VII. Cобственность

VII.1. Под собственностью принято понимать общественно признанную форму отношения людей к плодам труда и естественным ресурсам. В число основных полномочий собственника обычно включают право владения и пользования, право управления и получения дохода, право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение объектов собственности.

Церковь не определяет прав людей на собственность. Однако материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения. Призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6. 33), Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном» (Мф. 6. 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8. 14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу.

Отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13. 34). Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна служить для них и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные.

По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12. 1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16. 1-13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?». Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми.

VII.2. Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. Апостол Павел указывает, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим. 6. 9-11). В беседе с юношей Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19. 21). Затем Христос разъяснил эти слова ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небесное… удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19. 23-24). Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага, — «надеющимся на богатство» (Мк. 10. 24). Лишь «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек» (Пс. 124. 1).

Впрочем, и богатый может спастись, ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18. 27). В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает «памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20. 35). Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст: «Не уделять из своего имущества есть также похищение». Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним.

В то же время Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее. В двух из десяти заповедей Десятисловия прямо сказано об этом: «Не кради… Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20. 15,17). В Новом Завете такое отношение к собственности сохранилось и приобрело более глубокое нравственное обоснование. В Евангелии об этом сказано так: «Заповеди: «не кради»… «не пожелай чужого»… и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя»» (Рим. 13. 9).

VII.3. Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления — хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ.

Все большую значимость приобретает интеллектуальная собственность, объектами которой являются научные труды и изобретения, информационные технологии, художественные произведения и другие достижения творческой мысли. Церковь приветствует творческий труд, направленный на благо общества, и осуждает нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность.

Вообще отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью. Исключением может быть такое отторжение собственности на основе соответствующего закона, которое, будучи обусловлено интересами большинства людей, сопровождается справедливой компенсацией. Опыт отечественной истории показывает, что нарушение этих принципов неизбежно приводит к социальным потрясениям и страданиям людей.

В истории христианства объединение имущества и отказ от личных собственнических устремлений были характерны для многих общин. Такой характер имущественных отношений способствовал укреплению духовного единства верующих и во многих случаях был экономически эффективным, примером чему могут служить православные монастыри. Однако отказ от частной собственности в первоапостольской общине (Деян. 4. 32), а позднее в общежительных монастырях носил исключительно добровольный характер и был связан с личным духовным выбором.

VII.4. Особую форму собственности представляет имущество религиозных организаций. Она приобретается различными путями, однако основным компонентом ее формирования является добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию, жертва является святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Господу; жертвователь подает Богу, а не священнику (Лев. 27. 30, Ездр. 8. 28). Жертва — это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях (Неем. 10. 32). Жертва призвана поддерживать не только служителей Церкви, но и весь народ Божий (Флп. 4. 14-18). Жертва, как посвященная Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил (Лев. 5. 14-15). Пожертвование стоит в ряду основных заповедей, данных человеку Богом (Сирах. 7. 30-34). Таким образом, пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности, государственное налогообложение. Церковь заявляет, что если тот или иной ее доход носит предпринимательский характер, то он может быть облагаем налогами, но любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед людьми и Богом.

Председатель ОВЦС поздравил с 40-летием представителя Коптской Церкви в России

30 июля в 10:00

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с Папой Римским Львом XIV

26 июля в 16:01

Священный Синод принял ряд решений в сфере внешних церковных связей

25 июля в 17:00

Состоялся визит в Россию делегации монашествующих Маланкарской Церкви

24 июля в 10:45

Состоялось заседание Рабочей группы по координации двусторонних отношений с Маланкарской Церковью

24 июля в 10:40

Святейший Патриарх Кирилл принял делегацию Маланкарской Церкви Индии

19 июля в 10:00

В Россию прибыла делегация монашествующих Церкви Индии

16 июля в 20:00

На Корсике совершена православная Литургия

15 июля в 15:00

Россию посетили представители Центра традиционного искусства и художественных ремесел Эфиопской Церкви

08 июля в 14:30

В Тихвине состоялся IV Христианский молодежный форум ХМКК

07 июля в 21:00

Паломническая группа из англиканских церквей Индии посетила Россию

04 июля в 18:10

Поздравление Предстоятеля Русской Православной Церкви Католикосу-Патриарху Ассирийской Церкви Востока Мар Аве III с 50-летием со дня рождения

04 июля в 10:00

Председатель ОВЦС поздравил Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Аву III с 50-летием

04 июля в 09:59

В Вене почтили память жертв теракта в православном храме в Дамаске

03 июля в 18:40

Председатель ОВЦС: Политизация Всемирного совета церквей – угроза его будущему

01 июля в 12:20

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с Предстоятелем Албанской Православной Церкви

12 августа в 23:40

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в воскресной Литургии на Гробе Господнем

12 августа в 16:00

Начальник Русской духовной миссии возглавил богослужение в день престольного праздника подворья в Магдале

06 августа в 13:00

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в воскресной Литургии на Гробе Господнем

06 августа в 10:00

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил Литургию в день престольного праздника подворья Русской духовной миссии в Хайфе

04 августа в 13:00

Иерарх Сербской Православной Церкви участвовал в праздновании Ильина дня в Москве

03 августа в 15:00

Иерарх Сербской Православной Церкви принял участие в ежегодной церемонии у Владимирской часовни на перевале Вршич

02 августа в 20:48

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с днем тезоименитства

02 августа в 12:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Грузинской Православной Церкви с днем тезоименитства

02 августа в 11:59

На Подворье Антиохийской Церкви в Москве состоялись торжества по случаю престольного праздника

26 июля в 15:50

В день памяти преподобного Сергия Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

18 июля в 17:00

Представитель Русской Церкви принял участие в богослужении в пострадавшем от теракта храме в Дамаске

14 июля в 16:00

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольный праздник московского Подворья Сербской Православной Церкви

12 июля в 14:00

Иерусалимский Патриарх Феофил принял участие в торжествах в Горненской обители

08 июля в 12:40

Митрополит Воскресенский Григорий совершил чин малого освящения храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах

08 июля в 10:00

В Мьянме зарегистрирован Устав Преображенского прихода Русской Православной Церкви

12 августа в 17:28

В государственный праздник Сингапура благодарственные молитвы вознесли в Успенском храме столицы этой страны

12 августа в 11:00

Начальник Русской духовной миссии возглавил богослужение в день престольного праздника подворья в Магдале

06 августа в 13:00

В 22-ю годовщину со дня кончины митрополита Антония (Блума) на Бромптонском кладбище Лондона была совершена панихида

05 августа в 16:00

Представитель Русской духовной миссии и председатель ИППО обсудили перспективы развития Сергиевского подворья

05 августа в 15:00

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил Литургию в день престольного праздника подворья Русской духовной миссии в Хайфе

04 августа в 13:00

В Русском доме в Центральноафриканской Республике отметили праздник Крещения Руси

31 июля в 15:40

В День Крещения Руси для прихожан русского храма в Анталье организовали показ фильма «Крест над Россией»

31 июля в 12:00

Просветительские онлайн-курсы для катехизаторов из африканских стран проводит Патриарший экзархат Африки

30 июля в 16:00

В Стамбуле почтили память российских моряков, погибших во время Первой Мировой войны

27 июля в 15:00

Председатель ОВЦС встретился с послом России в Ватикане

26 июля в 16:00

В Джакарте прошел концерт православного ансамбля «Отрада» из России

26 июля в 15:00

Епископ Питирим совершил Литургию в храме апостола Фомы в Джакарте

23 июля в 10:00

Состоялось принесение Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Воскресенский собор Берлина

22 июля в 16:15

Архиепископ Корейский Феофан совершил архипастырский визит в Пхеньян

22 июля в 11:00

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب