Председатель ОВЦС совершил Божественную литургию в храме московского Подворья Иерусалимской Церкви
27 ноября 2013 года, в день памяти святого апостола Филиппа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на Подворье Иерусалимской Православной Церкви в Москве − в храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. Архипастырю сослужили благочинный Центрального благочиния Москвы, секретарь Московской епархии протоиерей Владимир Диваков, настоятель Подворья, представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис), помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, клирики храма.
По окончании Божественной литургии митрополит Иларион вознес молитву у иконы апостола Филиппа с частицей мощей святого.
Со словами приветствия и благодарности к председателю ОВЦС обратился архимандрит Стефан (Диспиракис), отметивший в частности: «Совершая сегодня Божественную литургию в священном этом Подворье Святого Живоносного Гроба Господня, почитая память святого и славного апостола Филиппа, мы переживаем откровение, знание и опыт причастия и жизни во Христе, посредством которых сохраняется Иерусалимская Церковь, Русская Церковь и вся наша Святая Церковь Православная».
Собравшихся в храме в престольный праздник приветствовал митрополит Иларион:
«Ваше Высокопреподобие досточтимый отец архимандрит Стефан,
представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси!
Дорогой отец Владимир, благочинный сего святого храма и благочиния!
Дорогие отцы, братья и сестры!В этот день мы совершаем память святого апостола Филиппа; о нем мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении как о человеке, которого Господь призвал, сказав ему: «Следуй за мной» (см. Ин. 1. 43). Мы не знаем, при каких обстоятельствах совершилось это призвание, нам известно только то, что апостол Филипп был одним из тех учеников, которых Господь в самом начале Своего служения призвал следовать за Ним, чтобы они, слыша Его слово и будучи свидетелями Его чудес, прошли вместе с Ним Его страдания и смерть, стали свидетелями Его воскресения, а затем проповедовали Его учение по всей Вселенной.
Святой апостол Филипп был тем учеником, который, подойдя к Нафанаилу, сказал: «Мы нашли Того, о Ком говорили пророки, Мессию – Иисуса из Назарета». На что Нафанаил ответил с присущей ему простотой: «Из Назарета может ли произойти что-либо хорошее?» (см. Ин 1. 45−46). Когда Господь Иисус Христос встретил Нафанаила, Он знал реакцию того на слова Филиппа. Но почему тот сказал, что нашли Мессию? Потому что уже с самых первых дней своего пребывания при Спасителе мира Филипп почувствовал в Нем того обетованного Мессию, о котором говорили пророки. И неслучайно именно Филипп был тем человеком, кто обратился к Иисусу со словами: «Господи, покажи нам Отца», потому что Иисус очень часто говорил ученикам о Своем Отце. И Спаситель ответил ему: «Видевший Меня видел Отца, неужели тебе этого недостаточно» (см. Ин. 14. 7-9).
В евангельских рассказах мы слышим о взаимоотношениях, которые складывались между Учителем и Его учениками. Более того, мы слышим о взаимоотношениях между Отцом и Сыном Божиим. Нам не ведома сама тайна этих взаимоотношений, но известно, что Сын Божий всегда был послушен Своему Отцу. И даже когда по воле Отца Он должен был претерпеть крестную смерть, когда молился Своему Отцу словами: «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия», Он сразу сказал, что пусть все свершится «не как Я хочу, но как Ты» (см. Мф. 26. 39).
На этом основании строится учение Церкви и учение святых отцов, подтвержденное VI Вселенским Собором, о том, что у Господа Иисуса Христа была Своя полноценная человеческая воля и в то же время Он как Бог обладал волей Божественной. Эта Божественная воля Сына была идентична воле Отца, а человеческая воля Спасителя, будучи отделена от воли Божественной, тем не менее, всегда пребывала с ней в полной гармонии, никакого конфликта между волей Божественной и волей человеческой никогда не существовало. Между Отцом и Сыном не возникало непонимания, и даже когда Господь наш Иисус Христос висел на Кресте и претерпевал тяжелейшие физические страдания, когда Он обратился к Отцу Своему со словами: «Отче, почто Ты оставил меня?» (Мф. 27. 46) − даже в этот момент Отец не оставлял Своего Сына и Сын неразлучно пребывал с Отцом, а человеческая воля Спасителя пребывала с волей Божественной.
Обо всем этом надлежало узнать ученикам, призванным Господом на служение, чтобы после они рассказали и другим людям. Вместить это знание о Боге было не так просто, ибо, ощущая величие Бога, человек Его представлял слишком далеким; дистанция между Творцом и творением казалась большой, а сам догмат о Боговоплощении – слишком трудным для восприятия. Сложно было осознать, что Иисус Христос – это не просто Мессия, Помазанник, о котором говорили пророки, но Бог, ставший человеком.
На осознание этой тайны у Церкви ушло несколько веков, потому что только к концу эпохи Вселенских Соборов окончательно было сформулировано церковное учение о Христе как Богочеловеке, Который обладает полнотой Божественной и человеческой природы и в Котором нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно соединены две воли: Божественная и человеческая.
Это учение уже было заложено в проповеди апостолов, основанной на словах Самого Христа, Который говорил: «Я и Отец – одно» (Ин. 10. 30). Именно Господь Иисус Христос сказал Филиппу: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14. 9), именно Он явил человечеству лик Божий, ибо Он был и человеком, и Богом одновременно. В Своей личности, в Своей жизни Он явил тот идеал обожения, который доступен и людям, потому что святые после Христа и апостолов проходили этот путь послушания воле Божией, всецело подчиняя Богу свою волю.
У нас с вами, дорогие братья и сестры, ни Бог, ни Церковь не отнимают нашу человеческую волю. Никто не говорит нам, что мы должны превратиться в неких пассивных исполнителей чьей-то воли. Но Церковь учит нас, что если мы хотим достичь Царства Небесного, прийти ко спасению и еще в этой жизни приобщиться к благам Божиим, к которым во всей полноте приобщимся после смерти, когда перейдем в жизнь иную, нужно учиться свою человеческую волю подчинять воле Божией, что не всегда бывает легко, потому что иной раз для этого нам нужно отказаться от своих желаний, влечений, страстей, грехов, дурных привычек.
Но Церковь говорит нам, что это возможно, показывая опыт святых, последовавших за Христом, приводя в пример апостолов, которым Христос не обещал легкую жизнь, когда говорил: «Идите за Мной». Господь говорил, что в этом мире они будут гонимы за то, что являются Его учениками, тем не менее, и апостолы, и многие другие святые в течение всей истории христианства следовали за Христом. Они принимали на себя это благое иго Христово и, умерщвляя свои страсти, искореняя в себе грехи, достигали того идеала святости, который в абсолютной и наивысшей мере был явлен Господом нашим Иисусом Христом.
Церковь призывает нас соблюдать пост вовсе не с целью в чем-то нас ограничить, чего-то лишить, сделать нашу жизнь безрадостной и скучной, а именно для того, чтобы через пост, воздержание телесное и духовное, через исследование совести, исправление грехов мы приобщались к Небесному Царству, которое является целью нашей христианской жизни. Мы воспринимаем пост не как наказание за наши грехи, а как благодеяние Божие к нам, ибо Господь научает нас через подвиг поста контролировать свои страсти, чувства, помыслы, воздерживаться от грехов. И если мы соблюдаем установленные Церковью правила и Предание, что дошло до нас с вами от святых апостолов, то и с нами произойдет то же самое, что произошло с апостолом Филиппом, которому Господь ответил: «Видевший Меня видел Отца».
Неслучайно Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5. 9). Мы знаем, что Бога невидимого узреть очами невозможно, но также нам известно, что невидимый Бог пожелал стать видимым для того, чтобы мы узрели Его в лице Господа Иисуса Христа − видимого Человека и невидимого Бога одновременно. Мы знаем, что Христос – это самый прямой путь к Отцу, ибо Он Сам называет Себя путем, истиной и жизнью (см. Ин. 14. 6). Через Христа мы приходим к Богу Отцу, и если мы видим Христа, значит, видим и Бога Отца. Если мы соединяемся со Христом в Таинстве Святой Евхаристии, принимая внутрь себя Тело и Кровь Христовы, то соединяемся также и с Богом Отцом, и вся Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух – начинает жить внутри нас и через нас действовать. Вот к чему призывает нас Святая Церковь, вот чему учит Сам Христос со святыми апостолами.
Ныне, когда мы вспоминаем святого апостола Филиппа и вступаем в Рождественский пост (в этом году из-за постного дня, на который приходится нынешний праздник, фактически пост начинается сегодня), мы должны возблагодарить Господа за Его благодеяния к нам и просить в молитвах к святому апостолу Филиппу о том, чтобы достойно пройти поприще Рождественского поста.
Пусть этот пост станет для нас хорошей подготовкой к празднику Рождества Христова, чтобы мы, встретив Рождество, увидели в родившемся Богомладенце Самого Бога».
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата сердечно поздравил архимандрита Стефана (Диспиракиса) с десятой годовщиной служения в качестве настоятеля Иерусалимского Подворья в Москве, отметив:
«Вы достойно несете возложенное на Вас высокое служение, представляя Святейшую Иерусалимскую Церковь, древнейшую из христианских Церквей, которую мы называем Матерью Церквей, Божественным Сионом или Божественным жилищем. Вы представляете сию древнюю Церковь на нашей земле и являетесь связующим звеном между Церковью Иерусалимской и Церковью Русской, в том числе многочисленными паломниками, которые отправляются из Святой Руси в Святую Землю, освященную апостольским подвигом и апостольской проповедью, для того, чтобы поклониться Гробу Господню, посетить святые места на земле, по которой ступал Сам Спаситель и ступала Пресвятая Богородица.
Я хотел бы пожелать помощи Божией в Вашем служении, крепкого здоровья, чтобы Вы никогда не унывали и не ослабевали, чтобы всегда и во всем сопутствовала Вам благодать Божия, чтобы так же достойно, как и прежде, Вы представляли Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».
Поздравив молившихся за богослужением с престольным праздником этого святого храма, владыка Иларион сказал: «Пусть молитва святого апостола Филиппа всем нам сопутствует на жизненном пути».
На молитвенную память о праздничном богослужении настоятель Подворья преподнес митрополиту Илариону икону и крест.
Служба коммуникации ОВЦС