III. Права человека в христианском миропонимании и в жизни общества

III.1. Каждый человек от Бога наделен достоинством и свободой. Однако употребление свободы во зло неизбежно влечет за собою умаление собственного достоинства человека и унижение достоинства других людей. Общество должно создавать механизмы, восстанавливающие гармонию человеческого достоинства и свободы. В общественной жизни концепция прав человека и нравственность могут и должны служить данной цели. При этом они связаны хотя бы уже тем обстоятельством, что нравственность, то есть представления о грехе и добродетели, всегда предшествует закону, который и возник из этих представлений. Вот почему эрозия нравственности всегда в конце концов ведет к разрушению законности.

Представления о правах человека прошли долгую историческую эволюцию и уже поэтому не могут быть абсолютизированы в их нынешнем понимании. Необходимо ясно определить христианские ценности, с которыми должны быть гармонизированы права человека.

III.2. Права человека не могут быть выше ценностей духовного мира. Христианин ставит свою веру в Бога и свое общение с Ним выше собственной земной жизни. Поэтому недопустимым и опасным является истолкование прав человека как высшего и универсального основания общественной жизни, которому должны подчиняться религиозные взгляды и практика. Никакими ссылками на свободу слова и творчества нельзя оправдать надругательство в публичной сфере над предметами, символами или понятиями, которые почитаются верующими людьми.

Не являясь Божественным установлением, права человека не должны вступать в конфликт с Откровением Божиим. Для большей части христианского мира наряду с идеей личной свободы не менее важна категория вероучительной и нравственной традиции, с которой человек должен согласовывать свою свободу. Для многих людей, живущих в разных странах мира, не столько секуляризованные стандарты прав человека, сколько вероучение и традиции обладают высшим авторитетом в общественной жизни и межличностных отношениях.

Никакие человеческие установления, в том числе формы и механизмы общественно-политического устройства, не могут сами по себе сделать жизнь людей более нравственной и совершенной, искоренить зло и страдания. Важно помнить, что государственные и общественные силы имеют реальную способность и призвание пресекать зло в его социальных проявлениях, но они не могут одержать победу над его причиной – греховностью. Сущностная борьба со злом ведется в глубине человеческого духа и может иметь успех лишь на путях религиозной жизни личности: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

В Православии неизменно присутствует убежденность в том, что общество, устрояя земную жизнь, должно учитывать не только человеческие интересы и желания, но и Божию правду, данный Творцом вечный нравственный закон, действующий в мире вне зависимости от того, согласна ли с ним воля отдельных людей или человеческих сообществ. Этот закон, запечатленный в Священном Писании, для православного христианина выше любых иных установлений, ибо по нему Бог будет судить человека и народы перед Своим Престолом (см. Откр. 20, 12).

III.3. Разработку и применение концепции прав человека необходимо согласовывать с нормами морали, с нравственным началом, заложенным Богом в природу человека и опознаваемым в голосе совести.

Права человека не могут быть основанием для принуждения христиан к нарушению заповедей Божиих. Православная Церковь считает недопустимыми попытки подчинить взгляд верующих на человека, семью, общинную жизнь и церковную практику безрелигиозному пониманию прав человека. На это христиане должны вслед за апостолами Петром и Иоанном заявить: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19).

Недопустимо вводить в область прав человека нормы, размывающие или отменяющие как евангельскую, так и естественную мораль. Церковь усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков — например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия. Равно недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного.

К сожалению, в обществе появляются законодательные нормы и политические практики, которые не только разрешают подобные действия, но и создают предпосылки для их навязывания всему обществу через средства массовой информации, системы образования и здравоохранения, рекламу, сферу торговли и услуг. Более того, верующие люди, считающие эти явления греховными, принуждаются признавать допустимость греха или подвергаются дискриминации и преследованиям.

По законам многих стран наказуемы действия, причиняющие вред другому человеку. Однако опыт жизни показывает, что и вред, наносимый человеком самому себе, распространяется на окружающих, на тех, кто связан с ним узами родства, дружбы, соседства, совместной деятельности, гражданства. Человек несет ответственность за последствия греха, поскольку его выбор в пользу зла пагубно влияет на ближних и на все Божие творение.

Согласно своему достоинству, человек призван к благим делам. Он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Стремлением его жизни должно быть совершение добра и научение добру, а не злу: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).

III.4. Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним. Творец вложил в человеческую природу необходимость общения и единения людей, о чем Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Любовь к своей семье и другим близким людям не может не распространяться на народ и страну, в которой человек живет. Не случайно православная традиция возводит патриотизм к словам Самого Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Признание прав индивидуума должно уравновешиваться утверждением ответственности людей друг перед другом. Крайности индивидуализма и коллективизма не способны служить гармоничному устроению жизни общества. Они приводят к деградации личности, нравственному и правовому нигилизму, росту преступности, утрате гражданской активности, взаимному отчуждению людей.

Духовный же опыт Церкви свидетельствует, что напряженность между индивидуальными и общественными интересами может быть преодолена тогда, когда права и свободы человека согласуются с нравственными ценностями, а главное – когда жизнь человека и общества оживотворяется любовью. Именно любовь снимает все противоречия между личностью и окружающими ее людьми, делая человека способным полностью реализовать свою свободу и одновременно заботиться о ближних и об Отечестве.

Действия, направленные на соблюдение прав человека, на совершенствование общественных и экономических отношений и институций, не увенчаются подлинным успехом, если будут игнорироваться духовные и культурные традиции стран и народов.

Под предлогом защиты прав человека одним цивилизациям не следует навязывать свой уклад жизни другим. Правозащитная деятельность не должна служить политическим интересам отдельных стран. Борьба за права человека становится плодотворной тогда, когда она служит духовному и материальному благу личности и общества.

III.5. Реализация прав человека не должна вести к деградации окружающей среды и истощению природных ресурсов. Отказ от богооткровенных ориентиров жизни человека и общества приводит не только к разладу в отношениях между людьми, но и к катастрофическому столкновению человека с природой, которая отдана Творцом во владение человеку (Быт. 1, 28). Неограниченное стремление к удовлетворению материальных потребностей, особенно потребностей избыточных и искусственных, греховно по своей сути, ибо ведет к оскудению и души человека, и окружающей природы. Нельзя забывать, что природные богатства земли суть не только человеческое достояние, но прежде всего — творение Бога: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней» (Пс. 23, 1). Признание прав человека не означает, что в угоду своим эгоистическим интересам он может расточать природные ресурсы. Достоинство человека неотделимо от его призвания заботиться о Божием мире (см. Быт. 2, 15), соблюдать умеренность в удовлетворении своих потребностей, бережно сохранять богатство, разнообразие и красоту природы. Эти истины должны со всей серьезностью учитываться обществом и государством при определении главных целей социально-экономического и материально-технического развития. Нужно помнить о том, что не только нынешние, но и будущие поколения имеют право пользоваться теми природными благами, которые даны нам Творцом.

С точки зрения Православной Церкви, политико-правовой институт прав человека может служить благим целям защиты человеческого достоинства и содействовать духовно-нравственному развитию личности. Для этого реализация прав человека не должна вступать в противоречие с богоустановленными нравственными нормами и основанной на них традиционной моралью. Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьи. Осуществление прав человека не должно быть оправданием для посягательства на религиозные святыни, культурные ценности, самобытность народа. Права человека не могут служить поводом для нанесения непоправимого урона природному достоянию.

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с главой Маронитской Церкви

17 мая в 23:50

Архиепископ Подольский Аксий встретился с Католикосом и Верховным Патриархом всех армян Гарегином II

15 мая в 15:00

Патриарх Киликийский Арам I встретился с представителем Русской Православной Церкви

13 мая в 14:00

В ассирийском храме Москвы состоялся традиционный Пасхальный прием

13 мая в 13:00

В Египет прибыла монашеская делегация Русской Православной Церкви

12 мая в 10:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Папе Льву XIV с избранием на престол Римско-Католической Церкви

09 мая в 17:00

Представительница иконописного факультета Московской духовной академии приняла участие в иконографическом съезде в Индии

06 мая в 23:00

Поздравление Предстоятеля Русской Церкви Святейшему Map Игнатию Ефрему II с 60-летием со дня рождения

03 мая в 11:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Сирийской Ортодоксальной Церкви с 60-летием

03 мая в 10:59

Председатель ОВЦС присутствовал на погребении Папы Римского Франциска

26 апреля в 18:25

Представители Русской Церкви присутствовали на мероприятиях, посвященных 110-летию геноцида армян

26 апреля в 13:00

Председатель ОВЦС принял участие в прощании с Папой Римским Франциском

25 апреля в 17:30

Начался визит председателя ОВЦС в Италию и Ватикан

24 апреля в 23:29

Заместитель председателя ОВЦС оставил запись в книге соболезнований Апостольской нунциатуры в Российской Федерации

24 апреля в 18:30

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной Папы Римского Франциска

21 апреля в 18:10

Председатель ОВЦС посетил Захлейскую и Бейрутскую митрополии Антиохийского Патриархата

18 мая в 08:00

Митрополит Гор Ливанских Силуан встретился с представителем Русской Православной Церкви

15 мая в 19:00

Журналы Священного Синода от 15 мая 2025 года

15 мая в 15:00

Епископ Покровский и Новоузенский Фома посетил монастыри и храмы Грузии и поклонился святыням

14 мая в 22:30

Патриарх Иерусалимский Феофил: Мы готовы предложить нашим братьям и сестрам в Эстонии любую помощь

14 мая в 18:25

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил престольный праздник на подворье Русской духовной миссии в Яффе

12 мая в 19:00

Иерарх Антиохийской Церкви совершил паломничество в пределы Московского Патриархата

12 мая в 17:00

Председатель ОВЦС встретился с иерархом Антиохийской Православной Церкви

12 мая в 14:00

Болгарский иерарх совершил Литургию в престольный праздник Подворья Русской Православной Церкви в Софии

09 мая в 18:00

День памяти святого великомученика Георгия Победоносца молитвенно отметили в Ливане

07 мая в 13:30

Представитель Русской Церкви принял участие в торжествах по случаю 1160-летия Крещения Болгарии и 1170-летия создания славянской азбуки

05 мая в 18:30

Епископ Тартуский Даниил совершил Литургию на Гробе Господнем

05 мая в 17:00

В Мюнхене отметили 50-летие служения митрополита Берлинского и Германского Марка в священном сане

05 мая в 16:00

Митрополит Кириак возглавил Божественную литургию на подворье Русской духовной миссии в Магдале

05 мая в 10:10

Иерархи Эстонской Православной Христианской Церкви приняли участие в Литургии на Гробе Господнем

02 мая в 20:20

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Ливана

17 мая в 23:30

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид выступил с лекцией перед аргентинскими студентами и преподавателями

15 мая в 17:00

Представитель Русской духовной миссии принял участие в мемориальном акте в честь Дня Победы

13 мая в 22:10

Настоятель прихода в Рио-де-Жанейро принял участие в чествовании памяти воинов Великой Отечественной войны

13 мая в 22:00

Архиепископ Корейский Феофан совершил Литургию в храме преподобного Антония Великого в Инчхоне

11 мая в 19:00

В Рейкьявике прошли акции «Бессмертный полк» и «Диктант Победы»

11 мая в 15:15

В День Победы в Тегеране совершены панихиды на могилах советских воинов

11 мая в 15:00

В Анталье прошли масштабные торжества в честь 80-летия Победы

11 мая в 14:30

Состоялась паломническая поездка Патриаршего хора Храма Христа Спасителя по святыням древней Византии

11 мая в 14:00

Огонь памяти доставлен в Анталью

11 мая в 13:45

В Берлине прошли торжественные мероприятия по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

11 мая в 13:30

Представитель Русской Православной Церкви посетил прием в российском посольстве в Дамаске

11 мая в 13:15

В День Победы «Бессмертный полк» прошел по Палестине

11 мая в 13:00

Духовенство Русской духовной миссии в Иерусалиме возложило венок к монументу «Свеча памяти»

11 мая в 12:30

Духовенство Русской духовной миссии посетило организованное Посольством России в Израиле мероприятие в честь Дня Победы

10 мая в 12:15

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب