II. Церковь и нация

II.1. Ветхозаветный народ израильский был прообразом народа Божия — новозаветной Церкви Христовой. Искупительный подвиг Христа Спасителя положил начало бытию Церкви как нового человечества — духовного потомства праотца Авраама. Своей Кровью Христос «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5. 9). Церковь по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно, наднациональный характер. В Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином» (Рим. 10. 12). Как Бог не есть Бог иудеев только, но и тех, кто происходит из языческих народов (Рим. 3. 29), так и Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3. 11).

В современном мире понятие «нация» употребляется в двух значениях — как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения Церкви и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова.

В Ветхом Завете для обозначения понятия «народ» используются слова ‘am и goy. В еврейской Библии оба термина получили вполне конкретное значение: первым обозначался народ израильский, богоизбранный; вторым, во множественном числе (goyim), — народы языческие. В греческой Библии (Септуагинте) первый термин передавался словами laos (народ) или demos (народ как политическое образование); второй — словом ethnos (нация; мн. ethne — язычники).

Противопоставление богоизбранного народа израильского и прочих народов проходит через все книги Ветхого Завета, тем или иным образом затрагивающие историю Израиля. Народ израильский являлся богоизбранным не потому, что он превосходил прочие народы численностью или чем-либо другим, но потому, что Бог избрал и возлюбил его (Втор. 7. 6-8). Понятие богоизбранного народа в Ветхом Завете было понятием религиозным. Чувство национальной общности, характерное для сынов Израиля, было укоренено в сознании их принадлежности Богу через завет, заключенный Господом с их отцами. Народ израильский стал народом Божиим, призвание которого — хранить веру в единого истинного Бога и свидетельствовать об этой вере перед лицом других народов, дабы через него явился миру Спаситель всех людей – Богочеловек Иисус Христос.

Единство народа Божия обеспечивалось, помимо принадлежности всех его представителей к одной религии, также племенной и языковой общностью, укорененностью в определенной земле — отечестве.

Племенная общность израильтян имела основанием их происхождение от одного праотца — Авраама. «Отец у нас Авраам» (Мф. 3. 9; Лк. 3. 8), — говорили древние иудеи, подчеркивая свою принадлежность к потомству того, кому Бог судил стать «отцом множества народов» (Быт. 17. 5). Большое значение придавалось сохранению чистоты крови: браки с иноплеменниками не одобрялись, так как при таких браках «семя святое» смешивалось с «народами иноплеменными» (Ездр. 9. 2).

Народу израильскому была дана Богом в удел земля обетованная. Выйдя из Египта, этот народ пошел в Ханаан, землю своих предков, и, по повелению Божию, завоевал ее. С сего момента земля Ханаанская стала землей Израильской, а ее столица — Иерусалим — приобрела значение главного духовного и политического центра богоизбранного народа. Народ израильский говорил на одном языке, бывшем не только языком повседневности, но и языком молитвы. Более того, древнееврейский был языком Откровения, ибо на нем говорил с народом израильским Сам Бог. В эпоху перед пришествием Христа, когда жители Иудеи говорили на арамейском, а в ранг государственного языка был возведен греческий, к еврейскому продолжали относиться как к святому языку, на котором совершалось богослужение в храме.

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она — община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан — не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3-11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10-11).

II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4. 22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16-21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — «Еврей от Евреев» (Фил. 3. 5), а по гражданству — римлянин (Деян. 22. 25-29).

Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церковном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Все это создает национальную христианскую культуру.

Среди святых, почитаемых Православной Церковью, многие прославились любовью к своему земному отечеству и преданностью ему. Русские агиографические источники восхваляют святого благоверного князя Михаила Тверского, который «положил душу свою за свое отечество», сравнивая его подвиг с мученическим подвигом святого великомученика Димитрия Солунского, «благаго отечестволюбца… рекша про отчину свою Селунь град: Господи, аще погубиши град сей, то и аз с ними погибну, аще ли спасеши и, то и аз спасен буду». Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность.

Церковь Русская многажды благословляла народ на участие в освободительной войне. Так, в 1380 году преподобный Сергий, игумен и чудотворец Радонежский, благословил русское войско во главе со святым благоверным князем Димитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями. В 1612 году святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами. В 1813 году, во время войны с французскими захватчиками, святитель Московский Филарет говорил своей пастве: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество — ты примешь жизнь и венец на небе».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский так писал о любви к земному отечеству: «Люби отечество земное… оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное… то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».

II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание.

Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры — православный народ.

П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия.

Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.

Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с главой Маронитской Церкви

17 мая в 23:50

Архиепископ Подольский Аксий встретился с Католикосом и Верховным Патриархом всех армян Гарегином II

15 мая в 15:00

Патриарх Киликийский Арам I встретился с представителем Русской Православной Церкви

13 мая в 14:00

В ассирийском храме Москвы состоялся традиционный Пасхальный прием

13 мая в 13:00

В Египет прибыла монашеская делегация Русской Православной Церкви

12 мая в 10:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Папе Льву XIV с избранием на престол Римско-Католической Церкви

09 мая в 17:00

Представительница иконописного факультета Московской духовной академии приняла участие в иконографическом съезде в Индии

06 мая в 23:00

Поздравление Предстоятеля Русской Церкви Святейшему Map Игнатию Ефрему II с 60-летием со дня рождения

03 мая в 11:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Сирийской Ортодоксальной Церкви с 60-летием

03 мая в 10:59

Председатель ОВЦС присутствовал на погребении Папы Римского Франциска

26 апреля в 18:25

Представители Русской Церкви присутствовали на мероприятиях, посвященных 110-летию геноцида армян

26 апреля в 13:00

Председатель ОВЦС принял участие в прощании с Папой Римским Франциском

25 апреля в 17:30

Начался визит председателя ОВЦС в Италию и Ватикан

24 апреля в 23:29

Заместитель председателя ОВЦС оставил запись в книге соболезнований Апостольской нунциатуры в Российской Федерации

24 апреля в 18:30

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной Папы Римского Франциска

21 апреля в 18:10

Председатель ОВЦС посетил Захлейскую и Бейрутскую митрополии Антиохийского Патриархата

18 мая в 08:00

Митрополит Гор Ливанских Силуан встретился с представителем Русской Православной Церкви

15 мая в 19:00

Журналы Священного Синода от 15 мая 2025 года

15 мая в 15:00

Епископ Покровский и Новоузенский Фома посетил монастыри и храмы Грузии и поклонился святыням

14 мая в 22:30

Патриарх Иерусалимский Феофил: Мы готовы предложить нашим братьям и сестрам в Эстонии любую помощь

14 мая в 18:25

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил престольный праздник на подворье Русской духовной миссии в Яффе

12 мая в 19:00

Иерарх Антиохийской Церкви совершил паломничество в пределы Московского Патриархата

12 мая в 17:00

Председатель ОВЦС встретился с иерархом Антиохийской Православной Церкви

12 мая в 14:00

Болгарский иерарх совершил Литургию в престольный праздник Подворья Русской Православной Церкви в Софии

09 мая в 18:00

День памяти святого великомученика Георгия Победоносца молитвенно отметили в Ливане

07 мая в 13:30

Представитель Русской Церкви принял участие в торжествах по случаю 1160-летия Крещения Болгарии и 1170-летия создания славянской азбуки

05 мая в 18:30

Епископ Тартуский Даниил совершил Литургию на Гробе Господнем

05 мая в 17:00

В Мюнхене отметили 50-летие служения митрополита Берлинского и Германского Марка в священном сане

05 мая в 16:00

Митрополит Кириак возглавил Божественную литургию на подворье Русской духовной миссии в Магдале

05 мая в 10:10

Иерархи Эстонской Православной Христианской Церкви приняли участие в Литургии на Гробе Господнем

02 мая в 20:20

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Ливана

17 мая в 23:30

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид выступил с лекцией перед аргентинскими студентами и преподавателями

15 мая в 17:00

Представитель Русской духовной миссии принял участие в мемориальном акте в честь Дня Победы

13 мая в 22:10

Настоятель прихода в Рио-де-Жанейро принял участие в чествовании памяти воинов Великой Отечественной войны

13 мая в 22:00

Архиепископ Корейский Феофан совершил Литургию в храме преподобного Антония Великого в Инчхоне

11 мая в 19:00

В Рейкьявике прошли акции «Бессмертный полк» и «Диктант Победы»

11 мая в 15:15

В День Победы в Тегеране совершены панихиды на могилах советских воинов

11 мая в 15:00

В Анталье прошли масштабные торжества в честь 80-летия Победы

11 мая в 14:30

Состоялась паломническая поездка Патриаршего хора Храма Христа Спасителя по святыням древней Византии

11 мая в 14:00

Огонь памяти доставлен в Анталью

11 мая в 13:45

В Берлине прошли торжественные мероприятия по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

11 мая в 13:30

Представитель Русской Православной Церкви посетил прием в российском посольстве в Дамаске

11 мая в 13:15

В День Победы «Бессмертный полк» прошел по Палестине

11 мая в 13:00

Духовенство Русской духовной миссии в Иерусалиме возложило венок к монументу «Свеча памяти»

11 мая в 12:30

Духовенство Русской духовной миссии посетило организованное Посольством России в Израиле мероприятие в честь Дня Победы

10 мая в 12:15

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب