Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/vhosts/mospat.ru/httpdocs/church-and-time/wp-content/plugins/hyper-cache-extended/cache.php on line 392
Приветственное слово — Церковь и Время
mospat.ru
Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 54


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Приветственное слово

(Бозе, Италия, 8-11 сентября 2010 года)

C 8 по 11 сентября 2010 года в монастыре Бозе, Италия, проходила XVIII Международная конференция по православной духовности на тему: «Общение и уединение». Делегацию от Русской Православной Церкви возглавляет архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники конференции!

Сердечно приветствую всех участников XVIII Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе и посвященного теме: «Общение и уединение». Данная тема затрагивает две основные и равно необходимые формы духовной жизни, свойственные любой религиозной традиции.

Уединение, отделение себя от окружающего мира, и в то же время открытость к другим и создание сообщества на основе определенных духовных принципов всегда осознавались как необходимые составляющие на пути к спасению. Сам Спаситель показал нам пример гармоничного сочетания общинной жизни и уединения, когда, проповедуя Евангелие со Своими учениками-апостолами, Он удалялся для личной молитвы «в пустынное место» (Лк. 5:16). И Своим ученикам Господь также советовал молиться в уединении: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6).

Своеобразная диалектика общения и уединения наиболее ярко проявила себя в истории христианского монашества. Как известно, монашеская жизнь зародилась в самом начале IV столетия в форме отшельничества, и само слово «монах» означает «одинокий». Первые монахи Египта и Палестины, такие как преподобные Павел Фивейский, Антоний Великий, Макарий Великий, Симеон Столпник, были одинокими подвижниками пустыни, которые удалялись из мира ради духовных подвигов и Богосозерцания. Однако тот свет Божественной благодати, который стяжали эти подвижники, привлекали к ним тысячи последователей, искавших духовного совершенства. Не случайно, само определение монаха уже в древности приобрело черты парадоксальности, в которой соединялись противоположности: «Монах это тот, кто, от всех отделяясь, со всеми состоит в единении». Покидая мир с его суетой и страстями, монахи своими подвигами творили новую, духовную общность, в которой все человечество объединялось узами молитвы и любви во Христе.

Возникшее вслед за отшельничеством общежительное монашество получило особое распространение на Руси. Отшельничество практиковалось и в Русской Церкви, и многие русские преподобные начинали свой подвиг в строгом одиночестве. Однако преподобные Сергий Радонежский, Пафнутий Боровский, Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие никогда не замыкались на этой форме духовной жизни, но, желая разделить свой аскетический опыт с братьями, основывали монастыри с общежительным уставом. В русском монашестве всегда присутствовало стремление уравновесить общинную жизнь и уединение, что исходило из осознания равной важности и необходимости индивидуальных аскетических и социальных начал в жизни христианина.

Особенно это проявило себя в русском «старчестве», соединившем в себе драгоценный опыт отшельничества, жизни в монастыре и духовного наставничества в миру. Жития преподобного Серафима Саровского, святителя Феофана Затворника и Оптинских старцев предлагают нам великие примеры сочетания уединения и общения, ставшего благотворным и даже спасительным для многих душ. Великие русские мыслители А. Хомяков, И. Киреевский, Ф. Достоевский и В. Соловьев посещали Оптину пустынь в поисках мудрого духовного совета. Через них старцы оказали влияние не только на жизнь отдельных лиц, но и на русскую религиозную культуру в целом, напитав ее чистыми образами подлинно христианской святости. Духовные сокровища русской культуры, которые и сегодня привлекают к себе людей во всем мире, явились, таким образом, добрым плодом гармоничного сочетания уединенного аскетического подвига и открытости к общению ради спасения многих.

Пример русских старцев мне представляется сегодня особенно актуальным. Современная культура, подверженная опасности стать совершенно секулярной и лишенной духовного начала, нуждается в благотворном влиянии христианского подвижничества наших дней. Мир должен увидеть, что дары Духа Святого, преображающие жизнь человека, сегодня столь же обильны среди тех, кто стремится жить согласно Евангелию Христову, как и среди подвижников древности. Живые христианские образы, являющие силу благодати Божией, не могут не вдохновить всех ищущих истину и стремящихся к нравственному совершенствованию.

Желаю успехов работе XVIII Международной конференции по православной духовности.