I. Основные богословские положения

I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке.

Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, сошедшего в великий день Пятидесятницы. По выражению святого Иринея Лионского, Христос возглавил Собою человечество, стал Главою обновленного человеческого естества — Его тела, в коем обретается доступ к источнику Святого Духа. Церковь — единство «нового человека во Христе», «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (А.С.Хомяков). «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства… — всех их Церковь воссоздает в Духе… Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга… В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры» (святой Максим Исповедник).

I.2. Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества – божеское и человеческое – с присущими им действованиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела.

Церковь — не от мира сего, так же, как ее Господь, Христос — не от мира сего. Но Он пришел в этот мир, «смирив» Себя до его условий, — в мир, который надлежало Ему спасти и восстановить. Церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира. Церковь призвана действовать в мире по образу Христа, свидетельствовать о Нем и Его Царстве. Члены Церкви призваны приобщаться миссии Христовой, Его служению миру, которое возможно для Церкви лишь как служение соборное, «да уверует мир» (Ин. 17. 21). Церковь призвана служить спасению мира, ибо и Сам Сын Человеческий «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10. 45).

Спаситель говорит о Себе: «Я посреди вас, как служащий» (Лк 22. 27). Служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Господь в притче о милосердном самарянине. Более того, члены Церкви соприкасаются со Христом, понесшим все грехи и страдания мира, встречая каждого голодного, бездомного, больного, заключенного. Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25. 31-46). Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром, но быть «солью земли» и «светом миру».

Церковь, являясь телом Богочеловека Христа, богочеловечна. Но если Христос есть совершенный Богочеловек, то Церковь еще не есть совершенное богочеловечество, ибо на земле она воинствует с грехом, и ее человечество, хотя внутренне и соединено с Божеством, далеко не во всем Его выражает и Ему соответствует.

I.3. Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10). «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12. 8-11). Дары многоразличной благодати Божией даются каждому отдельно, но для совместного служения народа Божия (в том числе и для служения миру). И это есть общее служение Церкви, совершаемое на основе не одного, а разных даров. Различие же даров создает и различие служений, но «служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12. 5-6).

Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17. 15,18). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

I.4. Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание.

Состоялась встреча председателя ОВЦС с католическим архиепископом Бари-Битонто Джузеппе Сатриано

15 февраля в 15:50

В праздник Сретения Господня митрополит Волоколамский Антоний совершил богослужение на мощах святителя Николая Чудотворца в Бари

15 февраля в 15:20

Смоленская духовная семинария приняла на обучение студентов из Коптской Церкви

14 февраля в 14:30

Состоялось совещание экспертов учебного курса ОВЦС и ОЦАД «Древние Восточные Церкви»

14 февраля в 13:20

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид встретился с католическим епископом города Мар-дель-Плата

11 февраля в 14:50

В ОВЦС прошёл круглый стол о социальном служении религиозных общин

07 февраля в 12:00

Представители Церкви и Минобороны РФ приняли участие в Рождественском приеме в ассирийском храме Москвы

05 февраля в 12:00

Представитель СПбДА прочитал лекцию о постах Православной Церкви в Коптской духовной семинарии в монастыре Эль-Мухарраке (Египет)

04 февраля в 21:00

Делегация Московского Патриархата приняла участие в торжествах в честь интронизации нового Предстоятеля Эритрейской Церкви

29 января в 11:11

Председатель ОВЦС встретился с настоятелем англиканского прихода святого Андрея в Москве

22 января в 17:17

Начальник Русской духовной миссии встретился с иерархом сирийского экзархата Католической церкви

18 января в 08:00

Опыт разных конфессий в сфере социального служения представят на круглом столе в ОВЦС

16 января в 18:00

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Предстоятелей Древних Восточных Церквей, празднующих Рождество по юлианскому календарю

07 января в 10:30

Председатель ОВЦС направил поздравления Предстоятелям Древних Восточных Церквей, празднующих Рождество по юлианскому календарю

07 января в 10:29

Поздравление Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Рождества Христова

06 января в 19:30

Начальник РДМ принял участие в Патриаршей Литургии на гробнице Симеона Богоприимца в Катамоне

16 февраля в 22:30

Архимандрит Александр (Заркешев) награжден орденом святого князя Ростислава Великоморавского

16 февраля в 22:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с 20-летием архиерейской хиротонии

14 февраля в 11:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви с 20-й годовщиной архиерейской хиротонии

14 февраля в 10:59

Архиепископ Севастийский Феодосий: «Мы требуем прекращения гонений против Украинской Православной Церкви»

11 февраля в 16:30

Заместитель начальника Русской духовной миссии принял участие в Литургии на Гробе Господнем

11 февраля в 12:00

Представители Поместных Православных Церквей приняли участие в престольном празднике екатеринбургского Храма-Памятника на Крови

11 февраля в 10:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви с годовщиной интронизации

10 февраля в 11:00

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви с годовщиной интронизации

10 февраля в 10:59

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу с годовщиной интронизации

09 февраля в 20:20

Председатель ОВЦС поздравил Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава с годовщиной интронизации

09 февраля в 20:00

Митрополит Балтийский и Светлогорский Серафим принял участие в Литургии на Гробе Господнем

06 февраля в 14:00

На Подворье Русской Церкви в Белграде отметили 16-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

04 февраля в 19:50

Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви принял митрополита Балтийского и Светлогорского Серафима

03 февраля в 18:00

Представитель Русской Православной Церкви принял участие архиерейском богослужении в Илиинском храме Дамаска

03 февраля в 12:00

Митрополит Волоколамский Антоний совершил богослужение на Свято-Николаевском подворье в Бари

16 февраля в 14:30

В Яффе совершена лития на могиле вице-консула Российской империи В.Н. Тимофеева

14 февраля в 13:40

Представитель Церкви принял участие в торжествах по случаю Дня дипломатического работника в Анталье

12 февраля в 19:00

В храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке совершена панихида по почившим дипломатам

11 февраля в 15:00

Духовно-просветительский центр Московского Патриархата в Анталье проводит лекции для русскоязычных гидов

11 февраля в 13:40

Клирик Корейской епархии совершил в Сеуле поминальную службу на могиле российского дипломата

11 февраля в 12:00

Участники XIX страновой конференции соотечественников в Марокко посетили богослужение в Успенском храме Касабланки

11 февраля в 11:30

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня дипломатического работника

10 февраля в 10:00

Председатель ОВЦС направил поздравление по случаю Дня дипломатического работника

10 февраля в 09:59

В столице Ливана почтили память вице-адмирала А.М. Лазарева

08 февраля в 13:00

В Иерусалиме совершена лития на могиле генконсула Российской империи В.Ф. Кожевникова

08 февраля в 12:30

Святейший Патриарх Кирилл встретился с послом Пакистана в России

06 февраля в 22:20

В здании Посольства Российской Федерации в Дамаске совершен молебен

06 февраля в 15:15

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с послом Государства Израиль в России

06 февраля в 14:00

В Мюнхене прошло заседание Епархиального совета Берлинско-Германской епархии

06 февраля в 13:30

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب