Print This Post

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры!

Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2008 года признал важным «начать работу по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви» (пункт 21 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»). В соответствии с этим определением Синодальная Богословская комиссия (ныне Библейско-Богословская комиссия) на своем заседании 4 мая 2009 года, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, приняла решение во взаимодействии с другими Синодальными структурами начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви. Это решение было утверждено Священным Синодом 27 июля 2009 года, и 8 декабря в конференц-зале ОВЦС состоялось заседание Библейско-богословской комиссии, на котором был представлен проект создания рабочей группы по подготовке катехизиса. Ее состав был утвержден на заседании Священного Синода 25 декабря 2009 года, и уже 12 января 2010 года рабочая группа встретилась на своем первом заседании для того, чтобы наметить план работы.

Почему возникла необходимость создания катехизиса? Дело в том, что до настоящего времени в Русской Православной Церкви нет современного катехизиса, который имел бы официальный статус и был плодом соборного обсуждения, который можно было бы вручать людям в качестве руководства по догматам, нравственному богословию и другим аспектам учения Церкви.

В истории Православия существовало множество катехизисов и катехизических книг. Само слово «катехизис» означает оглашение, и уже в IV веке существовали сборники – как, например, «Слова огласительные» святого Кирилла Иерусалимского – которые, по сути дела, выполняли функцию катехизисов. Прежде всего они были адресованы взрослым людям, которые готовились к принятию Святого Крещения. К числу подобного рода произведений можно отнести и «Точное изложение Православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, хотя это не было сочинение, в строгом смысле слова предназначаемое для оглашаемых. Это, скорее, свод вероучительных истин Православной Церкви.

Катехизические книги создавались и впоследствии. Самым известным у нас, классическим катехизисом является катехизис, составленный святителем Московским Филаретом в вопросо-ответной форме. Он до сего дня используется у нас на приходах и в духовных учебных заведениях. Однако катехизису святителя Филарета скоро исполнится 200 лет, и, хотя бы в силу одного этого обстоятельства, он требует не просто обновления – по сути дела, необходимо создание нового катехизиса, поскольку тот, что мы имеем ныне, устарел и по языку, и по форме изложения; кроме того, целый ряд тем, которые там затрагиваются, сегодня совершенно потеряли актуальность. Например, один из разделов этого катехизиса посвящен недопустимости дуэлей как бунта против Бога, бунта против правительства, бунта против человеческой совести. С другой стороны, множество вопросов, которые ставит перед христианином современная действительность, в катехизисе святителя Филарета не отражено.

В XX веке было несколько попыток создания катехизиса. Известны катехизис митрополита Антония (Храповицкого), катехизис епископа Александра (Семенова-Тянь-Шаньского), катехизис «Жив Бог» – все они появились в русском рассеянии. Уже в совсем недавнее время катехизис написал священник Олег Давыденков. Таким образом, существует целый ряд катехизических работ, однако ни одна из них не имеет официального статуса, ни одна из них не носит исчерпывающий характер.

Когда мы начали обсуждать вопрос о том, каким должен быть катехизис, – обсуждение это происходило на заседании Синодальной Библейско-Богословской комиссии, затем аналогичная дискуссия состоялась уже в рамках рабочей группы – то пришли к следующему выводу: катехизис должен быть подробным, фундаментальным трудом, он должен не только охватывать вероучительные вопросы, но и содержать сведения о сфере морали и нравственности, о церковной структуре, о богослужении и Таинствах Церкви, а также о тех вопросах, которые ставятся перед христианином современностью, в частности, проблемах биоэтики. Частично эти темы были раскрыты в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и, конечно, при подготовке катехизиса этот и другие принятые Церковью документы будут использоваться в качестве источников для написания соответствующих разделов.

Мы также договорились о том, что катехизис не будет составляться в вопросо-ответной форме, потому что, хотя сама по себе эта форма не является устаревшей, тем не менее, при подготовке столь объемного труда представляется более целесообразным излагать каждую тему систематически и последовательно. Поэтому мы думаем, что вопросо-ответная форма здесь была бы излишней, тем более, что в данном случае к уже подготовленным ответам пришлось бы сочинять вопросы, что неизбежно создало бы определенную искусственность изложения материала.

Другое дело, что рабочая группа при формулировании тем катехизиса будет прислушиваться к тем вопросам, которые задают современные христиане. Может быть, мы даже откроем интернет-ресурс, где будем собирать вопросы от наших верующих для того, чтобы не упустить при разработке этого документа какие-то важные аспекты вероучения, нравственного или социального учения Русской Православной Церкви.

В состав рабочей группы входят 23 человека: это ведущие богословы, церковные историки, канонисты нашей Церкви. Но мы будем привлекать к работе и других людей, в особенности когда будет нужна экспертиза со стороны; при написании отдельных тематических разделов будут привлекаться эксперты.

Предварительно мы разделили тематику катехизиса на четыре больших раздела. Первый раздел имеет предварительное название «Бог и человек» и будет посвящен богословской догматической тематике. В него войдет, в основном, догматическое учение о Боге, о Святой Троице, о двух природах во Христе, о Святом Духе, эсхатологическое учение, учение о сотворении мира и человека, основы антропологии.

Рабочее название второго раздела – «Церковь и ее богослужение». Здесь будет излагаться учение о Церкви, строе церковной жизни, праздниках, богослужении суточного, седмичного и годичного кругов, о Божественной литургии и других богослужениях, Таинствах и обрядах Православной Церкви.

Третий раздел мы условно назвали «Жизнь во Христе». В нем пойдет речь о нравственности – прежде всего, личной, включая некоторые аспекты семейной нравственности, а также об аскетике, например, о постах, о том, как христианин должен строить свою молитвенную жизнь.

Наконец, в последнем разделе, условно обозначаемом как «Церковь и современный мир», будут излагаться основы социального учения Русской Православной Церкви, а также ответы на актуальные вопросы современности.

Возможно, что разделы третий и четвертый со временем в ходе работы над катехизисом сольются в один. Пока же мы решили создать четыре рабочих группы, каждая из которых будет заниматься подготовкой текстов по соответствующей тематике одного из этих разделов.

Работа предстоит очень большая: с одной стороны, есть темы, которые не вызывают вопросов, ответы на которые уже сформулированы. Это, в основном, вероучение, догматы. Здесь не потребуется обсуждать тематику, а нужно будет только грамотно и доходчиво изложить имеющийся материал.

А вот по многим другим темам, в частности, по вопросам, касающимся Церкви, личной и семейной нравственности, а также по некоторым вопросам аскетической практики, придется прибегать к помощи экспертов и тщательно обсуждать каждый вопрос, чтобы находить приемлемые варианты. Я приведу простой пример: мне никогда еще не довелось увидеть официального документа, который говорил бы, что можно, а что нельзя есть в те или иные посты. В одном случае говорят, например, что в Рождественский пост можно употреблять в пищу рыбу, в другом случае уточняют, что есть ее можно во все дни этого поста, кроме среды и пятницы; есть также мнение, что есть рыбу во время предваряющего Рождество Христово поста можно только в субботу и воскресенье.

По этому и многим другим подобным вопросам, по которым в церковных календарях, издаваемых разными изданиями, предлагаются различные рекомендации, нам нужно будет прийти к какому-то консенсусу. Там, где этого консенсуса нет, придется констатировать его отсутствие или наличие разных практик.

Работа эта будет очень нелегкой, но мне кажется, что она совершенно необходима, потому что нам нужно приводить приводить к общему знаменателю то многообразие практик, которое сегодня существует, но прежде всего мы должны дать людям официальный, апробированный, утвержденный Церковью на уровне Священного Синода, а затем и Архиерейского Собора развернутый документ, из которого человек – и тот, кто уже является членом Церкви, и тот, кто еще находится на пути к ней, – мог бы узнать, как учит Православная Церковь по тем или иным вопросам.

Представляется, что такая работа сейчас крайне необходима. Возможно, что мы подготовим две версии катехизиса – пространную и краткую. Основная работа будет посвящена подготовке пространного катехизиса, при этом мы будем следить не столько за объемом, сколько за тем, чтобы каждая тема была основательно, тщательно и последовательно разобрана. Но если мы увидим, что получается слишком большой том, который окажется не под силу рядовому христианину и тем более оглашенному, то на основе пространного катехизиса подготовим его краткую версию.

Хотел бы подчеркнуть, что работа над катехизисом только начинается. Мы еще не начали писать тексты, а только распределили пока обязанности. На следующем заседании рабочей группы по подготовке катехизиса, которое состоится в начале февраля, предполагается раздать авторам задания, и тогда они начнут работу над теми или иными разделами катехизиса. Каждый раздел будет подвергаться внутреннему, затем внешнему рецензированию. Потом мы будем читать текст в рамках пленарного заседания рабочей группы, обсуждать его и, наконец, сводить все воедино, после чего труд будет представлен на рассмотрение Библейско-Богословской комиссии, которая, в свою очередь, представит документ Священному Синоду; впоследствии катехизис рассмотрит Архиерейский Собор.

Трудно сейчас предположить, как много времени займет эта работа. Я думаю, что речь идет о нескольких годах. Мы надеемся, что с Божией помощью нам удастся совершить этот важный труд, поскольку необходимость в современном катехизисе совершенно очевидна и, как мне кажется, предпосылки для его создания сегодня имеются.