XIII. Церковь и проблемы экологии

XIII.1. Православная Церковь, сознающая свою ответственность за судьбу мира, глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современной цивилизацией. Важное место среди них занимают экологические проблемы. Сегодня облик Земли искажается в планетарных масштабах. Поражены недра, почва, вода, воздух, животный и растительный мир. Окружающая нас природа практически полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, который уже не довольствуется многообразием ее даров, но безудержно эксплуатирует целые экосистемы. Деятельность человека, достигшая масштабов, соизмеримых с биосферными процессами, постоянно возрастает благодаря ускорению темпов развития науки и техники. Повсеместное загрязнение природной среды промышленными отходами, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни. Истощаются невосполнимые минеральные ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды. Появляется множество вредных веществ, многие из которых не включаются в естественный круговорот и накапливаются в биосфере. Экологическое равновесие нарушено; человек поставлен перед фактом возникновения необратимых пагубных процессов в природе, включая подрыв ее естественных воспроизводительных сил.

Все это происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления в высокоразвитых странах, где стремление к изобилию и роскоши стало нормой жизни. Такое положение создает препятствия к справедливому распределению естественных ресурсов, являющихся общечеловеческим достоянием. Последствия экологического кризиса оказались болезненными не только для природы, но и для человека, находящегося с ней в органическом единстве. В результате Земля оказалась на пороге глобальной экологической катастрофы.

XIII.2. Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. «Тварь, — пишет апостол Павел, — покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 20-22). В природе как в зеркале отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, «терние и волчцы» (Быт. 3. 18) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения (Быт. 2. 19-20). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс. 23. 1), Которому принадлежат «небо и… земля и все, что на ней» (Втор. 10. 14), в то время как человек, по выражению святителя Иоанна Златоуста, есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство – «воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды», как замечает тот же святой, Бог «разделил между всеми поровну, как будто между братьями». «Владычествование» над природой и «обладание» землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» (Быт. 2. 15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом.

XIII.3. Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром. Сегодня все чаще критикуются концепция господства человека над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Так, выявляются виды деятельности, наносящие вред природной среде. Одновременно разрабатывается система ее защиты, пересматриваются методы хозяйствования, предпринимаются попытки создания ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, которые одновременно могли бы «встроиться» в естественный природный круговорот. Получает развитие экологическая этика. Руководствующееся ею общественное сознание высказывается против потребительского образа жизни, требует повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, предлагает ввести экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия.

XIII.4. Православная Церковь по достоинству оценивает труды, направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к активному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на защиту творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения человека с природой, станут носить не сугубо гуманистический, но и христианский характер. Одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. C христианcкой точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он – священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу. В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма: Бог, дающий «всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17. 25) является Источником бытия. Поэтому сама жизнь в многоразличных ее проявлениях носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только божественному творению, но и Самому Господу.

XIII.5. Экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой. Посему ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа подлинно преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль, ибо сказывается на окружающей среде как при внешнем воздействии на нее, так и при отсутствии такого воздействия. Церковная история знает множество примеров, когда любовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание твари самым благотворным образом сказывались на живых существах.

Взаимосвязь антропологии и экологии с предельной ясностью открывается в наши дни, когда мир переживает одновременно два кризиса: духовный и экологический. В современном обществе человек подчас теряет осознание жизни как дара Божия, а иногда даже самый смысл бытия, которое порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, а тем более как храм, становясь лишь «средой обитания». Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, ибо неспособна оказывать преображающее воздействие на мир. Ослепленному грехом человечеству не помогают и колоссальные технические возможности — при безразличии к смыслу, тайне, чуду жизни они не приносят настоящей пользы, а подчас причиняют вред. У человека, деятельность которого духовно не ориентирована, техническая мощь, как правило, порождает утопические надежды на безграничные возможности человеческого разума и на силу прогресса.

Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это утверждение отнюдь не означает, что Церковь призывает свернуть природоохранную деятельность. Однако она связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей человека и природы со стремлением общества к духовному возрождению. Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с главой Маронитской Церкви

17 мая в 23:50

Архиепископ Подольский Аксий встретился с Католикосом и Верховным Патриархом всех армян Гарегином II

15 мая в 15:00

Патриарх Киликийский Арам I встретился с представителем Русской Православной Церкви

13 мая в 14:00

В ассирийском храме Москвы состоялся традиционный Пасхальный прием

13 мая в 13:00

В Египет прибыла монашеская делегация Русской Православной Церкви

12 мая в 10:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Папе Льву XIV с избранием на престол Римско-Католической Церкви

09 мая в 17:00

Представительница иконописного факультета Московской духовной академии приняла участие в иконографическом съезде в Индии

06 мая в 23:00

Поздравление Предстоятеля Русской Церкви Святейшему Map Игнатию Ефрему II с 60-летием со дня рождения

03 мая в 11:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Сирийской Ортодоксальной Церкви с 60-летием

03 мая в 10:59

Председатель ОВЦС присутствовал на погребении Папы Римского Франциска

26 апреля в 18:25

Представители Русской Церкви присутствовали на мероприятиях, посвященных 110-летию геноцида армян

26 апреля в 13:00

Председатель ОВЦС принял участие в прощании с Папой Римским Франциском

25 апреля в 17:30

Начался визит председателя ОВЦС в Италию и Ватикан

24 апреля в 23:29

Заместитель председателя ОВЦС оставил запись в книге соболезнований Апостольской нунциатуры в Российской Федерации

24 апреля в 18:30

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной Папы Римского Франциска

21 апреля в 18:10

Председатель ОВЦС посетил Захлейскую и Бейрутскую митрополии Антиохийского Патриархата

18 мая в 08:00

Митрополит Гор Ливанских Силуан встретился с представителем Русской Православной Церкви

15 мая в 19:00

Журналы Священного Синода от 15 мая 2025 года

15 мая в 15:00

Епископ Покровский и Новоузенский Фома посетил монастыри и храмы Грузии и поклонился святыням

14 мая в 22:30

Патриарх Иерусалимский Феофил: Мы готовы предложить нашим братьям и сестрам в Эстонии любую помощь

14 мая в 18:25

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил престольный праздник на подворье Русской духовной миссии в Яффе

12 мая в 19:00

Иерарх Антиохийской Церкви совершил паломничество в пределы Московского Патриархата

12 мая в 17:00

Председатель ОВЦС встретился с иерархом Антиохийской Православной Церкви

12 мая в 14:00

Болгарский иерарх совершил Литургию в престольный праздник Подворья Русской Православной Церкви в Софии

09 мая в 18:00

День памяти святого великомученика Георгия Победоносца молитвенно отметили в Ливане

07 мая в 13:30

Представитель Русской Церкви принял участие в торжествах по случаю 1160-летия Крещения Болгарии и 1170-летия создания славянской азбуки

05 мая в 18:30

Епископ Тартуский Даниил совершил Литургию на Гробе Господнем

05 мая в 17:00

В Мюнхене отметили 50-летие служения митрополита Берлинского и Германского Марка в священном сане

05 мая в 16:00

Митрополит Кириак возглавил Божественную литургию на подворье Русской духовной миссии в Магдале

05 мая в 10:10

Иерархи Эстонской Православной Христианской Церкви приняли участие в Литургии на Гробе Господнем

02 мая в 20:20

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Ливана

17 мая в 23:30

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид выступил с лекцией перед аргентинскими студентами и преподавателями

15 мая в 17:00

Представитель Русской духовной миссии принял участие в мемориальном акте в честь Дня Победы

13 мая в 22:10

Настоятель прихода в Рио-де-Жанейро принял участие в чествовании памяти воинов Великой Отечественной войны

13 мая в 22:00

Архиепископ Корейский Феофан совершил Литургию в храме преподобного Антония Великого в Инчхоне

11 мая в 19:00

В Рейкьявике прошли акции «Бессмертный полк» и «Диктант Победы»

11 мая в 15:15

В День Победы в Тегеране совершены панихиды на могилах советских воинов

11 мая в 15:00

В Анталье прошли масштабные торжества в честь 80-летия Победы

11 мая в 14:30

Состоялась паломническая поездка Патриаршего хора Храма Христа Спасителя по святыням древней Византии

11 мая в 14:00

Огонь памяти доставлен в Анталью

11 мая в 13:45

В Берлине прошли торжественные мероприятия по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

11 мая в 13:30

Представитель Русской Православной Церкви посетил прием в российском посольстве в Дамаске

11 мая в 13:15

В День Победы «Бессмертный полк» прошел по Палестине

11 мая в 13:00

Духовенство Русской духовной миссии в Иерусалиме возложило венок к монументу «Свеча памяти»

11 мая в 12:30

Духовенство Русской духовной миссии посетило организованное Посольством России в Израиле мероприятие в честь Дня Победы

10 мая в 12:15

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب