Митрополит Иларион возглавил презентацию сборника о воссоединении Киевской митрополии с Русской Церковью в XVII веке
16 сентября 2021 года в рамках конференции Синодальной библейско-богословской комиссии «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялась презентация сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676–1686 гг. Исследования и документы».
Издание сборника, подготовленного церковно-научным центром «Православная энциклопедия», стало историко-каноническим ответом на события, связанные с заявлением со стороны Константинопольского Патриархата об «отмене» синодального решения 1686 года относительно перехода Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви и «признании автокефалии» раскольнического формирования «ПЦУ». В сборнике представлено 246 документов, из которых 200 никогда не публиковались. Все документы тщательно изучены и по мере необходимости снабжены научным комментарием, а где это требуется, и новыми переводами на современный русский язык.
Как отметил в выступлении перед участниками мероприятия председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, представленное издание представляет собой наиболее полное собрание документов по истории воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью в 1686 году.
«Этот коллективный труд объединен высокой идеей: на примере одной важной, но частной проблемы церковных и дипломатических взаимоотношений продемонстрировать единство Русской Церкви, а также духовное, цивилизационное и историческое единство народов Святой Руси в объективном свете документов и исторических фактов, – подчеркнул архипастырь. – Как Мцхета для Грузинской Церкви, а Печ – для Сербской, для Русской Церкви её исторической колыбелью и первенствующей кафедрой был древний Киев. Его наши летописцы и духовные писатели с любовью называли "Матерью городов русских". Перемещение митрополичьей кафедры во Владимир, а потом в Москву в XIII-XIV веках было вызвано историческими потрясениями монгольского нашествия и разорением Киевской Руси. Но и во Владимире, и в Москве Предстоятели Русской Церкви помнили о своей исторической кафедре и сохраняли её именование в своём титуле. Помнила об этом единстве и строго блюла его Святая Константинопольская Церковь, в юрисдикцию которой в те века ещё входила Церковь Русская. Истории известны факты, когда Патриархи Константинопольские выступали против попыток удельных князей разделить Киевскую митрополию, защищали и утверждали её границы как границы нераздельного целого, невзирая на перемены границ политических и образование новых государств».
Владыка Иларион указал на то, что временное разделение Русской Церкви в XV-XVII веках стало одним из печальных событий, связанных со сближением Константинопольского Патриархата с католиками, бесславной Флорентийской унией 1439 года и последовавшим вскоре за нею падением Константинополя.
«Под влиянием Константинопольской Церкви и при активной поддержке Речи Посполитой православная иерархия на её территории также перешла в унию с Римом, – напомнил председатель ОВЦС. – С этих пор положение Православия на территории Польско-Литовского государства стало неуклонно ухудшаться, а после заключения Брестской унии 1596 г. против православных в западнорусских землях были развёрнуты настоящие гонения. Преследование иерархов и духовенства, захваты и закрытие храмов, массовые случаи насилия и пыток, ущемление и поражение в правах православного населения – всё это в драматичной, наглядной форме описывают исторические источники. Хотя ко времени установления османского владычества Константинопольские Патриархи и вернулись к Православию, но теснимые своими поработителями, ослабленные и лишённые государственной поддержки, они уже не имели возможности воспрепятствовать гонениям или оказать своей страждущей пастве в Малой и Белой Руси существенную поддержку».
Было отмечено, что в сборник вошли, в том числе, свидетельства иерархов, духовенства, монашествующих, мирян того времени. «Это живые голоса очевидцев, о которых можно сказать словами Евангелия: Если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19. 40)», – подчеркнул иерарх.
Он напомнил, что в те страшные годы стремительно, всего лишь за несколько десятков лет нетерпимости и открытого насилия уния поглотила исторически православные земли Правобережья Днепра. «Крайне тяжёлое положение Православия на Правобережье понудило Киевскую митрополию искать воссоединения с Московским Патриархатом, восстановления полноты Русской Церкви. Это воссоединение, свершившееся в 1686 году, не только спасло Православную Церковь в западнорусских землях от окончательного уничтожения, но и способствовало духовному, богословскому и образовательному расцвету единой Русской Церкви», – констатировал митрополит Волоколамский Иларион.
Председатель ОВЦС обратил внимание слушателей на то, что акт передачи Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году был закреплён Синодальным решением Константинопольской Церкви и получил немедленное признание всех Поместных Православных Церквей. «Разумеется, и в самой Константинопольской Церкви факт передачи Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Церкви не подвергался сомнениям. Об этом свидетельствуют многочисленные подтверждения официальных документов и изданий XVIII-XIX веков», – подчеркнул он.
«Корпус изданных нами документов лишний раз доказывает, что ни в переговорах русских дипломатов с Константинопольским Патриархатом по вопросу о передаче Киевской митрополии, ни в переписке со священноначалием и политическим руководством Левобережья, ни в самих документах Константинополя, подтверждающих эту передачу, не было и речи о её якобы временном или ограниченном характере, – констатировал митрополит Иларион. – Лишь в 2018 году, накануне своего незаконного вторжения на Украину, Константинополь предпринял попытку пересмотреть акт 1686 года и объявить его якобы временно, ввиду крайней необходимости, предоставленным разрешением Московскому Патриарху на рукоположение митрополитов Киевских. При этом современные исторические аргументы Фанара вызывают, по меньшей мере, недоумение».
Представляемое общественности издание документов сильно своей исследовательской частью, отметил владыка Иларион: «Публикуемые в нём глубокие самостоятельные исследования вносят весомый вклад в понимание контекста исторических событий и документов воссоединения Русской Церкви в 1686 году. Ведь недостаточно одной лишь публикации архивов, какой бы широкой она ни была. В бережном, внимательном и правдивом восстановлении их исторического контекста заключается работа настоящего ученого. В издании этой книги я вижу успех наших отечественных учёных, и рад их с этим успехом поздравить».
Председатель ОВЦС уверен: сегодня всё ещё сохраняется возможность проведения свободной и объективной научно-исторической дискуссии, от которой в 2018 году Константинопольский Патриархат прямо и недвусмысленно отказался.
«Мы с удовлетворением следим за откликами на наше издание в научной среде и за его критикой – пока, к сожалению, имеющей отрывочный, фрагментарный характер, – сказал митрополит Волоколамский Иларион. – Нам известно, что подобного рода издание – пусть даже менее фундаментальное и представительное – готовится при поддержке Константинопольской Патриархии. Я рад, что наше издание дало толчок дискуссии – какой бы пристрастной ни была реакция наших оппонентов – на важнейшую не только для истории Русской Церкви, но и для единства всего мирового Православия тему. Я твердо уверен, что у нашей отечественной науки – лучшие позиции и наибольший потенциал участия в этой дискуссии».
Выступивший далее руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец рассказал о работе над изданием, особо остановившись на выборе хронологических рамок сборника документов. Он напомнил слушателям, в насколько сложных исторических условиях принималось решение о возвращении Киевской митрополии в Русскую Православную Церковь: это и тяжелейшее положение православных под властью Речи Посполитой, принуждение их к унии, и тот факт, что в определенный момент на данной территории не осталось ни одного православного иерарха. А в 1676 году (именно этой датой начинается подборка документов в книге) в Речи Посполитой православным было запрещено общаться с Константинопольским Патриархатом под угрозой казни и конфискации имущества. «После того говорить о каком-то влиянии Константинопольского Патриархата на ситуацию в Киевской митрополии невозможно, потому что это было приравнено к государственной измене», – констатировал С.Л. Кравец.
При этом он отметил, что решение о принятии обратно в состав Русской Православной Церкви Киевской митрополии давалось очень нелегко, потому что было понятно, насколько серьезным испытанием и очевидной нагрузкой это станет для Московского государства. Как известно, практически сразу после воссоединения Киевской митрополии с Русской Церковью туда огромными обозами начали направлять средства на поддержку и восстановление местных храмов, монастырей. Кроме того, было понятно, что Речь Посполитая таким образом обретет рычаг давления на Московское государство, так как православных на ее территории можно будет в какой-то степени расценивать как заложников.
«Было совершенно очевидно: Московское государство как единственная суверенная православная страна обязана защитить православных в Речи Посполитой, тем более, православных, ранее бывших неотъемлемой частью Русской Церкви, – подчеркнул глава ЦНЦ «Православная энциклопедия». – Это не подвергалось сомнению. Но до того все попытки защитить их наталкивались на один ответ, и в книге мы его многажды приводим в отписках русских послов: «А нам говорят, это не ваше дело. Это подданые Речи Посполитой, и какое вы имеете к ним отношение?»
Завершается сборник не полученными от Константинопольского Патриарха грамотами, а выпиской из заключенного Московским государством примерно в то же время Договора о вечном мире с Речью Посполитой, где говорилось о защите православных.
«Выписка из этого договора размножалась отдельно, и наши послы, направляясь в Варшаву, раздавали ее по дороге по приходам, по всем городкам с тем, чтобы православные могли апеллировать к обещанию польского короля не притеснять их и к тому, что обращение к русскому царю, согласно этому договору, является легитимным, – упомянул С.Л. Кравец. – Трудно говорить, что могло бы быть, если б этого (воссоединения Киевской митрополии с Русской Церковью – прим.) не произошло, но я почему-то уверен, что если б не было этой защиты – политической, юридической, если не было бы огромной экономической поддержки, которую Московское государство и Русская Церковь стали оказывать Православию на землях Речи Посполитой, оно было бы уничтожено униатством до конца. И в какой-то мере это осознавали и в Константинопольской Церкви, потому что в одном из посланий говорится, мол, мы передаем Киевскую митрополию в Русскую Церковь, ибо не хотим отвечать пред Божиим Престолом за уничтожение православных».
Заместитель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич обратился к участникам презентации посредством видеосвязи.
Отметив важность издания и огромную работу по его подготовке, он упомянул о том, что сборник был представлен также в Киеве и вызвал очень большой интерес. Причем интерес к рассматриваемым в сборнике темам проявляется не только на уровне специалистов, но и на уровне церковного народа.
Вспоминая ситуацию, связанную с антиканоническими действиями Константинопольского Патриарха на Украине, протоиерей Николай Данилевич отметил: «Прошло более двух лет с трагических для нас событий. Сейчас, когда страсти поутихли и улеглись, пришло время спокойно осмыслить кризисные темы в межправославных отношениях, экклезиологические вопросы, идти именно по церковному, а не по политическому пути. Это действительно очень важно».
С сожалением констатировав, что в православном мире пока нет общей готовности к соборному решению имеющихся вопросов, он подчеркнул: «Церковная история продолжается. И надо решать проблемы, которые назрели».
«Большое спасибо за этот труд и за сегодняшнюю конференцию, за то, что Русская Православная Церковь стоит флагманом православного мира в отстаивании канонического порядка. Дай Бог, чтобы в дальнейшем все эти труды привели к решению проблем, которые у нас есть», – резюмировал выступавший.
Подводя итог, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион отметил: «Вы справедливо сказали, что история Церкви продолжается. И мы являемся участниками этой истории. Когда-нибудь триста лет спустя наши с вами речи и выступления будут читать наши потомки, как мы сейчас обращаемся к документам 300-летней давности. И пока история продолжается, мы должны реагировать на то, что происходит. Реакцией на события в православном мире является, в частности, наша конференция».
Служба коммуникации ОВЦС