Богослужебные указания

Понедельник, 30 апреля (ст.ст.) 13 мая 2019 (нов. ст.)



Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Ап. Иа́кова Зеведе́ева. Свт. Игна́тия Брянчани́нова, еп. Кавка́зского.

Свт. Дона́та, еп. Еврии. Обре́тение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января).

Служба ап. Иа́кова Зеведе́ева полиелейная, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы1 свт. Игна́тия Брянчани́нова, еп. Кавка́зского, в соединении со службой Триоди (Б).

Вечернее богослужение начинается 9-м часом: «Благословен Бог наш...». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» — возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды), псалмы и т. д. Тропарь и кондак праздника Триоди (Антипасхи).

А. На великой2 вечерне по возгласе «Благословен Бог наш...» — «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и читается предначинательный псалом.

Примечание. «Прииди́те, поклони́мся» перед 103-м псалмом обычно опускается.

Великая ектения. «Блажен муж» - 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й — 3, и апостола, глас 4-й - 5 (первые две стихиры — дважды). «Слава» — апостола, глас 8-й: «Прииди́те, Небе́снаго та́инства пропове́дателя...», «И ныне» — праздника Триоди, глас 1-й: «Две́рем заключе́нным...».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творя́й чудеса́» (со стихами). Паримии апостола — 33. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры апостола, глас 8-й (со своими припевами)4. «Слава» — апостола, глас 1-й: «Христу́ после́довал еси...», «И ныне» — праздника Триоди, глас тот же: «По днех осми́х...».

По Трисвятом — тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» - тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу...».

Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и дневными трипеснцами Триоди. В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть...» и по «Отче наш» — кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом — кондак святого, «Слава, и ныне» — кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

На утрене по возгласе «Слава Святей и Единосущней...» — «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и шестопсалмие.

Примечание. «По внегда́ сотвори́ти иере́ю нача́ло: Сла́ва Святе́й... глаго́лем: Христо́с воскре́се... три́жды, ти́хим гла́сом. Сие́ бо глаго́лем нача́ло: Христо́с воскре́се: в часе́х, и в вече́рнях и повече́риях, от сея́ у́трени неде́ли Антипа́схи, да́же и до Вознесе́ния Госпо́дня. [Ка́ко у́бо не извести́ся о полу́нощнице, я́ве я́ко в ке́ллиях мню сей бы́ти пева́емей: поне́же у́бо и та́мо си́це нача́ло быва́ет.] И а́бие по Христо́с воскре́се: Сла́ва в вы́шних Бо́гу: и обы́чное шестопса́лмие» (Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»). На основании данных указаний Типикона богослужебная практика допускает отмену двупсалмия в начале утрени до праздника Вознесения Господня (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–704). Каждение храма в этом случае совершается во время троекратного пения тропаря Пасхи5 после возгласа «Слава Святей...». Однако, по мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 641, 268), двупсалмие должно сохраняться в составе утрени.

На «Бог Господь» — тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу...» (дважды). «Слава» - тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» — тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу...».

Кафизмы 4-я и 5-я.

Примечание. Стихословие двух кафизм на утрене (и рядовой на вечерне) начинается от Недели Фоминой и продолжается до отдания праздника Воздвижения Креста Господня включительно (21 сентября) (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»).

По кафизмах — малые ектении.

По 1-м стихословии — седален апостола (дважды; см., напр., в Минее общей). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)6.

По 2-м стихословии — седален апостола, глас 4-й: «Лучу́, яко со́лнце...» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю...» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Заря́ми свы́ше...» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие — апостола. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостола Иакова...». Стихира апостола, глас 1-й: «Христу́ после́довал еси...» (см. славник на стиховне вечерни)7.

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни — кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» — ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в...».

По 6-й песни — кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди (по выбору).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й — 3 (см. на стиховне утрени)8, и апостола, глас 8-й — 3 (см. на стиховне вечерни). «Слава» — апостола, глас 6-й: «Прему́дрый ло́вче...», «И ныне» — праздника Триоди, глас 1-й: «Фома́, глаго́лемый Близне́ц...» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» — святого, «И ныне» — праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» - тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу...».

На часах — тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» — тропарь апостола. Кондаки праздника (Антипасхи) и апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я — 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 3-я - 4.

По входе — тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» — кондак апостола, «И ныне» — кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника Триоди (Антипасхи) и апостола.

Апостол и Евангелие — дня и апостола.

Задостойник Пасхи.

Б. На великой9 вечерне по возгласе «Благословен Бог наш...» — «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и читается предначинательный псалом.

Примечание. «Прииди́те, поклони́мся» перед 103-м псалмом обычно опускается.

Великая ектения. «Блажен муж» - 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й — 3, и святителя, глас 5-й - 5 (первая стихира — дважды). «Слава» — святителя, глас 4-й: «К пра́вде ве́чней...», «И ныне» — праздника Триоди, глас 1-й: «Две́рем заключе́нным...».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творя́й чудеса́» (со стихами). Паримии святителя — 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами)10. «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас 1-й: «По днех осми́х...».

По Трисвятом — тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» - тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу...».

Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и дневными трипеснцами Триоди. В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть...» и по «Отче наш» — кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом — кондак святого, «Слава, и ныне» — кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

На утрене по возгласе «Слава Святей и Единосущней...» — «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и шестопсалмие.

Примечание. «По внегда́ сотвори́ти иере́ю нача́ло: Сла́ва Святе́й... глаго́лем: Христо́с воскре́се... три́жды, ти́хим гла́сом. Сие́ бо глаго́лем нача́ло: Христо́с воскре́се: в часе́х, и в вече́рнях и повече́риях, от сея́ у́трени неде́ли Антипа́схи, да́же и до Вознесе́ния Госпо́дня. [Ка́ко у́бо не извести́ся о полу́нощнице, я́ве я́ко в ке́ллиях мню сей бы́ти пева́емей: поне́же у́бо и та́мо си́це нача́ло быва́ет.] И а́бие по Христо́с воскре́се: Сла́ва в вы́шних Бо́гу: и обы́чное шестопса́лмие» (Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»). На основании данных указаний Типикона богослужебная практика допускает отмену двупсалмия в начале утрени до праздника Вознесения Господня (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–704). Каждение храма в этом случае совершается во время троекратного пения тропаря Пасхи11 после возгласа «Слава Святей...». Однако, по мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 641, 268), двупсалмие должно сохраняться в составе утрени.

На «Бог Господь» — тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу...» (дважды). «Слава» - тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» — тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу...».

Кафизмы 4-я и 5-я.

Примечание. Стихословие двух кафизм на утрене (и рядовой на вечерне) начинается от Недели Фоминой и продолжается до отдания праздника Воздвижения Креста Господня включительно (21 сентября) (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»).

По кафизмах — малые ектении.

По 1-м стихословии — седален святителя, глас 2-й: «Моли́твами и скорбьми́...» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)12.

По 2-м стихословии — седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, о́тче...» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю...» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче...» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие — святителя. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Позна́л еси та́йну...».

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни — кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» — ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в...».

По 6-й песни — кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди (по выбору).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й — 3 (см. на стиховне утрени)13, и святителя, глас 8-й — 3. «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас 1-й: «Фома́, глаго́лемый Близне́ц...» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» — святого, «И ныне» — праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» - тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу...».

На часах — тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» — тропарь святителя. Кондаки праздника (Антипасхи) и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я — 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я)14 — 4.

По входе — тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника Триоди (Антипасхи) и святителя (общие).

Апостол и Евангелие — дня и святителя (общие).

Задостойник Пасхи.

Сноски:

1 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393.

2 В вечер Недели Фоминой (Антипасхи) совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

3 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

4 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

5 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма.

6 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

7 Ср.: Типикон, 30 апреля; Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 147.

8 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

9 В вечер Недели Фоминой (Антипасхи) совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

10 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

11 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма.

12 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

13 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

14 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.



<< вернуться в месяцеслов