Выступление Председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона на открытии заседания Постоянного комитета ВСЦ по консенсусу и сотрудничеству. Москва, 30 июня 2010 г.
Ваши Преосвященства,
дорогие отцы, братья и сестры во Христе!
Сердечно приветствую генерального секретаря ВСЦ пастора доктора Олафа Фюксе Твейта и всех членов Постоянного комитета ВСЦ по консенсусу и сотрудничеству, прибывших в Москву по приглашению Русской Православной Церкви. Мы рады, что эта встреча происходит именно здесь, в Москве. Хочу также информировать вас, что в будущем году мы также планируем провести в Москве консультацию комиссии «Вера и устройство» по теме «Источники власти в Церкви».
За минувшие два десятилетия ситуация в межхристианском движении радикально изменилась. Постепенно стали заметны тенденции, которые ранее не были характерны для этого движения. Стремление ближе узнать друг друга, изучить опыт и наследие других христиан, попытаться найти общее через обращение к Преданию Древней Церкви, всегда отличало как ВСЦ, так и движение в целом. К сожалению, в последние годы мы часто становимся свидетелями охлаждения интереса христиан различных традиций друг к другу, что, в свою очередь, неизбежно сказывается на степени убедительности всей нашей совместной работы перед лицом секулярного общества. Нередко приходится слышать, даже от высокопоставленных членов руководства той или иной церкви об утрате интереса к межхристианскому диалогу на многостороннем уровне. Полагаю, мы все призваны сегодня к переосмыслению парадигмы межцерковных отношений.
Для этого нам необходимо всерьез обратиться к наследию Древней Церкви, попытаться определить, каким образом тогда сохранялось церковное единство. С другой стороны, еще в апостольские времена в обиход вошло выражение lex orandi est lex credendi, которое устанавливало взаимозависимость между молитвой и верой. То, что, к сожалению, сегодня часто становится камнем преткновения между христианами, свидетельствует о забвении этой древнехристианской максимы, о переносе внимания с веры и молитвы на какие-то иные факторы, лишь косвенно относящиеся к целям и задачам христианского благовестия. Так, стремясь привлечь к себе общественное внимание, некоторые межхристианские организации сегодня полностью перешли на язык современных СМИ, который, с одной стороны, полностью понятен современному обществу, но с другой – не несет в себе ничего того, что говорило бы о специфическом характере христианского мироощущения и его ценностей. Мы тем самым как будто приравниваем себя к прочим институтам гражданского общества, становимся одним из многих действующих лиц общественно-политического процесса. Христианское сообщество должно владеть языком, который одновременно понятен обществу, но который также обладает определенной критической остротой, отличающей его от языка общественных движений и организаций. Другими словами, христианам не следует подстраиваться под общественные течения и стандарты, но, по словам апостола Павла, твердо держаться «предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).
Особую опасность для межхристианского сотрудничества несет в себе либерализация норм христианской морали, которую некоторые течения в современном протестантизме пытаются представить как новую, «гуманную» парадигму христианской проповеди. Для православных неприемлема точка зрения, согласно которой нравственные идеалы Евангелия объявляются продуктами давно ушедшей эпохи, в наши дни якобы не имеющими силы. Это также касается вопросов богословия и церковной практики, цель и смысл которых в подобной перспективе более не состоит в приведении людей к Богу, но сводится к мнимой «гуманизации» церковной жизни, отныне приспособленной исключительно к стандартам «мира сего».
Находясь на перепутье, когда, помимо острого финансового кризиса, многими под вопрос ставится убедительность и смысл христианского сотрудничества, мы остро нуждаемся в обретении нового видения назначения и задач межхристианского взаимодействия. Мы вновь должны осознать взаимосвязь между lex orandi и lex credendi. Их эталон мы имеем в древнецерковном Предании, на фундаменте которого, хотелось бы вновь подчеркнуть, должны основываться принципы межхристианского сотрудничества.
Многие из сидящих в этом зале были свидетелями и участниками острых дискуссий во Всемирном совете, которые в конечном итоге привели к созданию Специальной комиссии ВСЦ по православному участию после VIII Генеральной ассамблеи в Хараре, а после IX ассамблеи в Порту-Алегри – к созданию данного Постоянного комитета по консенсусу и сотрудничеству. Этот комитет является действенным механизмом для того, чтобы устранить нежелательную деформацию межхристианского диалога, имевшую место в прошлом, и сосредоточиться на вопросах, требующих неотложного решения и новых идей.
За прошедшие двадцать лет представителям Московского Патриархата также нередко приходилось слышать в свой адрес упреки в закрытости и неспособности идти вперед по пути сотрудничества, солидарности и содружества с другими христианами. Наше нынешнее заседание красноречиво свидетельствует о том, что это не так. Однако у Русской Православной Церкви есть собственное понимание пути к христианскому единству и сотрудничеству, которое разделяют и другие Православные Церкви. Мы готовы разъяснять нашу позицию по этим вопросам и искать взаимопонимания с другими христианами.
Мы подготовили для вас программу, основной задачей которой является ознакомление с современной жизнью Русской Православной Церкви, в частности - с ее диаконическим служением. Хочу подчеркнуть, что методология социального служения создавалась нами в тесном сотрудничестве и при поддержке различных благотворительных агентств, таких, как АСТ, Норвежская, Финская, Датская церковные помощи, Диаконическая Служба Евангелической церкви в Германии. Неоценимую помощь в этом отношении оказал и сам ВСЦ. Я убежден, что у нашей Церкви и Всемирного Совета Церквей есть надежный залог для плодотворного сотрудничества в будущем.
Как уже многократно отмечалось, комиссия «Вера и устройство», призванная играть во Всемирном Совете одну из ключевых ролей, в последние годы отошла на второй план. А между тем, недостаточное внимание к взаимопониманию Церквей в богословской области способно укрепить излишние страхи друг перед другом и взаимное непонимание, которые будут передаваться грядущим поколениям богословов. Те, в свою очередь, будут неизбежно повторять старые избитые клише, возникающие из-за поверхностного знакомства с богословием друг друга.
Хотел бы в заключение уведомить вас, что, в связи с большой загруженностью на посту Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, я более не смогу быть членом Постоянного комитета по консенсусу и сотрудничеству и поручаю эту миссию секретарю Представительства Московского Патриархата при ВСЦ протоиерею Михаилу Гундяеву. Надеюсь, что его богатый опыт, коммуникабельность и оперативность внесут ощутимый вклад в работу комитета и будут способствовать продуктивному решению задач, стоящих в комитете на повестке дня.
Искренне желаю вам, дорогие братья и сестры, успешной работы, плодотворного знакомства с современной жизнью нашей Церкви, с нашим верующим народом и его святынями.