Московского Патриархата
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie
В рамках программы IX Пасхального фестиваля в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя была исполнена симфония митрополита Илариона «Песнь восхождения»
[gallery]
5 апреля 2010 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя в рамках открывшейся Хоровой программы IX Пасхального фестиваля прозвучала симфония для хора и оркестра «Песнь восхождения». Симфонию митрополита Илариона (Алфеева) исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя, Камерный хор Смольного собора Санкт-Петербурга, хора и оркестра Мариинского театра под управлением В.А.Гергиева.
«Песнь восхождения» была написана владыкой Иларионом в августе 2008 года. В основу либретто лег текст семи псалмов из заключительных разделов Псалтири. Два из этих псалмов имеют в Библии подзаголовок «Песнь восхождения», что и дало название всему произведению. Симфония состоит из пяти частей, общая драматургия музыкального произведения для хора и оркестра – восхождение из глубин отчаяния к высотам молитвенного ликования и восторженной хвалы Богу.
В первой части симфонии звучат слова Псалма 129: Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Это один из самых скорбных псалмов, выражающий состояние души человека, который находится на грани отчаяния и взывает к Богу с молитвой о спасении. Первая часть написана в форме пассакалии – вариаций на неизменно повторяющуюся в басу тему.
В основу второй части легли слова Псалма 120: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Основная тема псалма – надежда на Бога, Который хранит верующего от всякого зла. Вторая часть написана в форме фуги на тему, сотканную из си-минорного трезвучия.
Часть третья, написанная на слова 136-го псалма (На рекáх вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе), представляет собой лирическую кульминацию симфонии. Псалом 136 повествует о трагической судьбе еврейского народа во время вавилонского плена. Основные темы псалма – тоска по родине, клятва на верность отечеству, воспоминания о песнях родной земли. Третья часть симфонии написана в куплетной форме с характерным для песенного жанра переходом на полтона вверх при каждом новом куплете. В соответствии с одним из стихов псалма (На вербах посреди Вавилона повесили мы наши арфы...) к оркестру добавлена арфа.
Начиная с четвертой части эмоциональный строй симфонии меняется, переходя от скорбных и лирических настроений к настроению торжественной хвалы. В основу текста этой части легли слова Псалма 134: Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Если в первых двух частях симфонии преобладала оркестровая фактура, то в четвертой части доминирует хор: оркестр лишь «подзвучивает» его. Мужской и женский составы звучат антифонно.
Заключительная часть симфонии «Песнь восхождения» написана на слова последних трех псалмов: 148, 149 и 150-го. Хоровые голоса здесь сливаются в речитатив, исполняемый мужчинами и женщинами в октаву в сопровождении оркестра. Хор как бы скандирует слова псалма, с каждой фразой поднимаясь на полтона выше. В словах псалма 150 упоминаются музыкальные инструменты, которые вступают в момент их упоминания в тексте. В частности, на словах хвалите Его со звуком трубным звучат трубы, на словах хвалите Его с тимпаном и ликами звучат литавры (тимпаны), на словах хвалите Его на струнах и органе вступает орган. В заключительных тактах симфонии звучит пассакалия из первой части, однако теперь ре-минорная гамма превращается в ре-мажорную, что придает музыке прямо противоположную эмоциональную окраску. Симфония завершается многократным торжественным и ликующим «Аллилуйя» (евр. «Хвала Богу»).
В произведении используется внушительный оркестровый состав, включающий струнную группу, деревянные и медные духовые, ударные, арфу и орган. Смешанный хор, в соответствии с пожеланием композитора, разделен на мужскую и женскую группы, расставленные на сцене по разные стороны.
Служба коммуникации ОВЦС
Патриарх
Председатель Отдела
07 апреля в 17:00
06 апреля в 21:38
04 апреля в 09:30
31 марта в 11:59
31 марта в 10:59
28 марта в 14:50
Проповеди
17 октября 2021 в 22:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20
16 апреля в 12:30
11 апреля в 15:00
09 апреля в 19:30
07 апреля в 20:00
07 апреля в 17:00
06 апреля в 21:38
04 апреля в 14:51
31 марта в 12:30
31 марта в 11:00
25 марта в 11:00
24 марта в 16:00
24 марта в 10:00
21 апреля в 13:00
16 апреля в 11:10
11 апреля в 15:00
09 апреля в 19:30
07 апреля в 20:00
07 апреля в 17:00
06 апреля в 21:38
04 апреля в 09:30
02 апреля в 23:30
31 марта в 16:00
31 марта в 11:59
31 марта в 10:59
28 марта в 14:50
17 октября 2021 в 22:00
14 октября 2021 в 22:00
03 октября 2021 в 20:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
14 февраля 2021 в 19:34
09 февраля 2021 в 19:02
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20