Print This Post

11 апреля 2015 года, в Великую субботу, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили клирики храма.

На Литургии присутствовали члены христианской общины Тэзе (Франция), прибывшие в Москву, чтобы познакомиться с православной богослужебной и культурной традицией.

За богослужением митрополит Иларион прочитал одну из пятнадцати паримий Великой субботы – отрывок из книги Исхода, повествующей о переходе израильтян через Чермное море.

По обычаю Великой субботы перед чтением Евангелия священнослужители переоблачились из темных одеяний в белые.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине и молитву о мире на Святой Земле, Ближнем Востоке и Северной Африке.

После отпуста Литургии митрополит Иларион совершил благословение хлебов и вина, после чего обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Страстная седмица, посвященная воспоминанию Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, завершается Великой субботой, когда мы вспоминаем погребение Господа и Его тридневное пребывание в сердце земли.

Церковь, прославляя страсти Христовы, прославляя смерть Христову, всегда помнит о Воскресении Спасителя. И даже в траурных песнопениях Великого пятка и Великой субботы мы слышали как через скорбный церковный плач прорывался возглас радости о Воскресении Христовом. Церковь не может отделить смерть Христову от Его Воскресения, ибо эта смерть не могла не завершиться Воскресением.

И мы особым образом ощущаем это одновременное присутствие смерти Господа Иисуса Христа и Его Воскресения за Литургией Великой субботы, которая начинается, как и другие траурные службы последних дней Страстной седмицы, песнопениями, посвященными Господу Иисусу Христу, чье тело лежит во гробе и чья душа сошла во ад.

Мы начинаем эту Литургию в скорбных черных облачениях – в память о Его смерти и погребении. Но в середине богослужения, когда возглашаются древние псаломские стихи «Воскресни, Боже, суди земли, ибо Ты царствуеши во веки» – мы переоблачаемся в белые одежды. И затем мы уже слышим евангельское чтение не о Страстях Христовых, не о смерти Спасителя, и не о том, как Иосиф с Никодимом пришли и погребли тело Его, а слышим благовествование о Воскресении Христовом. Это евангельское чтение уже о том, как Господь явился женам-мироносицам, а затем явился ученикам и сказал им: «Идите, проповедуйте Евангелие, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа. И вот Я с вами во все дни до скончания века» (см. Мф. 28, 19-20).

Сегодня за Божественной литургией мы слышали обетование Господа Иисуса Христа о том, что Он останется со Своей Церковью и со Своими учениками до скончания века. Господь Иисус Христос никуда от нас не ушел: даже тогда, когда Он умер и душа Его сошла в адские бездны, и после, когда Он воскрес, а затем вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца – Он всегда оставался с нами. Он вернулся в ту Божественную славу, что изначально принадлежала Ему и которую Он явил перед Своими учениками во время Преображения, и Он все равно пребывает с нами, в нашей земной жизни.

Земная жизнь Господа Иисуса Христа, когда Он в зраке раба пришел в этот мир, чтобы разделить с нами человеческую судьбу, завершилась крестной смертью и погребением. Но после погребения следовало воскресение – событие, которого никто не видел, ибо когда жены-мироносицы пришли ко гробу, то ангел возвестил им, что Тот, Кого они ищут умершим, уже воскрес и Его нет в этой гробнице.

Сегодня на пасхальной утрене мы вновь услышим песнопение «Воскресение Христово видевше», которое свидетельствует о том, что мы не просто поверили в Воскресение Христа, но узрели всей своей жизнью, всем внутренним естеством, очами своей души, что Господь не остался во гробе, но воскрес! И именно уверенность в Его Воскресении наполняет нашу жизнь радостью и торжеством над всем злом в современном мире; торжеством над смертью, которая имеет власть над нашей плотью, торжеством над адом, который царствует, но не вечнует над родом человеческим, ибо отныне раз и навсегда ему и всему злу подписан Господом смертный приговор.

Господь умер и воскрес, чтобы и мы воскресли после своей смерти; чтобы мы не уходили из этого мира без надежды, как многие ветхозаветные праведники, которые не знали, что их ожидает за порогом смерти: их души сходили в мрачный шеол, где ожидали пришествия Господа Иисуса Христа, не зная, как и когда оно произойдет, и каким будет.

Господь после Своей крестной смерти, в то время, как Его тело находилось в гробе, сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, ко всем ветхозаветным праведникам: к Адаму и Еве, к Аврааму, Исааку и Иакову – древним патриархам, о которых мы сегодня слышали в чтении пятнадцати паримий, и к Моисею, который провел израильский народ по суше посреди моря, и к пророкам Илии и Елисею, которые совершали великие чудеса, и к пророкам, предсказавшим Его пришествие. Он сошел к ним для того, чтобы открыть перед ними врата рая, чтобы они воскресли вместе с Ним. И неслучайно в Евангелии от Матфея мы читаем, что когда Господь Иисус Христос умер на кресте, то многие телеса усопших святых восстали и явились многим (см. Мф. 27, 52-53). А почему это произошло? Потому что ад более не мог удерживать этих людей, потому что настало то, ради чего они трудились и совершали свои подвиги: им явился обетованный, долгожданный Мессия, о Котором они пророчествовали, веря в Него и надеясь на встречу с Ним.

Сойдя в адские бездны, Господь наш Иисус Христос затем вернулся на землю, чтобы явиться женам-мироносицам и Своим ученикам и довершить то дело, ради которого Он принял участие в истории человечества; чтобы свидетельствовать, что благовестие о Царствии Небесном, которое Он принес на землю, никогда не прекратится, и отныне Бог – любящий нас Отец, а мы – дети Его, и что Он, Господь наш Иисус Христос, во все дни до скончания века будет со Своими учениками. И как при Его жизни ученики именем Его совершали чудеса, так и все последующие поколения их учеников и последователей будут совершать чудеса во имя Христово.

Мы сегодня являемся наследниками этой Пасхальной тайны, ведь именно к нам обращены слова Господа: «Я с вами во все дни до скончания века» (см. Мф. 28, 20). Будем жить этой радостью о Воскресении Христовом, этой надеждой на всеобщее воскресение, и будем использовать нашу земную жизнь, отмеренную Господом, для того, чтобы делать добро, помогать людям и свидетельствовать, что Христос не остался во гробе, что смерть побеждена Жизнью и что Господь воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Аминь».

Затем митрополит Иларион совершил чин освящения куличей и пасох.

Служба коммуникации ОВЦС