I. Основные богословские положения

I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке.

Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, сошедшего в великий день Пятидесятницы. По выражению святого Иринея Лионского, Христос возглавил Собою человечество, стал Главою обновленного человеческого естества — Его тела, в коем обретается доступ к источнику Святого Духа. Церковь — единство «нового человека во Христе», «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (А.С.Хомяков). «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства… — всех их Церковь воссоздает в Духе… Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга… В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры» (святой Максим Исповедник).

I.2. Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества – божеское и человеческое – с присущими им действованиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела.

Церковь — не от мира сего, так же, как ее Господь, Христос — не от мира сего. Но Он пришел в этот мир, «смирив» Себя до его условий, — в мир, который надлежало Ему спасти и восстановить. Церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира. Церковь призвана действовать в мире по образу Христа, свидетельствовать о Нем и Его Царстве. Члены Церкви призваны приобщаться миссии Христовой, Его служению миру, которое возможно для Церкви лишь как служение соборное, «да уверует мир» (Ин. 17. 21). Церковь призвана служить спасению мира, ибо и Сам Сын Человеческий «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10. 45).

Спаситель говорит о Себе: «Я посреди вас, как служащий» (Лк 22. 27). Служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Господь в притче о милосердном самарянине. Более того, члены Церкви соприкасаются со Христом, понесшим все грехи и страдания мира, встречая каждого голодного, бездомного, больного, заключенного. Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25. 31-46). Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром, но быть «солью земли» и «светом миру».

Церковь, являясь телом Богочеловека Христа, богочеловечна. Но если Христос есть совершенный Богочеловек, то Церковь еще не есть совершенное богочеловечество, ибо на земле она воинствует с грехом, и ее человечество, хотя внутренне и соединено с Божеством, далеко не во всем Его выражает и Ему соответствует.

I.3. Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10). «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12. 8-11). Дары многоразличной благодати Божией даются каждому отдельно, но для совместного служения народа Божия (в том числе и для служения миру). И это есть общее служение Церкви, совершаемое на основе не одного, а разных даров. Различие же даров создает и различие служений, но «служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12. 5-6).

Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17. 15,18). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

I.4. Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание.

Делегация Маланкарской Церкви посетила Смоленскую митрополию

12 марта в 15:15

Председатель ОВЦС поздравил с 50-летием представителя Ассирийской Церкви Востока в России

11 марта в 13:40

Делегация Маланкарской Церкви посетила Московскую духовную академию

11 марта в 13:00

Патриархи трех церквей Сирии выступили с совместным заявлением

09 марта в 21:00

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с делегацией Маланкарской Церкви

08 марта в 21:00

Делегация Маланкарской Церкви присутствовала на Патриаршей Литургии в день памяти блаженной Матроны Московской

08 марта в 20:00

Делегация Церкви Индии прибыла в Россию на праздник блаженной Матроны Московской

08 марта в 10:40

Состоялось заседание Совета Христианского межконфессионального консультативного комитета

28 февраля в 18:30

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла маронитскому Патриарху Бeшаре Бутросу ар-Раи с 85-летием со дня рождения

25 февраля в 10:00

Председатель ОВЦС поздравил Маронитского Патриарха Бeшару Бутроса ар-Раи с 85-летием

25 февраля в 09:59

Состоялась встреча председателя ОВЦС с католическим архиепископом Бари-Битонто Джузеппе Сатриано

15 февраля в 15:50

В праздник Сретения Господня митрополит Волоколамский Антоний совершил богослужение на мощах святителя Николая Чудотворца в Бари

15 февраля в 15:20

Смоленская духовная семинария приняла на обучение студентов из Коптской Церкви

14 февраля в 14:30

Состоялось совещание экспертов учебного курса ОВЦС и ОЦАД «Древние Восточные Церкви»

14 февраля в 13:20

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид встретился с католическим епископом города Мар-дель-Плата

11 февраля в 14:50

Епископ Истринский Серафим был принят Иерусалимским Патриархом Феофилом

12 марта в 13:30

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну в связи с трагическими событиями в Сирии

11 марта в 21:30

Представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле приняли участие в праздновании Недели Торжества Православия

11 марта в 17:00

В годовщину преставления епископа Антония (Пантелича) на Сербском Подворье в Москве совершена панихида

11 марта в 16:30

Иерархи Русской Православной Церкви приняли участие в праздновании в Париже 1700-летия Первого Вселенского собора

10 марта в 17:15

Представитель Русской Церкви принял участие в чине Торжества Православия в Александро-Невском соборе в Софии

10 марта в 15:00

Иерусалимский Патриарх Феофил возглавил богослужение в Неделю Торжества Православия

09 марта в 22:00

Патриарх Антиохийский Иоанн возглавил богослужение в Неделю Торжества Православия

09 марта в 21:21

Патриархи трех церквей Сирии выступили с совместным заявлением

09 марта в 21:00

Представитель Русской Церкви принял участие в памятном мероприятии у Докторского памятника в Софии

06 марта в 15:30

Настоятель Подворья Русской Церкви в Софии принял участие в благодарственном молебне по случаю 147-й годовщины освобождения Болгарии

04 марта в 17:30

Святейший Патриарх Болгарский Даниил возглавил Литургию на Подворье Русской Церкви в Софии

28 февраля в 18:00

Митрополит Волоколамский Антоний принял участие в Патриаршей литургии в Белграде

26 февраля в 19:30

Святейший Патриарх Кирилл побеседовал по телефону со Святейшим Патриархом Сербским Порфирием

25 февраля в 20:40

Святейший Патриарх Сербский Порфирий принял митрополита Волоколамского Антония

25 февраля в 20:20

Заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи с массовыми убийствами мирного населения в Сирии

11 марта в 21:00

На территории Иоанно-Богословского храма в бразильском городе Кампина-дас-Мисойнс высадили «Сад памяти»

11 марта в 19:20

Делегация Министерства науки и высшего образования России посетила Сергиевский собор в ЮАР

10 марта в 19:00

Представитель Русской Церкви принял участие в памятном мероприятии у Докторского памятника в Софии

06 марта в 15:30

Настоятель Патриаршего Подворья в Софии принял участие в памятном мероприятии к 147-й годовщине освобождения Болгарии

03 марта в 21:30

В Трире почтили память погибших советских военнопленных

03 марта в 21:00

Новый посол Республики Беларусь в Государстве Израиль посетил Русскую духовную миссию в Иерусалиме

28 февраля в 16:00

В Турции завершился курс для русскоязычных гидов по истории христианства в Малой Азии

28 февраля в 15:30

Состоялось заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви

27 февраля в 17:00

Русской Православной Церкви передан земельный участок в столице Замбии

26 февраля в 13:40

Настоятель Никольского прихода в Рейкьявике принял участие в церемонии возложения цветов в День защитника Отечества

25 февраля в 19:50

В Берлине почтили память советских воинов-освободителей, павших в годы Великой Отечественной войны

23 февраля в 07:00

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид принял участие в торжественном мероприятии в Посольстве России в Аргентине

23 февраля в 00:10

Министр иностранных дел России посетил Сергиевский кафедральный собор Южно-Африканской епархии

22 февраля в 22:00

В Русском доме в Бейруте показали фильм о гонениях на Украинскую Православную Церковь «Люди Христовы. Наше время»

21 февраля в 21:00

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب