«МОЛИТВА О МИРЕ И ЕДИНСТВЕ».

20.01.2004 ·  

«МОЛИТВА О МИРЕ И ЕДИНСТВЕ»
Интервью Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII журналу «К единству!» («К единству!» ? 6, 2003)

— Ваше Блаженство, с каким чувством Вы воспринимаете награждение Вас премией «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» и как оцениваете процесс духовного объединения православных народов?

— Мы давно знакомы с деятельностью Международного Фонда единства православных народов, действующего под попечением Его Святейшества Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, и с радостью воспринимаем его усилия, направленные на объединения всех православных под сенью боговдохновенных христианских заповедей и наших общих социально-нравственных традиций.

С особыми чувствами в Синоде древнейшей Александрийской Православной Церкви восприняли и наше награждение этой авторитетной премией, которую мы лично воспринимаем с монашеским смирением и радостью о продолжении общей деятельности на благо православных народов. Другими словами, мы глубоко рады и удовлетворены, что труд и служение Александрийской Патриархии становятся известны и понятны всем Церквам-сестрам.

Духовное единство православных народов исторически усиливает и отражает единство Церквей. Со времен святых апостолов Церковь вступила на путь служения людям, независимо от их национальности и религиозной культуры. Через посредничество Святого Духа, преобразившего апостолов в день Пятидесятницы, народы и цивилизации связаны с ней, у них есть возможность мирного сосуществования через это объединяющее духовное воздействие. Христианские народы и сегодня выступают носителями исторического самосознания жертвенной миссии Христа из-за большой любви к людям. Поэтому и Церковь, и народы, воспринимая сердцем эту любовь, призваны сознательно доказывать свое право на свободную от греха и соблазнов мира сегодняшнего жизнь. Они призваны сделать это бытие связующей нитью с апостолами и всеми предыдущими поколениями, сформировавшими их духовное наследие. Церковь в прошлом усваивала и развивала все, что не противоречило нашей вере. Необходимо, чтобы сегодняшняя Церковь делала то же самое. Мы призваны к этому мировыми обстоятельствами, расширением и глобализацией, нуждами христиан и ожиданиями верующих других конфессий.

Внутренние трения и споры в прошлом не должны стать препятствием учению и осуществлению истин веры. И наша ежедневная деятельность — это, прежде всего, молитва о мире и единстве.

— Насколько значим для Вас визит в Россию, и что Вы хотели бы пожелать русскому народу?

— Это пребывание в великой России будет важно по многим причинам. Во-первых, потому, что нам дана возможность пообщаться с Его Святейшеством, нашим возлюбленным братом Патриархом Алексием, пригласившим нас и членов Синода в Москву на церемонию награждения. Это доказательство и продолжение традиционно тесного сотрудничества наших двух Церквей, Русской и Александрийской, которое было начато нашими приснопамятными предшественниками и Патриархами прошлых веков. Это важно также и потому, что наша встреча с Его Превосходительством Президентом России является свидетельством теплых чувств и любви, которые наша Патриархия испытывает к возлюбленному единоверному русскому народу. У нас также будет случай посетить подворье Александрийской Патриархии в Москве и нашего экзарха в России Его Преосвященство Афанасия, епископа Киренского.

Александрийская Патриархия, под юрисдикцией которой находится весь Африканский континент, дает пастырское окормление верующим многих национальностей. Есть среди них и верующие русского происхождения, причем не только потомки первой волны эммиграции, но и люди, в силу разных причин, приехавшие в последние десять лет. Мы даже специально ввели одно из величаний во время литургии на русском языке. Поэтому, не говоря уже о ее долгой и славной духовной традиции, Александрийская Патриархия имеет опыт пастырской работы среди разных национальностей. Она использует этот опыт в своей миссионерской работе по распространению евангельской любви.

В свете всего этого наш визит сюда имеет особенную значимость. Встречаются два различных по культуре мира. Они имеют общие ориентиры, общие особенности в традиции и наследии православной веры и обрядов, происходящие в результате воздействия Святого Духа.

— Какие вопросы сегодня являются наиболее актуальными для православия в мире и Африке?

— Ответ на этот вопрос не простой. Он состоит из нескольких частей и требует более глубоких раздумий. Безусловно, наше главное усилие сосредоточено вокруг контекста единства Церкви, что составляет цель, мечту и обязанность всех православных христиан, особенно церковных лидеров, как это, в том числе, заявлено и в названии вашего издания. Единство Церкви, которое в то же время является выражением и подтверждением веры в Воскресение Христово и евангельской любви к Господу и к ближнему, способно стать основой для ответа на современные проблемы мира и отношений между Церковью и светскими властями, на такие достижения или формы бытия человечества, как наука, философия и искусство — творчески окружить человека во всякой его деятельности и в обществе.

С той же точки зрения мы трудимся над пастырским окормлением народов Африканского континента и над наиболее распространенными здесь социальными проблемами: бедность, смертельные болезни, нехватка водных ресурсов, скудость коммуникаций и ряд других. Работая в таких условиях, мы сосредоточиваем внимание не только на богословских и пастырских трудах, но и используем самые элементарные технологические и гуманитарные навыки. Причем здесь важно знать специфику и традиции того или иного народа, их отношение к грамотности, медицине и науке. И главным союзником Церкви в этой деятельности являются государственные и общественно-благотворительные организации.

— Каково положение Александрийской Патриархии, находящейся на территории мусульманского Египта, и каков, на Ваш взгляд, уровень взаимоотношений православного и мусульманского мира?

— Такое положение существовало еще во времена Вселенских соборов, когда половина древних Церквей были анклавами православия в мусульманском мире. За прошедшие века мы не только научились жить в мире, но и взаимообогащать наши культуры, исповедуя единую главную цель — принятие людьми Бога в сердце своем. Даже несмотря на случающиеся время от времени отдельные проявления фундаментализма, насилия и фанатизма, мы ближе, чем 1000 лет назад.

Это особенно очевидно в Египте, где апостольский престол древней Патриархии Александрийской и всей Африки находился с самого начала.

Уважение египетских властей к Патриархии восходит к византийской эпохе, и возрастало с течением времени в связи с присутствием в Египте многих греков. Таким же образом обстоят дела и сегодня.

Православие составляет культурный и коммуникационный мост между мусульманским миром, греческой цивилизацией и народами Запада. В то же время оно обогащает и несет свидетельство толерантности и уважения мусульман к монотеистическим религиям — иудаизму и христианству как учит Коран. Это также заметно по многим религиозным и общественным организациям и государственным структурам повсюду в мусульманском мире.

— Вас называют самым последовательным приверженцем принципа канонического взаимодействия Церквей. Почему, на Ваш взгляд, в современных условиях продолжают действовать самопровозглашенные и раскольничьи «церкви»?

— Для того чтобы отразить внешние воздействия и внутренние расколы, появлявшиеся на протяжении двухтысячелетней истории и пытавшиеся дистанцировать себя от тела Церкви, находя этому выражение в идеологических одеждах больших или малых групп «новых» взглядов и вер, Церковь применяет канонические принципы. Совместное изложение «Послания веры» великих Вселенских соборов как единства канонических решений, без различия на «догматические» и «канонические» истины, указывает на важность канонической традиции.

Множество священных канонов относится к епископам и их многогранной ответственности за функционирование Церкви надлежащим образом. Они также подкрепляют патриарший авторитет. С этой точки зрения величайшим врагом и опасностью для Церкви всегда были ереси и эгоцентрические отходы от канонического порядка. Поэтому очевидно, что никто не сможет заверить в своей преданности церковное собрание и своих единоверцев, торопится и решает создать «религиозную организацию» (Церковь), организацию с личными мотивами и личными верованиями, явными или нет, и подозрительной деятельностью и связями.

Не считая анализа этого феномена с точки зрения религии, который отнюдь не стоит в повестке сегодняшнего дня, православие в своей полноте, под давлением обстоятельств и групп, присвоивших его имя, призвано углубить сознательное понимание и исполнение «духа» канонического порядка как выражения Веры, Надежды и Любви, сообща отбиваться от искушений и хранить церковное единство как ожидание благ на будущие времена.

В заключение, я от всей души благодарю и желаю вашему журналу всяческих успехов.

Денис Алексеев

Ссылки по теме: