Print This Post

30 ноября 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в престольный праздник московского храма святителя Григория Неокесарийского в Дербицах. Владыке сослужили епископ Дмитровский Александр, настоятель храма епископ Иероним (Чернышов), благочинный Замоскворецкого округа протоиерей Николай Кречетов, помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, клирики храма. За богослужением молились военнослужащие отдельного 154-го Комендантского полка, окормляемого приходом.

Перед началом богослужения митрополит Иларион поклонился главной святыне храма –  мощам святителя Григория Неокесарийского. Мощи святителя Григория были переданы храму митрополитом Сурожским Антонием (2003) и торжественно перенесены в Москву в 1998 году.

По окончании Литургии был совершен крестный ход со святыней, после которого митрополит Иларион вознес молитву перед ковчегом с честными мощами.

Епископ Иероним (Чернышов), обращаясь к архипастырям, клирикам и прихожанам, отметил, что в сей престольный праздник храма отмечается знаменательная годовщина: 30 ноября 1996 года, 15 лет назад, великим чином вновь был освящен престол открытого после периода безбожного лихолетья храма. Епископ Иероним сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, благословившего совершение ныне торжественной службы. Настоятель храма также поблагодарил митрополита Илариона и епископа Александра за проникновенное служение и преподнес архипастырям на молитвенную память иконы святителя Григория Неокесарийского.

В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион, в частности, сказал:

«В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Господь Иисус Христос впервые посылал двенадцать своих учеников на проповедь. Он сказал им: На путь к язычникам не ходите, и в город самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10. 5-6). Так очень скромно, только среди иудеев, начиналась на земле миссия христианства. Эта миссия не была благоуспешной, ибо иудеи – народ, который Господь избрал и которому вверил тайну единобожия, – не приняли Спасителя, не узнали своего Мессию, и проповедь апостолов среди этого народа оказалась тщетной.

Но не тщетной она оказалась среди других народов. И уже Сам Господь, заповедовавший апостолам не входить в град самарянский, пришел в один из самарянских городов, беседовал с самарянской женщиной и, как повествует Евангелие, многие из самарян еще при земной жизни Спасителя уверовали в Него (см. Ин. 4. 5-42). А когда Господь Иисус Христос вознесся на Небо и воссел одесную Бога Отца, апостолы пошли проповедовать Его Воскресение, Его Евангелие уже не только в городах иудейских и самарянских, но и по всей вселенной, исполняя заповедь, данную Господом перед Вознесением на Небо: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф.28. 19-20).

Казалось бы, совсем немного времени отделяет первый миссионерский призыв Спасителя, когда Господь говорил не входить в самарянские города к язычникам, от слов, которые прозвучали из Его уст после Воскресения, – идите, научите все народы. Ибо христианству суждено было стать не только верой людей, живущих на небольшом клочке земли, но всемирной религией, которая превосходит все национальные и языковые различия, объемля собой весь мир. И вскоре после разрушения Иерусалима, когда, по пророчеству Спасителя, на месте этого древнего священного города не осталось камня на камне (см. Мф. 24. 2), вера христианская очень быстро начала распространяться по всей земле. Распространялась она, прежде всего, среди людей, говоривших на греческом языке, но также и на латинском, сирийском языках…

В III веке, когда еще продолжались гонения на христиан, но христианская вера уже завоевывала земные просторы и человеческие сердца, Господу понадобились новые апостолы. Понадобились те, которые, просвещенные духом эллинского знания, искушенные в законах и писаниях эллинских философов, могли бы на понятном для людей того времени языке рассказать о Воскресении Христовом, изложить учение Спасителя.

Одним из таких апостолов III века был святитель Григорий Неокесарийский. Мы знаем о нем больше, чем о других великих мужах той эпохи, потому что он оставил после себя удивительное сочинение – «Благодарственную речь Оригену». Ориген был учителем святителя Григория Неокесарийского, когда тот постигал одновременно основы греческой философии и основы христианского богословия. В этом удивительном слове, проникнутом великой теплотой и глубоким духовным чувством, святитель говорит и о своей собственной жизни — о детстве, юности. Святитель говорит о том, как в раннем возрасте потерял отца и это событие перевернуло всю его жизнь, ибо стало для него первой встречей с Богом – тогда еще неведомым Богом, Которому ему предстояло служить в течение всей своей жизни. Потом Господь привел его в Бейрут, где он изучал законы, ибо Бейрут был тогда центром юриспруденции, а затем и в Кесарию, где он поступил на обучение в Огласительное училище к Оригену.

Ориген был великим мужем Церкви. Впоследствии, несколько веков спустя, Церковь вынесла о нем свое суждение, потому что в своих книгах он допускал ошибочные и еретические мнения. Но он был непревзойденным учителем, и об этом его даре говорит святитель Григорий в своем благодарственном слове. Он говорит о том, что Ориген победил его своими доводами, но, прежде всего, «уязвил жалом дружбы», и через эту дружбу, через доброту, с которой он проповедовал христианские истины, Ориген обращал ко Христу тысячи людей. Он говорил своим ученикам, что для них нет ничего запретного, — они могут изучать все, что накопила к тому времени человеческая наука, — но при этом должны доброе воспринимать, а злое отсеивать.

Этот удивительный педагогический метод Ориген воспринял от другого великого учителя древности – философа Сократа, помогая своим ученикам, прежде всего, самим искать и находить истину, а не просто вкладывая в их умы истины, которые они должны были усвоить и принять на веру. Именно через воспитание в своих учениках способности к самостоятельному мышлению Ориген приводил их к познанию Истины Христовой. Таким образом, развиваясь интеллектуально и духовно под началом своего учителя, они воспринимали истины христианской веры не как что-то заведомо данное, а как то, что нужно пережить и осмыслить, чтобы иметь возможность рассказать об этом другим.

В такой атмосфере воспитывался святитель Григорий Неокесарийский. После окончания училища он стал христианским пастырем, был избран на епископское служение и прославился многими чудесами, которые совершал как при жизни, так и после своей блаженной кончины. Те немногие писания, которые остались от него, в том числе упомянутая мной «Благодарственная речь…», сегодня служат драгоценным свидетельством о нем самом и его эпохе.

Вера христианская продолжала распространяться и в последующие столетия. В IV веке великие святители Церкви – Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский (так называемые великие Каппадокийские отцы) – считали себя учениками святителя Григория Неокесарийского. А святитель Григорий Нисский в его честь составил свое похвальное слово подобно тому, как сам святитель Григорий Неокесарийский составил похвальное слово в честь своего учителя.

Может быть, все эти древние истории и не дошли бы до наших северных земель, если бы не случилось в истории нашего отечества знаменательного события, выпавшего на день памяти святителя Григория Чудотворца. В 1445 году московский великий князь Василий II Васильевич, когда возвращался из татарского плена, дал обет, что на том месте, откуда увидит Кремль, он построит храм Божий и посвятит его тому святому, чья память празднуется в тот день. И вот князь вошел в Москву и на этом самом месте увидел Кремль; здесь и была заложена первая в городе церковь во имя святителя Григория Неокесарийского. А та, в которой мы с вами находимся сейчас, была построена при царе Алексии Михайловиче, она пережила годы лихолетья, и вот уже пятнадцать лет здесь после освящения великим чином главного алтаря совершается Божественная служба.

Вера христианская, которая распространялась и в I столетии, и в III, и в IV веках, распространяется и ныне. И сегодня Господь призывает все новых и новых Своих апостолов, которые так же, как и святитель Григорий в III веке, сегодня, в XXI веке, должны говорить людям о Воскресении Христовом и проповедовать евангельское учение на том языке, на каком люди способны его воспринять. Мы не можем сегодня говорить языком первых веков христианства, а должны, сохраняя верность Христу и ни в чем не отступая от Его спасительного учения, уметь излагать его таким образом, чтобы оно было доступно людям. Делать это сегодня можно не только в стенах наших благолепных храмов, но и вне этих стен: там, где люди живут, работают, в том числе обращаться к ним через телевидение и другие СМИ.

Поэтому  нельзя сказать, что апостольская эпоха прошла и канула в прошлое, — она всегда сохраняется в нашей жизни и никогда не преходит так же, как и эпоха мученическая. Ведь всегда Церковь Христова — если не здесь, то где-то в другом месте — бывает гонима и Господь воздвизает на подвиг мучеников за веру; и сегодня мы видим, что многие христиане в мире претерпевают гонения. Так и апостольская эпоха в Церкви никогда не заканчивается, потому что апостольская миссия, возложенная Христом на Его учеников, затем перешла к святым отцам, а от них – к нам, живущим в это неспокойное время.

Будем молиться святителю Григорию Чудотворцу, чтобы он давал нам силы быть истинными апостолами и проповедниками Евангелия Христова. Будем молиться святителю Григорию, чтобы он хранил нашу страну, наш народ и нашу Церковь, чтобы вера христианская православная, унаследованная нами от апостолов и от святых отцов, сохранялась в нашем народе, передавалась из поколения в поколение, ибо именно эта вера на протяжении веков уберегала отечество от бед и спасала тысячи и миллионы людей, приводя их ко Христу».

Митрополит Иларион сердечно поздравил епископа Иеронима с престольным праздником. «Это не только храмовый, но и Ваш личный праздник, потому что Вы отдали много лет и сил делу возрождения этого святого храма», — сказал он. Владыка Иларион преподнес настоятелю храма святителя Григория Неокесарийского в память о совместном служении образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

Затем верующие были приглашены в православный культурно-просветительский центр «Замоскворечье» при храме святителя Григория Неокесарийского на чаепитие и праздничный концерт.

Служба коммуникации ОВЦС