Πατριαρχείο Μόσχας
Ο ιστότοπος χρησιμοποιεί cookie για να σας δείξει τις πιο ενημερωμένες πληροφορίες. Συνεχίζοντας να χρησιμοποιείτε τον ιστότοπο, συναινείτε στη χρήση των Μεταδεδομένων και των cookie σας. Διαχείριση cookie
Речь митр. Илариона (Алфеева) при посещении Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции 9 апреля 2010 года
Прежде всего я хотел бы передать всем вам благословение и приветствие от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Патриарх с большой теплотой и вниманием относится к этому храму и к развитию здесь Патриаршего центра, задачей которого является освоение старообрядного литургического наследия и привлечение к Церкви тех людей, которые желают молиться по старым обрядам.
Старообрядческий раскол, которому уже более 300 лет, является трагедией Русской Церкви. Произошел он вследствие ошибок как тех людей, которые в свое время инициировали проведение недостаточно продуманной книжной справы, так и тех, кто воспринял эту справу в качестве нарушения церковного Предания. Мы сейчас должны задумываться не столько о том, кто был прав и кто был виноват во всей этой трагической истории, сколько о том, как исцелить те раны, которые были нанесены в течение более трех веков существования в нашей Церкви раскола. А раскол – это всегда рана на теле Церкви, и до тех пор, пока он не уврачеван, эта рана остается незаживающей и кровоточащей.
Предпринимались неоднократно попытки исцелить раскол. Одной из таких попыток было создание единоверческих приходов. Были предприняты шаги навстречу нашим братьям и сестрам старообрядцам – отменены клятвы на старые обряды. Это произошло уже в ХХ веке при Святейшем Патриархе Пимене и по инициативе приснопамятного митрополита Никодима. И сегодня верующие Русской Православной Церкви имеют возможность молиться как по новым обрядам, так и по старым русским обрядам. Создание и поддержка таких церковных учреждений, как Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, является важной задачей нашей Церкви.
Старый обряд в определенном смысле является эталоном для церковной жизни, для литургического творчества. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки, но мы еще и узнаем нечто важное о том, как нужно молиться и что такое церковное литургическое творчество в рамках церковных канонов.
Сегодня в абсолютном большинстве наших храмов исполняются музыкальные произведения, написанные преимущественно не по церковным канонам, а по светским музыкальным законам светскими композиторами, которые перенесли в нашу церковную музыку чуждый ей западный светский дух, которые создавали хоровые концерты по образцу инструментальных концертов и писали церковные музыкальные произведения по образцу оперных арий. Конечно, в XIX веке и в начале XX века произошла некая адаптация этой чуждой нам западной музыки к русскому литургическому творчеству, были гармонизованы древние напевы, и нынешнее наше церковное пение уже нельзя называть в полном смысле слова западным. Но нельзя его назвать и традиционно русским, потому что все-таки русские напевы были положены на западную гармоническую основу. И в таком именно виде они существуют в наших храмах, где богослужение совершается по новому обряду.
То же самое можно сказать и об иконописи. Сегодня в наших храмах наряду с иконами, написанными по древним канонам и древним традициям, существует и светская по стилю живопись. И мы знаем, что в XVIII веке и в XIX веке так называемый академический стиль был господствующим в нашей церковной живописи. Во многих храмах сегодня вместо традиционных икон мы видим изображения Спасителя и святых, написанные по западным образцам, в светском и страстном духе, далекие от традиционных канонических образцов. А иной раз видим изображения, которые являются неканоничными и недопустимыми с точки зрения православной традиции.
Много можно заниматься самокритикой, но полезней всего обращаться к нашим духовным истокам, обращаться к той традиции, которая сохраняется в нашей Церкви и которая также сохраняется у старообрядцев. И в этой традиции черпать знания о том, каким должно быть каноническое церковное искусство, каким быть должен церковный обряд. Сегодня мы имеем такую возможность. Мы имеем возможность здесь, в этом храме слышать знаменное пение, видеть иконы, написанные по традиционным древнерусским образцам и участвовать в богослужении, в котором сохраняются многие особенности древнерусской церковной службы. Это важное и большое дело, направленное на сближение с нашими братьями и сестрами, находящимися до сих пор в отделенном состоянии от Святой Церкви.
Мы никого не должны осуждать, но мы и никого не должны пытаться насильственно к себе привлечь. Однако если есть возможность совершать богослужение по старому обряду, то это важно и нужно, это своевременно, более того – это современно, потому что старый обряд не устаревает. Это показывает тот интерес к старому обряду и к каноническому церковному искусству, который не умирает в нашем обществе. Не случайно так много сегодня хоров, которые исполняют песнопения знаменного распева. Не случайно господствующим стилем в нашей иконописи сегодня является все-таки именно древнерусский, а не академический стиль. Старый обряд продолжает оставаться значимым свидетельством о традиционных корнях церковного искусства и нашего богослужения.
Я всех вас сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи, всем вам желаю, чтобы радость Пасхальных дней сохранялась в ваших душах и ваших сердцах. Пусть Господь хранит вас на многая лета, а Пресвятая Богородица покрывает вас от всякого зла честным своим омофором.