Print This Post

К фотоальбому
4 апреля 2009 года, посещая храмы Санкт-Петербурга, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Князь-Владимирский собор.

Деревянная церковь на Петроградской стороне, недалеко от Малой Невы западнее кронверка Петропавловской крепости, была построена еще 1708 году, при императоре Петре I. Она была освящена во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Пять лет спустя вместо деревянной была заложена небольшая мазанковая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее боковые приделы во имя святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая были освящены в 1717 году, а главный, Успенский, придел – 12 апреля 1719 года. В середине XVIII века рядом с обветшавшим зданием храма началось возведение большого каменного собора, строительство продолжалось почти пятьдесят лет; за это время неоднократно менялись проекты храма, его возведение поручалось разным архитекторам. 8 сентября 1773 был освящен Успенский придел, в 1785 достроен еще один. А 1 октября 1789 года (через год после празднования 800-летия крещения Руси) освятили главный придел – во имя святого равноапостольного князя Владимира.

Указом императора Николая от 22 июля 1845 года Князь-Владимирский храм стал собором кавалеров ордена святого князя Владимира всех степеней. Знак ордена был помещен над главным входом. С тех пор 22 сентября, в день учреждения ордена, в соборе ежегодно служилась литургия с молебственным пением святому князю Владимиру.

Во время разрухи после гражданской войны, 6 декабря 1920 года, в крестильной комнате был освящен престол Всех Русских святых, где служили при холодной погоде. В апреле – мае 1922 года из храма были изъяты церковные ценности, а сам собор заняли «живоцерковники». 8 ноября 1926 года постановлением Президиума Ленсовета храм был закрыт как «угрожающий по своему техническому состоянию общественной безопасности».

Однако 21 ноября 1927 года по просьбам верующих богослужения в соборе были возобновлены, его возвратили Православной Церкви. С 1928 по 1941 год храм являлся кафедральным собором Ленинградской епархии. Князь-Владимирский собор – один из немногих храмов города, действовавших в предвоенные годы, дни блокады и после войны.

В настоящее время присоборе создается Всероссийский помянник, включающий имена участников Великой Отечественной войны, блокадников, воинов Отечественной войны 1812 года, Крымской, русско-японской и других войн, имена жертв региональных конфликтов, а также мартиролог пострадавших за веру в годы гонений XX века.

Приветствуя Предстоятеля Русской Православной Церкви, настоятель храма протоиерей Владимир Сорокин рассказал об истории Князь-Владимирского собора, его святынях, об осуществляемой приходом обширной социальной, просветительской и образовательной деятельности, а также о проблемах, с которыми приходится при этом сталкиваться. В частности, отец Владимир поведал о трудностях с получением разрешения на перестройку здания воскресной школы, что препятствует расширению ее деятельности.

«Как петербуржец, как ленинградец я связан личными воспоминаниями с теми храмами города, которые действовали в послевоенные годы в Ленинграде. Но поскольку местом проживания нашей семьи был Васильевский остров, то храмы близлежащие к нему, особенное дороги мне, потому что именно в этих храмах и проходило мое церковное детство», – рассказал Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что именно в Князь-Владимирском соборе его крестили в далеком 1946 году.

Он поделился воспоминаниями о том, как в послевоенные годы переполнен бывал храм во время субботнего Всенощного бдения – людей было так много, что невозможно было пройти.

«Сейчас в Петербурге открыто множество храмов, и, наверное, здесь собирается не так много народа, как в послевоенные годы в Ленинграде, но меня радует, что собор живет сегодня активной приходской жизнью, – сказал Его Святейшество. Предстоятель Русской Православной Церкви положительно оценил опыт создания при храме воскресной школы, организации отрядов детской организации «Витязи» и особенно практику оглашения перед Крещением.

«Сегодня нельзя обращаться к людям с проповедью словами, которые они плохо понимают, – заявил Святейший Владыка. – Современный человек, приходя в храм, хочет знать основы своей веры, хочет ясного ответа на вопрос, почему нужно быть верующим. Современный человек хочет свою религиозность сочетать с жизнью и черпать в религиозности силы и разумение. Говоря светским языком, современные люди нуждаются в религиозной христианской мотивации своих поступков, и не только в личной жизни, но и в жизни семейной, общественной, профессиональной, потому что нельзя быть христианином только дома, закрыв дверь и взяв в руки молитвенник. Если ты христианин, то христианин везде: и на работе, и в общении с людьми, в политической деятельности, в бизнесе, в общественной работе. Занимая ответственную или же совсем простую должность, христианин везде должен оставаться христианином. И для того, чтобы привести нашу веру в живое соприкосновение с жизнью, чтобы образ наших мыслей преломлялся в нашей деятельности, необходимо знать свою веру и сочетать ее со своей жизнью. Поэтому и нужно развивать систему религиозного воспитания в воскресных школах, в светских учебных заведениях».

Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, то в Смоленской епархии, которую он возглавлял на протяжении долгого периода, во всех школах – государственных и муниципальных – уже почти десять лет преподаются основы православной культуры. «Это не вызывает никаких межконфессиональных или межнациональных конфликтов, потому что все основывается на принципе добровольности. И не всегда сто процентов детей готовы изучать этот предмет, но если православную культуру изучают девяносто или восемьдесят процентов, это с точностью соответствует количеству крещеных людей в нашей стране, которые имеют закрепленное конституцией и законами право получать религиозное образование, в том числе и в рамках общего среднего образования».

Говоря о непонимании, с которым приходится порой сталкиваться в вопросе преподавания основ православной культуры, других сферах, Святейший Владыка сказал о подходе, который Церковь должна практиковать, соприкасаясь с конфликтными ситуациями.

«Мы не можем в диалоге с другими отстаивать исключительно свои “ведомственные” интересы, и в этом с одной стороны наша слабость, а с другой стороны – сила. Наш язык в общении с миром всегда должен быть более сдержанным. Мы должны достигать своих целей не через конфронтацию, но строить отношения таким образом, чтобы даже борьба за наши собственные права, за осуществление справедливости показывала людям пример, как следует решать такого рода конфликты», – напомнил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Его Святейшество подчеркнул: «Церковь призвана не разделять, а объединять, и, учитывая огромное значение Православной Церкви для российского общества, она должна не только объединять православных людей, но быть неким ферментом, объединяющим всех – верующих и неверующих, людей иных христианских конфессий и приверженцев других традиционных религий России. Великая Россия – от океана до океана, от моря до моря – стала таковой именно благодаря Православной Церкви, которая всегда насаждала мирный дух, а люди стремятся к тем, кто мирен, и отталкиваются от тех, кто отстаивает свои интересы при помощи конфликтов».

Обращаясь к настоятелю Князь-Владимирского собора, Святейший Владыка сказал: «Я верю, отец Владимир, что разрешится и тот вопрос, который Вас беспокоит. Я просил бы Вас в реализации законных требований, в первую очередь, руководствоваться пастырским подходом к людям и молиться, молиться по-прежнему. Мы верим в силу молитвы, ведь разве можно было представить, чтобы в одночасье изменилась жизнь нашей страны, чтобы пала институциональная безбожность, чтобы народ получил свободу молитвы: Разве это было достигнуто войной, которую бы вела Церковь? Нет, Церковь не вела войны, она не была революционной силой, за что некоторые нас упрекали, показывая пальцем на некоторых соседей и соседние государства. Мы никогда не были революционной силой и никогда не достигали своих целей при помощи вооруженной борьбы, но кровь мучеников, в том числе и тех людей, которые занесены в замечательный помянник, создаваемый при этом храме, молитвы мучеников пред Престолом Божиим, молитвы всей Церкви привели к переменам, которые произошли в нашей стране. Даже далекие от веры люди, изучающие новейшую историю России, характеризуя этот период, говорят о чуде. Действительно, мы являемся свидетелями чуда, а оно есть не результат человеческой борьбы, но результат молитвы».

«Я думаю это самый правильный язык, на котором Церковь должна сегодня обращаться к миру, объединяя вокруг себя, мирно, но настойчиво отстаивая свои законные интересы и сочетая эти интересы с интересами народа», – отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви попросил всех помнить его в своих молитвах, потому что Патриарх нуждается в поддержке своего народа, в первую очередь, молитвенной.

На память о своем посещении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал Князь-Владимирскому собору образ Спасителя.

Служба коммуникации ОВЦС

Видео телеканала «Союз»