XIII. Церковь и проблемы экологии

XIII.1. Православная Церковь, сознающая свою ответственность за судьбу мира, глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современной цивилизацией. Важное место среди них занимают экологические проблемы. Сегодня облик Земли искажается в планетарных масштабах. Поражены недра, почва, вода, воздух, животный и растительный мир. Окружающая нас природа практически полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, который уже не довольствуется многообразием ее даров, но безудержно эксплуатирует целые экосистемы. Деятельность человека, достигшая масштабов, соизмеримых с биосферными процессами, постоянно возрастает благодаря ускорению темпов развития науки и техники. Повсеместное загрязнение природной среды промышленными отходами, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни. Истощаются невосполнимые минеральные ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды. Появляется множество вредных веществ, многие из которых не включаются в естественный круговорот и накапливаются в биосфере. Экологическое равновесие нарушено; человек поставлен перед фактом возникновения необратимых пагубных процессов в природе, включая подрыв ее естественных воспроизводительных сил.

Все это происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления в высокоразвитых странах, где стремление к изобилию и роскоши стало нормой жизни. Такое положение создает препятствия к справедливому распределению естественных ресурсов, являющихся общечеловеческим достоянием. Последствия экологического кризиса оказались болезненными не только для природы, но и для человека, находящегося с ней в органическом единстве. В результате Земля оказалась на пороге глобальной экологической катастрофы.

XIII.2. Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. «Тварь, — пишет апостол Павел, — покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 20-22). В природе как в зеркале отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, «терние и волчцы» (Быт. 3. 18) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения (Быт. 2. 19-20). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс. 23. 1), Которому принадлежат «небо и… земля и все, что на ней» (Втор. 10. 14), в то время как человек, по выражению святителя Иоанна Златоуста, есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство – «воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды», как замечает тот же святой, Бог «разделил между всеми поровну, как будто между братьями». «Владычествование» над природой и «обладание» землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» (Быт. 2. 15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом.

XIII.3. Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром. Сегодня все чаще критикуются концепция господства человека над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Так, выявляются виды деятельности, наносящие вред природной среде. Одновременно разрабатывается система ее защиты, пересматриваются методы хозяйствования, предпринимаются попытки создания ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, которые одновременно могли бы «встроиться» в естественный природный круговорот. Получает развитие экологическая этика. Руководствующееся ею общественное сознание высказывается против потребительского образа жизни, требует повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, предлагает ввести экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия.

XIII.4. Православная Церковь по достоинству оценивает труды, направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к активному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на защиту творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения человека с природой, станут носить не сугубо гуманистический, но и христианский характер. Одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. C христианcкой точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он – священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу. В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма: Бог, дающий «всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17. 25) является Источником бытия. Поэтому сама жизнь в многоразличных ее проявлениях носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только божественному творению, но и Самому Господу.

XIII.5. Экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой. Посему ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа подлинно преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль, ибо сказывается на окружающей среде как при внешнем воздействии на нее, так и при отсутствии такого воздействия. Церковная история знает множество примеров, когда любовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание твари самым благотворным образом сказывались на живых существах.

Взаимосвязь антропологии и экологии с предельной ясностью открывается в наши дни, когда мир переживает одновременно два кризиса: духовный и экологический. В современном обществе человек подчас теряет осознание жизни как дара Божия, а иногда даже самый смысл бытия, которое порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, а тем более как храм, становясь лишь «средой обитания». Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, ибо неспособна оказывать преображающее воздействие на мир. Ослепленному грехом человечеству не помогают и колоссальные технические возможности — при безразличии к смыслу, тайне, чуду жизни они не приносят настоящей пользы, а подчас причиняют вред. У человека, деятельность которого духовно не ориентирована, техническая мощь, как правило, порождает утопические надежды на безграничные возможности человеческого разума и на силу прогресса.

Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это утверждение отнюдь не означает, что Церковь призывает свернуть природоохранную деятельность. Однако она связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей человека и природы со стремлением общества к духовному возрождению. Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Предстоятелей Древних Восточных Церквей, празднующих Рождество по юлианскому календарю

07 января в 10:30

Председатель ОВЦС направил поздравления Предстоятелям Древних Восточных Церквей, празднующих Рождество по юлианскому календарю

07 января в 10:29

Поздравление Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Рождества Христова

06 января в 19:30

Поздравление Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Рождества Христова

06 января в 19:15

Поздравление главы Сирийской Ортодоксальной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Рождества Христова

06 января в 19:00

Приход Ассирийской Церкви Востока передал гуманитарную помощь для пострадавших в зоне конфликта

30 декабря 2024 в 15:00

Утвержден новый состав Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью

27 декабря 2024 в 19:25

Святейший Патриарх Кирилл поздравил глав инославных Церквей, отмечающих Рождество по григорианскому календарю

25 декабря 2024 в 11:00

Представители ОВЦС приняли участие в торжествах по случаю 25-летия повторного освящения кафедрального римско-католического собора Москвы

18 декабря 2024 в 17:00

Представитель ОВЦС принял участие в торжествах по случаю введения в должность нового настоятеля англиканского храма в Москве

17 декабря 2024 в 17:50

Представители молодежи Армянской Апостольской Церкви посетили Зачатьевский монастырь

15 декабря 2024 в 19:00

В СПбДА прошёл лекторий Студенческого литургического общества «Праздник Рождества Христова в Коптской Церкви»

14 декабря 2024 в 19:00

Предстоятелю Церкви Индии вручена государственная награда России

13 декабря 2024 в 14:00

Председатель ОВЦС встретился с религиозными лидерами Бахрейна

09 декабря 2024 в 22:00

Патриарший экзарх Западной Европы присутствовал на церемонии открытия собора Парижской Богоматери

09 декабря 2024 в 14:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану с тезоименитством

09 января в 10:00

В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

07 января в 22:00

Рождественское поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелям Поместных Православных Церквей

07 января в 11:00

Председатель ОВЦС направил Рождественские поздравления Предстоятелям Поместных Православных Церквей

07 января в 10:59

Поздравление Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Рождества Христова

06 января в 21:00

Поздравление Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Рождества Христова

06 января в 20:30

Поздравление Блаженнейшего Митрополита Варшавского Саввы Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Рождества Христова

06 января в 20:15

Поздравление Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Рождества Христова

06 января в 20:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла митрополиту Филиппопольскому Нифону с тезоименитством

05 января в 12:21

Председатель ОВЦС поздравил митрополита Филиппопольского Нифона с днем тезоименитства

05 января в 12:12

В Софии молитвенно отметили 147-ю годовщину освобождения города от османского ига

04 января в 23:50

Духовенство Русской духовной миссии совершило Литургию в Вифлеемской пещере Рождества Христова

04 января в 20:00

Председатель ОВЦС выразил митрополиту Черногорско-Приморскому Иоанникию соболезнования в связи с трагедией в городе Цетинье

02 января в 23:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла архимандриту Серафиму (Шемятовскому) с 50-летием со дня рождения

01 января в 22:00

Представитель Русской Православной Церкви был принят митрополитом Бейрутским Илией

27 декабря 2024 в 14:30

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с гибелью людей в результате землетрясения в Тибетском автономном районе Китая

07 января в 21:00

Святейший Патриарх Кирилл поздравил с Рождеством и Новолетием Премьер-министра Венгрии В. Орбана

07 января в 10:00

Председатель ОВЦС направил поздравления с Рождеством Христовым и Новолетием зарубежным государственным и общественным деятелям

07 января в 09:59

Церковь оказала гуманитарную помощь 1650 голодающим семьям в Малави

05 января в 12:00

Настоятель прихода Московского Патриархата принял участие во встрече Президента Исландии с представителями ведущих общественно-политических и религиозных объединений страны

03 января в 13:00

Патриарший экзарх Африки о Православии в Экваториальной Гвинее

30 декабря 2024 в 14:00

Мельбурнский приход Русской Православной Церкви организовал елку для детей

30 декабря 2024 в 12:00

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи крушением пассажирского самолета в аэропорту г. Муан в Южной Корее

29 декабря 2024 в 18:00

Вышла в свет книга архиепископа Корейского Феофана «Российская духовная миссия в Корее»

28 декабря 2024 в 15:00

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид посетил торжественное мероприятие в Посольстве России

28 декабря 2024 в 13:15

Митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор возглавил собрание духовенства италийских приходов

28 декабря 2024 в 10:30

Временное управление Будапештско-Венгерской епархией поручено митрополиту Рязанскому Марку

27 декабря 2024 в 19:35

Патриарший экзарх совершил Литургию и чин освящения закладного камня в основание храма в Падуе

25 декабря 2024 в 14:00

Патриарший экзарх Африки совершил Литургию и чин закладки храма во имя святителя Иоанна Шанхайского в Уганде

25 декабря 2024 в 12:30

Представитель ОВЦС принял участие в ежегодном экспертном совещании в Министерстве иностранных дел России

24 декабря 2024 в 18:18

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب