Главная страница Новости
Митрополит Иларион: Бог пришёл в этот мир&nbs…

Митрополит Иларион: Бог пришёл в этот мир для того, чтобы изменить течение человеческой истории

6 января 2014 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили клирики храма.

По запричастном стихе проповедь произнёс клирик прихода протоиерей Даниил Калашников.

В архипастырском слове после богослужения митрополит Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в Рождественский сочельник, мы начинаем праздновать Рождество Христово: за богослужением, которое мы совершили сейчас, были исполнены тропарь и кондак праздника, мы слышали Евангельское чтение о Рождестве Христовом. То есть богослужение, которое было сегодня совершено, является не предпраздничным, а праздничным, не предрождественским, а Рождественским. Неслучайно, согласно уставу, оно начинается с вечерни и должно совершаться после захода солнца. Исторически в Иерусалиме это богослужение начиналось вечером, после чего служили всенощное бдение, а уже под утро − Рождественскую Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста; то есть службы, которые мы сегодня совершаем в течение дня, – в 9 утра, потом в 6 часов вечера, а потом в 11 часов вечера − совершались одно за другим практически без перерыва.

Богослужение, которое мы сейчас совершили, и было началом рождественского торжества. Уже на вечерне, с которой оно начинается, звучат стихиры, посвященные Рождеству Христову. Затем эта вечерня, не заканчиваясь, переходит в Литургию Василия Великого, которая отличается особой полнотой и особой глубиной содержания, потому что евхаристические молитвы, которые читаются за этой Литургией, гораздо полнее и гораздо длиннее, чем молитвы Литургии святого Иоанна Златоуста. В них рассказывается обо всей истории спасения человеческого рода, начиная от сотворения мира и вплоть до нашего с вами времени, когда мы становимся участниками этой истории спасения. Об этой истории говорилось и в паремиях – ветхозаветных чтениях, которые прозвучат на вечерне непосредственно перед началом Литургии. Опять же, они начинались с библейского рассказа о сотворении мира, а затем мы слышали пророчества о Спасители мира, о Мессии, который придёт для того, чтобы всю человеческую историю наполнить совершенно особым смыслом.

Мы слышали Евангельское чтение о рождении Спасителя и о том, как ангел явился пастухам и сказал им, что родился в мир Спаситель, что они должны пойти и поклониться Ему и что они увидят знамение, то есть знак: младенца, лежащего в яслях. Казалось бы, такое послание ангела могло смутить пастухов. Ведь когда обещается знамение, когда обещается какое-то особое чудо от Бога, то, наверное, следует ожидать чего-то особенного, а ангел говорит, что знамением будет Младенец, который повит пеленами и лежит в яслях. Но разве пастухи не видели младенцев, повитых пеленами, разве вокруг них в той же самой иудейской земле не рождались сотни и тысячи других младенцев? И почему именно этот Младенец должен быть знамением для пастухов? Почему именно в Нем они должны распознать Спасителя мира?

Господу было угодно совершить чудо нашего спасения очень необычным и неожиданным образом. В течение веков «многочастно и многобразно», как мы сегодня слышали в апостольском чтении (см. Евр. 1. 1), Господь просвещал Свой народ через пророков, через тех, которые давали людям знание, учили народ Божий нравственности, изъясняли людям заповеди Божии, от имени Бога призывали к покаянию, а иной раз угрожали или пугали знамениями и карами Божиими. Вот такого Бога − далёкого и в то же время близкого, Бога, Который на высоте и в то же время может вмешаться в человеческую жизнь, Который далеко, Которому поклонялись в страхе и в ужасе и Который, тем не менее, мог наказать не только целый народ, но и каждого конкретного человека − люди знали до пришествия в мир Спасителя.

И вдруг им является Тот же Бог, но совершенно в ином облике − облике беспомощного Младенца, такого же, какими были сотни и тысячи младенцев вокруг. Именно это явление Бога в облике человека становится знамением и для пастухов, которые пришли поклониться, и для волхвов, которые пришли из далёкой земли и принесли свои дары, и для тех людей, которые, может быть, не знали о том, что родившийся Младенец – это Воплотившийся Бог, но чувствовали сердцем, что это не обычный Младенец, что через Него будет дано спасение израильскому народу и всему человеческому роду.

Надлежало вырасти этому Младенцу, стать взрослым человеком, пройти по иудейской земле со Своей проповедью, избрать Себе учеников и создать из них Церковь для того, чтобы люди постепенно начали приходить к пониманию того, что Родившийся в Вифлееме был не просто особым богоизбранным человеком, но Самим Богом.

И Церкви понадобилось несколько веков для того, чтобы уяснить эту истину в полной мере и сформулировать ее на языке богословия. Ведь ещё в IV веке богословы спорили о том, Кто такой Иисус Христос. И один из богословов, пресвитер константинопольский Арий, говорил, что Иисус – это одно из творений Божиих, самое старшее, высшее всех других, но все-таки творение, и потому Сын Божий не может быть равен Богу Отцу. Церковь, услышав эти еретические слова, собрала все свои богословские силы для того, чтобы торжественно провозгласить сначала на одном, а потом на другом Вселенском Соборе, что Сын Божий равен и единосущен Богу Отцу, что родившийся в Вифлееме Младенец – это Сам Бог, Который пришёл в этот мир для того, чтобы изменить течение человеческой истории, наполнить смыслом человеческую жизнь, причем не только бытие отдельных выдающихся личностей, но повседневную жизнь каждого человека.

И теперь всякий раз, когда в этот мир рождается младенец, мы созерцаем, с одной стороны, естественное течение человеческой истории, когда на смену одним поколениям приходят другие, но, с другой стороны – созерцаем чудо Божие, когда новый человек приводится в мир для того, чтобы стать соучастником тайны спасения, стать сопричастником знамения, которое было явлено пастухам. Мы, христиане, на рождение всякого младенца смотрим как на чудо, потому что Младенец дан нам, как сказано в Рождественской службе, то есть каждый младенец, каждый человек, который приходит в этот мир, − это дар Божий. Именно поэтому Православная Церковь говорит о материнстве как о главном призвании женщины. Именно поэтому Церковь говорит о том, что всякий младенец, которому Бог повелел прийти в мир, должен появиться на свет, и никто не вправе воспрепятствовать ему – ни мать, ни врачи, ни отец, ни кто-либо иной, потому что воспрепятствовать рождению в мир младенца – это величайшее преступление перед Богом, перед людьми и перед историей.

Каждый человек, которого Бог приводит в этот мир, рождается для того, чтобы принять участие в этой неизреченной и превышающей человеческий ум тайне спасения. Она начинается здесь, в Вифлеемском вертепе, где лежит пока еще беспомощный Младенец, Который не умеет говорить, но Которому будет суждено прожить человеческую жизнь и наполнить жизнь всякого человека Божественным смыслом. Святые отцы IV и V веков говорили о том, что Сын Божий стал Сыном человеческим для того, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими. Эта мысль встречается в творениях очень многих святых отцов, потому что она является сердцевинным пунктом христианского богословия. Сын Божий стал Сыном Человеческим для того, чтобы открыть людям дорогу к обожению. Через Свою Крестную смерть, через Свои страдания, через Таинство Святой Евхаристии, которую Господь нам оставил, Он дает нам возможность приобщаться к Его спасительному делу, соединяться с Ним духовно и телесно и становиться соучастниками и сопричастниками тайны спасения. Прежде всего, конечно, через Таинство Святой Евхаристии, которое является сердцевиной как Рождества Христова или Пасхи, так и любого другого праздника. Ведь каждый праздник по-своему отмечается Церковью, каждому из них посвящены свои песнопения, свои богослужебные тексты, но вершиной и увенчанием праздника становится одно и то же неизреченное и Божественное Таинство Святой Евхаристии, которое в себе соединяет все остальные таинства, все остальные богослужения, которое нас соединяет с Богом, Воплотившимся и пришедшим в этот мир ради нашего спасения.

Будем поклоняться родившемуся в Вифлееме Богомладенцу, прося Его о том, чтобы Он дал нам пройти нашу жизнь, как подобает чадам Божиим, чтобы каждый из нас приобщился к тайне спасения, которая сегодня явлена всему человечеству, и до конца прошёл по пути, по которому Господь хочет нас провести, − по пути ко спасению и вечной жизни. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

Поделиться:
Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета

16 апреля в 12:30

Состоялось заседание Оргкомитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

11 апреля в 15:00

Состоялась встреча Патриарха Кирилла с председателем ОВЦС и Патриаршим экзархом Западной Европы

09 апреля в 19:30

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре

07 апреля в 20:00

В праздник Благовещения Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля

07 апреля в 17:00

В канун праздника Благовещения Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

06 апреля в 21:38

Святейший Патриарх Кирилл принял митрополита Зарайского Константина

04 апреля в 14:51

Святейший Патриарх Кирилл поздравил с праздником Воскресения Христова Премьер-министра Венгрии В. Орбана

31 марта в 12:30

Пасхальное поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главам инославных Церквей

31 марта в 12:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Сирийской Ортодоксальной Церкви с 10-летием избрания на Патриарший престол

31 марта в 11:00

Митрополит всей Америки и Канады Тихон выразил соболезнования в связи с терактом в Красногорске

25 марта в 11:00

В Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

24 марта в 16:00

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 25-й годовщины начала агрессии НАТО против Югославии

24 марта в 10:00

В канун Недели Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

23 марта в 20:00

В день памяти благоверного князя Даниила Московского Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом монастыре

17 марта в 14:00

Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви и председатель ОВЦС совершили Литургию в Токио

21 апреля в 13:00

Митрополит Волоколамский Антоний выразил соболезнования в связи с кончиной многолетнего сотрудника ОВЦС Л.А. Булыгина

16 апреля в 11:10

Митрополит Волоколамский Антоний совершил монашеский постриг сотрудника ОВЦС

13 апреля в 21:20

Состоялось заседание Оргкомитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

11 апреля в 15:00

Состоялась встреча Патриарха Кирилла с председателем ОВЦС и Патриаршим экзархом Западной Европы

09 апреля в 19:30

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре

07 апреля в 20:00

В праздник Благовещения Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля

07 апреля в 17:00

В канун праздника Благовещения Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

06 апреля в 21:38

Митрополит Волоколамский Антоний совершил паломничество в Галилею

04 апреля в 09:30

Митрополит Волоколамский Антоний вручил послу России в Израиле Патриаршую награду

02 апреля в 23:55

Состоялась встреча председателя ОВЦС с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III

02 апреля в 23:30

Председатель ОВЦС совершил Литургию на Патриаршем Черниговском подворье в 15-ю годовщину образования ОЦАД

31 марта в 16:00

Председатель ОВЦС поздравил глав инославных церквей с праздником Христова Воскресения

31 марта в 11:59

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Сирийской Ортодоксальной Церкви с 10-летием избрания на Патриарший престол

31 марта в 10:59

Председатель ОВЦС встретился с представителем Церкви Англии

28 марта в 14:50

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب