Главная страница Новости
Доклад митрополита Одесского и Измаильского Агафан…

Доклад митрополита Одесского и Измаильского Агафангела на международной конференции «Патриарший визит в Украину: отвечая на вызовы времени»

Доклад митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви, представленный Его Высокопреосвященством на международной конференции «Патриарший визит в Украину: отвечая на вызовы времени» (Киев, 19 – 21 ноября 2009 г.)

Ваше Блаженство,
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
дорогие отцы, братия и сестры, дамы и господа!

Мы собрались сегодня вместе, чтобы, с радостью в сердце вспоминая исторический Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на украинскую землю, обсудить важнейшие проблемы церковной и общественной жизни, обозначенные Его Святейшеством и имеющие сегодня особую актуальность. Среди таких проблем, безусловно, одно из первых мест занимает непростой вопрос церковно-государственных отношений на канонической территории Русской Православной Церкви.

История Православия в Украине за последние 17 лет насыщена важными и драматическими событиями, многие из которых продолжают оказывать мощное влияние и на нынешнее состояние Украинской Православной Церкви.

Можно сказать, что этот небольшой исторический период времени определил как судьбу Православия на Украине на рубеже веков и на последующие десятилетия, так и основные тенденции развития церковно-государственных и межцерковных отношений на Украине.
Прежде всего – это начало эпохи религиозной свободы, которая коренным образом изменила отношения Церкви и государства, сложившиеся за 70 лет господства атеистического режима. Святая Церковь обескровленная, зажатая в жесткие тиски мощной тоталитарной системы, ограбленная и униженная, выстояла в неравной борьбе, сохранив каноническое единство и чистоту.

Выдающимся событием в деле освобождения Украинской Православной Церкви от оков тоталитаризма, обретения ею полной свободы стал исторический Архиерейский Харьковский Собор. В историю нашей Святой Православной Церкви золотыми буквами вписана дата 27 мая 1992 года. Это был Собор мужественного стояния за Православие и единство Церкви.

Его значение в истории нашей Церкви и всего Православия трудно переоценить. Несмотря на давление и угрозы со стороны государственной власти, Собор сохранил верность епископату и верующих Украинской Православной Церкви, спасительной Православной вере, крещению Руси в святой Киевской купели. Собор сохранил единство народа Божия с Вселенским Православием вокруг единой Чаши Христовой, отстоял и сохранил принцип соборности Украинского Православия, был заложен незыблемый фундамент для соборного осуществления ее спасительной миссии в Украине. Важнейшим деянием Харьковского Собора было избрание митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Его избрание приветствовали Предстоятели всех Поместных Православных Церквей мира. Решения Собора с радостью были восприняты православным народом, который увидел в них начало эры религиозной свободы на Украине.

Блаженнейший митрополит Владимир в чрезвычайно сложных условиях политического давления, экстремистского бесчинства, информационной блокады, организованной травли Православия на Украине, сумел сохранить единство Церкви, восстановить церковные структуры.

Оглядываясь на 17 лет, прошедшие со времени Харьковского Собора, следует отметить, что это действительно было сложное время, которое требовало ответственности при принятии решений, от которых во многом зависела судьба Украинской Православной Церкви и украинского государства.

Современный этап истории характеризуется стремительными темпами перемен во всех сферах украинского общества. Эти перемены неоднозначны по своим последствиям для Церкви и верующих. Современный этап существования Украинской Православной Церкви – уникальное историческое явление, характеризующееся небывалыми темпами и масштабами возрождения Православия. Одновременно новая историческая обстановка, социальные, экономические и политические изменения порождают новые комплексы проблем, с которыми сталкивается Церковь – это формирование концепции церковно-государственных отношений в новых условиях, поиск путей уврачевания раскола и конфликта с греко-католиками.

Общеизвестно, что отношения эти носят весьма непростой характер. И причина этому кроется, конечно же, не в Церкви, не в ее мнимой «косности», не в приписываемом ей «обслуживании» чьих-либо «интересов». Интересы Церкви – это вечные интересы человечества, это надвременная и наднациональная миссия освящения и спасения человеческого рода, это отстаивание вечных и всегда актуальных Евангельских идеалов, высоких христианских жизненных и нравственных ценностей. Такое служение совершается Церковью в поместном измерении, то есть в рамках Вселенского Православия каждой Поместной Церкви соответствует определенная каноническая территория, которая является областью ее ответственности за заповеданную Христом спасительную миссию среди окормляемых данной Церковью народов.

Канонической территорией Русской Православной Церкви со времен Крещения Руси является территория Святой Руси, Русского мира, ядром которого, как справедливо отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл являются современные Россия, Украина, Белоруссия, Молдова. Наша Церковь сегодня, с одной стороны, постоянно заявляет об уважении к сложившимся государственным границам и суверенитету каждой из окормляемых стран. С другой стороны, Церковь не может не хранить и не возрождать бездумно попранное политиками в силу сиюминутных политических интересов и личной выгоды священное, богозаповеданное духовное, историческое, культурное и народное единство стран Русского мира.

Именно последний аспект миссии Русской Православной Церкви вызывает особое раздражение у националистических политиков на Украине, пытающихся не только разорвать единство народов Украины и России, поссорить их между собой, но и разорвать нешвенный хитон церковный, расчленить вековую духовную основу бытия наших народов – Русскую Православную Церковь, навязать народу Божию противоречащий его богоустремленному вектору развития разрыв, под видом грубого раскола (филаретовство, «УАПЦ»), или в соблазнительной словесной упаковке так называемой «канонической автокефалии», «единой украинской поместной церкви» и тому подобное.

Основной проблемой церковно-государственных отношений на Украине является не посттоталитарное, а именно тоталитарное мышление многих государственных мужей, не стесняющихся использовать мощь государственной машины не по прямому назначению – для повышения благосостояния нищающего народа, выхода из перманентных экономических и политических кризисов, сотрясающих Украину даже без всякой связи с кризисом мировым, но для навязывания народу Украины гибельных расколов, а канонической Православной Церкви – различных моделей отторжения ее от Матери-Церкви. К сожалению, весь опыт существования канонической Православной Церкви в условиях независимой Украинской державы говорит о том, что такое давление является не спорадическим увлечением того или иного политического деятеля, волей судеб оказавшегося у власти, а целенаправленной политикой государства.

Здесь можно вспомнить и создание губительных расколов, и разгром православных епархий на Западной Украине, и навязывание Церкви законодательным путем так называемого «совместного пользования» православными храмами вместе с раскольниками, чем были открыто попраны церковные каноны, священные для каждого православного верующего, и многое другое.

Откровенным вызовом православному народу стал визит в 2001 году в нашу страну, по приглашению тогдашнего Президента Украины, Римского Папы Иоанна Павла II, явившийся, как и предполагалось, сигналом к началу новой волны католической и униатской экспансии, выразившейся впоследствии в переносе униатского центра в колыбель Русского Православия – Киев и в учреждении в искони православной Одессе католического «экзархата». Стоявшие тогда у руля украинского государства чиновники демонстративно пренебрегли мнением священноначалия не только Украинской, но и Русской Православной Церкви.

С приходом «оранжевой» власти отношение государственного аппарата к крупнейшей в стране конфессии – Украинской Православной Церкви, к которой принадлежит большая часть украинского народа, стало гораздо более враждебным. На словах декларируется демократия, свобода совести, уважение к религиозному выбору каждого человека. На деле же участились захваты храмов канонической Украинской Православной Церкви с последующей передачей раскольникам, зачастую сопровождаемые применением насилия, осквернением святынь. И «независимые» суды, как правило, оказываются на стороне недальновидных чиновников и раскольников. Достаточно вспомнить только самые известные случаи, подробно освещенные в прессе: события в Ровенской, Сумской, Черниговской, Полтавской, Кременчугской, Тернопольской епархиях.

Все более возрастает давление государства в вышеупомянутом вопросе создания так называемой «единой поместной церкви». Действия националистических политиков становятся все более агрессивными. С одной стороны, они усиливают травлю поборников церковного единства. В последнее время мы видим, как в контролируемых лидерами государства средствах массовой информации идет шельмование тех иерархов и священнослужителей канонической Церкви, которые имеют мужество открыто заявлять свою гражданскую позицию, выступать на защиту святой православной веры и народа Божия. Идет и кампания по дискредитации Церкви как таковой, распространение клеветы и грязных инсинуаций вокруг тех достаточно небольших пожертвований, которые собираются Церковью без всякой помощи от государства (в отличие от той же Европы) для строительства и благоукрашения Божиих храмов и святых обителей, для осуществления социального и благотворительного служения. Вся эта травля имеет не спорадический, но направленный и жестко регламентируемый характер.

С другой стороны, те же националистические государственные деятели не стесняются делать ставку на внутрицерковные группы, исподволь продавливающие идею автокефалии или уравнения Святой Церкви и раскола, Христа и велиара, света и тьмы. Выступая с политическими заявлениями на сугубо церковные темы, такие деятели открыто указывают, как именно и с кем нам нужно вести переговоры, каковой должна быть цель переговоров, какие решения на таких переговорах должны приниматься. К сожалению, под давлением политиков, и внутри Украинской Православной Церкви звучат все более смелеющие голоса о необходимости титуловать раскольников, лишенных сана и преданных анафеме, церковными титулами, проводить совместные богословские конференции, избегать «взаимной» критики, что является попыткой заставить замолчать тех, кто говорит правду о гибельной и дьявольской природе раскола. Да и употребление вот этого словечка – «взаимной», используется для создания некоей иллюзии «взаимности», связанности, якобы, существующих между Святой Церковью и раскольниками, что само по себе является грубейшим догматическим, каноническим и безнравственным искажением.

Наконец, нельзя не сказать о попытках привлечения высшим государственным руководством Украины внешнего фактора – Константинопольского Патриархата с целью расчленения при его помощи единого Русского Православия. Пользуясь искусственно поддерживаемой некомпетентностью основной массы населения нашей страны в церковных вопросах (путем запрещения преподавания Основ православной культуры в школах и вузах), эти правители пытаются навязать простому народу образ Константинопольского Патриарха как некоего православного «Вселенского Папы», возглавляющего, якобы, всю Православную Церковь.

Народ Божий, не всегда даже твердо зная особенности канонического права Православной Церкви, тем не менее, показал, что он, если угодно, на генном уровне сохранил духовный и цивилизационный код своих отцов и дедов и громогласно засвидетельствовал верность тысячелетнему единству Русского Православия, проистекающему из священных крещальных вод Днепра. Десятки тысяч людей по зову своего сердца вышли на улицы встречать блаженнопочившего Святейшего Патриарха Алексия II в дни его посещения города Киева в 2008 году.

С не меньшей любовью и воодушевлением миллионы православных украинцев встречали уже в этом году преемника Патриарха Алексия – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С триумфом прошел Первосвятитель нашей Церкви по своей, а не чужой для него земле, и постоянно вокруг него живое море народа Божия со слезами радости скандировало: «Наш Патриарх Кирилл!».

Неординарные, мудрые и растворенные любовью Христовой проповеди и выступления Его Святейшества по общенациональному телевидению, собравшие у экранов невиданные на Украине аудитории, растопили оледенелые сердца и открыли многим глаза на Истину, которую несет миру Святая Православная Церковь.

Но сегодня нам нельзя жить только памятью о прекрасных днях визита Святейшего Патриарха Кирилла в Украину. Этот визит мы должны рассматривать скорее как вдохновенный призыв к действию и борьбе за святое дело церковного единства сегодня. Тем более, что недоброжелатели этого единства не оставляют своих попыток вновь и вновь его подорвать. Мы опять видим приезды различных эмиссаров с берегов Босфора, опять слышим не остающиеся без ответа призывы раскольников за помощью в Стамбул. Все более муссируется тема открытия подворья Константинопольского Патриархата в Киеве, естественно, без всякого согласования со священноначалием Русской Православной Церкви, чьей канонической территорией является Украина. Различные фанариотские богословы дают все более развязные интервью в украинских изданиях, в которых пытаются навязать украинскому народу ересь «восточного папизма», позволяют себе попытки дискредитировать действия нашего священноначалия в глазах нашей же паствы, грубо вмешиваются во внутреннюю жизнь Украинской Православной Церкви.

Что же мы можем противопоставить напору тех сил, которые пытаются поссорить сегодня народы Святой Руси? Прежде всего, твердо и нерушимо стоять в единстве Церковном, и неуклонно свидетельствовать об этом единстве как перед народом Божиим, так и перед теми, кто пытается расколоть нас. Мы ни на шаг не должны отходить от духа и буквы богодухновенных церковных канонов, делая все возможное для ликвидации раскола на Украине, но не путем компромиссов, а путем спасительного призыва пребывающих в пагубном расколе к покаянию и смиренному возвращению в спасительное лоно Русской Православной Церкви без всяких предварительных «требований» или «условий». Мы, церковные иерархи, духовенство, безусловно, должны быть требовательными и к себе, а это значит, что мы обязаны активизировать миссию, катехизаторскую, просветительскую и социальную работу. Мы должны довести до каждого жителя Украины, что Православие – это не отвлеченное понятие, о котором хорошо говорить на конференциях или на досуге. Православие – это жизнь во Христе, реальное и регулярное участие в жизни Церкви, которую Господь стяжал Кровию Своею, биение пульса души, без которого нет и не может быть жизни ни отдельного человека, считающего себя православным, ни целого общества и государства, являющего частью православного Русского мира.

Поделиться:
Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета

16 апреля в 12:30

Состоялось заседание Оргкомитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

11 апреля в 15:00

Состоялась встреча Патриарха Кирилла с председателем ОВЦС и Патриаршим экзархом Западной Европы

09 апреля в 19:30

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре

07 апреля в 20:00

В праздник Благовещения Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля

07 апреля в 17:00

В канун праздника Благовещения Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

06 апреля в 21:38

Святейший Патриарх Кирилл принял митрополита Зарайского Константина

04 апреля в 14:51

Святейший Патриарх Кирилл поздравил с праздником Воскресения Христова Премьер-министра Венгрии В. Орбана

31 марта в 12:30

Пасхальное поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главам инославных Церквей

31 марта в 12:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Сирийской Ортодоксальной Церкви с 10-летием избрания на Патриарший престол

31 марта в 11:00

Митрополит всей Америки и Канады Тихон выразил соболезнования в связи с терактом в Красногорске

25 марта в 11:00

В Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

24 марта в 16:00

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 25-й годовщины начала агрессии НАТО против Югославии

24 марта в 10:00

В канун Недели Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

23 марта в 20:00

В день памяти благоверного князя Даниила Московского Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом монастыре

17 марта в 14:00

Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви и председатель ОВЦС совершили Литургию в Токио

21 апреля в 13:00

Митрополит Волоколамский Антоний выразил соболезнования в связи с кончиной многолетнего сотрудника ОВЦС Л.А. Булыгина

16 апреля в 11:10

Митрополит Волоколамский Антоний совершил монашеский постриг сотрудника ОВЦС

13 апреля в 21:20

Состоялось заседание Оргкомитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

11 апреля в 15:00

Состоялась встреча Патриарха Кирилла с председателем ОВЦС и Патриаршим экзархом Западной Европы

09 апреля в 19:30

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре

07 апреля в 20:00

В праздник Благовещения Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля

07 апреля в 17:00

В канун праздника Благовещения Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

06 апреля в 21:38

Митрополит Волоколамский Антоний совершил паломничество в Галилею

04 апреля в 09:30

Митрополит Волоколамский Антоний вручил послу России в Израиле Патриаршую награду

02 апреля в 23:55

Состоялась встреча председателя ОВЦС с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III

02 апреля в 23:30

Председатель ОВЦС совершил Литургию на Патриаршем Черниговском подворье в 15-ю годовщину образования ОЦАД

31 марта в 16:00

Председатель ОВЦС поздравил глав инославных церквей с праздником Христова Воскресения

31 марта в 11:59

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Сирийской Ортодоксальной Церкви с 10-летием избрания на Патриарший престол

31 марта в 10:59

Председатель ОВЦС встретился с представителем Церкви Англии

28 марта в 14:50

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب