XIII. Церковь и проблемы экологии

XIII.1. Православная Церковь, сознающая свою ответственность за судьбу мира, глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современной цивилизацией. Важное место среди них занимают экологические проблемы. Сегодня облик Земли искажается в планетарных масштабах. Поражены недра, почва, вода, воздух, животный и растительный мир. Окружающая нас природа практически полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, который уже не довольствуется многообразием ее даров, но безудержно эксплуатирует целые экосистемы. Деятельность человека, достигшая масштабов, соизмеримых с биосферными процессами, постоянно возрастает благодаря ускорению темпов развития науки и техники. Повсеместное загрязнение природной среды промышленными отходами, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни. Истощаются невосполнимые минеральные ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды. Появляется множество вредных веществ, многие из которых не включаются в естественный круговорот и накапливаются в биосфере. Экологическое равновесие нарушено; человек поставлен перед фактом возникновения необратимых пагубных процессов в природе, включая подрыв ее естественных воспроизводительных сил.

Все это происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления в высокоразвитых странах, где стремление к изобилию и роскоши стало нормой жизни. Такое положение создает препятствия к справедливому распределению естественных ресурсов, являющихся общечеловеческим достоянием. Последствия экологического кризиса оказались болезненными не только для природы, но и для человека, находящегося с ней в органическом единстве. В результате Земля оказалась на пороге глобальной экологической катастрофы.

XIII.2. Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. «Тварь, — пишет апостол Павел, — покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 20-22). В природе как в зеркале отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, «терние и волчцы» (Быт. 3. 18) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения (Быт. 2. 19-20). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс. 23. 1), Которому принадлежат «небо и… земля и все, что на ней» (Втор. 10. 14), в то время как человек, по выражению святителя Иоанна Златоуста, есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство – «воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды», как замечает тот же святой, Бог «разделил между всеми поровну, как будто между братьями». «Владычествование» над природой и «обладание» землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» (Быт. 2. 15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом.

XIII.3. Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром. Сегодня все чаще критикуются концепция господства человека над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Так, выявляются виды деятельности, наносящие вред природной среде. Одновременно разрабатывается система ее защиты, пересматриваются методы хозяйствования, предпринимаются попытки создания ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, которые одновременно могли бы «встроиться» в естественный природный круговорот. Получает развитие экологическая этика. Руководствующееся ею общественное сознание высказывается против потребительского образа жизни, требует повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, предлагает ввести экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия.

XIII.4. Православная Церковь по достоинству оценивает труды, направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к активному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на защиту творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения человека с природой, станут носить не сугубо гуманистический, но и христианский характер. Одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. C христианcкой точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он – священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу. В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма: Бог, дающий «всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17. 25) является Источником бытия. Поэтому сама жизнь в многоразличных ее проявлениях носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только божественному творению, но и Самому Господу.

XIII.5. Экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой. Посему ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа подлинно преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль, ибо сказывается на окружающей среде как при внешнем воздействии на нее, так и при отсутствии такого воздействия. Церковная история знает множество примеров, когда любовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание твари самым благотворным образом сказывались на живых существах.

Взаимосвязь антропологии и экологии с предельной ясностью открывается в наши дни, когда мир переживает одновременно два кризиса: духовный и экологический. В современном обществе человек подчас теряет осознание жизни как дара Божия, а иногда даже самый смысл бытия, которое порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, а тем более как храм, становясь лишь «средой обитания». Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, ибо неспособна оказывать преображающее воздействие на мир. Ослепленному грехом человечеству не помогают и колоссальные технические возможности — при безразличии к смыслу, тайне, чуду жизни они не приносят настоящей пользы, а подчас причиняют вред. У человека, деятельность которого духовно не ориентирована, техническая мощь, как правило, порождает утопические надежды на безграничные возможности человеческого разума и на силу прогресса.

Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это утверждение отнюдь не означает, что Церковь призывает свернуть природоохранную деятельность. Однако она связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей человека и природы со стремлением общества к духовному возрождению. Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Рим и Ватикан

12 июля в 15:10

В Коневском монастыре открылся III Христианский молодежный форум ХМКК

09 июля в 14:00

В Коневском монастыре состоится III Христианский молодежный форум

04 июля в 13:34

Состоялся визит делегации врачей Маланкарской Церкви Индии в Россию

04 июля в 12:30

Делегация Ассирийской Церкви Востока посетила святыни Мордовской митрополии и Дивеево

28 июня в 10:00

Митрополит Антоний встретился с исполнительным директором Отдела внешних церковных связей Маланкарской Церкви

27 июня в 13:50

Делегация индийских врачей прибыла в Москву

26 июня в 12:21

Состоялось пятое заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока

25 июня в 15:20

В Саранске началось пятое заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока

18 июня в 23:40

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главами российских протестантов

18 июня в 21:00

Монашеская делегация из России посетила христианские святыни Среднего Египта и пустыни Красного моря

08 июня в 13:10

Состоялась встреча главы Донской митрополии со священником Ассирийской Церкви Востока

06 июня в 11:40

I Фестиваль духовной музыки народов Христианского Востока прошел в Москве

05 июня в 10:50

Представители Сурожской епархии приняли участие в мероприятиях по случаю освящения в Ньюкасле храма Маланкарской Церкви Индии

03 июня в 14:00

Монашеская делегация во главе с митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором посетила монастыри Нитрийской пустыни

03 июня в 09:00

Представитель Русской Церкви присутствовал на мероприятии в честь 80-летия дипломатических отношений между Россией и Сирией

15 июля в 14:00

Заместитель председателя ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник Петропавловского храма в Карловых Варах

13 июля в 20:00

На Подворье Сербской Церкви в Москве состоялись торжества по случаю престольного праздника

12 июля в 16:00

Святейший Патриарх Кирилл возглавил в Тихвине торжества по случаю 20-летия возвращения Тихвинской иконы в Россию

09 июля в 17:10

Архиепископ Чика‌гский и Среднего Запада Даниил побывал в Татарстанской митрополии

08 июля в 15:06

Клирик Русской Церкви принял участие в служении Литургии в антиохийском храме города Мерсин

08 июля в 15:00

Митрополит Капитолиадский Исихий принял участие в традиционных торжествах возвращения образа Благовещения из Горненской обители в Троицкий собор Иерусалима

08 июля в 14:00

Представитель Русской Церкви принял участие в освящении крестов для строящегося в ливанском городе Захле храма

08 июля в 13:00

Иерарх Православной Церкви в Америке посетил Покровский женский монастырь Москвы

08 июля в 11:00

30-летие прославления святителя Иоанна Шанхайского молитвенно отметили на подворье Православной Церкви в Америке

03 июля в 17:17

Глава Западноевропейского экзархата представил Русскую Православную Церковь на интронизации нового Патриарха Болгарского

02 июля в 08:00

Представитель Русской Церкви принял участие в Патриаршем богослужении в Успенском соборе Дамаска

30 июня в 21:10

160-летие домового храма отметили в Русской духовной миссии в Иерусалиме

30 июня в 20:00

Представитель Русской Церкви принял участие в богослужении на месте явления Господа апостолу Павлу

30 июня в 18:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Святейшему Патриарху Болгарскому Даниилу с избранием и возведением на Патриарший престол

30 июня в 17:18

Представитель ОВЦС принял участие в заседании Комиссии по продвижению и поддержке образования, науки и русского языка за рубежом

17 июля в 21:00

Председатель ОВЦС встретился с послом Аргентины в Российской Федерации

16 июля в 12:30

Представитель Русской Церкви присутствовал на мероприятии в честь 80-летия дипломатических отношений между Россией и Сирией

15 июля в 14:00

Заместитель председателя ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник Петропавловского храма в Карловых Варах

13 июля в 20:00

Русскую духовную миссию в Иерусалиме посетил посол по особым поручениям МИД России А.Л. Юрков

11 июля в 14:30

В Санкт-Петербурге состоялось заседание рабочей группы «Церкви в Европе» Форума «Петербургский диалог»

09 июля в 19:00

Представитель ОВЦС провел беседу с прихожанами храма великомученика Георгия в Кении

08 июля в 16:00

Клирик Русской Церкви принял участие в служении Литургии в антиохийском храме города Мерсин

08 июля в 15:00

В праздник Рождества Иоанна Предтечи 84 человека в Кении приняли крещение

08 июля в 12:00

В южнокорейском городе Кёнджу впервые совершена Божественная литургия

08 июля в 10:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла М. Пезешкиану с избранием на пост Президента Исламской Республики Иран

06 июля в 19:28

Состоялось четвертое заседание Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви и Управления по делам религий Турции

06 июля в 11:00

Председатель ОВЦС встретился с директором Департамента МИД России по работе с соотечественниками за рубежом

02 июля в 17:55

Состоялась встреча Патриаршего экзарха Африки с министром иностранных дел Республики Маврикий

02 июля в 14:00

Вышел в свет Православный богослужебный сборник на корейском и русском языках

02 июля в 12:00

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب