I. Основные богословские положения

I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке.

Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, сошедшего в великий день Пятидесятницы. По выражению святого Иринея Лионского, Христос возглавил Собою человечество, стал Главою обновленного человеческого естества — Его тела, в коем обретается доступ к источнику Святого Духа. Церковь — единство «нового человека во Христе», «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (А.С.Хомяков). «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства… — всех их Церковь воссоздает в Духе… Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга… В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры» (святой Максим Исповедник).

I.2. Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества – божеское и человеческое – с присущими им действованиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела.

Церковь — не от мира сего, так же, как ее Господь, Христос — не от мира сего. Но Он пришел в этот мир, «смирив» Себя до его условий, — в мир, который надлежало Ему спасти и восстановить. Церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира. Церковь призвана действовать в мире по образу Христа, свидетельствовать о Нем и Его Царстве. Члены Церкви призваны приобщаться миссии Христовой, Его служению миру, которое возможно для Церкви лишь как служение соборное, «да уверует мир» (Ин. 17. 21). Церковь призвана служить спасению мира, ибо и Сам Сын Человеческий «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10. 45).

Спаситель говорит о Себе: «Я посреди вас, как служащий» (Лк 22. 27). Служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Господь в притче о милосердном самарянине. Более того, члены Церкви соприкасаются со Христом, понесшим все грехи и страдания мира, встречая каждого голодного, бездомного, больного, заключенного. Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25. 31-46). Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром, но быть «солью земли» и «светом миру».

Церковь, являясь телом Богочеловека Христа, богочеловечна. Но если Христос есть совершенный Богочеловек, то Церковь еще не есть совершенное богочеловечество, ибо на земле она воинствует с грехом, и ее человечество, хотя внутренне и соединено с Божеством, далеко не во всем Его выражает и Ему соответствует.

I.3. Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10). «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12. 8-11). Дары многоразличной благодати Божией даются каждому отдельно, но для совместного служения народа Божия (в том числе и для служения миру). И это есть общее служение Церкви, совершаемое на основе не одного, а разных даров. Различие же даров создает и различие служений, но «служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12. 5-6).

Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17. 15,18). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

I.4. Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание.

В ОВЦС состоялось заседание Совета Христианского межконфессионального консультативного комитета

26 ноября в 12:45

В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

25 ноября в 15:02

«Особый уровень братских чувств»: как развиваются отношения Русской Православной и Маланкарской Церквей?

25 ноября в 10:00

Состоялся паломнический визит делегации представителей монашества Русской Православной Церкви в Египет

16 ноября в 13:00

Заместитель председателя ОВЦС принял участие во встрече «Национальной духовной трапезы»

11 ноября в 22:40

В Египет прибыла монашеская делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием

09 ноября в 12:30

Социальное служение религиозных общин обсудили в рамках рабочей группы «Религии» Форума «Петербургский диалог» в Алма-Ате

06 ноября в 16:00

Представители ОВЦС посетили межрелигиозный симпозиум, посвященный 60-летию декларации «Nostra Aetate»

31 октября в 20:00

Журналы Священного Синода от 30 октября 2025 года

30 октября в 20:40

В Риме завершился форум «Осмелиться на мир»

28 октября в 21:30

В ходе конференции в Санкт-Петербургской духовной академии обсудили наследие I Вселенского Собора

27 октября в 12:00

Представители Эфиопской Церкви приняли участие в фестивале современного церковного искусства «Видеть и слышать»

27 октября в 11:00

Секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям выступил с лекцией в Казанской духовной семинарии

21 октября в 12:00

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий встретился с делегацией Коптской Церкви

08 октября в 08:00

Начался визит в Ливан митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора

05 октября в 22:00

Иерарх Антиохийской Церкви посетил святыни Тверской земли

25 ноября в 15:00

Иерарх Антиохийской Церкви принял участие в богослужении в Покровском ставропигиальном монастыре Москвы

24 ноября в 14:00

Представители Русской духовной миссии поздравили Патриарха Феофила с 20-й годовщиной интронизации

23 ноября в 13:30

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с двадцатой годовщиной интронизации

22 ноября в 10:00

Председатель ОВЦС поздравил Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III с двадцатой годовщиной интронизации

22 ноября в 09:55

В Москве открылась конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

19 ноября в 20:30

Иерархи Русской и Грузинской Церквей совершили панихиду по первому директору Музея Рублева Д.И. Арсенишвили

19 ноября в 15:00

Президент России подписал указ о награждении Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила орденом Дружбы

18 ноября в 11:00

Синод Православной Церкви в Чешских землях и Словакии выразил солидарность с преследуемыми на Украине верующими канонической Церкви

17 ноября в 15:00

Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн принял представителя Русской Православной Церкви

16 ноября в 14:00

Иерарх Антиохийской Православной Церкви призвал к молитве о митрополите Святогорском Арсении

11 ноября в 18:00

Представитель Русской Православной Церкви посетил Успенский Патриарший монастырь в сирийской провинции Латакия

09 ноября в 10:40

В праздник Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

04 ноября в 20:00

В Султанате Оман совершена Литургия в день памяти апостола и евангелиста Луки

31 октября в 22:00

Журналы Священного Синода от 30 октября 2025 года

30 октября в 20:40

Таиландская епархия приняла участие в оказании помощи жертвам наводнения в Таиланде

03 декабря в 19:00

В германском городе Крефельд прошел семинар для преподавателей воскресных школ

03 декабря в 18:00

Филиппинско-Вьетнамская епархия оказала помощь пострадавшим от тайфуна во Вьетнаме

02 декабря в 21:15

Председатель ОВЦС встретился с почетным председателем «Фонда мира Сасакавы»

02 декабря в 14:50

В Аргентине проходит региональный этап ХХХIV Международных Рождественских образовательных чтений

02 декабря в 12:00

Сотрудники Духовно-просветительского центра апостола Марка посетили Кению

01 декабря в 21:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию на Подворье Русской Православной Церкви в Токио

30 ноября в 10:30

Председатель ОВЦС встретился с послом России в Японии

29 ноября в 15:00

Председатель ОВЦС встретился с Предстоятелем Японской Православной Церкви

28 ноября в 14:05

Управляющий Западноевропейским экзархатом встретился с послом России в Испании

25 ноября в 17:00

Настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Болгарии принял участие в пленарном заседании страновой конференции организаций российских соотечественников

25 ноября в 16:20

Представитель Корейской епархии принял участие в мероприятии по случаю 35-летия установления дипломатических отношений между Республикой Корея и Россией

25 ноября в 11:30

В Турции совершена панихида в день 104-летия исхода Русской Армии из Крыма в Галлиполи

23 ноября в 19:00

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил торжества в честь престольного праздника храма апостола Филиппа в Шардже

23 ноября в 15:15

Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии совершил великое освящение храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Филиппинах

23 ноября в 13:00

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب