Речь Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II при открытии конференции “Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра” (Москва, 11 октября 2000 г.)

ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ПРИ ОТКРЫТИИ КОНФЕРЕНЦИИ “СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И РОССИЙСКО-ПАЛЕСТИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА” (Москва, 11 октября 2000 г.)

Уважаемые участники конференции!

Прежде всего позвольте выразить удовлетворение фактом проведения в Москве настоящего форума, собравшего религиозных деятелей, дипломатов, ученых, представителей общественных организаций. В это время, драматическое и судьбоносное для Святой Земли и для всего Ближнего Востока, мы вновь свидетельствуем о сострадании тем, кто оказался вовлечен в водоворот крайне непростых, подчас трагических событий. Мы вновь напоминаем и об исконной близости нашего народа всем людям, населяющим ближневосточный регион и особенно землю, которой касались святые стопы Господа Иисуса Христа.

Хорошо известно, насколько тесно Русская Православная Церковь связана со Святой Землей. К Иерусалиму — городу, где совершились Крестное страдание и Воскресение Спасителя, неизменно обращается духовный взор иерархов, пастырей и чад Православной Руси, равно как и всего христианского мира. Русские паломники начали посещать Святую Землю уже в первые века исторического бытия нашей Церкви. Более полутора столетий назад в Иерусалиме была учреждена Русская Духовная Миссия, затем во Святой Земле были основаны русские монастыри, построены храмы, открыты школы и благотворительные учреждения. Связь Русской Церкви со Святой Землей поддерживалась даже в труднейшие годы гонений, воздвигнутых в нашей стране на веру Христову. Ныне, когда количество паломников к святым местам многократно возросло, присутствие Московского Патриархата во Святой Земле активно укрепляется. Мы благодарны Палестинской национальной администрации за возвращение ряда земель и зданий их законному владельцу – Русской Православной Церкви.

Исторические связи нашего духовенства и наших верующих со Святой Землей определяют глубокое переживание нами происходящих там событий. Мы скорбим, видя многолетний конфликт, подчас приводящий к кровопролитию. Ныне в этой земле происходит крайнее ожесточение вражды, поводом для которого стали ничем не оправданные вызывающие действия. Больно видеть, как посреди святых мест льется кровь, страдают люди, разрушаются молитвенные здания и дома мирных людей. Сохраняется опасность усугубления и расширения конфликта. И это побуждает нас обратить к еврейскому и арабскому населению Святой Земли призыв к миру, призыв к продолжению диалога, который за последние годы, наконец, затронул проблемы, еще недавно не обсуждавшиеся, но являющиеся неотъемлемой частью ближневосточного урегулирования.

Я имею в виду прежде всего вопрос о статусе Иерусалима. Этот город особенно значим для последователей трех религий – христианства, ислама, иудаизма. Псалмопевец призывает: “Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: мир тебе! Ради дома Господа Бога нашего, желаю блага тебе” (Пс. 121. 6-9). Святой город имеет глубокое символическое значение в христианской эсхатологии. По исполнении времен Церковь чает увидеть горний Иерусалим – средоточие вечного Царства Божия. Но мы надеемся, что и в нынешней земной истории исполнятся знаменательные слова пророка Исаии, обращенные к Иерусалиму: “Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою” (Ис. 60. 18).

Русская Православная Церковь, вместе с российским государством и обществом, традиционно поддерживает справедливое стремление арабского народа Палестины к обретению государственности, к восстановлению международно признанных прав на обладание исконными землями, включая территории внутри Иерусалима, превращение которого в столицу двух государств – арабского и еврейского – видится нам реалистичным планом справедливого урегулирования существующих споров. В то же время наша Церковь полагает, что Иерусалим должен остаться открытым городом, не разделенным новыми средостениями, но предоставляющим возможность мирного сосуществования представителей всех народов и религий. Особо важными видятся гарантии доступа местных верующих и паломников к их святыням, твердое закрепление свободы вероисповедания и богослужения.

Судьбу Иерусалима надлежит решать народам, живущим во Святой Земле. Однако, если иметь в виду нарастающие трудности урегулирования, стоит изучить предложение об установлении особой ответственности мирового сообщества за сохранение мира во святых местах и свободного доступа к ним, за обеспечение гармоничной жизни в Иерусалиме всех этнорелигиозных общин, веками существующих в городе.

Выражаю надежду, что эти пожелания будут учтены в ходе мирного процесса и призываю к его активизации при максимально возможном участии России. Пусть Святая Земля и святой град, столь дорогие сердцу православного христианина, мусульманина, иудея, навеки станут местом, где водворится прочный мир, основанный на справедливости, на внимании к традициям, интересам и чаяниям всех людей, населяющих эту землю.

Господь да сопутствует трудам настоящей конференции и да увенчает ее благословенным успехом ради мира во Святой Земле и развития добрых отношений между российским и палестинским народами.