Приложение. История и характеристика богословских диалогов с инославием

упления Русской Православной Церкви в диалог с инославным христианством относится к началу XVIII века. Во второй половине XIX века начинается богословский диалог между Русской Православной Церковью и инославными христианами – англиканами, старокатоликами и дохалкидонитами. Контакты с Англиканской Церковью активизировались в 60-е годы XIX века в Северной Америке, где православные приходы находились в тесном соприкосновении с Епископальной Церковью в США. В очередной раз вопрос о сближении англикан и православных был поставлен на переговорах в 1895–1897 гг., а затем в начале ХХ века при участии святителя Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. Важными для выработки богословских оснований для диалога с инославными были переговоры между Русской Православной Церковью и Старокатолической Церковью в рамках Петербургско-Роттердамской Комиссии (1892–1914). Начавшаяся Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 г. прервала официальный диалог Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами. При этом диалог с инославием продолжался силами русской православной диаспоры. Русская Православная Церковь смогла возобновить богословские диалоги только в пятидесятые годы. Так, Русская Православная Церковь вступила в диалоги на двустороннем уровне с Церковью Англии (1956), Евангелической Церковью в Германии (1959), Римско-Католической Церковью (1967), Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии (1970). Русская Православная Церковь участвует в богословском диалоге с инославием и на общеправославном уровне – с Англиканской Церковью (1976), со Старокатолической Церковью (1975), с Римско-Католической Церковью (1979), с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами (1985), со Всемирной Лютеранской Федерацией (1981), со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей (1986).

Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) церквами
Русская Православная Церковь принимает участие в диалоге с дохалкидонскими церквами на всеправославном уровне с 1961 г., сначала в ходе неофициальных встреч, а с 1985 в официальном богословском диалоге в лице своих представителей, входивших в состав Смешанной богословской комиссии. Результатом многолетних трудов по обсуждению причин и характера разделения, существующего между Православной Церковью и церквами, не принявшими определений IV Вселенского (Халкидонского) Собора, стало «Второе общее заявление и предложение Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990).

В отношении промежуточных итогов всеправославного диалога с дохалкидонскими церквами и выработанного в его ходе документа действует решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 г. «Рассмотрев информацию о ходе диалога между Православной и Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими), приветствовать дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами во «Втором общем заявлении и предложениях Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990 год). «Заявление» не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках. В этой связи выразить надежду на то, что христологические формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточно-православной традиции». Исходя из вышеприведенного решения Архиерейского Собора Священным Синодом в заседании 30 марта 1999 г. было принято решение продолжить богословский диалог Русской Православной Церкви с дохалкидонскими церквами на двустороннем уровне.

Отношения с Римско-Католической Церковью
Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Богословский диалог с Римско-Католической Церковью должен развиваться параллельно с обсуждением наиболее насущных проблем двусторонних отношений. Важнейшей темой диалога сегодня остается тема унии и прозелитизма.

В настоящее время и в ближайшем будущем одной из наиболее перспективных форм сотрудничества с Римско-Католической Церковью является укрепление существующих региональных связей с епархиями и приходами РКЦ. Другой формой сотрудничества может стать установление и развитие уже существующих связей с католическими Епископскими Конференциями.

Отношения Русской Православной Церкви с англиканами имеют особый характер, обусловленный и их давностью, и особым духом заинтересованности и взаимного уважения и внимания, в котором они традиционно велись. Диалог с англиканами, прерванный революционной сменой власти в России, был возобновлен в 1956 г. на богословском собеседовании в Москве, когда обсуждались темы «Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью», «О Священном Писании и о Священном Предании», «доктрина и ее формулировка», «Символ веры и Соборы», «Таинства, их сущность и количество», «Православные обычаи». С 1976 г. Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с англиканами. В 1976 г. было принято согласованное заявление по семи разделам 1) Богопознание, 2) Боговдохновенность и авторитет Писания, 3) Священное Писание и Священное Предание, 4) Авторитет Вселенских Соборов, 5) Filioque, 6) Церковь как евхаристическая община, 7) Призывание Святого Духа в евхаристии. В результате диалога англиканскими его участниками было принято решение об использовании Символа веры без «Filioque». В продолжившемся диалоге обсуждались такие темы как Таинство Церкви, признаки Церкви, общение и интеркоммунион, расширение управления в Церкви, свидетельство, евангелизация, служение, Триадология, молитва и святость, участие в благодати Пресвятой Троицы, молитва, молитва и Предание, богослужение и передача веры, общение святых, иконопочитание. Существенный урон успешному и прогрессировавшему развитию диалога нанесло появление у англиканской стороны практики рукоположения женщин в священный и епископский сан, чуждой традиции Церкви. Но несмотря на возникшие трудности, снизившийся уровень и церковное значение диалога, он должен быть продолжен с более тщательным вниманием к раскрытию духовных основ православной Традиции. Третье Предсоборное Всеправославное совещание в своем постановлении сочло «удовлетворительной работу, проделанную Смешанной богословской комиссией по диалогу между Православной Церковью и Церковью Англии, несмотря на проявленные англиканами тенденции к снижению значения этого диалога. Комиссией составлены общие тексты по темам триадологии и экклезиологии, а также жизни, богослужения и Предания Церкви. Вместе с тем совещание отмечает, что подписанное в Москве (1976) соглашение относительно изъятия Филиокве из Символа веры еще не встретило широкого отклика. Точно так же, несмотря на состоявшиеся в Афинах (1978) и других местах обсуждения и заявления православных, выступивших против хиротонии женщин, некоторые Церкви англиканского сообщества продолжали совершать подобные хиротонии. Эти тенденции могут отрицательно сказаться на дальнейшем ходе диалога. Серьезную трудность для нормального ведения этого диалога представляют также нечеткие и растяжимые экклезиологические предпосылки англикан, которые лишают конкретности содержание совместно подписываемых общих богословских текстов. Аналогичной является трудность, возникающая в результате различных крайних заявлений по вопросам веры отдельных руководящих деятелей англикан. Относительно тематики диалога совещание, в частности, рекомендует подчеркивать согласие, которое может иметь место по догматическим вопросам, разделяющим обе Церкви. Также можно было бы включить в тематику и вопросы духовности, пастырского попечения и служения нуждам современного мира».

Диалог Русской Православной Церкви со старокатоликами также отличается своей богатой историей и богословским значением, а также весьма серьезными результатами, отмеченными на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг. Третье Предсоборное Всеправославное совещание (28.11–6.11.1986) приняло следующую резолюцию по результатам диалога со старокатоликами: «Уже составлено и совместно принято двадцать текстов; такое же число богословских, экклезиологических, сотериологических тем, включая темы о Богоматери и некоторых таинствах. Смешанной Богословской Комиссии предстоит рассмотреть и на следующем заседании, изучив вопросы, касающиеся учения о таинствах, эсхатологии, а также условий и следствий церковного общения. Совещание считает, что для более полной оценки результатов этого диалога следовало бы иметь в виду следующее: а) соблюдение Старокатолической Церковью давней практики общения в таинствах с Церковью Англии, а также появившиеся в Германии позднейшие тенденции к общению в таинствах с Евангелической Церковью, поскольку все это снижает значение совместно подписываемых в диалоге общих экклезиологических текстов; б) трудности воплощения и раскрытия богословия совместно подписываемых общих богословских текстов во всей жизни Старокатолической Церкви. Оба этих вопроса нуждаются в оценке компетентных богословов Православной Церкви с точки зрения экклезиологических и церковных последствий, с тем чтобы ускорить установление церковных предпосылок для восстановления церковного общения со старокатоликами. Успешное завершение этого богословского диалога благоприятно отразится и на результатах других диалогов, поскольку упрочит доверие к ним».

Русская Православная Церковь ведет диалог с лютеранами как на двустороннем, так и на всеправославном уровне. В диалоге с Евангелической церковью Германии (ФРГ) обсуждались темы Священного Писания и Предания, Искупления, Пневматологии, мира, таинств Крещения и Евхаристии. В диалоге с Лютеранской Церковью Финляндии темами для дискуссии являются Евхаристия, Спасение, Оправдание, Обожение. Велся также диалог Русской Православной Церкви с лютеранами ГДР, в ходе которого изучались вопросы понимания двумя традициями Царства Божия, освящающего действия Божественной Благодати. На всеправославном уровне темой для дискуссии является «Участие в таинстве Церкви».

Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с реформатами. Темами этого диалога являлись Священное Предание, Евхаристия, духовные ценности и социальное служение. Несмотря на все трудности данного диалога, он также должен быть продолжен с особым вниманием к экклезиологической тематике, а также теме Предания Церкви.

Председатель ОВЦС поздравил с 40-летием представителя Коптской Церкви в России

30 июля в 10:00

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с Папой Римским Львом XIV

26 июля в 16:01

Священный Синод принял ряд решений в сфере внешних церковных связей

25 июля в 17:00

Состоялся визит в Россию делегации монашествующих Маланкарской Церкви

24 июля в 10:45

Состоялось заседание Рабочей группы по координации двусторонних отношений с Маланкарской Церковью

24 июля в 10:40

Святейший Патриарх Кирилл принял делегацию Маланкарской Церкви Индии

19 июля в 10:00

В Россию прибыла делегация монашествующих Церкви Индии

16 июля в 20:00

На Корсике совершена православная Литургия

15 июля в 15:00

Россию посетили представители Центра традиционного искусства и художественных ремесел Эфиопской Церкви

08 июля в 14:30

В Тихвине состоялся IV Христианский молодежный форум ХМКК

07 июля в 21:00

Паломническая группа из англиканских церквей Индии посетила Россию

04 июля в 18:10

Поздравление Предстоятеля Русской Православной Церкви Католикосу-Патриарху Ассирийской Церкви Востока Мар Аве III с 50-летием со дня рождения

04 июля в 10:00

Председатель ОВЦС поздравил Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Аву III с 50-летием

04 июля в 09:59

В Вене почтили память жертв теракта в православном храме в Дамаске

03 июля в 18:40

Председатель ОВЦС: Политизация Всемирного совета церквей – угроза его будущему

01 июля в 12:20

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с Предстоятелем Албанской Православной Церкви

12 августа в 23:40

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в воскресной Литургии на Гробе Господнем

12 августа в 16:00

Начальник Русской духовной миссии возглавил богослужение в день престольного праздника подворья в Магдале

06 августа в 13:00

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в воскресной Литургии на Гробе Господнем

06 августа в 10:00

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил Литургию в день престольного праздника подворья Русской духовной миссии в Хайфе

04 августа в 13:00

Иерарх Сербской Православной Церкви участвовал в праздновании Ильина дня в Москве

03 августа в 15:00

Иерарх Сербской Православной Церкви принял участие в ежегодной церемонии у Владимирской часовни на перевале Вршич

02 августа в 20:48

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с днем тезоименитства

02 августа в 12:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Грузинской Православной Церкви с днем тезоименитства

02 августа в 11:59

На Подворье Антиохийской Церкви в Москве состоялись торжества по случаю престольного праздника

26 июля в 15:50

В день памяти преподобного Сергия Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

18 июля в 17:00

Представитель Русской Церкви принял участие в богослужении в пострадавшем от теракта храме в Дамаске

14 июля в 16:00

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольный праздник московского Подворья Сербской Православной Церкви

12 июля в 14:00

Иерусалимский Патриарх Феофил принял участие в торжествах в Горненской обители

08 июля в 12:40

Митрополит Воскресенский Григорий совершил чин малого освящения храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах

08 июля в 10:00

В Мьянме зарегистрирован Устав Преображенского прихода Русской Православной Церкви

12 августа в 17:28

В государственный праздник Сингапура благодарственные молитвы вознесли в Успенском храме столицы этой страны

12 августа в 11:00

Начальник Русской духовной миссии возглавил богослужение в день престольного праздника подворья в Магдале

06 августа в 13:00

В 22-ю годовщину со дня кончины митрополита Антония (Блума) на Бромптонском кладбище Лондона была совершена панихида

05 августа в 16:00

Представитель Русской духовной миссии и председатель ИППО обсудили перспективы развития Сергиевского подворья

05 августа в 15:00

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил Литургию в день престольного праздника подворья Русской духовной миссии в Хайфе

04 августа в 13:00

В Русском доме в Центральноафриканской Республике отметили праздник Крещения Руси

31 июля в 15:40

В День Крещения Руси для прихожан русского храма в Анталье организовали показ фильма «Крест над Россией»

31 июля в 12:00

Просветительские онлайн-курсы для катехизаторов из африканских стран проводит Патриарший экзархат Африки

30 июля в 16:00

В Стамбуле почтили память российских моряков, погибших во время Первой Мировой войны

27 июля в 15:00

Председатель ОВЦС встретился с послом России в Ватикане

26 июля в 16:00

В Джакарте прошел концерт православного ансамбля «Отрада» из России

26 июля в 15:00

Епископ Питирим совершил Литургию в храме апостола Фомы в Джакарте

23 июля в 10:00

Состоялось принесение Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Воскресенский собор Берлина

22 июля в 16:15

Архиепископ Корейский Феофан совершил архипастырский визит в Пхеньян

22 июля в 11:00

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب