Иерархические награды Русской Православной Церкви

I. Преамбула.

Награды Русской Православной Церкви (далее награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.

Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные.

II. Иерархические награды Русской Православной Церкви.

Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения.

Иерархическими наградами являются:

— повышение в сане;

— элементы литургического облачения, несущие духовное значение;

— богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, или до «Отче наш»)

В соответствии со своей градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем, либо, по его благословению — викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает «аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий регулируют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.

1. Последовательными наградами для епископата являются:

— Возведение в сан архиепископа

— Возведение в сан митрополита

Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями.

Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии.

Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).

Примикирий использует Святейший Патриарх за всеми богослужениями, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейшие митрополиты Токийский и всея Японии, Минский и Слуцкий, Кишеневский и всея Молдовы в пределах своих юрисдикций, епархиальные архиереи в пределах своих епархий.

3. Последовательными наградами для священства являются:

— Набедренник — Награждение производится Указом епархиального архиерея не ранее чем через 3 года после хиротонии награждаемого.

Правила ношения: навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.

— Камилавка фиолетового цвета — Награждение производится Указом епархиального архиерея не ранее чем через 3 года после награждения набедренником.

Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.

— Наперсный крест — Награждение производится Указом епархиального архиерея не ранее чем через 3 года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет.

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

— Сан протоиерея, сан игумена (для монашествующих) — Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет служения в священном сане.

— Палица — Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих — игумена)

Правила ношения — навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник слева.

— Крест с украшениями — Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после награждения палицей.

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

— Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих) — Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией.

Примечание: При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра;

Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии носит митру с крестом.

Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом)

— Служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни — Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, не ранее чем через 5 лет после награждения митрой.

— Служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш…» — Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, не ранее чем через 5 лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

— Патриарший крест — Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

— Сан протопресвитера — Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

4. Последовательными наградами для диаконства являются:

— Двойной орарь. — Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после хиротонии награждаемого. Правила ношения — на левом плече, поверх стихаря, передний более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, а затем спускается вниз через левое плечо

— Возведение в сан протодиакона. — Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 20 лет служения в сане диакона.

— Камилавка фиолетового цвета — Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет после возведения в сан протодиакона.

Правила ношения: во время богослужения, (снимается в случаях, предусмотренных уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.

— Возведение в сан архидиакона /для монашествующих/ — Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией.

Примечание: Саном архидиакона Указом Святейшего Патриарха может быть удостоен старший диакон Патриаршего Кафедрального собора.

5. Настоятельницы монастырей, назначенные Священным Синодом, по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. В случае оставления ими должности, они не имеют права ношения наперсного креста. За многолетнее усердное служение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси настоятельницы монастырей могут быть удостоены сана игумении. Игумении за особые заслуги Святейшим Патриархом Московским и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями.

6. Правила использования жезла и посоха.

Жезл служит «знаком власти над подчиненными и законного управления ими». Также жезл является символом апостольского преемства. Архипастырский жезл является внешним отличительным знаком архиерейского сана. Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный вдвое сложенный плат). Разновидностью жезла, употребляемого вне богослужения, является посох. Патриарший жезл является внешним отличительным знаком Патриаршего сана. Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси может употреблять за богослужением жезл без сулка и входить с ним в алтарь через Царские врата.

— При посещении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси епархий Русской Православной Церкви, епархиальный архиерей данной епархии имеет право употреблять посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не употребляют посох в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

— При проведении общецерковных мероприятий возглавляемых Святейшим Патриархом или с его участием жезл за богослужением и посох вне богослужения использует только Святейший Патриарх, в его отсутствие (или если он не совершает богослужение) первенствующий (совершающий богослужение) архиерей. Викарные архиереи не употребляют жезла при служащем епархиальном архиерее и посоха в присутствии епархиального архиерея.

— Настоятели (наместники) лавр и монастырей в сане архимандрита (игумена) могут быть награждены указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, правом употребления игуменского посоха за богослужением. Настоятель (наместник), награжденный правом употребления игуменского посоха за богослужением, имеет право употреблять посох и вне богослужения в пределах своей обители. Во время архиерейского богослужения настоятель (наместник) не имеет права употреблять игуменского посоха. Настоятель (наместник) может употреблять игуменский посох при совершении богослужения в присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужения, архиерея. В присутствии архиерея настоятель (наместник) не употребляет посох вне богослужения. В случае оставления должности настоятеля (наместника) архимандрит (игумен) не имеет права употреблять за богослужением игуменского посоха.

— Настоятельницы женских монастырей в сане игумении за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права употребления игуменского посоха. Они не употребляют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности настоятельницы монастыря игумении не имеют права употреблять игуменский посох.

7. Право награждения.

Решение о награждении набедренником, камилавкой и наперсным крестом находится в компетенции епархиальных архиереев. По всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков и мирян Патриарху. Сведения о награжденных в течение года набедренником, камилавкой и наперсным крестом указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, подаваемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных межнаградных сроков по этим наградам, в отчете указываются причины их сокращения.

8. Порядок и сроки подачи ходатайств о представлении к наградам духовенства.

Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам должны быть направлены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси до начала Великого поста. Списки оформляются по нижеуказанной форме (Таблица 1) и подписываются епархиальным архиереем. На каждого клирика, представляемого к награждению саном протоиерея (для монашествующих саном игумена) и митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита), прилагается послужной список с характеристикой за подписью епархиального архиерея (в одном экземпляре). Награждения производятся к празднику Пасхи.

Таблица 1

№ п/п

Сан, фамилия,
имя и отчество

Место
служения
и должность

Дата рожд.

Дата рукополо-
жения

Образо-
вание

Последние
две награды

Испраши-
ваемая награда

Представление к внеочередным наградам подается отдельным рапортом с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков.

Межнаградные сроки могут быть сокращены при назначении клирика на требующую того должность, либо за особые церковные заслуги.