Сообщение для прессы от Епархиального совета города Москвы

16 декабря 1997 года состоялось ежегодное Епархиальное собрание города Москвы. Правящим архиереем первопрестольного града является Патриарх Московский и всея Руси. В собрании участвуют представители приходского духовенства и приходских советов, ставропигиальных (то есть подчиняющихся непосредственно Патриарху) монастырей, центральных административных учреждений Русской Православной Церкви.
Ниже приводится изложение выступления Святейшего Патриарха Алексия II при открытии Собрания. Текст фактически произнесенной речи будет опубликован позднее. Курсивом отмечены переходы между различными разделами.

Главным событием уходящего года явился Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Московском Свято-Даниловом монастыре 18-23 февраля сего года. В результате работы сего Собора к сонму новомучеников и исповедников российских причислены три новых имени… В лютую годину гонений они явили беспримерное мужество и до последней минуты сохранили верность Святой Матери-Церкви, которой они отдали всю свою жизнь и ради которой пошли на смерть. Пройдя через десятилетия гонений, Церковь ныне восстает из пепла. Воссоздаются тысячи храмов и монастырей, возрождаются духовные школы, возрождается миссия Церкви, ее благотворительная и просветительская деятельность.

Но не следует обманываться этим расцветом, не следует забывать о том, что в мире сем Церковь всегда была, остается и будет гонимой. Сегодня против нее восстают различные силы, пытаясь расколоть ее и ослабить, разрушить ее целостность, посеять вражду и недоверие между ее членами, подорвать ее авторитет в глазах людей.

В условиях свободы бесконечно возрастают возможности Церкви для ее миссии в мире, но возрастает и активность ее противников, а значит, увеличиваются и опасности, с которыми приходится встречаться каждому из ее верных чад. Сегодня развязаны руки и у тех, кто толкает верующих на путь раскола, и у тех, кто приходит из-за рубежа с учениями «различными и чуждыми» (Евр. 13. 9), и у тех, кто проповедует образ жизни, несовместимый с нравственными нормами… Некоторые из них вступают в открытую борьбу с Церковью, другие же, напротив, пытаются прикрываться священным именем Церкви и выдают за христианство то, что к нему никакого отношения не имеет. От нас ныне требуется особое внимание, умение отличить Духа Божия от духа заблуждения по слову апостола: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4. 1). О тех же, кто нарушил верность Матери-Церкви и встал на путь раскола, да будет верно апостольское слово: «Они вышли от нас, но не были с нами» (1Ин.2. 19)…

Мы переживаем нелегкое время кардинальных перемен во всех сферах социальной, экономической и политической жизни наших стран. Жертвами этих перемен становятся все новые и новые категории людей — пенсионеры и дети, учащаяся молодежь и военнослужащие, рабочие и крестьяне, учителя и врачи, ученые и творческая интеллигенция. В этой сложной ситуации Собор призвал чад Русской Православной Церкви «носить бремена друг друга» (Гал. 6. 2), неустанно являть пример милосердного служения ближним, подражая в этом нашему Спасителю. Собор призвал духовенство и верующих обратить особое внимание на нужды обездоленных, сделать все возможное для облегчения их положения, оказывать реальную помощь тем, кто в ней нуждается.

Эти слова из Послания Архиерейского Собора, возможно, многим известны, но Я счел необходимым вновь напомнить их вам.

На настоящий момент Русская Православная Церковь имеет 124 епархии и насчитывает 148 архиереев (не считая 8 заштатных).

Количество приходов Русской Православной Церкви по состоянию на 1 января 1997 года составило около 18000.

На приходах служили 15347 священников и 1737 диаконов, то есть в общей сложности 17083 священнослужителя.

На данный момент количество монастырей достигло 438, из них 210 мужских и 228 женских, не считая 64 монастырских подворий.

В Москве количество монастырей осталось прежним: 4 мужских и 4 женских монастыря.

Кроме того, в непосредственном ведении Святейшего Патриарха находятся 24 ставропигиальных монастыря.

Увеличилось количество Духовных школ РПЦ, среди которых: 5 Духовных академий, 23 Духовные семинарии, 21 Духовное училище, 1 Богословский институт, 2 Православных университета, 5 подготовительных пастырских курсов, 2 Епархиальных женских духовных училища. Кроме того, имеются регентские и иконописные отделения, а также множество церковно-приходских школ.

Православных храмов в Москве 404; из них 333 — приходских. В 310 из них совершается богослужение, а в 54 оно еще не возобновлено. 40 храмов не освобождены от прежних арендаторов. Кроме того, имеются 28 часовен и 19 храмов, воссоздающихся и строящихся.

На приходах города Москвы совершают свое служение 673 священнослужителя. Из них: 493 священника и 180 диаконов. Таким образом, за прошедший год клир города Москвы увеличился на 30 человек. При этом 10 человек были почислены в заштат,… 7 человек запрещены в священнослужении,… один лишен сана. С двоих запрещение в священнослужении было снято. Семеро пополнили наш клир из других епархий…, двое перешли в другие епархии…

10 священнослужителей отошли в мир иной. Всемилостивый Господь да упокоит их в селениях праведных. Пропоем всем им «Вечную память».

Количество храмов в городе Москве, по сравнению с 1988 годом, увеличилось в 9 раз, и в 3,5 раза — количество духовенства. И это при том, что его восполняют не только выпускники Духовных школ, но и рукоположенные по рекомендациям настоятелей и клириков московских храмов.

В Московской духовной cеминарии на стационаре в настоящее время обучается 41 москвич, на секторе заочного обучения — 42 человека, экстерном — 21 человек. На том же секторе в филиале МДС при Ново-Спасском монастыре обучается 133 человека. Высшее духовное образование в Московской духовной академии получают: на стационаре — 20 москвичей, на секторе заочного обучения — 35 человек, экстерном — 19 человек. В Иконописной школе при МДА обучается 5 человек; в Регентской школе — 5 человек.

В 1996/97 учебном году окончили: МДС — 14 москвичей (на стационаре); МДА — 1 москвич (на стационаре); Регентскую школу — 2 человека, Иконописную школу — 4 человека. Количество учащихся в Семинарии — 385 чел.; Сектор заочного обучения — 788 чел. Количество студентов в Академии — 161 чел. Сектор заочного обучения — 200 чел.; в Регентской школе — 127 человек, в Иконописной школе — 77 человек, в экстернате: МДС — 47 чел., МДА — 67 чел. Всего вместе с экстернатом — 864 человека. Общее количество учащихся в Московских Духовных школах — 1852 человека…

Большую помощь в становлении кадров священнослужителей оказывает и Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, в котором трудятся 255 преподавателей и 92 сотрудника. … Всего обучается 870 человек. Прошедший год был пятым годом его официального существования. За это время его окончили со званием бакалавра 319 человек, из них 39 приняли священный сан, а двое — монашеский постриг.

В связи со все увеличивающимся количеством храмов, все сложнее становится управлять такой большой епархией как город Москва… Большую часть времени отнимают каждодневные приемы и масса бумаг, поступающих на Наше имя…Большую помощь в управлении епархиальной жизнью в городе Москве оказывает Мне, как правящему архиерею стольного града, архиепископ Истринский Арсений и Епархиальный совет, которые трудились в истекшем году не менее активно, чем во все предыдущие годы. Помимо 7 заседаний, проведенных в этом году, члены Епархиального совета участвовали в различных комиссиях, которым поручалось разбирать те или иные сложные приходские ситуации.

Значительную помощь в каждодневной деятельности оказывают мне и другие викарные архипастыри: архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Бронницкий Тихон, епископ Орехово-Зуевский Алексий.

Приходская жизнь сама вносит определенные коррективы и в работу Епархиального совета. Такие коррективы были внесены и в преддверии Епархиального собрания, когда были реорганизованы комиссии при Епархиальном совете, а некоторые созданы вновь. Сейчас у нас есть комиссии: Экзаменационная, Богослужебная, Дисциплинарная, Каноническая, По церковному просвещению и социальной деятельности, Ревизионная, Редакционная, Искусствоведческая, По деятельности воскресных школ…

За текущий год, до сегодняшнего дня Нами совершено: 195 богослужений, 1 архиерейская, 26 священнических и 6 диаконских хиротоний. Как и в прошлые годы, Нами осуществлялись визиты в другие епархии…Также состоялся визит в братскую Иерусалимскую Церковь. В связи со 150-летием Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Мы приняли участие в юбилейных празднествах на Святой Земле… Кроме того, Мы посетили следующие епархии: Элистинскую, Мурманскую, Венскую, Виленскую, Одесскую, Казанскую, Ярославскую, Владимирскую и ставропигиальный Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. При посещении Одесской епархии Мы имели братские встречи с Патриархом Константинопольским Варфоломеем и Патриархом Грузинским Илией.

Большее количество Патриарших богослужений пришлось на стольный град…Все более частыми и привычными становятся богослужения в храме Христа Спасителя (пока что в нижней его части)…

Многократно в течение года Мы посещали этот храм и участвовали в ряде торжественных мероприятий…, в заседаниях Общественного наблюдательного совета и ряде рабочих совещаний, на которых обсуждались планы дальнейших работ по воссозданию храма. Но главное событие, когда храм Христа Спасителя оказался в центре его, это празднование 850-летнего юбилея нашего стольного града… Одновременно при этом совершались благодарственные молебные пения и во всех других столичных храмах…

Кроме богослужений в храмах Московского Кремля и храме Христа Спасителя, Мы совершили 26 богослужений в Кафедральном Богоявленском соборе, 45 — в Троице-Сергиевой Лавре и других монастырях, 50 — в приходских храмах г.Москвы, и 38 — в храмах и монастырях иных епархий. При этом часто совершались освящения как воссозданных, так и вновь построенных храмов и часовен.

В Москве Мы принимали участие в закладке и освящении часовен святых благоверных князей Бориса и Глеба на Арбатской площади, Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках, а также памятника святому благоверному князю Даниилу Московскому на Даниловской площади.

Приглашались Мы к участию и в ряде государственных и столичных актов, в том числе в торжественных мероприятиях, посвященных юбилею стольного нашего града. К этому славному событию Правительство Москвы много сделало для благоукрашения города, в том числе были завершены работы по воссозданию внешнего облика Кафедрального соборного храма Христа Спасителя.

В связи с юбилеем города Москвы архипастыри, множество духовенства и тружеников церковных были удостоены награждения юбилейной медалью.

В текущем году Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения великого миссионера — святителя Иннокентия, митрополита Московского… Миссионерское служение совершалось Церковью во все времена ее истории, даже тогда, когда Церковь была гонима… В настоящее время Русская Православная Церковь уже не сталкивается с существенными законодательными ограничениями в совершении миссионерского служения, хотя есть трудности иного порядка — кадрового, финансового, обнаруживается острый недостаток опыта, но наличие этих трудностей не может служить оправданием бездеятельности, безынициативности, лености. …Нам предстоит заново проповедовать Христа и ввести в лоно Православной Церкви наших соотечественников, которые имеют православных предков, но не получили в детстве христианского воспитания и выросли вне церковного влияния. В этом отношении для нас особенно ценен богатый опыт так называемой внутренней миссии, который приобретен был Русской Церковью в конце ХIХ — начале ХХ века, когда Священноначалие обратило самое серьезное внимание на то, что значительная часть интеллигенции, несмотря на принадлежность к Православной Церкви по факту крещения, в действительности отвернулась от нее, а в простом народе, в массе своей сохранявшем живую связь с Церковью, крайне невысок был уровень знаний исповедуемого вероучения. И это в наши дни особенно заметно в глубинке России, где на десятки, а то и сотни километров порушены храмы и люди лишены духовного просвещения. Большую помощь в их духовном просвещении могли бы оказать священнослужители стольного града, в основном образованные, интеллигентные и способные люди. В летнее время, когда ритм церковной жизни в городе делается более спокойным, они могли бы участвовать в миссионерских поездках в глубинку России, где не хватает живой проповеди, религиозного просвещения. В этих поездках незаменима помощь и активных мирян.

В последнее десятилетие совершается зримый процесс возвращения значительной части нашего общества, в прошлом оторванного от Церкви, в ее спасительное лоно — это плоды подвижнического миссионерского труда многих наших пастырей. Но нельзя умолчать и о том, что в миссионерской практике некоторых священников и в некоторых приходах наблюдаются болезненные явления. Печальным примером ложного подхода к делу христианского просвещения явилась ситуация, сложившаяся недавно в приходе Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. …Необходимо сугубое внимание уделить вопросам церковной дисциплины. И пастыри, и миряне в своем служении, в своей деятельности, во всей своей жизни обязаны руководствоваться святыми канонами, авторитетными постановлениями высшей церковной власти, неукоснительно следовать указаниям правящего архиерея, ибо епископам, по учению преподобного Иоанна Дамаскина, Господь вручил Церковь. Соборное начало в жизни Церкви действует в органичном сочетании с началом иерархическим.

Вызывает крайнее недоумение и заслуживает самых строгих прещений деятельность некоторых священнослужителей, дерзающих противопоставлять себя соборной воле своих собратий, Священноначалию Русской Православной Церкви.

В особенности возмутительный характер носили выступления клириков, которые в ту пору, когда решался столь важный для нашей Церкви вопрос о направленности нового Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и когда позиция Священноначалия, отражавшая волю православного народа, была сформулирована самым авторитетным и недвусмысленным образом, противопоставили ей свою точку зрения, растиражированную в средствах массовой информации, недружественных Православной Церкви, и вполне совпадавшую с интересами борющихся против Церкви тоталитарных религиозных общин. По сути дела в данном случае мы столкнулись не только и даже не столько с искренним заблуждением, сколько с сознательной целенаправленной деятельностью, ориентированной на подрыв авторитета Русской Православной Церкви в обществе… Решения Соборов, Священного Синода, выступления Предстоятеля Церкви по церковным вопросам — это официальная позиция Церкви, которая должна быть ориентиром и руководством к действию для клириков, состоящих в ее юрисдикции. Лица, имеющие иные мнения, по меньшей мере обязаны воздерживаться от публичного оглашения их. В противном случае они подлежат церковно-дисциплинарной ответственности, причем это в полной мере относится и к заштатным клирикам, и к клирикам, запрещенным в священнослужении. …Для ограждения должного иерархического порядка каноны под угрозой строгих прещений воспрещают клирикам обращаться к государственным властям самовольно, без соизволения вышестоящей церковной власти.

…Считаю необходимым остановить ваше внимание и на деятельности в российском эфире так называемого христианского церковно-общественного канала. Несмотря на то, что создатели этого органа не получали Нашего благословения на свою деятельность, … авторы программ, очевидно, желают создать впечатление у слушателей, что высказываемые суждения на радиоканале являются учением Церкви, что эти мнения разделяет большинство православных христиан. С сожалением должен свидетельствовать, что общая тенденция передач является попыткой повлиять на души и умы церковного общества таким образом, чтобы внутри Православия создать радикальную экстремистскую оппозицию, подобную той, которая, к сожалению, существует в политической жизни. Далее Его Святейшество привел ряд иллюстрирующих примеров.

По милости Божией и трудами множества православных людей в нашем древнем граде Москве возрождаются храмы и монастыри.

С удовлетворением могу свидетельствовать, что большинство клириков города Москвы достойно несут свое приходское служение. Их трудами и заботами воссоздаются порушенные храмы, открываются воскресные школы, гимназии, богадельни. Несут они и социальное служение в больницах, тюрьмах, воинских частях. Эти труды радуют и обнадеживают Нас, ибо это забота о будущем Церкви.

В то же время печалят сообщения о недобросовестном отношении к своим обязанностям ряда клириков, а иногда и настоятелей приходских храмов, которые не проявляют должного рвения для того, чтобы добиться передачи вверенных им храмов Русской Православной Церкви. Некоторые практически ничего не делают для их реставрации. Патриархия никогда никому не отказывала в помощи, в организации писем и обращений в соответствующие инстанции, тем более, что есть возможность позаимствовать опыт у тех приходов, где уже оформлена соответствующая документация. Но нужна инициатива прихода.

Есть много разных путей преодоления трудностей роста. Одни приходы из прихожан создают ремонтные бригады, другие — ищут и находят благодетелей, третьи — работают с государственными учреждениями и добиваются финансирования, четвертые — налаживают добрые взаимоотношения с местными органами власти, а пятые — используют все эти и другие допустимые законом средства для того, чтобы храм стал вновь действующим, то есть возобновилось богослужение, возродилась церковная жизнь, внешний вид храма стал соответствовать тем высочайшим духовным ценностям, которые проповедует Церковь.

Не надо забывать, что внешний вид и убранство храма — это та же проповедь христианства, его неотмирности и красоты. Каждый из священнослужителей, когда писал прошение на рукоположение в священный сан, свидетельствовал о том, что хочет послужить Церкви Христовой, а не просто устроиться на работу.

Нынешнее время требует большого подвига и самоотвержения. Служение Матери-Церкви в современных условиях требует от пастырей многогранных дарований. Священник должен быть любящим духовником-душепопечителем и хозяйственником, проповедником и экономистом, учителем и строителем, воспитателем и организатором. Чтобы быть на необходимой высоте пастырского служения, приходится утеснять свое естественное стремление к отдыху, комфорту и прочим приятным вещам. Пастырское служение, слава Святой Церкви должны быть на первом месте в сердце священника. Недаром в нашей Церкви есть весьма емкий по своему символическому значению обычай снимать перед рукоположением обручальное кольцо в знак того, что пастырь отныне принадлежит не столько своему семейству, сколько своей пастве. Под лежащий камень вода не течет — специалисты и средства сами не появятся, нужно проявлять инициативу и больше молиться… Далее Святейший Патриарх привел конкретные примеры.

На каждом приходе должна быть восстановлена общинная жизнь, тогда еще больше людей придет в храмы. Не только монастырские обители, но и приходы должны стать для своих прихожан родным домом, в котором каждый трудится во славу Божию, чтобы люди видели добрые дела… Далее Святейший Патриарх привел примеры нерадивости некоторых священнослужителей и завершил этот раздел словами: Предупреждали уже достаточно. Теперь в случае подобных жалоб будем временно запрещать в служении и переводить на должность псаломщика.

Много соблазна вносят и издаваемые некоторыми не имеющими достаточного опыта молодыми священниками без Нашего на то благословения книги, которые по своему содержанию далеки от истинного традиционного учения Церкви. В связи с этим Мы вынуждены были создать комиссию при Епархиальном совете, состоящую из священнослужителей нашего града, о которой Я уже упомянул ранее. Всякая издаваемая книга религиозного содержания, и тем более распространяемая в храмах, должна быть предварительно представлена данной комиссии для заключения, насколько она носит православный характер.

Святейший Патриарх Алексий отметил случаи неквалифицированных вопросов и ответов при публикации интервью или статей. Он также остановился на ряде недостатков, небрежностей и упущений в области богослужебной практики и поведения некоторых священнослужителей.

…Пение хора также должно создавать молитвенную обстановку, доносить каждое слово до ума и сердца слушающего. Чрезмерно растянутое церковное пение (будь то концертное или унисонное) не способно создать молитвенный настрой…

…Любой церковнославянский текст, будь то паремии, Послание Апостола, Евангелие, прочитанный не спеша, …несомненно, будет понятен без всяких переводов каждому слушающему.

Требует упорядочения и покаянная дисциплина… Святейший Патриарх обратил внимание на крайности ригоризма и либерализма в этом вопросе.

Святейший Патриарх подробно остановился на вопросах пастырского попечения о состоящих в браке.

…В Патриархию поступают жалобы на невнимательность и равнодушие со стороны священнослужителей и работников храмов к прихожанам, а еще чаще на грубость с их стороны. Не хватает элементарной человеческой вежливости, терпеливого внимания к прихожанам… Святейший Патриарх Алексий критически остановился также на проблемах непомерно высокой цены на утварь, литературу, требы и прочее, что болезненно отражается на неимущих верующих. Он сказал, что там, где указанные факты найдут подтверждение, будет заменяться руководство прихода.

Следующий раздел своего слова Патриарх посвятил ряду примеров, свидетельствующих о необходимости более прилежного соблюдения традиций православного благочестия в храме.

В числе других проблем, о которых в выступлении Святейшего Патриарха звучала резкая отеческая критика, были следующие моменты.

Благочинным следовало бы подумать о проведении более четких границ между приходами, поскольку некоторые приходы стараются «не замечать» находящиеся вблизи их школы, больницы, дома престарелых и другие подобные учреждения. Руководители таких учреждений сетуют на то, что священнослужители Русской Православной Церкви — очень редкие гости у них. Они всегда ссылаются на занятость и нехватку времени. Сектанты же тем временем, из-за бездействия наших священнослужителей, все активнее внедряются в эти учреждения. А ведь каждый приход мог бы попечительствовать над одной или несколькими больницами, детскими домами, интернатами для инвалидов и престарелых, тогда бы совершение богослужений, молебнов и треб стало там регулярным.

Многие священнослужители, начав свой путь служения Церкви, сразу же поддаются соблазну погони за излишней наживой и разными мирскими увлечениями… Это особенно вызывает возмущение и поношение Церкви. Именно подобными действиями «имя Божие хулится». На прошлом собрании Святейший Патриарх приводил конкретные примеры. Результатом разбора данных жалоб стало освобождение настоятелей… от занимаемых должностей, увольнение в заштат одного из клириков, …а также увольнение певцов, повинных в этом. …Пусть это послужит предупреждением и для других любителей подобных поборов. Священнослужителей же хочу вновь предупредить, что в случае поступления жалоб на отказ в совершении треб, на вымогательство за исполнение своих прямых обязанностей, а также в случаях подачи объявлений в рекламные газеты с предложением освящения жилых помещений, офисов, автомашин — эти священнослужители будут запрещаться Нами в священнослужении.

Вопросы с освящением офисов, различных контор, представительств, надлежит решать не через рекламные газеты, а в храме и притом с особой рассудительностью и осмотрительностью. Освящая то или иное заведение, Церковь благословляет и как бы приветствует его. Но может ли православный священник приветствовать те места и заведения, характер деятельности которых не сообразуется с Евангельским законом? Естественно, нет. Если эта деятельность сомнительная или противоречит христианской этике…, то следует отказывать в освящении…

Современная проповедь оставляет желать лучшего. В большинстве своем она, к сожалению, бывает формальной, сухой, схоластическим пересказом не лучших образцов прошлого. Такая проповедь не доходит ни до ума, ни до сердца. Живое, благодатное, осмысленное и прочувствованное евангельское слово должно подвигать волю к добру, приводить к искреннему покаянию и серьезному желанию изменить свою жизнь к лучшему, чистому, святому. Проповедь должна идти от сердца к сердцу. Другая крайность, когда батюшка являет свое красноречие и свою эрудицию, образованность и говорит заумно, непонятно. После такой проповеди спрашивают прихожан: о чем говорил священник на проповеди? Отвечают: «Хорошо, очень умно говорил батюшка, а о чем — ничего не поняли». Проповедь должна оцениваться по степени ее благотворного влияния на сознание, чувства и волю слушателей. Не красота речи с обилием искусных оборотов и витиеватых фраз действует на слушателей, а сила духа самого проповедника, проникнутого тем, о чем и для чего он проповедует.

Не должно быть «молчащих» пастырей. Проповедь как обязательное условие должна сопровождать все богослужения и Таинства: и крещение, и исповедь, и бракосочетание, и причащение Святых Христовых Таин, и елеосвящение…

И не только совершению святых Таинств должна сопутствовать проповедь. Она должна их предварять. Пора подумать о создании межприходских, епархиальных центров катехизации, которые могли бы выбить почву из-под ног священников обновленческого толка…

Все вопросы, возникающие у верующих, должны быть разрешаемы либо с церковного амвона, либо в частной беседе. Верующие не должны искать разрешения своих проблем на стороне. Этой стороной могут оказаться люди, очень далекие от понятий церковных традиций, правил и установлений святых отцов и учителей Церкви. Большую помощь в этом способна оказывать и правильно подобранная настоятелем литература для церковных лавок, дающая ответ на многие недоуменные вопросы. К сожалению, несмотря на Наши предупреждения, в ряде храмов по-прежнему продается литература, носящая неправославный характер, подрывающая авторитет церковной иерархии, несущая суеверия, искажающая православные догматы, отвергающая православные традиции, не говоря уже о политической направленности.

В противоположность тому, в других храмах проявляется ревность не по разуму — то есть совершается церковное почитание святых, не канонизированных нашей Церковью и даже не причисленных к местночтимым. Иконы, каноны, акафисты, на употребление которых не давалось благословения Священноначалия, должны быть изъяты из богослужебной практики приходов как проявление самочиния, заслуживающего канонических мер.

В проповедях следует уделять внимание не только вероучительным истинам, но и борьбе с пьянством, курением, наркоманией и другими пороками, которыми страдает наше современное общество.

Не может совесть православного человека, а тем более священнослужителя, мириться и с легализацией порнопродукции, проституцией, сексуальным «образованием» школьников, на что в 1998 году запрошено из госбюджета 240 миллиардов рублей, по сравнению с 40 миллиардами в 1997 году. И это в то время, когда страна вымирает от бедности и нищеты. Священнослужители не имеют права молчать в этой ситуации, ибо молчанием предается Бог…

Бурю протестов как среди православных, так и инославных вызвала демонстрация по телевидению фильма «Последнее искушение Христа», содержащего чудовищную клевету на Богочеловека Иисуса Христа. Программа НТВ тем самым продемонстрировала свое презрительное отношение к Русской Православной Церкви. Но она не единственна в этом роде. Ей вторит ОРТ — канал государственного телевидения, который в программах «Человек и Закон» допускает высказывания, выдержанные в кондовом коммунистическом антирелигиозном ключе, когда русское духовенство обвиняется во всех смертных грехах…

Большинство из обращающихся к нам, задают вопрос, …почему демонстрируется столь резко негативное отношение к Русской Православной Церкви.

Несомненно, потому, что Церковь выступает против всего того, что постоянно транслируется по телевидению — насилия, морального растления. Она главная помеха на пути всему этому. И это — основной ответ.

Негативное отношение к Русской Православной Церкви, демонстрируемое в настоящее время телевидением и прессой, возможно, предвещает и о новом наступлении на Церковь.

За последние 80 лет Церкви пришлось многое пережить: и поношение, и разграбление, и искусственно создаваемые расколы, и «голгофу», но «врата ада не одолели Ее» потому, что была тверда вера и нерушимо Ее единство.

В настоящее время вновь делаются попытки ослабить Церковь через клеветнические статьи в прессе, критику Священноначалия, через призывы к отрицанию вековых традиций Церкви. И как в прошлом, так и в настоящем от нас требуется та же вера и мужество, с которыми шли на «голгофу» прославленные ныне Церковью новомученики и исповедники Российские, а также то единство и сплоченность, которые не позволили разрушить в годы лихолетия нашу Церковь….

Указанные Мною недостатки свидетельствуют об основном внутреннем греховном поражении души: ее обмирщении. К этому есть и объективные причины: в наше время священнику, внутренне мало подготовленному, приходится много заниматься внешними делами. Строительство, реставрация и восстановление храмов неизбежно приводит к широкому общению к разными людьми, учреждениями, организациями, фирмами и так далее. Священник иногда и невольно подпадает под влияние мира и начинает думать и действовать по мирским законам. Нужно иметь очень твердую внутреннюю веру и стойкость, чтобы не соблазниться миром и оставаться учеником Христовым.

Многообразное общественное служение и связи с военными, правоохранительными органами, общественными организациями, медицинскими и благотворительными учреждениями также часто отвлекают от самого главного для священника — постоянного молитвенного предстояния перед Богом. В социальном служении Церкви есть объективная необходимость… Мы должны и будем свидетельствовать миру и людям о своей вере и свидетельствовать не только словом, но и делом. Но мы должны научиться это делать, не теряя своего внутреннего лица. В мире оставаться надмирными — это наша задача. Не допустить охлаждения религиозного чувства, размывания, секуляризации сознания можно только одним путем: умножения молитвенного покаянного чувства…

Затем Святейший Патриарх остановился на целом ряде проблем внутри- и межприходской жизни, подчеркнув роль и ответственность благочинных, которые могли бы стать инициаторами множества реальных церковно-общественных инициатив на приходах.
Каждый год, собираясь вместе на этом собрании, мы в большей мере делаем акцент на наши недостатки, чем на успехи и добродетели, которые, несомненно, у многих сидящих здесь в зале налицо. Я думаю, что всем понятно, почему. Христианину всегда должно быть свойственно стремление к совершенству, а достигается оно только через осознание своих недостатков. Именно поэтому мы здесь и говорим о них, чтобы их изжить, и чрез то, по слову Апостола, являть собою «образ верным словом, житием, любовию, духом, верою и чистотою».

Далее Его Святейшество остановился на практических вопросах возвращения приходам исторически принадлежавшего им имущества и слабой их активности в этом вопросе; на проблемах бухгалтерского учета и отчетности и некоторых результатах ревизионной деятельности Епархиального совета.

Особенно остро назрела необходимость в выпуске еженедельной газеты или бюллетеня, который бы рассылался по приходам и знакомил духовенство и Приходские советы со всеми важными для церковной жизни событиями и новостями. Нет пока ни одной церковной еженедельной газеты! А газеты, выходящие раз в месяц, знакомят нас с тем, что называется «прошлогодним снегом».

Подобная газета могла бы давать своевременную информацию как о церковных событиях, так и о готовящихся в Госдуме законопроектах, находящихся на стадии разработки, когда еще можно что-то предпринять, опротестовать неприемлемые с точки зрения Церкви инициативы. В ней могло бы излагаться отношение Церкви к современным журналам, фильмам, газетам и прочим средствам массовой информации.

С такой задачей, видимо, вполне могло бы справиться Издательство Московской Патриархии, которое в настоящее время возродило всю прежнюю инфраструктуру Издательского Отдела. В этой связи Святейший Патриарх остановился на проблемах «Журнала Московской Патриархии», настоятельно рекомендуя его к подписке, как офиициальный орган Церкви, а также перечислил ряд осуществляемых Издательством Московской Патриархии проектов.

Что касается Издательского совета, то в 1997 году Издательский совет успешно координировал работу православных издательств России. Многие из них выпускают по 50-100 наименований книг в год и поддерживают активные контакты с Советом. За отчетный период через Совет прошло 54 книги. Хочется пожелать, чтобы литературы выпускалось больше и чтобы ее содержание полностью соответствовало православному вероучению и русской церковной традиции…

Все большую известность за последние годы получает катехизаторская и образовательная деятельность Русской Православной Церкви. В этом немалая заслуга Отдела религиозного образования и катехизации, сделавшего много замечательных начинаний. Это и ежегодные Рождественские чтения, и Православный университет, и Центр священномученика Иринея Лионского, и Курсы усовершенствования квалификации законоучителей.

Благодаря деятельности того же Отдела подписано много замечательных документов о сотрудничестве с различными образовательными структурами на городском и федеральном уровнях.

Конечно, это только заявка на будущую работу. Инициатива Церкви не может быть декларацией — все ждут от Русской Православной Церкви реальных дел, и зачастую ее обвиняют в том, что она недостаточно реагирует на проблемы, возникающие в российском обществе, не принимая при этом, как правило, во внимание, что после 70-ти лет страшных гонений Русское Православие потеряло все церковно-приходские школы, библиотеки, 50 духовных семинарий, 70000 храмов и более 1200 монастырей, не говоря уже о сотнях тысяч убитых и замученных епископов, священников, диаконов, псаломщиков, законоучителей, певчих, церковных старост. Для восполнения всего этого, возможно, потребуется не одно десятилетие. В то же время мы прекрасно понимаем — время не ждет. Церковь не может благодушно взирать на то, как в российское образовательное пространство врывается, под видом полового воспитания школьников, программа развращения подрастающего поколения. Задача Церкви, а в первую очередь, ее Синодального Отдела религиозного образования и катехизации, выступить с альтернативной программой целомудрия и высокой христианской нравственности, мобилизуя для этой цели лучших православных педагогов, способных «спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9. 22).

В этой связи Нас радует, что при более чем 80 православных храмах Москвы действуют воскресные школы, где изучаются Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, иконопись, различные рукоделия, в которых обучается более 6000 человек, что около полутора тысячи человек учатся в 18-ти православных общеобразовательных гимназиях, лицеях и школах — это наше будущее. …За этим Святейший Патриарх остановился на конкретных возможностях в области катехизации.

Его Святейшество также остановился на деятельности, входящей в сферу компетенции Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. Сегодня все население Российской Федерации, в том числе и Москвы, переживает период бурных перемен, вызванных реформированием финансово-экономической системы. В основе этих преобразований лежит здоровое желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование. Особенно же страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы. В подобного рода условиях, когда последствия финансово-экономических реформ ощущаются прежде всего социально незащищенными слоями населения, особую значимость в деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная помощь. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению прилагает немало усилий к тому, чтобы облегчить участь и положение неимущих, больных, детей-сирот, инвалидов, престарелых, мигрантов, жертв стихийных бедствий.
Находящаяся в ведении Русской Православной Церкви Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, является, пожалуй, единственным в столице благотворительным лечебным учреждением, открытым для малоимущих больных — жителей Москвы и других регионов. До недавнего времени ее авторитет был весьма велик, но телевизионные передачи по поводу смены главного врача сделали, к сожалению, для больницы плохую рекламу. На сегодняшний день в клинике применяются современные медицинские методики, ежегодно проводится более 1000 операций. Функционируют Республиканский неврологический и городской флебологический центры, в которых только в текущем году были обследованы более 20000 пациентов. В действующем при больнице храме регулярно совершаются богослужения, проводятся реставрационные работы. В настоящее время положено начало восстановлению и второго больничного храма. Кроме того, на базе Центральной клинической больницы в минувшем году была образована патронажная служба, сотрудники которой сегодня осуществляют бесплатный уход за 35-ю одинокими больными москвичами. Особое внимание Русская Православная Церковь уделяет оказанию пастырской помощи душевнобольным… Совместными усилиями Отдела и итальянского Центра Бернардо Клезио разработана и успешно реализуется антиалкогольная программа, в рамках которой функционируют 25 семейных клубов трезвости, большинство из которых расположено в Москве и Московской области. При участии Отдела осуществляет свою деятельность общество православных врачей, в которое наряду с врачами входят представители московского духовенства, имеющие медицинское образование. Особое внимание Отдел уделяет работе по реализации соглашения о сотрудничестве Русской Православной Церкви с Министерством здравоохранения Р.Ф. …Проявляя заботу о престарелых, Отдел предпринимает усилия по реконструкции и открытию Черкизовской богадельни… Последние годы печально ознаменованы появлением множества бездомных детей и подростков, в решении проблемы социальной адаптации которых наша Святая Церковь принимает самое деятельное участие… Святейший Патриарх продолжил перечисление различных инициатив в данной области. …Необходимо более интенсивно привлекать к диаконическому служению православные братства и сестричества. Не менее важным представляется обмен опытом и информацией, поскольку в большинстве случаев многие начинания приходов в сфере церковной благотворительности представляют собой разрозненные инициативы… Я вновь и вновь призываю настоятелей и Приходские советы к более активному взаимодействию с Отделом по церковной благотворительности. Но при этом нельзя забывать о том, что синодальное учреждение — это не место, где складируется гуманитарная помощь или аккумулируются финансовые средства. Только совместные усилия приходов, монастырей, братств, сестричеств и Отдела по церковной благотворительности могут обеспечить реальное развитие церковной системы социального служения.

Несколько слов хочу сказать и о деятельности Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и органами правопорядка. За последние годы заметно углубилось и расширялось взаимодействие Отдела с Министерством внутренних дел. По мере необходимости московские клирики посещают все шесть СИЗО (следственных изоляторов) и Крюковскую колонию в городе Зеленограде, духовно окормляя лиц, преступивших черту закона. Священники Отдела совместно с сотрудниками Министерства внутренних дел участвуют в профилактической работе по недопущению правонарушений среди подростков. На сегодняшний день ситуация среди молодежи крайне острая. Дают о себе знать пропаганда насилия и безнравственности с экранов телевизоров и в средствах массовой информации…

…Можно сказать, что взаимодействие Армии и Церкви приносит добрые плоды. Приведу маленький, но говорящий о многом пример по городу Москве и области: солдаты, убежавшие из воинской части, обращались не в прокуратуру или военные комиссариаты, а в храм, к священнику. Были моменты, когда убежавшие находились на грани самоубийства, но беседа со священником отводила их от этого шага, а дальнейшее участие священника в их судьбе позволяло им продолжать службу, выполняя до конца свой воинский долг.

Перечислив некоторые из инициатив названного Отдела, Его Святейшество сказал, что создаетсянеплохое впечатление о работе многих епархиальных Преосвященных и назначенных ими священнослужителей в деле душепопечительства в войсках. Отдел продолжил совместные консультации и поиск путей взаимодействия с казачьими организациями и союзами казаков России. Сотрудник Отдела принимал участие в работе Совета по делам казачества при Президенте РФ. Были также немалые усилия Отдела приложены в отношении возрождения утраченных некогда традиций и духовного попечения о сотрудниках различных управлений и ведомств Министерства Обороны, погранвойск, воинов Внутренних войск, а также о заключенных и подследственных… Отметив множество позитивных сторон деятельности Отдела, Патриарх высказал также пожелание, чтобы Отдел, развивая взаимоотношения с Вооруженными Силами и органами правопорядка, не в меньшей мере взаимодействовал с Московской Патриархией и приходами стольного града, которые, стремясь к этому взаимодействию, тщетно в продолжении нескольких дней, а иногда и целых недель, пытаются дозвониться в Отдел, где, как правило, все телефоны безмолвствуют.

Святейший Патриарх Алексий далее перечислил ряд конкретных организационных вопросов, касающихся церковной жизни, дав по ним разъяснения.
Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные о Христе братья и сестры! Приближается великий юбилей всего христианского мира — 2000-летие со дня рождения на земле нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа. Рождение от Пречистой Девы Марии Бога во плоти явилось величайшим событием, положившим начало новой эры — эры христианской. Воистину, это эпохальное событие, с которого началось глубочайшее преобразование всех сторон человеческой жизни: религиозной, духовной, нравственной, культурной, общественной, экономической и политической. Нет ни одной области человеческих отношений, на которую не простиралось бы животворящее, обновляющее, облагораживающее влияние новой, христианской религии, вошедшей в мир с рождением Богочеловека Иисуса Христа.

Этот всемирный праздник, несомненно, будут отмечать все христианские государства, все христианские Церкви. Времени для подготовки и достойной встречи этого юбилея в Русской Православной Церкви на всех уровнях — общецерковном, епархиальном и приходском, осталось мало — всего два года. Поэтому всем нам нужно активно готовиться к этому событию. Будет общецерковная синодальная программа проведения юбилея, но необходимо готовиться к этому и на епархиальном московском городском уровне. Глубоко промыслительно, что к 2000-летнему юбилею Рождества Христова в центре Москвы из пепла возродился величественный собор, храм Христа Спасителя, посвященный именно празднику Рождества Христова. Это явное чудо и видимое всеми знамение милости Божией к нам, ко всей Русской Православной Церкви. Этот храм должен стать центром юбилейных торжеств, но и на каждом приходе надо озаботиться и подумать, как и чем отметить этот праздник, как достойно встретить великий юбилей и с чем мы вступим в новое, третье тысячелетие христианской истории. Необходимо создать Московскую епархиальную комиссию по проведению юбилея христианства. Комиссия должна собрать предложения со всех московских приходов, обобщить их и создать единую программу проведения торжеств. Эту ответственную работу предстоит начать с нового года. А сейчас, в преддверии наступающего нового, 1998 года, и очередного, но всегда великого праздника Рождества Христова, Я сердечно всех вас поздравляю с грядущим Новым годом и светлым праздником Рождества Христова. Всем искренне желаю здоровья, душевного мира, счастья и изобильных милостей Божиих в ваших благословенных трудах во славу Божию, на благо Церкви и Отечества нашего.