III. Права человека в христианском миропонимании и в жизни общества

III.1. Каждый человек от Бога наделен достоинством и свободой. Однако употребление свободы во зло неизбежно влечет за собою умаление собственного достоинства человека и унижение достоинства других людей. Общество должно создавать механизмы, восстанавливающие гармонию человеческого достоинства и свободы. В общественной жизни концепция прав человека и нравственность могут и должны служить данной цели. При этом они связаны хотя бы уже тем обстоятельством, что нравственность, то есть представления о грехе и добродетели, всегда предшествует закону, который и возник из этих представлений. Вот почему эрозия нравственности всегда в конце концов ведет к разрушению законности.

Представления о правах человека прошли долгую историческую эволюцию и уже поэтому не могут быть абсолютизированы в их нынешнем понимании. Необходимо ясно определить христианские ценности, с которыми должны быть гармонизированы права человека.

III.2. Права человека не могут быть выше ценностей духовного мира. Христианин ставит свою веру в Бога и свое общение с Ним выше собственной земной жизни. Поэтому недопустимым и опасным является истолкование прав человека как высшего и универсального основания общественной жизни, которому должны подчиняться религиозные взгляды и практика. Никакими ссылками на свободу слова и творчества нельзя оправдать надругательство в публичной сфере над предметами, символами или понятиями, которые почитаются верующими людьми.

Не являясь Божественным установлением, права человека не должны вступать в конфликт с Откровением Божиим. Для большей части христианского мира наряду с идеей личной свободы не менее важна категория вероучительной и нравственной традиции, с которой человек должен согласовывать свою свободу. Для многих людей, живущих в разных странах мира, не столько секуляризованные стандарты прав человека, сколько вероучение и традиции обладают высшим авторитетом в общественной жизни и межличностных отношениях.

Никакие человеческие установления, в том числе формы и механизмы общественно-политического устройства, не могут сами по себе сделать жизнь людей более нравственной и совершенной, искоренить зло и страдания. Важно помнить, что государственные и общественные силы имеют реальную способность и призвание пресекать зло в его социальных проявлениях, но они не могут одержать победу над его причиной – греховностью. Сущностная борьба со злом ведется в глубине человеческого духа и может иметь успех лишь на путях религиозной жизни личности: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

В Православии неизменно присутствует убежденность в том, что общество, устрояя земную жизнь, должно учитывать не только человеческие интересы и желания, но и Божию правду, данный Творцом вечный нравственный закон, действующий в мире вне зависимости от того, согласна ли с ним воля отдельных людей или человеческих сообществ. Этот закон, запечатленный в Священном Писании, для православного христианина выше любых иных установлений, ибо по нему Бог будет судить человека и народы перед Своим Престолом (см. Откр. 20, 12).

III.3. Разработку и применение концепции прав человека необходимо согласовывать с нормами морали, с нравственным началом, заложенным Богом в природу человека и опознаваемым в голосе совести.

Права человека не могут быть основанием для принуждения христиан к нарушению заповедей Божиих. Православная Церковь считает недопустимыми попытки подчинить взгляд верующих на человека, семью, общинную жизнь и церковную практику безрелигиозному пониманию прав человека. На это христиане должны вслед за апостолами Петром и Иоанном заявить: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19).

Недопустимо вводить в область прав человека нормы, размывающие или отменяющие как евангельскую, так и естественную мораль. Церковь усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков — например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия. Равно недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного.

К сожалению, в обществе появляются законодательные нормы и политические практики, которые не только разрешают подобные действия, но и создают предпосылки для их навязывания всему обществу через средства массовой информации, системы образования и здравоохранения, рекламу, сферу торговли и услуг. Более того, верующие люди, считающие эти явления греховными, принуждаются признавать допустимость греха или подвергаются дискриминации и преследованиям.

По законам многих стран наказуемы действия, причиняющие вред другому человеку. Однако опыт жизни показывает, что и вред, наносимый человеком самому себе, распространяется на окружающих, на тех, кто связан с ним узами родства, дружбы, соседства, совместной деятельности, гражданства. Человек несет ответственность за последствия греха, поскольку его выбор в пользу зла пагубно влияет на ближних и на все Божие творение.

Согласно своему достоинству, человек призван к благим делам. Он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Стремлением его жизни должно быть совершение добра и научение добру, а не злу: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).

III.4. Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним. Творец вложил в человеческую природу необходимость общения и единения людей, о чем Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Любовь к своей семье и другим близким людям не может не распространяться на народ и страну, в которой человек живет. Не случайно православная традиция возводит патриотизм к словам Самого Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Признание прав индивидуума должно уравновешиваться утверждением ответственности людей друг перед другом. Крайности индивидуализма и коллективизма не способны служить гармоничному устроению жизни общества. Они приводят к деградации личности, нравственному и правовому нигилизму, росту преступности, утрате гражданской активности, взаимному отчуждению людей.

Духовный же опыт Церкви свидетельствует, что напряженность между индивидуальными и общественными интересами может быть преодолена тогда, когда права и свободы человека согласуются с нравственными ценностями, а главное – когда жизнь человека и общества оживотворяется любовью. Именно любовь снимает все противоречия между личностью и окружающими ее людьми, делая человека способным полностью реализовать свою свободу и одновременно заботиться о ближних и об Отечестве.

Действия, направленные на соблюдение прав человека, на совершенствование общественных и экономических отношений и институций, не увенчаются подлинным успехом, если будут игнорироваться духовные и культурные традиции стран и народов.

Под предлогом защиты прав человека одним цивилизациям не следует навязывать свой уклад жизни другим. Правозащитная деятельность не должна служить политическим интересам отдельных стран. Борьба за права человека становится плодотворной тогда, когда она служит духовному и материальному благу личности и общества.

III.5. Реализация прав человека не должна вести к деградации окружающей среды и истощению природных ресурсов. Отказ от богооткровенных ориентиров жизни человека и общества приводит не только к разладу в отношениях между людьми, но и к катастрофическому столкновению человека с природой, которая отдана Творцом во владение человеку (Быт. 1, 28). Неограниченное стремление к удовлетворению материальных потребностей, особенно потребностей избыточных и искусственных, греховно по своей сути, ибо ведет к оскудению и души человека, и окружающей природы. Нельзя забывать, что природные богатства земли суть не только человеческое достояние, но прежде всего — творение Бога: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней» (Пс. 23, 1). Признание прав человека не означает, что в угоду своим эгоистическим интересам он может расточать природные ресурсы. Достоинство человека неотделимо от его призвания заботиться о Божием мире (см. Быт. 2, 15), соблюдать умеренность в удовлетворении своих потребностей, бережно сохранять богатство, разнообразие и красоту природы. Эти истины должны со всей серьезностью учитываться обществом и государством при определении главных целей социально-экономического и материально-технического развития. Нужно помнить о том, что не только нынешние, но и будущие поколения имеют право пользоваться теми природными благами, которые даны нам Творцом.

С точки зрения Православной Церкви, политико-правовой институт прав человека может служить благим целям защиты человеческого достоинства и содействовать духовно-нравственному развитию личности. Для этого реализация прав человека не должна вступать в противоречие с богоустановленными нравственными нормами и основанной на них традиционной моралью. Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьи. Осуществление прав человека не должно быть оправданием для посягательства на религиозные святыни, культурные ценности, самобытность народа. Права человека не могут служить поводом для нанесения непоправимого урона природному достоянию.

Председатель ОВЦС поздравил с 40-летием представителя Коптской Церкви в России

30 июля в 10:00

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с Папой Римским Львом XIV

26 июля в 16:01

Священный Синод принял ряд решений в сфере внешних церковных связей

25 июля в 17:00

Состоялся визит в Россию делегации монашествующих Маланкарской Церкви

24 июля в 10:45

Состоялось заседание Рабочей группы по координации двусторонних отношений с Маланкарской Церковью

24 июля в 10:40

Святейший Патриарх Кирилл принял делегацию Маланкарской Церкви Индии

19 июля в 10:00

В Россию прибыла делегация монашествующих Церкви Индии

16 июля в 20:00

На Корсике совершена православная Литургия

15 июля в 15:00

Россию посетили представители Центра традиционного искусства и художественных ремесел Эфиопской Церкви

08 июля в 14:30

В Тихвине состоялся IV Христианский молодежный форум ХМКК

07 июля в 21:00

Паломническая группа из англиканских церквей Индии посетила Россию

04 июля в 18:10

Поздравление Предстоятеля Русской Православной Церкви Католикосу-Патриарху Ассирийской Церкви Востока Мар Аве III с 50-летием со дня рождения

04 июля в 10:00

Председатель ОВЦС поздравил Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Аву III с 50-летием

04 июля в 09:59

В Вене почтили память жертв теракта в православном храме в Дамаске

03 июля в 18:40

Председатель ОВЦС: Политизация Всемирного совета церквей – угроза его будущему

01 июля в 12:20

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с Предстоятелем Албанской Православной Церкви

12 августа в 23:40

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в воскресной Литургии на Гробе Господнем

12 августа в 16:00

Начальник Русской духовной миссии возглавил богослужение в день престольного праздника подворья в Магдале

06 августа в 13:00

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в воскресной Литургии на Гробе Господнем

06 августа в 10:00

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил Литургию в день престольного праздника подворья Русской духовной миссии в Хайфе

04 августа в 13:00

Иерарх Сербской Православной Церкви участвовал в праздновании Ильина дня в Москве

03 августа в 15:00

Иерарх Сербской Православной Церкви принял участие в ежегодной церемонии у Владимирской часовни на перевале Вршич

02 августа в 20:48

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с днем тезоименитства

02 августа в 12:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Грузинской Православной Церкви с днем тезоименитства

02 августа в 11:59

На Подворье Антиохийской Церкви в Москве состоялись торжества по случаю престольного праздника

26 июля в 15:50

В день памяти преподобного Сергия Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

18 июля в 17:00

Представитель Русской Церкви принял участие в богослужении в пострадавшем от теракта храме в Дамаске

14 июля в 16:00

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольный праздник московского Подворья Сербской Православной Церкви

12 июля в 14:00

Иерусалимский Патриарх Феофил принял участие в торжествах в Горненской обители

08 июля в 12:40

Митрополит Воскресенский Григорий совершил чин малого освящения храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах

08 июля в 10:00

В Мьянме зарегистрирован Устав Преображенского прихода Русской Православной Церкви

12 августа в 17:28

В государственный праздник Сингапура благодарственные молитвы вознесли в Успенском храме столицы этой страны

12 августа в 11:00

Начальник Русской духовной миссии возглавил богослужение в день престольного праздника подворья в Магдале

06 августа в 13:00

В 22-ю годовщину со дня кончины митрополита Антония (Блума) на Бромптонском кладбище Лондона была совершена панихида

05 августа в 16:00

Представитель Русской духовной миссии и председатель ИППО обсудили перспективы развития Сергиевского подворья

05 августа в 15:00

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил Литургию в день престольного праздника подворья Русской духовной миссии в Хайфе

04 августа в 13:00

В Русском доме в Центральноафриканской Республике отметили праздник Крещения Руси

31 июля в 15:40

В День Крещения Руси для прихожан русского храма в Анталье организовали показ фильма «Крест над Россией»

31 июля в 12:00

Просветительские онлайн-курсы для катехизаторов из африканских стран проводит Патриарший экзархат Африки

30 июля в 16:00

В Стамбуле почтили память российских моряков, погибших во время Первой Мировой войны

27 июля в 15:00

Председатель ОВЦС встретился с послом России в Ватикане

26 июля в 16:00

В Джакарте прошел концерт православного ансамбля «Отрада» из России

26 июля в 15:00

Епископ Питирим совершил Литургию в храме апостола Фомы в Джакарте

23 июля в 10:00

Состоялось принесение Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Воскресенский собор Берлина

22 июля в 16:15

Архиепископ Корейский Феофан совершил архипастырский визит в Пхеньян

22 июля в 11:00

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب