился с послом России в Испании

25 ноября в 17:00

Настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Болгарии принял участие в пленарном заседании страновой конференции организаций российских соотечественников

25 ноября в 16:20

Представитель Корейской епархии принял участие в мероприятии по случаю 35-летия установления дипломатических отношений между Республикой Корея и Россией

25 ноября в 11:30

В Турции совершена панихида в день 104-летия исхода Русской Армии из Крыма в Галлиполи

23 ноября в 19:00

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил торжества в честь престольного праздника храма апостола Филиппа в Шардже

23 ноября в 15:15

Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии совершил великое освящение храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Филиппинах

23 ноября в 13:00

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب