Пленум Синодальной Богословской комиссии

Сообщение для органов информации от 15.03.1999

ПЛЕНУМ СИНОДАЛЬНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИИ

9-10 марта 1999 года в Московской духовной академии состоялся V пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви с темой «Православное богословие на рубеже тысячелетий». Участники пленума, среди которых — архиереи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники Синодальных учреждений, ректоры духовных школ, ведущие богословы Русской Православной Церкви, — собрались, чтобы, как было сказано в одном из выступлений, начать процесс «подведения богословских итогов века», сформулировать основную тематику и круг проблем современного православного богословия и определить важнейшие направления по его развитию на основе верного следования Преданию Церкви и святоотеческой традиции.

С основным докладом по теме пленума выступил председатель комиссии — Высокопреосвященный Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В его выступлении, в частности, говорилось о том, что русское богословие, прошедшее непростой исторический путь, глубоко укоренено в Предании Церкви, живет им, свидетельствуя на языке своего времени неизменную и данную в Божественном Откровении веру Церкви. В докладе также сказано об особой судьбе русского богословия, в развитии которого произошла историческая встреча с Западом и творческое соединение различных традиций на основе следования святоотеческому преданию. Особое место было уделено в выступлении теме западных влияний и их преодолению в русском богословии, возвращении к святоотеческому духу и методу в богословской науке. Высокопреосвященный митрополит Филарет отметил, что рубеж веков настоятельно ставит вопрос о формах несения православного свидетельства в третьем тысячелетии.

Лейтмотивом выступления практически всех участников последовавшей дискуссии стало приближение двухтысячелетия со дня пришествия в мир Спасителя, окончание XX века — века тяжелых испытаний для Русской Церкви, но и, в то же время, века расцвета русского богословия. В этой связи была поставлена задача критического анализа результатов развития православного богословия XX века, а также задач православного богословия на рубеже веков. Профессор протоиерей Василий Стойков подчеркнул, что настоящий пленум только начинает процесс исследований по данной теме. Участниками пленума был предложен ряд конкретных мер по развитию православной богословской науки, включая научные исследования, публикации, проведение семинаров и конференций.

Вопросу развития отечественного богословия было посвящено и выступление Преосвященного Евгения, епископа Верейского, ректора Московской духовной академии, председателя Учебного комитета. В своем докладе он подчеркнул, что развитие православного богословия в значительной степени связано с деятельностью духовных школ и что проводимая в настоящее время их реформа должна оказать положительное влияние на повышение уровня подготовки будущих богословов Русской Православной Церкви.

О связи православного богословия и миссии говорилось в выступлении Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела. Сегодня задача осуществления миссии Православной Церкви как никогда актуальна, и богословский ее анализ будет иметь большое значение в ее развитии и укреплении. С другой стороны, практически всякая богословская проблема должна рассматриваться в миссиологической перспективе.

В связи с темой развития регулярной богословской дискуссии в Русской Православной Церкви прозвучал и доклад протоиерея Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского богословского института, о научно-богословской работе института и о регулярно проводимых им богословских конференциях.

Священник Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества, рассмотрел в своем выступлении богословские аспекты современной социальной тематики в связи с отношением к ней Церкви.

Члены богословской комиссии подчеркнули, что для явившего свое вселенское призвание и значение русского богословия XX века тема отношений и диалога с инославием является центральной. Поэтому важнейшей задачей современного православного богословского служения является свидетельство инославию о Православной Церкви как о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о сокровищнице Предания Церкви, свято и нерушимо хранимого Православием со времен апостольских. В этой связи специальное заседание пленума было посвящено теме отношения Русской Православной Церкви к инославию.

Критический анализ современного состояния диалога Православной Церкви с дохалкидонскими церквами был дан в выступлении протоиерея Валентина Асмуса. В ходе обсуждения доклада участники пленума пришли к выводу о том, что богословский диалог Православной Церкви с дохалкидонскими церквами нельзя считать законченным. Комиссией было признано необходимым начать диалог Русской Православной Церкви с дохалкидонскими церквами.

Об истории и современном состоянии двусторонних богословских диалогов Русской Православной Церкви с протестантскими церквами говорилось в выступлении Е.С.Сперанской, сотрудницы Секретариата по межхристианским связям ОВЦС МП. По результатам дискуссии участники заседания единодушно признали необходимость продолжения богословских диалогов. Комиссия приняла решение о необходимости разработки концепции богословских диалогов.

В.В.Шмалий, сотрудник Секретариата по межхристианским связям ОВЦС МП, выступил с информацией о состоянии отношений Русской Православной Церкви со Всемирным Советом Церквей. В частности, он сообщил, что во исполнение решений созванного по инициативе Русской Православной Церкви Всеправославного совещания в Салониках (29.04-1.05.1998), Русская Православная Церковь, начиная с VIII Ассамблеи ВСЦ (3-14.12.1998, Хараре), заявила об ограничении своего участия в деятельности ВСЦ. Это решение, одобренное Священным Синодом на заседании 29.12.1998, будет иметь силу в течение трех лет работы Специальной комиссии, состоящей из представителей Православных Церквей и ВСЦ, созданной по требованию Всеправославного совещания в Салониках. Спецкомиссия призвана найти пути осуществления радикальных преобразований ВСЦ, при условии проведения которых православные могли бы продолжить участие в ВСЦ. В случае, если спецкомиссия не сможет найти взаимно приемлемого решения, Православные Церкви, согласно решению встречи в Салониках, намерены выйти из Всемирного Совета Церквей. В последующей дискуссии высказывалось одобрение создания Спецкомиссии и, вместе с тем, рассматривались различные варианты отношений Русской Православной Церкви к ВСЦ на время работы спецкомиссии. В выступлениях участников пленума также говорилось, что членство Русской Православной Церкви в ВСЦ всегда рассматривалось как миссия, несение православного свидетельства, и к тому же не имеющее никакого экклезиологического значения, а значит догматически и канонически безупречное. Но в условиях обеспокоенности православных верующих недопустимыми для православного сознания тенденциями в отдельных инославных сообществах — членах ВСЦ, пастырский долг и соображения церковной пользы ставят вопрос о целесообразности продолжения членства Русской Православной Церкви в данной организации.

В работе пленума принимал участие д-р П.М.Бутенев (Православная Церковь в Америке), исполнительный секретарь комиссии «Вера и устройство». Он обратился к Синодальной Богословской комиссии с официальной просьбой дать анализ подготовленных представляемой им комиссией текстов: «Природа и предназначение церкви» и «К общению в единой вере». Богословский отзыв Русской Православной Церкви на данные документы будет иметь большое значение для более полного отражения православного вероучения в многостороннем богословском диалоге, идущем на протяжении многих лет в комиссии «Вера и устройство».

Пленум Синодальной богословской комиссии принял решение о подготовке «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию».