/02.06.2006/ Переписка между Константинопольским и Московским Патриархатами по вопросу о каноническом положении Экзархата западноевропейских русских приходов

1 марта 2006 года Святейший Патриарх Варфоломей направил Святейшему Патриарху Алексию письмо (№ протокола 728/2005), посвященное некоторым сторонам жизни Экзархата западноевропейских русских православных приходов (Константинопольского Патриархата).

В ответ 2 мая 2006 года Святейший Патриарх Алексий направил Святейшему Патриарху Варфоломею ответ (№ протокола 2865), в котором, в частности, писал:

В 1931 году по причине известных политических обстоятельств некоторые приходы Русской Церкви в Западной Европе незаконно отделились от своей Матери — Церкви и обратились к Святейшему Патриарху Константинопольскому Фотию. Этим были нарушены канонические прерогативы Московского Патриаршего Престола. Святейший Патриарх Фотий, сознавая, что священные каноны запрещают одной Церкви вмешиваться в дела другой, не присоединил эти приходы к приходам Константинопольской Церкви в Западной Европе, но предоставил им статус временного Патриаршего Экзархата и позднее в письме Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию сообщал, что издал “временное церковное распоряжение об этих приходах, ясно указывая, что дела их останутся в нынешнем временном положении до тех пор, пока с помощью Божией в свое время воссоздастся единство и единое представительство Святой Сестры Российской Церкви”. И сам Преосвященный митрополит Евлогий, обратившийся к Святой Константинопольской Церкви, писал своей пастве о Патриаршем Томосе Святейшего Фотия: «В грамоте ясно указано, что этот новый порядок управления церквами имеет временный характер. Когда восстановится общепризнанная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению».

Святая Константинопольская Церковь помнила об этом положении вещей и в 1965 году упразднила Патриарший Экзархат русских приходов в Западной Европе, разъяснив, что он был учрежден «в условиях того времени и носил печаток временности». Святейший Патриарх Афинагор указал клиру и пастве составляющих Экзархат приходов, что отныне должно быть восстановлено их единство с Русской Церковью. Сожалея о разногласиях прошлого, Мы, вместе с тем, видели в экзархах русских приходов в Западной Европе, назначаемых Святейшей Константинопольской Церковью, временных блюстителей той части паствы, которая по человеческой немощи и слабости канонического сознания не готова была в эпоху гонений на Церковь в России вступить в полноту требуемого истиной и канонами общения с Патриаршим Престолом Русской Церкви. Именно по причине этой человеческой слабости Святейший Патриарх Афинагор был вынужден в 1971 году вновь принять под свой Патриарший омофор упомянутые выше приходы, не проявившие тогда должного уважения к святым канонам и незаконно создавшие так называемую «независимую архиепископию».

Между тем, наша Церковь неоднократно свидетельствовала о том, что не может смотреть на эти приходы иначе как на свою часть, временно от нее отторгнутую. Святая Константинопольская Церковь, исходя из священных канонов и знания обстоятельств истории, согласится, полагаем, что упомянутые выше временные функции по управлению частью русских приходов в Западной Европе отпадают, как только перестают действовать чрезвычайные условия, которыми объяснялось их временное же прекращение отношений с Московским Патриархатом. Таким образом, эти приходы, по нашему пониманию, должны беспрепятственно освобождаться от опеки Патриаршего экзарха, когда они изъявляют к тому свое свободное изволение, дорастая до полной меры церковного сознания, позволяющей им воссоединиться с Московским Патриаршим Престолом.