/03.10.2004/ Переписка по поводу неканонических действий митрополита Иринупольского Константина (Багана)

В 1995 году Константинопольский Патриархат принял в свою юрисдикцию в сущем сане иерархов так называемой «Украинской автокефальной православной церкви в США и диаспоре», которую ныне возглавляет митрополит Иринупольский Константин (Баган). Как известно, у истоков этой церковной структуры стоял священник Василий Липковский, который в 1921 году в Киеве был незаконно «рукоположен» в «митрополиты» священниками, диаконами и мирянами с грубым нарушением священных канонов, согласно которым для возведения в сан епископа требуется участие двух других епископов (Ап. 1; Антиох. 19; 1 Всел. 6). Не имея благодати епископства, «митрополит» Василий Липковский «рукоположил» других «епископов» и «священников», к которым восходит история неканонической церковной группы, принятой в общение Константинопольской Церковью.

Указанное деяние Константинопольского Патриархата вызвало возражения со стороны Русской Православной Церкви, которые были изложены в письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею № 1308 от 18 мая 1995 года. Святейший Патриарх Алексий, в частности, выражает глубокую скорбь в связи с действием братской Церкви, которое «находится в полном противоречии с каноническим порядком устроения церковной жизни и представляет собой попрание соборного начала в отношениях между Поместными Православными Церквами (III Всел. 8; Ант. 9; Ап. 12, 16; Сард. 13; Карф. 32; Двукр. 15 и пр.)». Позиция Русской Православной Церкви обусловлена:

1. Отсутствием ясного свидетельства представителей так называемой «Украинской автокефальной православной церкви в США и диаспоре» об осуждении ими «самосвятства» 1921 года и порожденных им нарушений в каноническом строе Православной Церкви.

2. Наличием молитвенно-евхаристического общения с раскольниками на Украине в лице так называемых «Украинской православной церкви Киевский Патриархат» и «Украинской автокефальной православной церковью».

3. Нарушением священных канонов, выразившимся в принятии раскольников, отколовшихся от одной Поместной Православной Церкви, в данном случае, Русской, в юрисдикцию другой Поместной Церкви, в данном случае Константинопольской, не только без отпускной грамоты, но даже без подобающего заблаговременного уведомления.

Этот вопрос также рассматривался на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18-27 февраля 1997 года), в итоговых документах которого выражена «озабоченность в связи с пребыванием в юрисдикции Константинопольского Патриархата группы украинских автокефалистов в диаспоре, история которой изобилует каноническими нарушениями и которая оказывает активную поддержку раскольникам на Украине».

Однако, даже находясь в канонической юрисдикции Константинопольской Церкви, митрополит Константин (Баган) не перестал общаться с раскольническими группировками на Украине, что и стало предметом переписки между Патриархом Московским Алексием и Патриархом Константинопольським Варфоломеем.

В частности, в письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия № 224 от 22.01.2002 года указывается, что митрополит Константин обратился к схизматической группе «Украинская автокефальная православная церковь» с Рождественским посланием, в котором он «… называет себя «Первоиерархом Украинской автокефальной православной церкви». Само же содержание послания создает у читающих несомненное впечатление, что получатели его являются отнюдь не членами схизматического образования, но пребывают в ограде канонической церкви. Митрополит Иринупольский Константин, обращаясь к «епископам» неканонической структуры, именует их «возлюбленные братья во епископстве Святой Украинской Автокефальной Православной Церкви в Украине». Далее в письме указано, что такая характеристика полностью противоречит официальной позиции Константинопольского Патриархата, выраженной его представителями на двусторонних переговорах, в частности в Цюрихе 29-30 октября 2001 года. «А теперь мы узнаем, что митрополит Константин называет лиц, незаконно восхитивших епископское достоинство, «возлюбленные братья во епископстве», причем делает это в заявлении, предназначенном для публичного распространения. Когда же мы прочитали в послании митрополита Иринупольского хвалебное упоминание о «блаженной памяти архипастыре Христова стада митрополите Василии», то это повергло нас в крайнее изумление. Ибо не было в истории УАПЦ другого «митрополита» Василия, кроме Василия Липковского, который, как всем хорошо известно, никогда не являлся архипастырем, но как бы в насмешку над святыми канонами Церкви был «хиротонисан» пресвитерами и мирянами обоего пола, за что верующие стали называть Василия и его последователей «самосвятами».

Очевидно, что высказывания митрополита Константина принципиально расходятся с твердой канонической позицией, которой придерживаются наши братские Церкви, что убедительно показали и последние переговоры в Цюрихе.

Вместе с тем, мы не можем не поделиться с Вашим Святейшеством в духе братской откровенности обеспокоенностью, которая возникает вследствие действий митрополита Иринупольского, а также руководителей украинских раскольнических образований».

Обращаясь к событиям недавнего прошлого, Святейший Патриарх Алексий напомнил Предстоятелю Константинопольской Церкви, что «еще в 1995 году, когда Константинопольская Церковь приняла в свою юрисдикцию членов так называемой «УАПЦ в диаспоре», среди которых был и митрополит Константин (Баган), Мы предупреждали Вас, что данный шаг содержит в себе угрозу каноническому строю и единству Православной Церкви, поскольку «УАПЦ в диаспоре» находится в расколе с Матерью — Русской Православной Церковью и восходит к группе «самосвятов» Василия Липковского. Теперь же, после заявлений митрополита Константина, становится совершенно ясно, что антиканоническая самосвятская традиция жива; она вкрадывается в священные пределы Святейшей Константинопольской Церкви, подрывая ее авторитет и угрожая ее каноническим устоям. Надо ли говорить, какой непоправимый вред будет нанесен Православию, если «самосвятство» и иные богопротивные расколы получат хотя бы надежду на каноническое оправдание и признание».

Таким образом, «складывается впечатление, что те архипастыри, которых Константинопольская Церковь в 1995 году по икономии приняла в свою юрисдикцию, Вашему Святейшеству и Вашим досточтимым представителям говорят о верности священным канонам, преданности каноническому строю Церкви, а когда обращаются к раскольникам на Украине, то выступают заодно с ними и готовы признать законность даже «самосвятского» собрания 1921 года».

В связи с этим, «растет количество обращений со стороны епископов, клириков и многочисленных верующих с просьбой отказаться от ведения переговоров со Вселенским Патриархатом по украинскому вопросу, поскольку это служит основанием для раскольников заявлять об их скором признании, в пользу чего якобы также свидетельствуют их частые контакты с иерархами Константинопольской Церкви вне программы совместных действий с Московским Патриархатом».

В ответном письме № 65 от 25 февраля 2002 года Святейший Патриарх Варфоломей заверил Святейшего Патриарха Алексия, что намерен сделать внушения митрополиту Иринупольскому Константину за антиканонические действия на Украине «и призвать его к порядку за сделанные им заявления».

Обращаясь к митрополиту Иринупольскому Константину с письмом № 66 от 24 февраля 2002 года, копия которого была направлена в Москву, Святейший Патриарх Варфоломей выразил изумление и скорбь по поводу антиканонических действий иерарха Константинопольской Церкви, которые характеризуются Его Святейшеством как «серьезный канонический проступок». В конце письма содержится призыв к митрополиту Иринупольскому Константину «прекратить всякое церковное общение с этими раскольническими группами на Украине, с которыми Матерь Церковь никогда в прошлом не имела и не может иметь какого бы то ни было противного каноническому чину церковного общения».

Тем не менее, даже после внушений Святейшего Патриарха Варфоломея митрополит Иринупольский Константин не прекратил своих антиканонических действий, что стало темой следующего письма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия № 3959 от 4 июля 2002 года. В нем Его Святейшество выразил удовлетворение принципиальной позицией Патриарха Константинопольского в отношении канонических проступков митрополита Иринупольского Константина. «К сожалению, — продолжил Святейший Патриарх Алексий, — факты говорят о том, что сей иерарх Константинопольской Церкви не внял мудрому вразумлению своего Патриарха и продолжает поддерживать богопротивное дело раскольников на Украине, причиняя при этом немалый вред репутации Святейшего Константинопольского Престола. Так, например, 19 апреля сего года он обратился с приветствием к участникам Собора Харьковско-Полтавской епархии так называемой «Украинской автокефальной православной церкви», посвященного 10-летию деятельности этой раскольнической структуры, о чем немедленно было сообщено в ее официальном пресс-релизе».

В ответ на это письмо Святейшего Патриарха Алексия из Константинополя было получено письмо № 6282002 от 31.03.2003 года, в котором Святейший Патриарх Варфоломей выражает свое глубокое огорчение тем, что «Его Высокопреосвященство митрополит Константин Иринупольский продолжает принимать участие в антиканонических действиях, осужденных в нашем письме от 24 января 2002 года, как говорится в письме Вашего Святейшества. Мы обратимся к нему с повторными увещаниями в надежде, что он согласится с Нами и откажется от принятия каких-либо поспешных решений».

В письме от 2.10.2003 года за № 4749 Святейший Патриарх Алексий повторно выразил удовлетворение оценкой Святейшим Патриархом Варфоломеем неканонических действий митрополита Иринупольского Константина. Однако, в письме содержится сожаление о том, что несмотря на увещания, митрополит Константин продолжает контактировать с раскольническими группами на Украине, чему приводятся конкретные примеры.

«Так, по сообщению июльского номера газеты Украинской Православной Церкви Канады «Вестник», митрополит Константин направил приветственное послание епархиальному собранию Львовской и Галицкой епархии «Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), состоявшемуся 10 июня 2003 года. Данное собрание также приняло решение о проведении в конце 2003 года собора УАПЦ с участием представителя Константинопольского Патриархата, которым, как ожидают в УАПЦ, станет митрополит Иринупольский.

Кроме того, «архиепископ Харьковский и Полтавский» УАПЦ Игорь (Исиченко) неоднократно делал утверждения о том, что назначен на должность управляющего делами УАПЦ указом «блаженнейшего» митрополита Константина и является его представителем на Украине. Текст соответствующих указов публиковался в раскольнической печати. Митрополит Константин не только не опровергает данные заявления, но продолжает поддерживать контакты с Игорем (Исиченко) и другими представителями неканонических групп».

Поскольку митрополит Константин является иерархом Константинопольского Патриархата, то, как указал Святейший Патриарх Алексий, его деятельность на Украине «создает иллюзию признания раскола со стороны Константинопольской Церкви, что подрывает авторитет Вселенского Престола в глазах верующих». В завершение письма Святейший Патриарх Алексий выразил надежду, что Святейший Патриарх Варфоломей богомудро усмотрит способ разрешить возникшие проблемы, «да пребывают наши Церкви всегда в единстве, мире и согласии, тесно сотрудничая во благо святого Православия».

Отвечая на вышеупомянутое письмо Святейшего Патриарха Алексия, Святейший Патриарх Варфоломей, в своем письме № 925 от 27 мая 2004 года, сообщает, что относительно упомянутых антиканонических действий в поддержке раскольнической «Автокефальной Украинской Православной Церкви» митрополиту Иринупольскому Константину «уже сделаны должные серьезные рекомендации к прекращению какого бы то ни было сотрудничества с находящимися на Украине раскольническими группировками якобы от имени Вселенской Патриархии».

Кроме того, Святейший Патриарх Варфоломей указывает на то, что сведения о вышеуказанных действиях митрополита Константина должны быть тщательно проверены. Вместе с тем, подтверждено, что «Вселенская Патриархия полностью отвергает подобные антиканонические действия, которые разрушают внутреннее единство Православия».

В ответном письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия № 3552 от 3 ноября 2004 года Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею говорится следующее:

«Получив письмо Вашего Святейшества № 925 от 27 мая сего года, Мы с удовлетворением восприняли выраженную Вами оценку антиканонических действий митрополита Иринупольского Константина (Багана) как таковых, которые «разрушают внутреннее единство Православия». Одобряя намерение Вашего Святейшества тщательно проверить информацию, касающуюся проступков митрополита Константина, заверяем Вас, что все предоставленные Нами сведения подтверждаются многими свидетельствами, в том числе из официальных источников так называемой «Украинской автокефальной православной церкви», а также из официального издания Украинской Православной Церкви Канады, пребывающей под Первосвятительским попечением Вашего Святейшества.

Кроме того, Нам с горечью приходится констатировать, что упомянутый иерарх Святейшей Константинопольской Церкви не внимает богомудрым внушениям своего Патриарха и продолжает контактировать с украинскими раскольническими группами. Так, 9 августа сего года он опять обратился с приветствием к т.н. «Украинской автокефальной православной церкви», посвященным 15-летию деятельности этой раскольнической группы в Украине, о чем было сообщено в ее официальном пресс-релизе.

Очевидно, что деятельность митрополита Константина наносит ущерб как Святейшей Константинопольской Церкви, так и всему Православию. Мы надеемся, что Ваше Святейшество усмотрит способ устранить проблемы, возникшие в связи с повторяющимися антиканоническими действиями Иринупольского архиерея, дабы ими не омрачались отношения между нашими Церквами.

Братски обнимая Вашу Святыню, пребываем с любовью о Господе и неизменным уважением,

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ»

Ответа на это письмо пока не последовало.