IX. Преступность, наказание, исправление

IX.1. Христиане призваны быть законопослушными гражданами земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть «покорна высшим властям» (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову заповедь воздавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20. 25). Но человеческая греховность порождает преступления — нарушения границ, положенных законом. Вместе с тем понятие греха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях.

Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). Необходимо также признать, что подчас преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие законного порядка. Криминальные сообщества могут проникать в государственные учреждения, дабы использовать их в своих целях. Наконец, сама власть, совершая противозаконные действия, может становиться правонарушителем. Особенно опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами, – терроризм и тому подобное.

Для сдерживания проявлений беззакония государство создает правоохранительные органы, целью которых является предупреждение, предотвращение и расследование преступлений, а также наказание и перевоспитание лиц, их совершивших. Однако важные задачи искоренения преступности и исправления оступившихся стоят не только перед специальными учреждениями и даже не только перед государством, но перед всем народом, а значит, и перед Церковью.

IX.2. Профилактика преступности возможна прежде всего через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная Церковь призвана к активному взаимодействию со школой, средствами массовой информации, правоохранительными органами. При отсутствии в народе положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли. Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона является проповедь честного и достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества. Пристальное внимание при этом нужно уделять лицам, входящим в так называемые группы риска или уже совершившим первые правонарушения. К таким людям должно быть обращено особое пастырское и просветительское попечение. Православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества.

Вместе с тем Церковь настаивает на необходимости человечного отношения к подозреваемым, подследственным и гражданам, уличенным в намерении нарушить закон. Жестокое и недостойное обращение с такими людьми способно укрепить их на неправом пути или толкнуть на него. Вот почему лица, не осужденные по законному приговору, даже находясь под стражей, не должны ущемляться в основных правах. Им необходимо гарантировать защиту и непредвзятый суд. Церковью осуждаются пытки и различные формы унижения подследственных. Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди.

Норма, предполагающая защиту тайны исповеди, содержится в законодательстве многих современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации и российском Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Священнослужитель призван проявлять особую пастырскую чуткость в случаях, когда на исповеди ему становится известно о готовящемся преступлении. Без исключений и при любых обстоятельствах свято сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно обязан предпринять все возможные усилия для того, чтобы преступный умысел не осуществился. В первую очередь это касается опасности человекоубийства, особенно массовых жертв, возможных в случае совершения террористического акта или исполнения преступного приказа во время войны. Помня об одинаковой ценности души потенциального преступника и намеченной им жертвы, священнослужитель должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других обстоятельств, способных открыть его личность, — предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю надлежит обращаться к епархиальному архиерею.

IX.3. Совершенное и осужденное по закону преступление предполагает справедливое наказание. Смысл его состоит в исправлении человека, нарушившего закон, а также в ограждении общества от преступника и в пресечении его противоправной деятельности. Церковь, не становясь судьей человеку, преступившему закон, призвана нести попечение о его душе. Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство внутреннего очищения согрешившего.

Творец, устанавливая наказание преступникам, говорит Израилю: «Истреби зло из среды себя» (Втор. 21. 21). Покарание преступившего закон служит к научению людям. Так, полагая наказание за лжепророчество, Бог глаголет Моисею: «Весь Израиль услышит сие, и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла» (Втор. 13. 11). В Притчах Соломоновых читаем: «Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление» (Притч. 19. 25). Ветхозаветная традиция знает несколько видов наказания: смертную казнь, изгнание, ограничение свободы, телесное наказание, денежную пеню или предписание принести жертву на религиозные цели.

Заключение, изгнание (ссылка), исправительные работы и штраф сохраняются в качестве наказания и в современном мире. Все эти виды судебной кары не только имеют смысл с точки зрения ограждения общества от злой воли преступника, но и призваны служить его исправлению. Так, лишение или ограничение свободы дает человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным. Труд способствует воспитанию личности в созидательном духе, позволяет приобрести полезные навыки. В процессе исправительного труда греховная стихия в недрах души должна уступить место созиданию, порядку, душевному миру. Вместе с тем важно, чтобы лица, находящиеся в местах лишения свободы, не испытывали бесчеловечного обращения, чтобы условия их содержания были такими, при которых их жизнь и здоровье не подвергались бы опасности, а на их нравственное состояние не влиял бы пагубный пример других узников. Для этого государство призвано заботиться о заключенных, и в этой заботе ему должны помогать общество и Церковь.

В христианстве доброе отношение к узникам ради их исправления имеет глубокую основу. Господь Иисус сравнивает благотворение заключенным со служением Себе: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25. 36). История сохранила множество примеров помощи святых угодников Божиих людям, находящимся в заключении. Русская православная традиция искони предполагала милость к падшим. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, обратился в тюремной вологодской церкви к заключенным с таким словом: «Не для обличения вас пришли мы сюда, а чтобы преподать вам утешение и назидание. Видите сами, как Святая Церковь со всеми Таинствами своими приблизилась к вам, не удаляйтесь же и вы от нее, приблизьтесь к ней верою, покаянием и исправлением своих нравов… Спаситель и теперь простирает со креста руки ко всем кающимся; покайтесь и вы, и прейдете от смерти в жизнь!»

Исполняя свое служение в местах лишения свободы, Церковь должна устроять там храмы и молитвенные комнаты, совершать Таинства и богослужения, проводить пастырские беседы с заключенными, распространять духовную литературу. При этом особенно важен личный контакт с лишенными свободы, включая посещение мест их непосредственного нахождения. Заслуживают всяческого поощрения переписка с осужденными, сбор и передача одежды, лекарственных препаратов и других необходимых вещей. Такая деятельность должна быть направлена не только на облегчение тяжелой участи заключенных, но и на помощь в нравственном исцелении искалеченных душ. Их боль является болью всей Матери-Церкви, которая радуется радостью небесной и «об одном грешнике кающемся» (Лк. 15. 10). Возрождение душепопечения о заключенных становится важнейшим направлением пастырского и миссионерского делания, нуждающимся в поддержке и развитии.

Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.

IX.4. Желая содействовать преодолению преступности, Церковь взаимодействует с правоохранительными учреждениями. Уважая труд их работников, направленный на защиту граждан и отечества от преступных посягательств, а также на исправление оступившихся, — Церковь протягивает им руку помощи. Такая помощь может осуществляться в многообразных совместных воспитательных и просветительских трудах, направленных на профилактику и предотвращение правонарушений, в научной и культурной деятельности, в пастырском окормлении самих сотрудников органов охраны порядка. Взаимодействие Церкви и правоохранительной системы зиждется на основе церковных установлений и специальных договоренностей с руководством соответствующих ведомств.

Однако самым действенным в преодолении преступности призвано быть пастырское служение Церкви, особенно в Таинстве Покаяния. Любому, кто кается в совершенном правонарушении, в качестве непременного условия разрешения от греха священник должен решительно предложить отказаться пред Лицом Божиим от продолжения преступной деятельности. Только таким образом человек будет побужден оставить путь беззакония и вернуться к добродетельной жизни.

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с иерархом Сирийской Ортодоксальной Церкви

01 октября в 22:30

Митрополит Антоний присутствовал на выпускном акте Католического университета Эрбиля

01 октября в 08:30

Заместитель председателя ОВЦС встретился с иерархом Церкви Англии

30 сентября в 10:30

Митрополит Волоколамский Антоний провел переговоры с Предстоятелем Ассирийской Церкви Востока

29 сентября в 22:30

Председатель ОВЦС встретился с представителями христианских общин Ирака

28 сентября в 23:23

Митрополит Антоний принял участие в конференции Ассирийской Церкви Востока, посвященной I Вселенскому собору

28 сентября в 12:12

Председатель ОВЦС встретился с Предстоятелем и членами Синода Ассирийской Церкви Востока

28 сентября в 11:35

Начался визит председателя ОВЦС в Северный Ирак

28 сентября в 07:00

В Ираке состоялось шестое заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока

27 сентября в 18:00

Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии встретился с представителями Библейского общества Индонезии

19 сентября в 12:01

На полях Съезда в Астане состоялись встречи Святейшего Патриарха Кирилла с религиозными лидерами

18 сентября в 14:30

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в межхристианской конференции в Эчмиадзине

17 сентября в 09:00

Состоялось шестое заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью

15 сентября в 11:00

Председатель ОВЦС принял участие в межхристианской встрече в Риме

15 сентября в 08:00

Председатель ОВЦС поздравил Папу Римского Льва с 70-летием со дня рождения

14 сентября в 14:00

Митрополит Воскресенский Григорий совершил Литургию на московском подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии

01 октября в 15:00

Иерусалимский Патриарх Феофил принял представителей Русской духовной миссии

30 сентября в 23:00

Председатель ОВЦС встретился с иерархом Антиохийской Церкви в Ираке

30 сентября в 17:15

Заместитель начальника РДМ принял участие в Божественной литургии на Гробе Господнем

28 сентября в 18:15

В праздник Воздвижения Креста Господня начальник РДМ принял участие в патриаршей Литургии в иерусалимском храме Воскресения Христова

28 сентября в 18:00

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил торжества престольного праздника в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе

26 сентября в 14:40

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Архиепископу Тиранскому и всей Албании Иоанну по случаю дня тезоименитства

26 сентября в 14:00

Председатель ОВЦС поздравил Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Иоанна с днем тезоименитства

26 сентября в 13:59

Поздравление Предстоятеля Русской Церкви Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну X с днем тезоименитства

26 сентября в 12:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви с тезоименитством

26 сентября в 11:59

Епископ Западноевропейский Иустин принял участие в торжествах в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Буа-Салер

24 сентября в 17:00

В праздник Рождества Богородицы глава Санкт-Петербургской митрополии принял участие в Литургии на Гробе Господнем

22 сентября в 12:00

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил встретился с иерархом Эстонской Православной Христианской Церкви

19 сентября в 17:00

Иерарх Сербской Церкви освятил в Черногории памятник 26 российским казакам – защитникам этой земли

19 сентября в 15:00

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр встретился с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III

19 сентября в 09:00

Председатель ОВЦС встретился в Эрбиле с директором по сохранению ассирийского культурного наследия

01 октября в 19:20

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Курдского автономного района

01 октября в 13:50

Митрополит Антоний встретился с национальным лидером курдского народа

30 сентября в 17:00

Состоялась встреча митрополита Антония с премьер-министром Иракского Курдистана

30 сентября в 13:17

Состоялось собрание Иерусалимского отделения Императорского православного палестинского общества

30 сентября в 10:50

Митрополит Антоний встретился с генеральным консулом России в Эрбиле

29 сентября в 23:30

Председатель ОВЦС встретился с министром вакуфов и по делам религии Курдского автономного района Ирака

29 сентября в 18:20

Настоятель Подворья Русской Церкви в Софии принял участие в Слёте российских соотечественников

29 сентября в 14:00

На Русском Подворье в Бейруте прошла конференция «Связь поколений»

29 сентября в 13:20

Представитель Русской Православной Церкви посетил российскую военную базу Хмеймим в Сирии

27 сентября в 15:00

Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии встретился с представителями Министерства по делам религий Индонезии

25 сентября в 20:00

Председатель ОВЦС встретился с послом России в Израиле

25 сентября в 16:00

Заместитель председателя ОВЦС встретился с ректором палестинского Университета «Аль-Кудс»

23 сентября в 17:50

Настоятель Воскресенского храма в столице Марокко принял участие во встрече с молодежью

23 сентября в 13:00

В городе Эфесе, где проходил III Вселенский Собор, совершена Божественная литургия

22 сентября в 13:00

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب