XIII. Церковь и проблемы экологии

XIII.1. Православная Церковь, сознающая свою ответственность за судьбу мира, глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современной цивилизацией. Важное место среди них занимают экологические проблемы. Сегодня облик Земли искажается в планетарных масштабах. Поражены недра, почва, вода, воздух, животный и растительный мир. Окружающая нас природа практически полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, который уже не довольствуется многообразием ее даров, но безудержно эксплуатирует целые экосистемы. Деятельность человека, достигшая масштабов, соизмеримых с биосферными процессами, постоянно возрастает благодаря ускорению темпов развития науки и техники. Повсеместное загрязнение природной среды промышленными отходами, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни. Истощаются невосполнимые минеральные ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды. Появляется множество вредных веществ, многие из которых не включаются в естественный круговорот и накапливаются в биосфере. Экологическое равновесие нарушено; человек поставлен перед фактом возникновения необратимых пагубных процессов в природе, включая подрыв ее естественных воспроизводительных сил.

Все это происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления в высокоразвитых странах, где стремление к изобилию и роскоши стало нормой жизни. Такое положение создает препятствия к справедливому распределению естественных ресурсов, являющихся общечеловеческим достоянием. Последствия экологического кризиса оказались болезненными не только для природы, но и для человека, находящегося с ней в органическом единстве. В результате Земля оказалась на пороге глобальной экологической катастрофы.

XIII.2. Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. «Тварь, — пишет апостол Павел, — покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 20-22). В природе как в зеркале отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, «терние и волчцы» (Быт. 3. 18) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения (Быт. 2. 19-20). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс. 23. 1), Которому принадлежат «небо и… земля и все, что на ней» (Втор. 10. 14), в то время как человек, по выражению святителя Иоанна Златоуста, есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство – «воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды», как замечает тот же святой, Бог «разделил между всеми поровну, как будто между братьями». «Владычествование» над природой и «обладание» землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» (Быт. 2. 15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом.

XIII.3. Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром. Сегодня все чаще критикуются концепция господства человека над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Так, выявляются виды деятельности, наносящие вред природной среде. Одновременно разрабатывается система ее защиты, пересматриваются методы хозяйствования, предпринимаются попытки создания ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, которые одновременно могли бы «встроиться» в естественный природный круговорот. Получает развитие экологическая этика. Руководствующееся ею общественное сознание высказывается против потребительского образа жизни, требует повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, предлагает ввести экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия.

XIII.4. Православная Церковь по достоинству оценивает труды, направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к активному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на защиту творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения человека с природой, станут носить не сугубо гуманистический, но и христианский характер. Одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. C христианcкой точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он – священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу. В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма: Бог, дающий «всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17. 25) является Источником бытия. Поэтому сама жизнь в многоразличных ее проявлениях носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только божественному творению, но и Самому Господу.

XIII.5. Экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой. Посему ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа подлинно преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль, ибо сказывается на окружающей среде как при внешнем воздействии на нее, так и при отсутствии такого воздействия. Церковная история знает множество примеров, когда любовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание твари самым благотворным образом сказывались на живых существах.

Взаимосвязь антропологии и экологии с предельной ясностью открывается в наши дни, когда мир переживает одновременно два кризиса: духовный и экологический. В современном обществе человек подчас теряет осознание жизни как дара Божия, а иногда даже самый смысл бытия, которое порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, а тем более как храм, становясь лишь «средой обитания». Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, ибо неспособна оказывать преображающее воздействие на мир. Ослепленному грехом человечеству не помогают и колоссальные технические возможности — при безразличии к смыслу, тайне, чуду жизни они не приносят настоящей пользы, а подчас причиняют вред. У человека, деятельность которого духовно не ориентирована, техническая мощь, как правило, порождает утопические надежды на безграничные возможности человеческого разума и на силу прогресса.

Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это утверждение отнюдь не означает, что Церковь призывает свернуть природоохранную деятельность. Однако она связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей человека и природы со стремлением общества к духовному возрождению. Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.

Святейший Патриарх Кирилл принял делегацию Маланкарской Церкви Индии

19 июля в 10:00

В Россию прибыла делегация монашествующих Церкви Индии

16 июля в 20:00

На Корсике совершена православная Литургия

15 июля в 15:00

Россию посетили представители Центра традиционного искусства и художественных ремесел Эфиопской Церкви

08 июля в 14:30

В Тихвине состоялся IV Христианский молодежный форум ХМКК

07 июля в 21:00

Паломническая группа из англиканских церквей Индии посетила Россию

04 июля в 18:10

Поздравление Предстоятеля Русской Православной Церкви Католикосу-Патриарху Ассирийской Церкви Востока Мар Аве III с 50-летием со дня рождения

04 июля в 10:00

Председатель ОВЦС поздравил Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Аву III с 50-летием

04 июля в 09:59

В Вене почтили память жертв теракта в православном храме в Дамаске

03 июля в 18:40

Председатель ОВЦС: Политизация Всемирного совета церквей – угроза его будущему

01 июля в 12:20

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Католикосу Великого Дома Киликийского Араму I с 30-летием интронизации

28 июня в 15:00

Завершилось участие делегации Московского Патриархата в заседании Центрального комитета ВСЦ в ЮАР

24 июня в 21:10

Делегация Московского Патриархата участвует в работе Центрального комитета ВСЦ в ЮАР

18 июня в 13:00

Председатель ОВЦС прибыл в Южно-Африканскую Республику

16 июня в 19:10

Состоялся визит в Россию Патриарха Ассирийского Мар Авы III 

14 июня в 19:00

В день памяти преподобного Сергия Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

18 июля в 17:00

Представитель Русской Церкви принял участие в богослужении в пострадавшем от теракта храме в Дамаске

14 июля в 16:00

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольный праздник московского Подворья Сербской Православной Церкви

12 июля в 14:00

Иерусалимский Патриарх Феофил принял участие в торжествах в Горненской обители

08 июля в 12:40

Митрополит Воскресенский Григорий совершил чин малого освящения храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах

08 июля в 10:00

Православные иерархи в Латинской Америке выступили с заявлением в связи с терактом в Илиинском храме Дамаска

04 июля в 18:00

Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X принял представителя Русской Православной Церкви

04 июля в 10:50

В Вене почтили память жертв теракта в православном храме в Дамаске

03 июля в 18:40

На московском Подворье Православной Церкви в Америке отметили день памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

03 июля в 08:00

Настоятель Патриаршего Подворья в Софии принял участие в торжествах по случаю годовщины интронизации Святейшего Патриарха Болгарского Даниила

01 июля в 18:00

Патриарх Иерусалимский Феофил принял представителей Русской духовной миссии

01 июля в 17:30

Председатель ОВЦС поздравил Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила с 50-летием иерейской хиротонии

01 июля в 12:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с 50-летием иерейской хиротонии

01 июля в 11:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Болгарской Православной Церкви с годовщиной интронизации

30 июня в 16:30

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Болгарской Православной Церкви с годовщиной интронизации

30 июня в 11:00

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в Литургии в монастыре равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании

18 июля в 21:00

Патриарший экзарх Африки встретился с членами Парламента Кении

17 июля в 17:00

В Аргентине прошел концерт в честь Дня любви, семьи и верности

17 июля в 16:50

Заместитель председателя ОВЦС встретился с временным поверенным в делах Сирии в России

11 июля в 15:00

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид принял участие в богослужении в праздник Рождества Иоанна Крестителя

09 июля в 21:00

Клирик Сингапурской епархии посетил Папуа-Новую Гвинею

08 июля в 10:00

В Вене почтили память жертв теракта в православном храме в Дамаске

03 июля в 18:40

Председатель ОВЦС встретился с послом Франции в России

02 июля в 11:40

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид принял участие в работе XVII Региональной конференции российских соотечественников стран Латинской Америки

30 июня в 16:16

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Литургию в храме Святой Троицы и Казанской иконы Божией Матери в столице Республики Чили

30 июня в 16:00

Начальник РДМ сослужил Патриарху Иерусалимскому в монастыре пророка Божия Елисея

27 июня в 23:00

Представитель Русской Православной Церкви выразил соболезнование Блаженнейшему Патриарху Иоанну в связи с терактом в храме Дамаска

26 июня в 13:00

Начальник РДМ сослужил Патриарху Иерусалимскому Феофилу в монастыре преподобного Онуфрия Великого

25 июня в 23:00

В Дамаске прошла встреча представителя Русской Православной Церкви с послом РФ в Сирии

25 июня в 18:20

Заупокойная служба по жертвам теракта 22 июня совершена в храме священномученика Игнатия Богоносца в Дамаске

25 июня в 18:00

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب