Главная страница Аналитика
Красное солнышко Русской земли…

Красное солнышко Русской земли

Illustration_new.jpg

Аркадий Тарасов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ

Крещение Руси, как мне представляется, одно из трех явлений, имевших последствия «ядерного взрыва» для хода русской истории. Во всяком случае, для истории культуры. Двумя иными были реформы Петра Великого и большевистская революция. «Взрывная волна», пущенная каждым из этих явлений, приводила к тому, что история поворачивала в новое русло.

Безусловно, Крещение нельзя понимать как одномоментное событие, произошедшее в 988 году от Рождества Христова. Тем более невозможно допустить, что недавние язычники в мгновение ока стали христианами, а страна восточных славян чудесно превратилась в ту самую никогда не существовавшую «Русь Святую», об идеале которой часто вздыхают некоторые наши современники. Исследователи давно и уверенно подразумевают под Крещением совокупность событий, итогом которых стало распространение православия сначала в качестве государственной религии, поддерживаемой политической элитой, и только потом веры большинства населения Руси. В таком, широком значении Крещение, конечно, не может быть сведено к какому-либо отдельному событию, и гораздо точнее говорить о христианизации как длительном процессе.

В то же время несомненно, что краеугольной для русской христианизации стала деятельность киевского князя Владимира Святославича, прославленного в чине равноапостольных и в былинах обретшего имя «Красно Солнышко». Принятие князем Владимиром и его дружиной восточного христианства в конце 980-х годов вылилось в мероприятия по христианизации древнерусского государства и привело к созданию новой церковной организации — митрополии всея Руси, подчинявшейся Константинопольскому патриарху.

Illustration_2.jpg

Значение Киева для религиозной истории восточных славян не просто велико, оно огромно. Киеву, стольному городу Рюриковичей, предстояло стать и главным городом русского православия, древнерусским Иерусалимом и Константинополем. Вероятно, именно здесь, а не в Корсуни (Херсонесе), крестился князь Владимир. Отсюда началась христианизация, сопровождавшаяся низвержением идолов языческих богов и массовым крещением населения. Здесь утвердилась кафедра Русской митрополии, предстоятели которой на протяжении столетий, даже после перенесения кафедры, продолжали именоваться Киевскими. На киевских холмах возник Печерский монастырь — корень древнерусской иноческой традиции, важнейший центр славянской книжности, «кузница кадров» Русской Православной Церкви.

Представления о Киеве как особом священном пространстве распространяются уже в период, близкий ко времени деятельности князя Владимира. «Святым» и «всеславным», переданным в покровительство Богородицы называет Киев первый этнически русский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати», написанном в середине XI века. Не позднее начала XII века появляется и включается в «Повесть временных лет» показательное предание — «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь». Согласно Слову, путешествовавший из Корсуни в Рим апостол Андрей остановился на днепровских холмах, где изрек ученикам пророчество: «“Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”. И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев». Автор «Повести временных лет» вложил в уста князя Олега и ставшую крылатой фразу, произнесенную князем, когда тот утвердился на киевском столе: «Да будет это мать городам русским».

Illustration_3.jpg

Киев становится для Руси законодателем моды в области высокого искусства, которое в пору Средневековья было исключительно религиозным. В свою очередь киевская традиция питается соками византийской культуры, в то время достигшей своего зенита. «Великой преемственностью» называл развитие Руси после принятия христианства историк искусства Л. Д. Любимов. Академик Д. С. Лихачев вовсе считал слово «влияние» слабо отражающим действительное значение Византии в русской истории: «Во многих случаях поэтому правильнее говорить не о “влиянии” отдельных культурных явлений Византии, а о переносе этих явлений». Лучшие византийские зодчие трудятся над храмами Киева, талантливые живописцы создают для них сверкающие мозаики, яркие фрески и величественные иконы, утонченные ценители слова работают над книгами — «реками, наполняющими Вселенную» и киевские книгохранилища.

Illustration_4.jpg

На киевские образцы ориентируются светские и духовные лица в других городах и иных русских землях. Когда древнерусское государство вступит в полосу политической раздробленности, наиболее тщеславные и могущественные князья будут стараться воспроизвести в своих стольных городах образ «нового Киева». Такой была деятельность Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязме, так действовал Мстислав Изяславич во Владимире-Волынском. Да и многие другие. Время раздробленности пройдет, ему на смену придет новое государство восточных славян со столицей в Москве, но «киевская идея» не канет в Лету, наоборот, она получит новую подпитку. Уже в конце XIV — первой половине XV века, по наблюдениям современного исследователя А. М. Ранчина, киевское время начинает осознаваться московскими книжниками «как “золотая эпоха” Руси, прерванная Батыевым нашествием и возрождающаяся ныне в деяниях Московского государства». Еще мощнее официальная московская идеология заработает в правление Ивана III (1462–1505 гг.), деятельно развивая доктрину единства Русских земель и находя ее истоки в первую очередь в эпохе Киевской Руси.

Illustration_5.jpg

Иван III был великим князем Московским, который опирался не только на московскую традицию. В обращении к новгородским послам в ноябре 1470 года он впервые опирался на имена Рюрика, Владимира Святого, Всеволода Большое Гнездо, определив их как последовательных носителей идеи единства Руси. Упоминание Иваном III Рюрика и Владимира, то есть возвращение в мир Киевской Руси, напоминало о том времени, когда над русскими землями не было никакой иноплеменной власти. Также мыслила в то время и официальная церковь, видевшая, ко всему прочему, в Киевской эпохе и период расцвета единой, не раздиравшейся противоречиями митрополии.

Примечательно, что поиск аналогий в древности не ограничивался одной лишь политической сферой. Деятельность идеологов на рубеже 60–70-х годов XV века активизировалась и в области церковной политики. Воскресенская летопись, отражающая официальную государственную точку зрения (в ее основу был положен Московский великокняжеский свод 1479 года), как раз под 1471 годом помещает отрывок о «святом и великом князе» Владимире, крестившем «все земли наши».

Впоследствии Владимира Святославича — в крещении Василия — будет почитать великий князь Василий III Иванович (1505–1533 гг.), сын и преемник Ивана III. В 1514 году перед началом похода на Смоленск и в преддверии 500-летия со дня смерти Владимира (1515 г.) он заложит каменную церковь Владимира Святого «в Садах», которая станет всего лишь вторым Владимирским храмом во всей Северо-Восточной Руси.

Схема преемства Киев — Владимир — Москва, благополучно пережив столетия, станет одной из основ современных представлений о более чем тысячелетней истории Отечества. 

Автор статьи
Аркадий Тарасов
Поделиться:
Святейший Патриарх Кирилл опечален и возмущен запретом на въезд Предстоятеля и архиереев Сербской Церкви в Косово

17 мая в 19:48

В ОБСЕ следят за ситуацией с правами верующих на Украине

16 мая в 19:15

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в заседании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» в Казани

16 мая в 16:50

Святейший Патриарх Кирилл поздравил С.В. Лаврова с назначением на должность министра иностранных дел РФ

16 мая в 14:40

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам заседания Группы стратегического видения «Россия – исламский мир: справедливое многополярное мироустройство и безопасное развитие»

16 мая в 11:00

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на военном параде в честь 79-летия Победы

09 мая в 13:00

Предстоятель Русской Церкви совершил благодарственный молебен по случаю вступления в должность Президента России В.В. Путина

07 мая в 16:10

Святейший Патриарх Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в Храме Христа Спасителя

05 мая в 22:00

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Предстоятелей Поместных Православных Церквей с Пасхой Христовой

05 мая в 13:00

Святейший Патриарх Кирилл направил поздравления Предстоятелям Древних Восточных Церквей, празднующих Пасху 5 мая

05 мая в 12:45

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла опубликовано на 26 языках

04 мая в 18:00

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

04 мая в 12:20

Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь

27 апреля в 23:35

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета

16 апреля в 12:30

Состоялось заседание Оргкомитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

11 апреля в 15:00

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в заседании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» в Казани

16 мая в 16:50

Председатель ОВЦС поздравил С.В. Лаврова с назначением на должность министра иностранных дел РФ

16 мая в 14:20

Председатель ОВЦС молился за богослужением, совершенном главой Татарстанской митрополии

15 мая в 17:50

Председатель ОВЦС прибыл в Казань и встретился с Главой Республики Татарстан

14 мая в 18:00

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на военном параде в честь 79-летия Победы

09 мая в 13:00

Председатель ОВЦС встретился с новоназначенным послом России в Хорватии

08 мая в 11:50

Предстоятель Русской Церкви совершил благодарственный молебен по случаю вступления в должность Президента России В.В. Путина

07 мая в 16:10

Святейший Патриарх Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в Храме Христа Спасителя

05 мая в 22:00

Председатель ОВЦС направил Пасхальные поздравления Предстоятелям Поместных Православных Церквей

05 мая в 12:59

Пасхальные поздравления главам Древних Восточных Церквей, отмечающих Пасху 5 мая, направил председатель ОВЦС

05 мая в 12:44

Председатель ОВЦС принял участие в форуме религиозных лидеров в Азербайджане

01 мая в 16:00

Председатель ОВЦС поздравил генерального секретаря Организации Объединенных Наций с 75-летием

30 апреля в 14:30

Митрополит Волоколамский Антоний посетил в Баку кафедральный собор святых жен-мироносиц

30 апреля в 11:22

Председатель ОВЦС прибыл в Азербайджан

29 апреля в 21:19

Митрополит Волоколамский Антоний совершил пресвитерскую хиротонию сотрудника ОВЦС

28 апреля в 22:18

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب